Социальный транспорт: бизнес или меценатство?

Тема пассажирских перевозок в Кировограде давно превратилась в настоящий гордиев узел, разрубить который до сих пор никак не удаётся. По крайней мере, в части перевозок льготников областного центра. Перевозчики говорят о том, что имеющихся в их распоряжении денег на всех льготников катастрофически не хватает, и даже готовы идти на крайние меры — забастовки; власть упрекает руководство автобусного и троллейбусного парков в нежелании зарабатывать самостоятельно, злоупотреблении монополией, шантаже и вводит конкурентный маршрут…

Чтобы понять логику действий перевозчиков, мы обратились к Евгению Бахмачу, акционеру автобусного и троллейбусного парков, перевозящих льготников в Кировограде. Предупредили сразу: разговор комфортным может и не получиться.

— За проезд льготных категорий, по закону и по факту, платит государство. Что вас (точнее, оба предприятия) не устраивает?

— Закон — законом, а факт — фактом. И этот факт перевозчиков устраивать никак не может, даже теоретически. Вся сумма государственной субвенции, которая выделяется на перевозки льготников в г. Кировограде, составляет 16,5 миллиона гривен. По мнению чиновников, она должна в основном покрывать расходы предприятий. Давайте вместе посмотрим, соответствует ли это действительности. Простое деление дает сумму 1,375 миллиона гривен в месяц. С учетом того, что, по официальной статистике, льготами на проезд в Кировограде, согласно законам, пользуется более 70 тыс. (!) человек, то получается, что держава оплачивает за каждого льготника менее 20 гривен, а это 10 поездок в месяц, то есть всего 5 дней из 30! Остальные 25 дней льготников возят за свой счет, в основном автобусный и троллейбусный парки. Да, можно говорить о том, что многие люди этих категорий общественным транспортом вообще не пользуются, — скажем, работники правоохранительных органов или вообще немощные старики. Но таких — не более 10 тысяч человек. К тому же сейчас пенсионный возраст составляет 55-60 лет, и многие пенсионеры работают, а значит, ездят ежедневно, и не по одному разу. И ещё. Реальная сумма субвенции, которую выделили двум паркам, составляет 12,8 миллиона гривен, то есть её хватает лишь на перевозку льготников в течение 4 дней в месяц — это в 7-8 раз меньше от реальной потребности. Совершенно очевидно миф о том, что субвенция полностью покрывает расходы предприятий на льготные перевозки, полностью несостоятелен.

— А что, два крупных предприятия совсем не зарабатывают?

— Скажу честно: выручка социального транспорта довольно скромная: по автопарку примерно 3,5 миллиона гривен со всех городских автобусов в год, с троллейбусов — 1,8 миллиона. И если троллейбусники (этот транспорт более дешевый в эксплуатации) ещё сводят концы с концами, хотя денег хватает только на зарплату и электроэнергию, то автобусы — реально убыточные из-за высоких, практически европейских затрат на топливо. Плюс они сложнее в эксплуатации — «мерседесовская начинка», дорогое обслуживание…

— Тем не менее, и автобусный, и троллейбусный парки работают, транспорт выходит на маршруты. Значит, несмотря на ваши выкладки, денег всё-таки хватает?

— Скрывать не буду, более того — люди должны об этом знать: на протяжении многих лет минусовую разницу в расходах и доходах обоих предприятий покрывало НПП «Радий». Таким образом, его коллектив ежегодно субсидировал социальным перевозчикам 6-8 миллионов гривен. Не говоря уже о том, что за свои деньги завод купил автопарку более чем на 25 миллионов современных автобусов большой вместимости. То есть всегда это была сугубо социальная нагрузка, и никогда и нигде не поднимался этот вопрос ни в виде рекламы, ни в виде пиара, ни для получения дивидендов или преференций. Однако сегодня у самого «Радия» очень сложная финансовая ситуация. После аварии на Фукусиме резко снизились объемы модернизации, которые проводят станции за рубежом. Кроме того, из-за отсутствия средств НАЭК «Энергоатом» в 2013 году даже отказалась брать у нас готовое оборудование, а на 2014 год предприятие пока еще не заключило ни одного договора…

