Кто спасёт спасателей? И не только их…

В середине мая вышел приказ Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям с нейтральным, на первый взгляд, названием — «Про припинення юридичних осіб», в котором в том числе фигурирует и Александрийский военизированный горноспасательный (аварийно-спасательный) отряд ГС ЧС. Теоретически он предусматривает «вдосконалення діяльності» и «підвищення ефективності» работы нескольких аналогичных подразделений. Но на деле, как выяснилось, — фактическую ликвидацию полноценного, более того, уникального в масштабах Украины отряда.

фото с сайта "Моя Александрия"

Как выяснилось, этот шаг даже по убеждению самих «чрезвычайников», как минимум, лишен смысла. А с учетом того, что наши горноспасатели являются единственными (!) в Украине, кто имеет право, доступ и квалификацию к обслуживанию урановых шахт, то ситуация выглядит ещё более серьёзной.

Впрочем, обо всём по порядку. 13 мая 2013 года вышел приказ председателя Государственной службы по чрезвычайным ситуациям № 216 «Про перейменування воєнізованих гірничорятувальних (аварійно-рятувальних) загонів МНС України та затвердження статутів». Он предусматривал, казалось бы, обычную формальность — переименовать в том числе Александрийский военизированный горноспасательный (аварийно-спасательный) отряд МЧС в Александрийский военизированный горноспасательный (аварийно-спасательный) отряд ГСУ ЧС. И утвердить его устав в новой редакции. Кроме александрийцев, в приказе фигурировали ещё отряды Марганца и Николаева — таких подразделений в Украине существует всего девять.

Однако уже через два дня, 15 мая, оттуда же вышел новый приказ: вышеозначенные (уже, надо понимать, переименованные и с новыми уставами) подразделения… вообще ликвидировать как юридические лица. И присоединить их к Государственному военизированному горноспасательному (аварийно-спасательному) отряду ГСУ ЧС. В части александрийского отряда — фактически «отдать» финансирование и имущество за пределы области, в Кривой Рог.

Ещё не дожидаясь приказа о ликвидации, начальник Управления ГСЧС в Кировоградской области Виктор Федорчак обратился к руководству Госслужбы. Ведь отряд обслуживает почти 40 предприятий (элеваторы, гранитные карьеры, зернохранилища, заводы стройматериалов…) на территории Кировоградщины. Из них — 3 шахты ГП «ВостГОК», куда допускается исключительно личный состав горноспасательных подразделений. Поэтому, указывает Виктор Федорчак, «существует необходимость в размещении на территории Кировоградской области Александрийского ВГС (АС) О, поскольку, согласно с требованиям Горного закона Украины (ст.1,25 -29,33), горноспасательные подразделения осуществляют экстренные и неотложные мероприятия на горных предприятиях в особо опасных условиях для спасения людей, тушения пожаров, ликвидации последствий внезапных взрывов газа, выбросов пыли, горных ударов, обвалов и самовозгорания горных пород, затопления горных выработок». Цитата столь пространная приведена не только для того, чтобы продемонстрировать, чем занимаются горноспасатели, но и понять степень рисков, связанных с подобным реформированием.

Чтобы понять его последствия, нужно знать специфику именно александрийского отряда.

Из приказа №224: «…з метою (…) підвищення ефективності їх функціонування та рівня готовності до дії за призначенням в умовах обмеженого фінансування за рахунок коштів державного бюджету».

Однако Александрийский отряд уже несколько лет является практически хозрасчётным. Так, если в 2006 году горноспасатели хозрасчетным способом смогли заработать от обслуживания объектов 416 тысяч гривен, то в 2012 — 14,3 миллиона. Но главное — кардинально изменилось соотношение между финансированием из госбюджета и собственным заработком в позиции поступлений на одного работающего. В 2006 году оно составляло в процентах примерно 75:25 соответственно, то есть три к одному. А к 2012 — почти 12:88, то есть примерно один к девяти! Таким образом, из бюджета отряд берет лишь чуть больше 10 процентов на содержание персонала. Расходы же на содержание техники и прочие позиции материально-технического снабжения отряд собственными деньгами обеспечивает вообще на сто процентов. Поэтому «в условиях ограниченного финансирования» в государственных деньгах практически не нуждается…

Из приказа№224: «п.4.4. У встановленому порядку попередити працівників про наступне їх вивільнення, а також звільнити працівників, посади яких підлягають скороченню; забезпечити дотримання їх соціально-правових гарантій у порядку, визначеному чинним законодавством».

То есть увольнения действительно будут. В том числе — специалистов, которые подготовлены специально к работе в том числе на урановых шахтах и которые (специалисты, имеющие квалификацию и допуск к таким работам) есть только на Кировоградщине. Кроме того, по словам зампредседателя первичной профсоюзной организации Атомпрофсоюза Романа Валаги, в данном случае налицо прямое нарушение Отраслевого соглашения между МЧС и Профсоюзами работников государственных учреждений Украины, атомной энергетики и промышленности Украины и работников металлургической и горнодобывающей промышленности Украины, заключенного на 2012-2015 годы. В частности, пункт 3.2. о том, что МЧС по согласованию с проф­союзами обязуется не допускать массовых увольнений (более 5 % на протяжении календарного года). А в александрийском отряде планируется сократить не менее 25 процентов — 85 из 211 штатных единиц. Кроме того, п.3.3. того же соглашения определяет, что решение о сокращении численности или штатов в связи со сменами в организации предприятия, а также о реорганизации предприятия согласовывается с профкомом предприятия. Нужно ли говорить о том, что профком такого согласия не давал? Более того, речь идет о нарушении права работников выбирать профсоюз, потому что в Кривом Роге профсоюза атомщиков не существует. Под вопросом в этом случае окажется и назначение пенсий: льготное пенсионное обеспечение горноспасателей значительно отличается от пенсий рядового и руководящего состава подразделений гражданской защиты, о чем тоже сообщил в ГСЧС Виктор Федорчак.

