Рок, блюз и джаз, или Классная музыка от Эдуарда Гевы

Сначала были патефонные пластинки. Затем появились «катушки» — бобины, кассеты, компакт-диски, цифровые аудиоплейеры. Благодаря техническому прогрессу меломаны могут слушать любимую музыку где угодно: дома, на работе, в дороге. Можно долго спорить на тему, какой из аудионосителей лучше и качественнее передает звук, но вряд ли найдутся желающие оспаривать преимущество «живого» концерта над прослушиванием музыкальных записей. Драйв, энергетика от выступления музыкантов вживую дают совершенно особые впечатления.

Эдуард Гева (второй слева) и группа "Внутри Zвука"

Последние полтора года кировоградские любители музыки имеют возможность получать «живые» эмоции, как по графику. Примерно дважды в месяц Бюро металлического джаза «Бёрн» и клуб «Виктория» организовывают в нашем городе рок-концерты кировоградских и иногородних музыкантов. В интервью с директором «Бёрна» Эдуардом Гевой мы говорим о том, зачем все это нужно, о наработках Бюро металлического джаза по итогам прошлого года, а также о проектах и планах на ближайшее время.

Задумка регулярно проводить в Кировограде «живые» рок-концерты к Эдуарду Геве пришла после того, как в одном из киевских клубов он увидел реакцию публики на выступление музыкантов. Музыкальный народ бился, мягко говоря, в экстазе. «Вы можете включить проигрыватель DVD, подключить к нему колонки, прилечь на диване и в спокойной, уютной домашней обстановке посмотреть на большом экране “плазмы” “концертник” вашей любимой команды, — считает директор “Бёрна”. — Но эмоциональный посыл от “живого” выступления — это же совершенно другое дело!»

Вторая цель Бюро металлического джаза, названного Гевой в честь его любимого альбома группы Deep Purple, — дать шанс выступить перед аудиторией кировоградским музыкантам, в первую очередь молодым.

«Так сложилось, что новым, начинающим группам, особенно тем, которые играют рок-музыку, практически нереально донести своё творчество до широких масс слушателей через радио или телевидение, — говорит Эдуард Гева. — Я хочу, чтобы как можно больше кировоградских музыкальных команд получили возможность выйти на сцену, хотя бы сообщить о своем существовании. По той простой причине, что выступать-то в Кировограде практически негде. Даже если умеешь держать гитару с правильной стороны. “Халтуры” — это совсем не то. Показать свое мастерство, показать, что ты умеешь играть музыку, что ты — музыкант, а не лабух, можно только на сцене.

У нас в городе молодых музыкантов, в общем-то, знают, на их выступления и раньше ходила публика, но, честно говоря, не то количество зрителей, которое музыкантам хотелось бы видеть в зале».

— К слову, сколько сейчас в Кировограде постоянно действующих музыкальных групп?

— «Плотных» команд где-то десять-пятнадцать. Играют они в разных стилях и для разных аудиторий. Есть некоторые рокеры, которые, ввиду того, что исполняют специфическую музыку, часто выступают в «Олимпии», но не играют в «Виктории». А так в принципе в прошлом году все, кто хотел выступить на концертах «Бёрн» в «Виктории», выступили. Может быть, за исключением пары молодых и потому «сырых» коллективов.

— Что нужно музыкантам, чтобы играть на концертах Бюро металлического джаза?

— Ничего сложного: необходимо любить собственное дело, соответствовать имиджу и образу. В принципе, чтобы заработать себе имя, нужно научиться играть. Для этого — минимум год или два сидеть в гараже и работать с инструментом. А не выучить три аккорда и говорить всем, что ты выдающийся музыкант, но тебя никто не приглашает выступать.

Пожалуйста, учитесь! Есть в Кировограде Анатолий Анатольевич Дон, «отец» всех гитаристов (преподаватель областного центра детско-юношеского творчества. — Авт.). Есть школьные, университетские вечера самодеятельности — там оттачивайте свое мастерство. Ну не бывает так, что купил инструмент, провел две-три репетиции и сразу вышел играть на серьезную сцену. Если на прослушивании я вижу, что команда «сырая», я ее выставлять не буду. Публика покупает билеты, и люди платят деньги не за мусор. На некачественный продукт зрители могут прийти только один раз, потом никто не будет нормально воспринимать ни музыкантов, ни организаторов.

Многие наши зрители сами говорили: после выступления сильных команд, таких, как, например, «Внутри Zвука», планка поднята настолько высоко, что им трудно настроить себя прийти на концерт группы уровнем слабее.

— Какие кировоградские команды, если судить по отзывам, впечатлили публику больше всего?

— Здесь даже не нужна минута на размышление: «Внутри Zвука». Уровень мастерства всех участников коллектива давно перерос рамки областного центра.

На второе место я бы поставил все-таки «Гучнi Думки». Они выступают очень мало, в прошлом году у команды было всего два выхода. Первый — кавер-вечер британской команды Black Sabbath (это, конечно, был ураган!), второй — четыре песни на концерте Михаила Пахманова в филармонии.