Думаю, понятно, что в такой ситуации «Радий» не может продолжать нести «транспортную» социальную нагрузку. Как результат — без субсидии «Радия» у перевозчиков начали накапливаться долги по зарплате, налогам, горючему, запчастям… И к началу декабря оказалось, что долги по зарплате сотрудникам тролейбусного парка не погашены ещё с августа, у автобусного парка — с сентября. А ведь люди работают с 4 часов утра на зарплату, которая не выше средней по городу, да еще и отвечают за безопасность перевозок!!! Поэтому мы обратились к городским властям. Ведь официальных источников финансирования социальных перевозчиков три, по крайней мере, по закону — субсидия государства, собственная выручка и местный бюджет. Что имеем на деле? Субсидия, как мы с вами посчитали, не покрывает затраты предприятий, выручки того же автопарка не хватает даже на заправку транспорта… А местный бюджет…

— Если вы напоминаете о том, что вам должен платить ещё и городской бюджет, то почему — только двум предприятиям? Остальные же перевозчики тоже возят льготников…

— Мы совершенно не против находиться в равных условиях с остальными перевозчиками. Но для того, чтобы вести эффективную коммерческую деятельность, чего от нас требуют, мы должны иметь возможность зарабатывать. Однако городские власти искусственно ограничивают возможную выручку социальных перевозчиков через совершенно необоснованное открытие параллельных маршрутов, в частности 1-ц. Но, в отличие от других перевозчиков, у нас такой возможности сегодня нет, более того, её лишили нас городские власти. Как именно? Введя центральный маршрут, который отбирает у нас «платных» пассажиров, а льготников не возит. Почему?! Понятно, что в нашем режиме маршрут 1-ц сразу станет убыточным, перевозчик в этом не заинтересован. Но нам бы тогда хотя бы на закупку горючего хватило бы…

— Вообще-то вам город предлагал забрать центральный маршрут, по которому ходит 1-ц. Не захотели?

— Дело в том, что наши коллективы — социально ориентированные, а этот маршрут идет по нашим же 10-му троллейбусному и 150-му автобусному маршрутам. То есть, взяв ещё и 1-ц, мы сами себе составим конкуренцию! Говорят, что введение этого маршрута было вызвано тем, что в пиковые часы были очереди на остановках, и эти очереди нужно было разгрузить. Но в свое время, когда нашему автобусному парку предлагали увеличить число автобусов, мы предложили совсем другой выход. Ведь у троллейбусного парка были на выходе, готовыми к перевозкам, 24 троллейбуса. Договор же с городскими властями был подписан только на 14 троллейбусов, 10 машин нас вынудили поставить «под забор», уволить людей. Получилось, что троллейбусы с единовременной грузоподъемностью тысячу с лишним мест остались не у дел. Мы предложили скоррективовать договор хотя бы до 20 троллейбусов, чем снять транспортную проблему вообще. Однако городские власти нам отказали, более того, очень «логично» выпустили 12 автобусов маршрута 1-ц общим числом 500 мест — то есть в два раза меньшим, чем у наших троллейбусов… Тем не менее, конкурс в декабре проведен, и 1-ц всё-таки появился…

Это привело к тому, что с активизацией коммерческих перевозок часть и без того небольшой выручки два социально ориентированных предприятия получать перестали. Ведь некоторые маршрутчики, и это не секрет, работают по теневой схеме: владелец маршрута — владелец маршрутки — водитель. Водитель платит хозяину фиксированную сумму, остальные затраты покрывает сам. Это — на сто процентов теневой оборот, везде ходят только наличные, а значит, налоги не платятся. А оба наших парка работают официально, платят налоги и с выручки — подотчетной, прозрачной, и с тех же субсидий.

— Если социальные перевозки не приносят прибыли, а, наоборот, одни убытки, почему бы вам не отказаться от этих маршрутов, а не требовать денег оттуда, где их всё равно нет?

— Понятно, что ситуация, в которой оказались оба социальных перевозчика, долго продолжаться не может. Если срочно не принять конкретных решений, то они умрут уже в начале года.

Что касается выручки. Если власти хотят, чтобы работал социальный транспорт, нужно думать, как дать возможность увеличить его выручку. А не наоборот — предпринимать меры, которые приводят к её уменьшению.

