Предприниматели – контролерам: «На выходе – пшик!»

Пятое колесо в телеге украинской экономики планируют сделать как минимум легче — не помогает, так хоть мешать меньше будет. Речь о всевозможных контролирующих инспекциях и службах, количество которых правительство вроде как хочет сократить до соотношения «одно министерство — одна инспекция». Сейчас их в нашей стране — около 80 (!).

Мы обратились к представителям мелкого и среднего кировоградского бизнеса, который у нас, как известно, вот уже много лет как должен стать основой для появления в стране среднего класса, с двумя простыми вопросами: какие из инспекций, по их мнению, наиболее усложняют жизнь и какие можно со спокойной совестью упразднить. Без существенного ущерба для национальной экономики и вообще мирового порядка…

Сухая статистика

Предприниматель и депутат горсовета с большим стажем Андрей Кролевец, директор фирмы «Экселлент», в качестве наиболее убедительной аргументации приводит данные статистики. Так, расходы государственного бюджета на содержание различных контролирующих органов составляют более 24 млрд грн. в год, а за счет взяток в тень ежегодно выводится почти 100 млрд грн. — бизнесмен ссылается на абсолютно официальные данные департамента информации и коммуникаций с общественностью секретариата Кабинета Министров. То есть они сами в курсе.

Далее Кролевец цитирует результаты подсчетов Федерации работодателей Украины (ФРУ). По их данным, госбюджет Украины получил в 2013 году лишь 7% суммы штрафов, наложенных различными контролерами при проверках бизнеса. Остальные 93% из почти 4 миллиардов гривен, по мнению экспертов ФРУ, не попадали в казну из-за коррупционных действий работников госструктур. Еще интереснее — данные аналитиков федерации по результатам 2012 года, в который было проведено более 2 миллионов проверок как малых, так и крупных предприятий. Так вот, средний штраф по итогам инспекций составил «целых» 479 грн., а затраты государства на проведение одной проверки — 11,6 тыс. гривен. Размер годового ущерба предприятий в результате простоев, вызванных работой контролеров, работодатели оценивают в 27 миллиардов гривен, с которых, соответственно, не были уплачены миллиарды гривен налогов, в том числе поступлений в Пенсионный и другие фонды.

Мнения и комментарии

Отвечая на наши вопросы, Андрей Кролевец оттолкнулся от противоположного посыла, перечислив ведомства, которые, по его мнению, следует оставить.

— По большому счету, я бы оставил только те инспекции, которые реально могут повлиять на жизнь государства, наполняемость его бюджета, обороноспособность. В обязательном порядке, от этого нельзя отказаться, должна быть инспекция налоговая. Но с измененными функциями, не в той «рояли», в которой она есть. Я в Америке был в 2001 году, работал там на фирмах, видел, как они подают отчетность. Вся ответственность — на бизнесе. И если к тебе уже пришли, то не с «накатом», не потому, что у тебя глаза какие-то не такие или ты неправильно обратился к инспектору, или просто деньги нужны. Если к тебе пришли — значит, перед этим уже поработала финполиция, проинспектированы все твои доходы и расходы, нашли нестыковки и задают тебе конкретные вопросы. Вот, как к нам пришли, дайте, мол, все документы с 2007-го по 2014 год. А зачем они вам? «А вот мы хотим посмотреть». Говорите конкретно: «Дайте нам, пожалуйста, ваши расчеты с фирмой такой-то, потому что вы здесь занизили, ушли и так далее».

Дальше я бы оставил инспекции, которые должны контролировать безопасность человеческой жизни. Санэпидстанция — в обязательном порядке. Может, не так бы она называлась и не в таком объеме. То, что касается эпизоотий, пандемий — должен быть орган, который это будет контролировать и какие-то предписания делать по конкретным мероприятиям. Конечно, нужно контролировать и общественное питание — это влечет серьезные риски для здоровья людей. Экологическая инспекция — я не имею в виду все то, что имеется в виду сейчас, а конкретно: выбросы предприятий, возможно, захоронения тяжелых металлов, радиоактивных отходов и т.п., вопросы вскрытия земель, их выветривания, рекультивации, в частности шахтных терриконов, — ведь всем тем, что из шахт вытащили, мы дышим. В Германии они все рекультивированы, их окутывают землей, высаживают деревья, получается не террикон, а сопка, поросшая лесом, травой, кустарниками. ГАСК — он должен быть при строительстве особо опасных предприятий, многоэтажных домов и так далее, где могут быть не соблюдены какие-то нормативы в плане использования материалов и т.д. Все остальное — одноэтажные магазинчики, двухэтажные спортзалы — за это должен нести ответственность тот, кто застраивает…

По вполне сдержанному тону Кролевца — и сам он это подтверждает, — с инспекциями и контролерами у него проблем нет. Хотя стоит это предприятию немало времени и сил, судя по его же словам.

