Недавняя история

Ивана Ивановича Галушко в Кировограде знают многие – в основном как основателя и бессменного директора приюта «Милосердный самарянин», где доживают свои дни окруженные заботой и вниманием больные старики, которые по разным причинам остались без помощи родственников. Улыбчивый, всегда подчеркнуто скромно одетый, бесконечно добрый человек, который не стесняется просить у всех и каждого хоть какой-то помощи для приюта. А что делать? Приют живет сегодня исключительно за счет пожертвований частных лиц и организаций – ни церковь, ни государство его не поддерживают.

Но приют – это не единственный подарок Ивана Ивановича нам, горожанам. Многие кировоградцы, наверное, помнят, что именно его стараниями был возрожден ковалевский храм. История это совсем не давняя, всего-то четверть века прошло, но кажется, что все это происходило совершенно в другой жизни, в другом городе и с другими людьми.

– Мама с семи лет водила меня в церковь, – рассказывает Иван Иванович. – В школе меня дразнили, но не зло. Даже учителя называли меня не по фамилии, а «поп Иван», но веры я никогда не стеснялся.

После окончания школы Иван Иванович отслужил в армии, поработал дворником, связистом в штабе ГО, потом окончил Батумское мореходное училище по специальности «Механик-универсал» и ходил в плавания.

– Где мы только не были! – вспоминает Иван Галушко. – За пять лет я побывал в Японии, Сингапуре, Индии, во многих африканских странах, на Мадагаскаре, в Испании, Португалии, Франции, на Кубе и мысе Доброй Надежды. Был даже на острове Святой Елены. Там такая история была: возле могилы Наполеона кто-то нацарапал на дереве «Не пошел бы на Россию – не попал бы на Елену». В тот год туда заходили три советских корабля, и британское правительство оштрафовало капитанов всех трех… Проплавал я всего пять лет, потом по семейным обстоятельствам пришлось сойти на берег и остаться в Кировограде. Потом жалел, конечно. Кажется, и сегодня бы в плавание пошел, если б позвали…

В Кировограде Иван Иванович устроился на завод им.Таратуты, в литейный цех. Идя с работы, каждый день проходил мимо полуразрушенного здания ковалевской церкви.

– Туда можно было свободно зайти, посмотреть. И, знаете, душа болела. Не стенах сохранилась прекрасная роспись «Явление Христа народу», «Покрова Пресвятой Богородицы», а вокруг – мусор, грязь, битые бутылки. Но что я мог сделать?..

вторая половина 70-х прошлого века
наше время

У городских властей были свои планы на пустующее помещение. С 1963-го, когда в храме были прекращены службы, здесь хранили стеклотару и соль, ремонтировали технику и т.п. А в 1972-м в бывшей церкви, которая к тому времени лишилась территории –вплотную к ней построили жилые дома, – собирались открыть Дом молодежи. В соответствии с документами, которые показал нам Иван Иванович (он до сих пор хранит всю переписку и копии решений горсовета, касающиеся этого здания), на эти цели даже выделялись в бюджете деньги: то девяносто тысяч рублей, то сто сорок, но ни копейки из этих средств освоено так и не было.

Наконец времена стали меняться. После того как Генеральным секретарем КПСС стал Михаил Горбачев, верить в Бога и ходить в храм стало уже не стыдно, кое-где церкви уже возвращали верующим. И Иван Иванович принялся спасать храм. Претендовать на помещение могла только христианская община численностью не меньше двадцати человек. Иван Иванович собрал единомышленников и зарегистрировал Покровскую православную общину г.Кировограда. Впрочем, Покровской общине отказали в передаче помещения на том основании, что его, мол, планируют отреставрировать и открыть здесь зал органной музыки. Вместо ковалевского храма общине предложили участок за городом, на котором верующие смогут за собственные средства построить церковь.

– Наше письмо о передаче общине здания храма подписали больше шестисот кировоградцев, но в горисполком нас даже на порог не пускали. Единственный из чиновников, кто нас тогда принял, – Василий Георгиевич Мухин, он был председателем Кировского райисполкома. Он, правда, тоже сказал, что, мол, сделать ничего невозможно, храм уже не вернуть, но говорил со мной уважительно и сочувственно, и я уже за это был ему благодарен.