Если выручки из госбюджета не хватает для покрытия издержек, остается единственный источник — местный бюджет. Закон по электротранспорту так и предусматривает — должен быть договор между перевозчиком и исполкомом, согласно которому местный бюджет обязан полностью покрывать затраты на электротранспорт. Но город в 2013 году решил сэкономить на льготных пассажирах — заключил договор только на субвенцию из госбюджета и только на ограниченный пробег 14 троллейбусов, а ведь 20-24 троллейбуса полностью решили бы эту социальную проблему!

Да, бюджет города тоже не резиновый, но найти несколько миллионов для инвалидов, бабушек и дедушек, я уверен, не только можно, но и нужно. Если же город этого делать не собирается, тогда честнее объявить, что денег на компенсацию перевозок нет. Или собрать сессию и принять решение о том, что отныне автобусы обязаны ездить без горючего, водители — работать без зарплаты, а поставщики — давать запчасти и горючее бесплатно. А если серьёзно, то властям придётся отправить на биржу два коллектива — несколько сотен человек, потерять двух налогоплательщиков и, главное, лишить транспорта 70 тысяч льготников. И всё это — из-за 5-6 миллионов гривен из местного бюджета…

— Значит, ситуация тупиковая? Или кто-то, по-вашему, должен пойти на уступки? Кто?

— Сейчас мы ведем переговоры, готовится к подписанию договор на 18 троллейбусов, то есть на четыре больше, чем в прошлом году, и определенная сумма всё же будет выделяться из местного бюджета. Надеюсь, что аналогичный шаг будет сделан и в отношении автобусного парка. Альтернативного решения нет. Ведь если льготный транспорт умрет и однажды не выйдет на маршруты, пострадают прежде всего пожилые люди и другие льготные пассажиры.

В Европе, к примеру, такой подход: муниципалитет заключает договоры с перевозчиками и оплачивает их работу. Он же устанавливает график, определяет количество транспорта, собирает выручку…

И ещё один важный момент. Учитывая опыт зарубежных стран, более перспективным для городских перевозок является электротранспорт, который экологичен, существенно дешевле в эксплуатации, использует электроэнергию, которой в Украине избыток. Более того, в обслуживании он проще, практичнее и долговечнее. Скажем, в Швейцарии — второй по уровню жизни в Европе — основной перевозчик — электротранспорт. Аналогично — в Австрии и Германии… Да и в Украине есть примеры — в той же Виннице.

Да, маршрутка удобнее, как и любое такси. Но куда девать 70 тысяч горожан, которые имеют законное право пользоваться социальным транспортом?! Нужно в конце концов признать, что автобусный и троллейбусный парки — это НЕ БИЗНЕС, а социальная программа, и отношение к ним должно быть соответствующим.

— Понимаете ли вы последствия ситуации, которая сейчас выглядит конфронтацией?

— Речь идет об интересах даже не троллейбусного или автобусного парка, а прежде всего — горожан. Единственным реальным средством при таком числе льготников являются троллейбусы и автобусы большой вместимости. Тем более что у нас есть программа развития троллейбусного сообщения в Кировограде на десять лет, и мы готовы нести расходы. В частности, я, как почетный гражданин Кировограда, которому небезразлично решение социальных проблем города, буду направлять сюда же деньги из своих личных доходов от других видов бизнеса. А это — минимум миллион гривен в год, которые пойдут на развитие предприятий, перевозящих льготные категории кировоградцев.

Но и город должен что-то делать! Увы, в городском депкорпусе действует мощное лобби маршрутных перевозчиков, а ведь если тролейбусы и большие автобусы вынуждены сойти с маршрутов, а десятки тысяч людей останутся без социального транспорта, — кто возьмёт на себя ответственность за новый, уже транспортный, майдан? Мы-то осознаем всю серьёзность такой перспективы. А остальные?

Оксана Гуцалюк, «УЦ».

Социальный транспорт: бизнес или меценатство?: 28 комментариев

  1. У троллейбусного парка есть 24 троллейбуса, но договор подписан только на 14.
    Зато Ларин пропиарился и пустил «центральный маршрут». Популизм? Коррупция? Некомпетентность?

