«Социальная политика – вещь долгосрочная»

«Кабинет Министров заявил о сокращении 30 социальных программ на общую сумму 6,8 млрд гривен» — подобные новости не на шутку пугают тех, кто получает от государства помощь. Чего ждать? Отмены субсидий или льгот? Уменьшения размера соцвыплат? За разъяснениями «УЦ» обратилась к специалистам.

Рядовые сотрудники служб социальной защиты населения об инициативах Кабмина и возможных изменениях в их работе ничего не знают. Оно и понятно — традиция властей не информировать население о подобных процессах уходит корнями глубоко в советское прошлое и исчезнет не скоро. Но поспешим успокоить наших граждан — штурмовать управления соцзащиты пока рано.

Как рассказал нам руководитель Службы социальной защиты населения г. Кировского района в Кировограде Михаил Брынза, на данный момент все социальные выплаты производятся, согласно бюджету на 2014 год, принятому правительством Азарова.

— Новое правительство анонсировало пересмотр этого бюджета, но сколько времени он продлится и когда закончится, могут ответить только в самом правительстве. От себя могу сказать только то, что это небыстрый процесс, занимающий несколько месяцев. Пока же все социальные выплаты осуществляются, согласно действующему бюджету на 2014 год. Поэтому не нужно переживать, все полагающиеся выплаты люди получают в полном объеме.

Что ж, новость хорошая, но к чему готовиться после пересмотра бюджета? Есть ли в социальном законодательстве резервы, позволяющие обойтись без урезания выплат и льгот, которые для многих — единственное средство выжить? По мнению М. Брынзы — да. Если углубиться в социальное законодательство Украины, можно довольно быстро заметить, что оно представляет собой настоящий хаос: многие социальные программы полностью дублируются или частично повторяют друг друга, некоторые не имеют под собой материальной базы или недостаточно хорошо проработаны (то есть фактически не действуют). При этом под каждую из программ в бюджете предусмотрено соответствующее финансирование. В результате довольно большие суммы просто исчезали в никуда.

— Это касается, например, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно закону, эти люди приравниваются к участникам боевых действий и имеют право на соответствующий пакет льгот. Но у них есть и собственный пакет социальных программ. И получается, что чернобыльцы могут обращаться за той или иной услугой то как чернобыльцы, то как участники боевых действий — как им выгоднее. Например, льготы они получают как участники, а за санаторно-куротным лечением обращаются как чернобыльцы. Вот вам и первая дыра в бюджете. И в нее уходит огромное количество средств, — отмечает М.Брынза. — Таких дыр при пристальном рассмотрении оказывается очень много, и их необходимо устранять. Хотелось бы, чтобы новое правительство привело социальную базу в порядок — одно только это позволит освободить огромные средства.

Наверное, самая волнующая тема для многих (особенно для пенсионеров) — что будет с субсидиями? Кого коснется сокращение финансирования этой крайне важной социальной программы?

Тема субсидирования населения — очень запутанная и сложная. Чтобы получить право на субсидию от государства, необходимо доказать, что расходы на коммунальные услуги составляют не менее 15% совокупного дохода семьи (для отдельных категорий — не менее 10%). Чем-то это напоминает взятие кредита в банке — и в том, и в другом случае клиент может банально смухлевать, подав документы с неправдивыми данными.

— Особенно много проблем с обеспечением субсидий возникло с введением социальной инициативы заполнения анкет на дому, — говорит М.Брынза. — Помните, приходили «письма счастья от Азарова» с анкетами, которые можно было заполнять по своему усмотрению? Служба соцзащиты обязана была по этим анкетам начислять субсидии. Естественно, данные, которые в них вписывались, при самом начислении никто не проверял, субсидии получали очень много людей, которым они на самом деле не полагались. Чтобы проверить правильность начисления такой субсидии, уходило в среднем от 3 до 6 месяцев. Когда выяснялось, что на самом деле человек не имел права на субсидию, а получал ее, ему предъявлялось требование возместить эти средства. Естественно, многие отказывались, и мы обращались в суд. Таких дел в суде сейчас очень много, средства на эту по сути популистскую программу были потрачены колоссальные.

По мнению руководителя Кировского управления соцзащиты, сокращение размера субсидий, возможно, будет производиться с помощью программы проверки нетрудовых доходов граждан. Что это такое?

— В Кировограде по инициативе минсоцполитики был реализован пилотный проект по проверке нетрудовых доходов граждан, обращающихся за субсидией. Он был весьма эффективен и позволил сократить количество получающих субсидии, и соответственно — сэкономить бюджетные деньги. Программа проста — после того, как человек подал документы на начисление субсидии, инспектор службы соцзащиты приходил к нему домой для проверки поданных сведений. К примеру, в документах было указано, что у человека имеются старый телевизор, советских времен холодильник и автомобиль «Жигули». При проверке инспектором нередко оказывалось, что телевизор — это плазма на полстены, холодильник трехкамерный и совершенно новый, а в гараже стоит «Ниссан» или «Тойота». Естественно, становится очевидно, что такой «нуждающийся» просто захотел сэкономить за счет государства. Так вот, если отсеять таких «нуждающихся», программа субсидирования окажется не только менее затратной для бюджета, но и более эффективной, так как средства будут получать именно те, кому они действительно нужны, — пенсионеры, малообеспеченные семьи.

Разнообразные детские выплаты — отдельная тема. Они составляют огромную часть бюджета страны, и совершенно естественно мамы боятся, что «меры жесткой экономии» в первую очередь коснутся их.

— Детские выплаты никто трогать не будет, я уверен, — говорит М. Брынза. — Во-первых, эти выплаты закладываются уже в полном объеме в момент начисления. Если мама подала документы на помощь при рождении ребенка в 2012 году, то эта помощь была в полном объеме профинансирована из бюджета 2012 года. Единственный возможный вариант сокращения этих выплат — это заморозка их на нынешнем уровне. То есть, если в 2013 году единоразовая помощь при рождении ребенка повышалась три раза, то на текущий год ее могут просто не повышать. С декретными выплатами ситуация такая же. Вообще я более чем уверен, что базовые социальные программы никто не будет урезать, иначе это, как говорил один политик, действительно чревато вторым Майданом, но уже социальным. Заявления премьер-министра Яценюка расцениваю как своеобразное зондирование общественных настроений — насколько туго можно затянуть пояса без риска, что народ выйдет на улицы протестовать. Во всяком случае, волноваться не нужно — в ближайшее время мало что изменится. Социальная политика — вещь долгосрочная, и от политических заявлений до реальных действий проходит довольно много времени.

Виктория Барбанова, «УЦ».

Добавить комментарий