— Мы стараемся придерживаться часто меняющейся законодательной базы. Почему невозможно бизнес вести — законы меняются каждые полгода, что-то новое придумывают, — говорит предприниматель.

Еще жестче в оценках другой представитель мелкого и среднего бизнеса нашего областного центра — Александр Поляновский, не первый десяток лет руководящий консалтинговой фирмой «Пектораль»:

— Например, инспекция по труду. На предприятиях, которые работают 10, 15, 20 лет, непонятно, что она проверяет. Какие-то трудовые отношения, какие-то системы безопасности, табелирование сотрудников. Ну какое дело инспекции по труду до того, когда мои сотрудники приходят на работу и когда они уходят? У нас ненормированный рабочий день. Или, допустим, два ли раза в месяц я выплачиваю заработную плату и в те ли дни, когда это надо. Да сейчас надо сказать спасибо любому предпринимателю за то, что он вообще обеспечивает работой и выплачивает заработную плату! Непонятна полезность этих проверок — что они дают? То же самое можно сказать о пожарной инспекции — им абсолютно все равно, сгорите вы завтра синим пламенем или нет. Их интересует пара пачек бумаги, еще что-то такое, никаких конкретных акций — чтобы они потом действительно перепроверили, устранил я какие-то несоответствия в проводке или нет. Мне кажется, все это, наверное, вчерашний день. Если человеку доверили право вести бизнес, нанимать на работу людей, организовывать процесс производства, надо ему делегировать и полномочия по организации этого процесса, а не по мелочам его ходить проверять. Они требуют кучу документов, с ними надо работать — неделя, а то и две выпадает из жизни предприятия. Причем схема какая: приходит сначала городская инспекция, потом приходит районная, и все начинается сначала…

К слову, сдержанный Андрей Кролевец пожарных тоже упоминал, причем почти теми же словами. И в этом материале мы их еще вспомним не раз и не два.

— Кто больше всего боится за свое имущество? Собственник! — уверен директор «Экселлента». — Для меня — катастрофа, если что-то загорится. И я то, что необходимо, и без вас сделаю, без этого нельзя — должны быть огнетушители и все остальное, проверка сопротивления, это я делаю самостоятельно, потому что если я сгорю, то сгорю я, а не вы. А просто ходить и говорить: «Поставьте пожарную сигнализацию», то для этого у меня работают охранники.

«Эту страну погубит…»

Наш второй собеседник Александр Поляновский, в свою очередь, приводит примеры, цифры и оценки в градации от смешного к вопиющему:

— У меня были замечания записаны, что, когда я своих сотрудников с их согласия переводил на выплату заработной платы не два, а один раз в месяц, не предупредил под роспись сотрудника по фамилии Поляновский. Поляновский — это я, это моя инициатива, я что, сам себя должен предупреждать? Это все — театр абсурда. Непонятный фонд социального страхования от несчастных случаев — кто когда-то кому-то помог? Куда идут эти деньги, на какие цели? А ведь собираются и аккумулируются огромные средства. Отсюда нагрузка такая на зарплату — мне, чтоб тысячу гривен снять «чистыми», 600-700 гривен нужно заплатить только всех этих поборов. И уже трижды подумаешь: оформлять официально зарплату или давать в конверте. Бизнес не может вынести такую нагрузку на зарплату, особенно сейчас, когда каждая гривня дается с трудом. Но для того, чтобы ее действительно дать людям, чтобы они могли себе что-то купить, заплатить коммунальные, все это распыляется.

На коррупционную составляющую как один из важнейших аспектов вопроса прямо указывает и Кролевец:

— Самая страшная сегодня опасность для государства, возможно, и не война, а коррупция, которая начинается с самого низа и заканчивается на самом верху. Поэтому я думаю, что если то, о чем заявляется — вместо 80 будет под каждым министерством одна инспекция, только с иными функциями и разведением контактов между контролерами и контролируемыми, то можно будет жить.

К тому, что, дословно, «может, оно все и должно быть, но не в таком виде, как сегодня», сводится и основная суть комментария Поляновского:

— Эти люди сидят в кабинетах, получают неплохую зарплату из бюджета, получают премии, государство оплачивает им помещения, текущие расходы, командировки. А на выходе — пшик. По всем сказать не могу, но лично я за всю жизнь ни в одной контролирующей инстанции не увидел никакого рационального зерна. Чтобы это действительно было направлено на то, чтобы помочь предпринимателю в организации процесса, что-то улучшить. Ставилась одна задача — или выполнить план по штрафам, или получить «на карман» и написать нормальный акт. Сплошная политика поборов, и больше ничего. Сейчас появляется такая мысль нелепая, что эти поборы закончились, — нет. Они стали еще больше, плюс «наценка на страх». Я уверен, что из 10 мелких частных предприятий, таких, как наше, 9 на 100% подтвердят, что никому это не нужно.