    И еще. 70 тыс. льготников на 230 тыс. населения. 30% кировоградцев не могут оплатить 2 рубля за проезд. Популизм? Коррупция? Шото еще?

  2. Что-то я не встречал в городах Украины, чтобы проезд в большом автобусе стоил как в маршрутке. А платить 2 грн. за проезд в старом ПАЗике, который по вечерам ходит по 150 маршруту и вовсе издевательство! Жадность, г-н Бахмач — худшее из человеческих качеств! Тем более, что она ведет к » отбиранию платных пассажиров».

  3. Інваліди війни I,II,III груп та особа, яка супроводжує інваліда I групи,Учасники бойових дій,

    Учасники війни,Особи (в т.ч. громадяни СНД), на яких поширюється чинність цього Закону (сім»ї загиблих),Учасники ліквідації аварії на Чорнобильській АЕС I та II категорії з посвідченням серії «А»,Народні депутати України, а також особа, яка супроводжує депутата – інваліда I групи,Одна дитина віком до шести років без права зайняття нею окремого місця,Діти віком від 6-ти до 14-ти років,Діти-сироти та діти, які залишилися без опіки батьків і виховуються в школах-інтернатах,Учні початкових та середніх загальноосвітніх шкіл, які проживають в сільській місцевості на відстані понад 3 км. Від школи,Інваліди всіх категорій та особа, яка супроводжує інваліда І групи ,Ветерани праці та особи, які мають особливі трудові заслуги перед Батьківщиною (Герої Соціалістичної Праці, повні кавалери ордена Трудової Слави),Пенсіонери за віком,Кандидат в депутати з дня реєстрації в одномандатному виборчому окрузі і до опублікування підсумків виборів,Жертви війни, и еще много других)))

  4. 1.Однако городские власти нам отказали, более того, очень «логично» выпустили 12 автобусов маршрута 1-ц общим числом 500 мест – то есть в два раза меньшим, чем у наших троллейбусов…
    2.Таким образом, его коллектив ежегодно субсидировал социальным перевозчикам 6-8 миллионов гривен. Не говоря уже о том, что за свои деньги завод купил автопарку более чем на 25 миллионов современных автобусов большой вместимости.
    3.Да, маршрутка удобнее, как и любое такси. Но куда девать 70 тысяч горожан, которые имеют законное право пользоваться социальным транспортом?! Нужно в конце концов признать, что автобусный и троллейбусный парки – это НЕ БИЗНЕС, а социальная программа, и отношение к ним должно быть соответствующим.
    …а десятки тысяч людей останутся без социального транспорта
    ====================
    1. Только 1-ц ездит в два раза быстрее и соответственно перевозит в два раза больше пассажиров, которых может вместить… Поэтому достигается паритет…
    Слово логично я бы поставил без кавычек…
    Во-вторых, 1-ц не поворачивает на Героев Сталинграда на обратном пути, а обеспечивает перевозу пассажиров в микрорайоны проспекта Правды, Беляева, Волкова, Маршала Конева (не нужно объезжать на троллейбусе лишних 30 минут вокруг Попова и Жадова), Пацаева Попова и Жадова со стороны Конева (дополнительно к уже ходящему транспорту).
    2.Приятно видеть в наше время благотворительность от частных структур (без иронии!!!)…
    Все прекрасно понимают, что всё-равно делался определённый бизнес и политический расчёт при таких инвестициях В ТО ВРЕМЯ, при таких больших для города инвестициях… Просто, возможно, тогда никто не предполагал, что ситуация со временем изменится…
    3.Граждане не пострадают… А если троллейбусы и автопарк станут, то 16,5 миллионов гривен гос.субвенции просто передадут другому перевозчику или нескольким перевозчикам… И те будут возить льготчиков…
    Угроза для льготчиков явно преувеличена…
    Поэтому, социальный проект не обязательно должен быть зациклен исключительно на этих двух предприятиях…