По уровню драйва и энергетики очень интересна группа Darkness Wish Angels. Ребята работают в направлении готик-дез-дум-метал. Жанр сам по себе довольно тяжелый и мрачный, но для любителей выплеснуть эмоции — самое то, что нужно.

Наиболее самобытным коллективом я считаю «Культ», но там с составом неопределенности: кто-то уходит, кто-то приходит, то они — группа, то — трио. Хотя команда очень и очень приличная, репертуар у них интересный.

Хорошая молодая группа с неплохим потенциалом — «Чорне сяйво». Когда они начинали и играли у нас первый раз, видно было, что еще где-то сыроваты. Но проходит месяцев восемь, и они уже звучат, как команда, как группа!

Очень позитивно публика принимала Руслана Федосеева сотоварищи, Анатолия Дона. После блюзового концерта, который вместе сделали Руслан и Анатолий, народ вышел из зала в таком классном настроении, что многие говорили: даже домой возвращаться не хочется. Еще и погода соответствовала настроению: прошел мягкий дождик, бруковка сияет, тепло — красота!

— Но десяток кировоградских групп не перекроет свыше двух десятков концертов, в этом случае повторы неизбежны…

— У наших соседей в Николаеве, Кременчуге есть такого же уровня команды, как в Кировограде. Например, николаевская группа «Крылья». Я их называю «Наш украинский Iron Maiden». Жанр — классический хеви-метал, работают они очень профессионально! Ребята подобрали три гитары плюс бас-гитара, так же, как Iron Maiden. Вокалист «Крыльев» Александр Плюснин проходил прослушивание в «Арии» после ухода из группы Артура Беркута. Это уже серьезный показатель.

Все наши прошлогодние гости были классные, но лучше всего из приезжих команд зажгли публику, конечно, Easy Dizzy — трибьют-группа классиков рока AC/DC. Музыканты высокого уровня, реально соответствуют нужному образу, показали отличное качество звучания. Такого уровня команды к нам, в Кировоград, за последние лет двадцать вообще не приезжали, за исключением «фирмачей», то есть известных рок-групп с собственным репертуаром (например, «Ария» в зале филармонии).

— Раз уж зашла речь о каверах и оригинальных композициях…

— Многие ставят мне в упрек, что на наших концертах музыканты играют много каверов. Но ведь не у каждой кировоградской группы есть достаточное количество собственного материала, чтобы можно было заполнить всю программу вечера. Новый материал нужно же написать, выучить, сыграть, но в конце концов народ все равно скажет: это я уже слышал. И тут на помощь приходят кавер-версии известных композиций.

Как наши современные музыканты могут зарекомендовать себя в глазах публики, выросшей в 1970-х, 1980-х, во времена реального расцвета хард-рока и хеви-метал? Нужно сыграть известные хиты классиков жанра, а публика сравнит их исполнение с оригинальными версиями, которые они слышали уже миллион раз.

Но если весь вечер просто играть разноплановые каверы, то возникнет ощущение, что находишься не на концерте, а в ресторане. Поэтому у нас каждая кавер-программа объединена единой мыслью.

— Эдуард, пожалуй, не всем любителям музыки по карману по два концерта в месяц. Допустим, зрители хотели бы выбирать, на какой из концертов идти обязательно, а каким можно пожертвовать. Реально составить график выступлений на три-четыре месяца вперед?

— К сожалению, строить какие-то долгосрочные планы не получится. Я не могу постоянно выставлять одни и те же кировоградские команды. К ним привыкнут и перестанут ходить. Кроме того, ребята пишут свою музыку, готовят свои альбомы, над которыми нужно много работать. А чтобы рассчитывать на выступления команд из других городов, нужно либо специально приглашать их к нам в гости, либо пытаться «втиснуться» в их гастрольный тур. В Харькове, Донецке, Запорожье и так далее есть просто отличные рок-коллективы, но там же и уровень жизни другой. Музыканты знают себе цену, и завезти их в Кировоград сложно. Привозить к нам иногородних музыкантов (не «фирмачей») всегда рискованно. В этих случаях, если выходишь по финансам в «ноль» или в небольшой минус, — то Бог с ним, главное, что город услышит новую для себя и стоящую команду. Если для меня вопрос о деньгах стоял бы на первом месте, то я закрыл бы «Бёрн» уже после двух-трех концертов…

Вообще два концерта в месяц — оптимальный график. Если больше — наступит пресыщение, если меньше — люди часто забывают о дате следующего выступления.

— А почему «Бёрн» проводит концерты именно в «Виктории»? Это ведь не специализированный музыкальный зал.

— «Виктория» устраивает практически во всех отношениях. Вместимость зала позволяет проводить там концерты, другое дело, звук «летает», но это уже технический вопрос.

Перед тем как начинать работать, я прошел пешком от моста на улице Полтавской до спортшколы на набережной — изучал, смотрел: где можно проводить концерты?

«Виктория» очень выгодно расположена с географической точки зрения: центр города, улица Большая Перспективная — основная транспортная ветка Кировограда. Добираться на концерт или с концерта очень удобно, как бы поздно он ни закончился.