Удачный пример

К слову, в Грузии, которую часто приводят в качестве удачного примера быстрых и при этом радикальных реформ, полностью отменена пожарная инспекция (при этом число погибших при возгораниях снизилось), упразднен обязательный техосмотр автотранспорта (при этом число погибших в ДТП в расчете на 1000 автомобилей снизилось с 1,79 в 2003 году до 1,05 в 2010 году), упразднены антимонопольная служба и инспекция цен, существенно облегчены процедуры получения разрешения на строительство (однако свобода строителя уравновешивается уголовной ответственностью, если возникла угроза жизни и здоровью людей), введена добровольная стандартизация продукции, отменена обязательная сертификация, законодательно отменен принцип обязательного нотариального заверения документации, а зарегистрировать некоммерческую организацию можно за несколько минут.

Правда-матка

Но «это в Турции, там тепло». А у нас, в Кировограде, самые четкие и конкретные ответы без купюр удалось получить, как обычно, из источника, пожелавшего остаться неназванным. Прямо говорить о том, как обстоят дела в отдельных сферах, в нашей стране по-прежнему небезопасно.

Наш третий собеседник — мелкий предприниматель, который зарабатывает 4-5 тысяч гривен чистого дохода в месяц с небольшого продуктового магазинчика, кормит за них семью и платит единый налог. Если бы он официально оформил у себя еще и реализатора (не говоря о бухгалтере), зарабатывал бы еще на 1300 гривен меньше. На 2,5-3,5 тыс. грн. в месяц сегодня и молодому холостяку не особенно прожить…

— От «пожарников», допустим, толку никакого, — утверждает предприниматель. — Они только приходят, мол, дай на бумагу, оплати канцелярские товары и т.д. Раз в полгода приходят со счетом — к бабке не ходи. Обычно около тысячи гривен, бывало и больше. Плюс ДСБС — лицензии, акцизы. Эти тоже — надо картриджи заправить, что-то в офис купить, могут за полгода и раза 3-4 прийти, тоже со счетами. При этом никто ничего не проверяет, им по барабану, что у меня там будет: «Если это оплатишь, мы у тебя ничего не находим». Приходит налоговая проверка, все есть, кассовый аппарат, все проверено, все по числам, кассы сходятся. Он говорит: «Мне по барабану, мне все равно нужно выписать штраф, хотя бы минимальный. Меня послали, надо сделать план». А при чем тут штраф, если все есть, — все документы, вот все лицензии, все договора, все сертификаты. Но приходится платить, потому что могут найти больше. Могут позже подсылать «подставных», купи то, выбили чек или не выбили. Ловят на минимуме, а с него раздувается… Ты не знаешь, когда придет проверка, — каждый день пересчеты, это такая головная боль, сдуреть можно. Помимо того, что они проверяют, я должен каждый день кучу макулатуры переклеить, переписать, плюс каждый месяц — полный отчет по кассовому аппарату. Распечатки за каждый день подклеиваются, подписываются, подшиваются в книгу, несутся туда. Я в этом смысла не вижу.

На картриджи, бумагу, замки, минимальные штрафы и прочие нужды проверяющих в год у нашего собеседника уходит около 5-6 тысяч гривен — один месячный доход. По его мнению, убирать нужно всех, потому что, дословно, «никакой пользы они не приносят, только поборами занимаются»:

— Даже пожарные — он мне дал какой-то документ, что он все проверил, сказал: «Напиши на каждом выключателе «220», купи огнетушитель». Написал, купил, повесил, все. Все требования. Или «поставьте сигнализацию» — она мне не надо. Она, во-первых, денег дурных стоит, каждый месяц по 700-800 гривен вам платить — мне тогда вообще смысла работать нет, проще закрыться и все. Да еще со всеми вашими «бегунами» — дай, дай, дай…

К избранным и назначенным

Собственно, материал получился практически готовым наказом избирателей, которые так любят «брать на карандаш» наши кандидаты в депутаты всех уровней, открытые проевропейские руководители властных структур и прочие люди, стремящиеся к власти или ею уже облеченные. Вот бы недавно избранным в округах области народным депутатам вместе с новоназначенными руководителями на местах взять да и приступить безотлагательно к выполнению этого наказа. Тем более в высоких кабинетах уже заикнулись о готовности на эту тему разговаривать…

Андрей Трубачев, «УЦ».

Редакция «УЦ» просит считать данную публикацию официальным обращением к новоизбранным народным депутатам С.Березкину, А.Довгому, А.Горбунову, А.Кузьменко, С.Ларину, М.Поплавскому, К.Ярыничу и рассчитывает получить их ответ в определенный законом срок после принятия ими присяги.

Добавить комментарий