  5. Что касается выручки. Если власти хотят, чтобы работал социальный транспорт, нужно думать, как дать возможность увеличить его выручку. А не наоборот – предпринимать меры, которые приводят к её уменьшению.
    =================
    Не совсем соглашусь с данным утверждением… Вспоминаю митинг коллективов авто- и троллейбусного парка 5 декабря 2013 года…
    Я, например, ещё тогда раскритиковал ещё раньше, частично, действия горсовета по транспортной реформе… Но на митинге правильно сказал В.Канищев, что государство вернёт вам задолженность по субвенции, а на счёт дополнительной прибыли, предприятия должны свой деятельностью заинтересовать пассажиров, чтобы те ездили на троллейбусах и автобусах автопарка…
    Совершенно согласен — это чисто рыночный подход…

    Советской власти 22 года как нет, поэтому государство не будет финансировать больше положенного автоперевозчиков по социальным пассажирским перевозкам… Таковы реалии…

  6. И главное то, что не стоит превращать социальные перевозки в рычаги давления на местную власть в лице горсовета…

  7. Только что звонил в управление транспортом горисполкома. Мне сказали, что маршрут 1Ц ОБЯЗАН возить льготчиков бесплатно! Так что и тут с автопарком условия равные.

  8. Ну і нафуя нам була потрібна ця ваша транспортна рехформа,га прохффесіАнали?

  9. Ну где ж в равных? Автобусный и троллейбусный парк получили 16,5 миллионов гривен за перевозки льгот чиков государственной субвенции в 2013 году,
    а 1-ц дулю с маком получил (хоть он и недавно)…
    А главное. Вы ждали, что ответят по-другому в горсовете… Видимо у них было много звонков льготчиков, люди есть сложные, что мне Вам говорить…они ответили дежурную фразу… Они же не будут всем, кто позвонил зассказывать, что одни получают субвенцию, другтие нет… Это же никто слушать из звонивших не будет… И времени на каждый звонок уйдёт по часу…

  10. Чтобы не выслушивать за всех и за вся они Вам практически что угодно расскажут и подтвердят…

  11. Э-э-э нет! Тут уж я с них не слезу! Есть Постановлени Кабмина (если интересно, вечером дам ссылку) — извольте выполнять!

  12. А это уже вопросы к прокуратуре: сколько денег города на харьковские изыскания потрачено, какова отдача и кто на этом погрел руки? Как-бы нашему мэру не присесть лет на пять за эти штучки! Я понимаю, что дурень думкою богатеет, но хоть помечтать можно?

  13. Hunter говорит:
    10.01.2014 в 10:02
    Ну і нафуя нам…………..
    ==============
    Гена, ты уж прямо как Солженицин… 😉 🙂

  14. Что-ж нынче за времена, если мечты о воздаянии воспринимаются как кровожадность? Лев Толстой отдыхает!

  15. Ехал сегодня на ПАЗике маршрут №150. Водитель глухой, ПДД не соблюдает на остановках останавливается только если видит потенциальных жертв-пассажиров. Так вот, желаю, чтоб руководство автобусного парка всю свою жизнь передвигалось по городу исключительно на таких маршрутных транспортных средствах!

  16. Ну где ж в равных? Автобусный и троллейбусный парк получили 16,5 миллионов гривен за перевозки льгот чиков государственной субвенции в 2013 году,
    а 1-ц дулю с маком получил (хоть он и недавно)…
    Так а що вони мали отримати за 2013(?) рік, якщо тендер розіграли тільки 30 грудня??? Сашко, ти мабуть не виспався!

  17. Да ну о чём ты… Твои слова лишь ставят под сомнение мысль Serg о том, что автопарк (с троллейбусниками) и 1-ц в равных условиях… Он это утверждает…

  18. Расскажите потом о результатах…
    И нужно ещё уточнить…не предусматривает ли последний закон о госбюджете о приостановлении многих статей многих законов на 2013 год и будет ли это в этом…

  19. Serg, если бы прокуратура занялась всем, что есть, то там присесть можно не на 5 лет, а на гораздо больше…
    Начиная от депутатов, которые незаконно совмещают свою работу с руководящими постами в исполкоме, заканчивая полулегальным исполкомом, который сформирован в большей мере из категории «ІНШІ», но не включает должностных лиц, предусмотренных частью 3 ст. 51 Закона О местном самоуправлении в Украине.
    И если кто может заявить, что я дурак, то уж простите факт незаконности действий по формированию исполкома, подтвержден Нац.агентством Украины по вопросам госслыжбы. Жаль пока не подтвержден судом, но то ли еще будет…
    Так что богатейте, богатейте думкою… Мысли то материальны 😉