Иван Галушко решил ехать в Москву. Программа-максимум была такой: лично встретиться с патриархом Московским и Всея Руси Пименом, Михаилом Сергеевичем Горбачевым и председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР Константином Харчовым. Верующие собрали деньги на дорогу – тридцать три рубля. Но ехать с Иваном Ивановичем никто не хотел – то ли боялись, то ли просто не верили в успех этой затеи.

– Со мной согласился поехать только один член общины – Прокофий Никифорович Дубина, а делегация должна быть три человека. И я сына своего взял – Сергея, ему тогда было тринадцать лет, но он у меня рослый был…

С патриархом кировоградцам встретиться не удалось – просто передали письмо. К генсеку ходоков, конечно, тоже не пустили, но разрешили лично занести письмо в секретариат.

– Я поднялся, – вспоминает Иван Иванович. – Иду по коридору, читаю таблички, и тут навстречу мне выходит Раиса Максимовна! Я – к ней. Представился, изложил суть, что в Кировограде сохранился храм, построенный в 1849 году, но нам, верующим, его не возвращают. Оставил письмо. Она пообещала передать лично Михаилу Сергеевичу и посодействовать.

Переночевали мы на вокзале. А утром пошли к Константину Михайловичу Харчову. Я очень надеялся, что хоть тут удастся попасть на личный прием. Но когда пришли… Людей – тьма! Со всего Союза съехались. Мы подождали несколько часов и решили прогуляться. Смотрим: какая-то лестница, поднялись и вышли прямо к приемной Харчова. А сами мы неумытые, в мятой одежде, у меня сетка была с продуктами в руке – в общем, сами понимаете, на вокзале ночевали… Зашли в приемную и говорим: так и так, приехали издалека, из Кировограда. И тут произошло чудо. Секретарь переспросила: «Из Кировограда?» – и через минуту пригласила нас в кабинет.

В общем, то ли Раиса Максимовна действительно посодействовала, то ли это было и в самом деле чудо, но уполномоченный по делам религии принял ходоков. Более того, тут же, при них, позвонил в Кировоград – Владимиру Ильичу Левицкому, который занимался вопросами религии здесь.

– Положил трубку и говорит: все, можете ехать домой – храм вам вернут, но реставрировать будете сами, за свои деньги,– рассказывает Иван Иванович Галушко. – Честное слово, я даже прослезился. А через несколько дней меня вызвали в горисполком и дали официальную бумагу, что здание церкви передается общине.

Дальше дело пошло очень быстро. По словам Ивана Ивановича, помогали все! На стройке ежедневно работали сотни кировоградцев.

– Тогдашний директор «Гидросилы» Бугреев установил двери и дал кран, чтобы перекрыть крышу, облэнерго очень помогало, все, кого мы нанимали – кровельщики, реставраторы, резчики, кузнецы, – брали с нас самую минимальную плату. А люди работали просто так, бесплатно, в свободное время. Кто-то приходил на полдня, кто-то – после работы или в обеденный перерыв. Начали мы с того, что вывезли мусор – девяносто шесть машин! А потом решили сделать небольшой храм в подвальном помещении. Сверху-то все было разрушено, требовало очень серьезного ремонта. Хоры – аварийные, над алтарем – небо видно и т.п. А хотелось, чтобы что-то уже было, чтоб можно было где-то службы проводить. Мы сделали в подвале маленький алтарь, иконостас, пригласили священника – Александра Пастуха, который тогда был пономарем в соборе. Церковное имя его было отец Схима, а потом – Нестор. В результате мы получили не только свой маленький храм, но и смогли сами зарабатывать на дальнейший ремонт: люди покупали свечи, просвирки и т.п., жертвовали на реконструкцию церкви.

И потом я подумал: почему не открыть приют при церкви? Такие заведения при храмах – это очень хорошо: всегда найдутся добровольцы, готовые помочь, в церкви всегда есть живые деньги и т.п. Мухин на тот момент был уже мэром, и я по старой памяти обратился к нему с просьбой отдать нам под приют двухэтажку возле церкви (это здание было построено в 1902 году изначально как часть архитектурного комплекса Свято-Покровского храма, тогда здесь располагалась церковная школа. – Авт.). И Василий Георгиевич не отказал, жителям дома дали квартиры в новостройках – тогда это было еще возможно.

