«Хочу поставить в Кировограде Карпенко-Карого»

Сергей Проскурня для украинского театрального искусства – личность особенная и неординарная. Ученик Анатолия Эфроса и Сергея Параджанова, прошедший школу актерского мастерства у Ады Роговцевой. Один из основателей первого фестиваля «Червона Рута», основатель театральных фестивалей-лабораторий «Мистецьке березілля» и других масштабных театральных проектов, который постоянно находится в творческом поиске. И сам факт, что именно журналисту «УЦ» удалось побеседовать со столь неординарной творческой личностью, уже примечателен.

Уверен, будь у нас больше времени, то беседа о жизни и творчестве нашего гостя, а также о тенденциях современного искусства могла продолжаться несколько часов. Но такой роскоши у нас не было. Сергей Владиславович был занят организационными хлопотами, связанными с первым гастрольным спектаклем «За двумя зайцами» по бессмертной пьесе Михаила Старицкого Черкасского академического областного музыкально-драматического театра им.Т.Шевченко на сцене кировоградского театра им. М.Л. Кропивницкого. Понятно, что художественного руководителя и главного режиссера черкасского театра волновало, как кировоградская публика воспримет их творчество. Забегая вперед, скажем, что зритель у нас замечательный. В потрясающем реконструированном зале снова был аншлаг, и наши поклонники театрального искусства с воодушевлением реагировали на каждую удачную реплику, замечательную музыку, вокальные и танцевальные композиции, которые ярко дополняли сценическое действо. Но это было позже, а во время интервью для «УЦ» мы поговорили с Сергеем Проскурней об ожиданиях от гастролей, планах и ближайших проектах мастера.

– Сергей Владиславович, вначале о ваших впечатлениях от обновленного кировоградского театра?

– Поскольку я был свидетелем всех фаз процесса, связанного с возрождением кировоградского театра, то я в абсолютнейшем восторге от работы реставраторов и строителей. Но главным образом я в восторге от отношения руководства Кировоградской области к культуре и решению ее проблем. Здесь не просто послушали и разошлись, а нашли деньги, взяли и сделали.

– Правда ли, что именно вы «сосватали» в кировоградский театр нынешнего главного режиссера?

– На самом деле судьба Евгения Курмана мне не безразлична. Я отношусь к старшему поколению режиссеров, и все, что связано с деятельностью и творчеством более молодых коллег, и в частности Евгения, для меня всегда было важным и интересным. Я следил за спектаклями Курмана, его успехами, знаю его проблемы. И потому, когда областное управление культуры обратилось ко мне как к эксперту, который может дать рекомендацию главному режиссеру, то я сразу же подумал о Жене. И я считаю, что это большое счастье, что Евгений Курман получил возможность реализовать свои творческие планы и режиссерский талант именно в Кировограде.

– А есть ли у вас желание поставить какую-нибудь пьесу в нашем обновленном театре и какой это может быть спектакль?

– Есть не только желание, но и предварительная договоренность о том, чтобы поработать с драматургией Ивана Карпенко-Карого. Я бы очень хотел сделать вместе с кропивничанами диптих, состоящий из двух городских комедий: «Суета» и «Житейское море». Карпенко-Карый – это замечательный ум. Это драматург с мировым именем, о чем, к сожалению, сейчас мало известно. Его произведения влияли на развитие не только театральной мысли в Российской империи, но и европейского театра. Обратиться к творчеству Карпенко-Карого именно с европейским подходом, мне кажется, очень интересно и перспективно.

– От чего зависит воплощение этой идеи в жизнь?

– Здесь есть очень много факторов. Сейчас я невероятно занят темой Тараса Шевченко. К следующему юбилейному году поэта я готовлю в Черкассах большой проект, состоящий из четырех спектаклей. Это большое театральное полотно, в котором жизнь и творчество Тараса Григорьевича Шевченко предстают от 6-ти лет до конца его жизни. У нас в роли Шевченко выступают сразу 5 артистов разных возрастов. Вот закончим с этим проектом, и тогда можно будет сосредоточиться на других, в том числе и кировоградском.

– На гастроли с циклом о Тарасе Шевченко поедете?

– Нет. Это большой мультимедийный проект, который будет идти только в Черкассах. Мы надеемся, что публику специально будут привозить на этот спектакль. Надеюсь, что и замечательная кировоградская публика найдет возможность и выберет время для того, чтобы увидеть и оценить то, что у нас получится.

– А чем берет черкасский театр зрителя сегодня?

– То, что происходит в черкасском театре на протяжении последних 15 лет, – это творческая лаборатория и свободная сцена. Это театр, который открыт для экспериментов. Здесь шли мои спектакли, спектакли Андрея Жолдака, Дмитрия Богомазова и других талантливых коллег. Мы старались именно в Чекассах сконцентрировать современное театральное мышление и поиск театрального языка, который нам интересен. Черкасский зритель делится на несколько целевых групп. Одна публика ходит исключительно на украинскую национальную классику. Другая, преимущественно молодежь, с удовольствием смотрит современную драматургию и экспериментальные спектакли. Ну и третья часть – это несколько фестивальных спектаклей, которые мы показываем за границей.

– И в завершение, чем будете покорять кировоградскую публику?

– Эти гастроли возобновляют наши контакты, которые раньше были постоянными и традиционными. Это возобновление нашей дружбы. В плане репертуара мы привезли три абсолютно разных спектакля. Хотим удивить вашего зрителя и классикой, и современным искусством.

Беседовал Юрий Илючек, фото Елены Карпенко, «УЦ».

«Хочу поставить в Кировограде Карпенко-Карого»: 1 комментарий

  1. Дуже порядна і щира людина, яка внесла свій вклад у відродження Кіровоградського музично-драматичного театру ім. М.Л. Кропивницького!
    Маю надію, після 2014 року, зможемо долучити Сергія Владиславовича до розвитку культури та мистецтва на Кіровоградщині.

Добавить комментарий