Очень важно, что в «Виктории» во время концертов не курят. Многие зрители приходят с детьми, и это радует: родители приводят детей слушать музыку, которую сами слушали, когда были подростками. Среди зрителей уже образовались круги общения, люди приходят своими компаниями и коллективами. Для меня это показатель: если есть постоянные зрители, значит, нам удалось завоевать их доверие. Ведь почти все они — меломаны со стажем, имеют вкус и слушают только качественную музыку.

Может быть, кавер-версии звучат не так, как оригинал, но дело в том, что в оригинале ни Genesis, ни Deep Purple, ни AC/DC, ни Pink Floyd к нам в Кировоград никогда не приедут. Конечно, можно слушать оригинал на магнитофоне, но «живая» музыка в эмоциональной подаче, в атмосфере зала, когда ты находишься на одной волне с музыкантами и зрителями, дает такую волну позитива, с которой не сравнится ни одна аудио-запись.

Увы, есть еще в городе кадры, которых не охватила эта всеобщая любовь к рок-н-роллу. Спасибо, конечно, «УЦ», каналу «Кировоград», всем СМИ, которые нас поддерживают, но многие кировоградские любители музыки говорили мне, что не пришли на такой-то и такой-то концерт потому, что не знали о его проведении…

— Хорошо, а чем «Бёрн» порадует своих зрителей и слушателей в новом сезоне?

— Ориентировочно в последний четверг января (26 число) к нам снова приедет группа «Крылья», потому что их прошлогодний концерт в Кировограде был в августе, в сезон отпусков, так что многие толком их не видели и не слышали.

Где-то в середине февраля мы хотим провести в филармонии концерт памяти основателей Pink Floyd Рика Райта и Сида Барретта. Играть будет «Внутри Zвука».

На подходе музыкальный вечер рок-н-ролла, посвященный одной из моих любимых команд, — группе «Браво», правда, мы еще не определились, кто будет играть.

Опять же, возможно, в начале марта будет концерт, основанный на раннем творчестве Аллы Пугачевой. Когда она начинала выступать на сцене, то была реальная суперзвезда, ей писали песни великие поэты, композиторы и музыканты. Играть будут группа «Новый день» (они выступали в проекте «Джаз, и не только», а также на кавер-вечере «Машины времени») и Виктория Делестьянова.

Что еще? Кровь из носу хочу сделать концерт в честь Rainbow! Раньше для нас эта команда была иконой рока, а сегодня многие представители молодого поколения даже не знают, кто это.

Еще хотелось бы организовать концерт кировоградской группы Sokolovsky. Причем Сергей Соколовский сам выдвинул идею сыграть «Сектор газа».

Есть интересная задумка провезти сильную кавер-группу Kiss (хотя это сугубо специфическая музыка) и кавер-проект на Элиса Купера. Из других иногородних коллективов есть предварительная договоренность на выступление в Кировограде киевской команды Animals’ Session, играющей классику жанра: блюз-рок, хард-рок 1970-80-х годов. Они на своих концертах «заряжают» зал потрясающей энергетикой, я бы хотел, чтобы Animals’ Session стали резидентами Бюро металлического джаза «Бёрн». Кроме этого, я хочу пригласить в Кировоград интересный западно-украинский джазовый инструментальный коллектив Tango Temple, рок-команду из Кременчуга «Вайнпорт»…

— Направления, в которых играют перечисленные музыканты, самые что ни на есть разнообразные.

— Мы стараемся охватить те жанры, которые сейчас не практикуются на большой сцене, потому что считается, они не соберут кассу: рок, блюз, джаз и авторская музыка.

— А какая музыка никогда не будет звучать на концертах Бюро металлического джаза «Бёрн»?

— «Кислота», дешевая попса, блатняк. Я эти жанры вообще не воспринимаю.

Беседовал Александр Виноградов, «УЦ».

Рок, блюз и джаз, или Классная музыка от Эдуарда Гевы: 4 комментария

  1. Эдику большой привет с респектом!Ребятам из «Внутри Zвука»,тоже!
    Рад,что о них появилась развернутая и интересная статья.Автору тоже наше почтенье! :bye:

  2. :good: Молодец Эдик!!! Так держать!!! Только не нашёл в перечисленных группах «Strangers» и Дороша с «Perpetual Change».Как по мне,то именно «Led Zeppelin — Perpetual Change» был самым разрывным.ИМХО

  3. Кагбе Дорош сейчас не в этой стране, а Энималз Сешн давали жару, исполняя Цеппелинов, ещё 5 и более лет назад и, надеюсь, за эти годы команда прогрессировала. Потому что Цеппелинов, как и оргазм, нельзя имитировать.

    Когда я услышал Цеппелинов в исполнении Perpetual Change с Джорджиком на вокале, когда все ключевые моменты были отработаны, — это было исполнение не в качестве работы, а впервые в городе (на моей памяти) и для души.

  4. А при чём здесь в стране или не в стране? Команда тоже принимала участие ,и ни один раз.Можно было и о них вспомнить.А Саша Рыба тоже не в стране?

Добавить комментарий