Профсоюз указывает и на нарушение ещё одного пункта отраслевого соглашения (п.3.6.1.), где МЧС обязывается рассмотреть вопрос трудо­устройства на предприятиях отрасли работников, которые увольняются на основании п.1.ст.40 КЗОТа (в связи с сокращением и реформированием): никаких вариантов трудоустройства людям на данный момент не предложено.

Возвращаясь к «ограниченному бюджетному финансированию»: «оптимизация» только одного, александрийского, отряда как раз ощутимо ударит по карману державы. Ведь только размер выходного пособия в данном случае может составить около 5,2 миллиона гривен. Вдобавок, говорится в документе, подписанном Виктором Федорчаком и направленном в ГСЧС, «возникнет необходимость финансировать всю заработную плату за счет госбюджета, а это только по Кировоградской области дополнительно 13,5 миллиона гривен». Это приведет к тому, что, по закону, деньги от потенциально опасных объектов, которые обслуживает отряд, невозможно будет направлять на зарплату спасателям. А сами эти объекты будут платить за услуги спасателей на 20 процентов (сумма НДС) больше, а значит, вынуждены будут экономить на своих работниках…

Почти сотня рабочих мест «в минус» и более 5 миллионов гривен налогов с доходов физлиц и отчислений в соцстрах — такова «социальная» цена вопроса для Кировоградщины, поскольку Кривому Рогу такое число специалистов не нужно, а отчисления будут уходить в Днепропетровскую область… Не менее важное обстоятельство — территориальная удаленность подразделения, готового к самым опасным и непредвиденным ситуациям, от потенциально опасных объектов. Скажем, от Александрии до Кировограда с его Ингульской шахтой — 75 километров, а от Кривого Рога — 120… Из Александрии в Смолино — 155 километров, а сюда же, но от Кривого Рога — 200… И это — в ситуации, когда важнен не то что каждый час, а каждая минута на счету! Впрочем, когда речь идет о 14 миллионах гривен в год только от шахт, которые после реформирования будет получать уже Кривой Рог, километраж не так уж и важен?! Как и то, будет ли в этом случае по-прежнему практически бесплатно обслуживаться, скажем, ГП «Трест «Александрияразрезстрой»» с незакрытыми сейчас стволами шахты «Медвежьеярская»…

Как выяснилось, этим решением реформаторы наступают… на старые грабли. Печальный опыт работы с Кривым Рогом есть у того же Марганца — напомним, приказ №224 касается и Марганцевского специального военизированного горноспасательного (аварийно-спасательного) отряда, который, кстати, как и Александрийский, тоже вышел на хозрасчет и является вполне финансово состоявшейся единицей. Местная «первичка» работников металлургической и горнодобывающей промышленности обратилась за помощью сразу к двум народным депутатам относительно инициативы Криворожского специального военизированного горноспасательного отряда и вышедшего впоследствии приказа №224. Оказывается, в конце 2003 года отряд в Марганце уже был лишен статуса юрлица и вошел в Южный региональный отряд Государственной специальной (военизированной) аварийно-спасательной службы МЧС Украины, созданный на базе Кривого Рога. В результате число работающих было сокращено в два раза, уменьшилось число потенциально опасных объектов, которые обслуживал отряд, так как новая структура всего спектра услуг не гарантировала. Оборудовавние и технику отряда передали другим подразделениям, личный состав не обеспечивался ни средствами защиты, ни спецодеждой. Заработанные отрядом деньги изымались головной структурой и распределялись между всеми подразделениями и т.д. Поэтому уже в ноябре 2005 года статус юридического лица горноспасателям Марганца вернули. Теперь — история повторяется, несмотря на негативный опыт таких преобразований для подразделений на местах. Аналогично развивались события и с ивано-франковским отрядом, который тоже в 2003 году лишали статуса юрлица и вводили в структуру Западного регионального отряда Государственной специальной (военизированной) аварийно-спасатиельной службы МЧС Украины. И тоже менее чем через два года вернули статус кво

Правда, сейчас, в отличие от Александрии и Марганца, Ивано-Франковск в приказе а-ля №224 не значится.

Ещё в конце марта Кировоградщина направила в ГСЧС аргументы в пользу сохранения статус кво, предложения по улучшению работы структуры в её прежнем виде, изложение возможных рисков. Кроме того, командование отряда обратилось к Президенту Украины, народным депутатам. В частности, в ответе ГСЧС депутату Сергею Кузьменко на его обращение было указано — мол, предложения и аргументы профсоюза александрийского отряда учтем. Результат, увы, известен. А вот последствия такой реформы могут быть как раз самыми непредсказуемыми.

Оксана Гуцалюк, «УЦ».

Кто спасёт спасателей? И не только их…: 3 комментария

  1. Добрались чертовы оптимизаторы уже и до спасателей! Все уничтожают, как катком! Все что было создано до них! Разрушают и уничтожают целые отрасли, которые работают как единый механизм, наплевав и не обращая никакого на последствия!

  2. Это не оптимизаторы, это корупционеры и враги Украины.

Добавить комментарий