  20. Начиная от депутатов, которые незаконно совмещают свою работу с руководящими постами в исполкоме, заканчивая полулегальным исполкомом, который сформирован в большей мере из категории «ІНШІ», но не включает должностных лиц, предусмотренных частью 3 ст. 51 Закона О местном самоуправлении в Украине.
    ————————————————-
    Раціональне зерно тут присутнє, особливо що стосується формування складу виконкому.
    Відносно ж суміщення депутатства з роботою у виконавчих органах, то, на жаль, ні Зікон про місцеве самоврядування, ні Закон про статус депутатів місцевих рад не містить прямої заборони на таке суміщення, хоча вона (заборона) була б цілком логічною.
    Щодо формування складу виконкому, цілком погоджуюсь з думкою Нацагентства. Хоча частина 3 ст. 51 ЗУ Про місцеве самоврядування в Україні виписана доволі недбало, тим не менше, питань до складу Кіровоградського МВК є чимало. Ось лише деякі з них:
    1. Під час перебування Дзядуха В.О. на посаді першого заступника міського голови його мало б бути включено до складу ВК. Одночасно він мав би скласти депутатський мандат.
    2. Шановний Борменталь часів заступництва міського голови теж, за логікою ч.3 ст3 51, мав би бути включений до складу МВК, чого зроблено, наскільки я пам»ятаю, не було.
    3. Шановний Вадим Дрига після заступлення на місце Борменталя мав би скласти депутатський мандат і проголосований до складу виконкому.
    4. Керуючий справами виконкому Лідія Єльчанінова відпочатку мала б входити до його складу (цього зроблено не було), але зараз, коли її зареєстровано депутатом, вона мала б бути звільнена з посади керуючого справами МВК.

  21. За такое совместительство я и говорил. Извините за косноязычие)))
    Кстати насколько я понял, все начальники управлений и самостоятельных отделов исполкома так же должны быть включены в состав исполкома по должности, а значит ни один депутат не может работать в исполнительных органах, т.к. как депутат не может сам себя контролировать… и голосовать за свое увольнение / назначение.
    Нацгосслужбы сослался еще на одно из Решений Конститутуционного суда, в соответствии с которым резюмировали следующее в своем письме — «отже, заступник міського голови з питань діяльності виконавчих органів ради, керуючий справами виконавчого комітету як особи, які входять до складу виконавчого комітету ради, не можуть бути депутатами будь-якої ради.»
    Канищев как депутат Новгородковского районного совета тоже по такой логике обязан был сложить депутатский мандат, чего не сделал.
    А теперь оппозиции карты в руки. Согласно закону, если депутат нарушает требования по совместительству, его могут лишить мандата без голосования сессии. Все дискуссионые вопросы решаются в суде.
    Или по судам ходить труднее, чем на Майдан? :whistle:

  22. У нас, как обычно, все сводится к центральному маршруту. Других не существует. А пустить что-то с того же Попова через Ак. Королева и Ковалевку и не воевать между собой? Ведь после отмены шестерки в 112-й не впихнешься в обоих направлениях, да и ходить последнее время они стали вроде бы реже. А еще очень интересен такой вопрос: в автобусах многих билеты не выдают ни льготникам, ни платникам, мониторингов никаких не проводят (по крайней мере, никто их не видит), каким образом определяют, сколько перевезли льготников и платников, если транспорт ходит битком набитый? Можно было бы выяснить это, если бы возили только разрешенное количество пассажиров и выдавали платникам билеты. А иначе как? Также непонятна позиция города насчет троллейбусов. Если этот транспорт более выгоден, почему простаивает? Почему не пустить дополнительные тролейбусы по 1-му и 9-му маршрутам, где по 1 машине на линии, и люди ездили бы. А так и единица, и девятка катаются полупустыми! Есть линии также на Попова и на Волкова. Пустите транспорт туда, взяв эти маршруты, и получайте и прибыль, и благодарность горожан.

Добавить комментарий