Первой жительницей приюта была Ирина Ивановна – фамилии не вспомню. Она до этого жила в доме на Чигиринской, ходить совсем не могла – мы ее на руках принесли. Через несколько лет в приюте было уже 32 жителя. Тогда в церковь уже пришел отец Василий Шпудейко… Через какое-то время мы стали спорить. Не хотел он, чтоб при церкви был приют, считал, что здание это надо отдать под жилье священнослужителям. Я все не мог понять: зачем им? У них у всех были квартиры… Было несколько судов, и на последнее судебное заседание мы попросили прийти всех наших бабушек – ну, то есть тех, которые могли ходить. Суд мы тогда выиграли, но через какое-то время приняли закон, что все сохранившиеся церковные здания должны быть возвращены церкви. А мы-то формально к церкви отношения не имели, здание приюта было в коммунальной собственности. Пришлось освобождать. Василий Георгиевич опять помог – предложил на выбор несколько пустующих домов. Мы выбрали здание на ул.Щорса, 8. И нам его тогда передали в бессрочную и бесплатную аренду. Огромное спасибо тогдашним властям: это очень важно, чтобы никто и никогда не мог его отобрать, чтобы не пришлось опять перевозить больных стариков, искать для них новое жилье. Мы тогда сразу наших жильцов забрать не могли – здание долго ремонтировали, опять же, только за благотворительные средства. Очень помог тогда Виктор Федорович Шмидт.

Сегодня в приюте «Милосердный самарянин» двадцать один житель, живет приют по-прежнему исключительно за средства меценатов. Спрашиваем Ивана Ивановича:

– А что, к церкви вы теперь никакого отношения не имеете?

– Сотрудничаем, конечно. Приглашаем причащать наших стариков, отпевать, просто поговорить – многим это нужно. Приглашали и раввина, и протестантских пастырей, когда у нас жили люди другой веры. А что касается православных священников, то мы сотрудничаем сегодня с Кафедральным собором. В ковалевскую церковь я стараюсь не обращаться, мне это больненько…

Это слово – «больненько» – как-то очень подходит Ивану Ивановичу. Не обидно, не противно, даже не больно, а именно «больненько». Иван Иванович как будто стесняется своих боли и обиды. На следующий день после интервью он специально зашел в редакцию, чтобы уточнить:

– Я очень благодарен всем, кто работал на строительстве храма, кто вместе со мной добивался возвращения его верующим, кто помогал и помогает и приюту. Не хочу, чтоб кто-то думал, что я держу зло на отца Василия (пусть земля ему будет пухом) или теперешнего настоятеля отца Даниила. Не хочу, чтобы кто-то думал, что я приписываю себе чужие заслуги, – ведь не я один боролся за храм, очень много людей принимали в этом участие. Я, может быть, забыл кого-то или напутал что-то – много лет прошло… Пусть все, кого случайно обидел, простят.

Вот только храм жалко – тот, который был в подвале. Я надеялся, что мы освятим его в честь Иоанна Кронштадтского, будем там деток крестить… А там теперь – подсобка.

Да и бывшее здание приюта, кстати, стоит пустое и заброшенное, так и не переделали его на жилье для священнослужителей…

Ольга Степанова, «УЦ»

Недавняя история: 6 комментариев

  1. Вот так приходят некоторые «священнослужители» со своими материальными требованиями и портят всю малину нормальным людям.
    А, кстати, в этом храме должен сохраниться еще дореволюционный дубовый паркет. При реставрации в 90-х он оказался очень крепким, и его решили оставить.

  2. Хорошая история. Молодец! Вот позитив и то о чем хочется читать и слышать. Вот она наша страна и наши герои. Вот он наш народ и решение проблем простых людей

  3. Дякую, пані Ольга, зворушлива розповідь.
    У Ковалівський храм люблю приходити.

  4. Вот, кто по настоящему достоин звания почетного гражданина города.

  5. Поддерживаю! Иван Иванович несомнительно это заслужил!

  6. Історія це завжди цікаво. Сьогоднішнє покоління повинно бути інформоване про історичні архітектурні пам»ятки. Дякуємо автору за цікавий матеріал.

Добавить комментарий