«Предобсуждение на экспертном уровне»

Именно так назвал Александр Шаталов, первый заместитель председателя областного совета, процесс, который начался в Кировограде. Речь идет об обсуждении очень интересного документа, касающегося абсолютно каждого жителя областного центра. Называется он «Программа реформирования сферы обслуживания жилищного фонда и придомовых территорий».

Проект программы реформирования предполагает в перспективе улучшение уровня обслуживания домов и дворов. Документ достаточно объемный, опубликовать его полностью в газете не представляется возможным. Но, поскольку к обсуждению призываются все, предлагаем вниманию читателей несколько, на наш взгляд, основных тезисов.

Жилой фонд Кировограда составляют 1457 многоквартирных жилых домов, из них 14 общежитий. 555 домов были построены до 1946 года, 477 – до 1971. Около трети требуют немедленного капитального ремонта. Дома обслуживают 10 коммунальных жилищно-эксплуатационных предприятий. Создано 17 ОСМД.

Одним из базовых пунктов предлагаемой программы является создание коммунального предприятия, действующего по принципу службы единого заказчика и обеспечивающего конкурентные принципы при отборе исполнителей отдельных услуг. Другой основополагающий принцип – привлечение самих жильцов к управлению содержанием дома путем создания ОСМД.

Созданное вместо всех ЖЭКов-КРЭПов КП будет единственным, со своей централизованной бухгалтерией, абонентской и административно-управленческой службой. Предприятие будет выступать заказчиком услуг для домов в целом и населения в частности, а оказывать их будут подрядные организации, согласно заключенным на конкурсных основаниях договорам.

В соответствии с предлагаемой программой, горисполком определяет тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а также перечень предприятий, которые будут предоставлять обязательные услуги – уборку придомовых территорий, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, энергоснабжение лифтов и их техническое обслуживание, уборку и вывоз снега, освещение. А вот обслуживание внутридомовых инженерных сетей и коммуникаций будут осуществлять предприятия – поставщики услуг.

Дератизацию, дезинсекцию, обслуживание дымовентиляционных каналов, текущий и капитальный ремонт конструктивных элементов дома будут осуществлять предприятия, которые «выбрала» управляющая компания на конкурсной основе.

В составе нового КП будут действовать 12 производственных участков, в свою очередь состоящих из начальника, менеджера по работе с населением, паспортиста, мастера участка, сторожей.

Деньги, поступающие от жильцов, будут зачисляться на лицевой счет жилого дома и автоматически распределяться на текущий и депозитный счета этого дома. Затем уже, с текущего счета, они будут перечисляться предприятиям, предоставляющим услуги. А на депозитном счете деньги будут накапливаться для более масштабных работ — например, для капитального ремонта.

При этом оплата за услуги будет осуществляться только после подписания актов выполненных работ представителями домового комитета, старшего по дому или не менее чем тремя жильцами. Предусмотрены и варианты стимулирования создания ОСМД. Кроме организационных и разъяснительных мероприятий, предлагается перечисление из городского бюджета, как минимум, 10 тысяч гривен на депозитный счет дома в случае создания ОСМД.

Проект программы был роздан нескольким экспертам с тем, чтобы услышать и, возможно, учесть их замечания и предложения. В роли экспертов выступили известные в Кировограде люди, имеющие в прошлом самое непосредственное отношение к органам местного управления. То есть в свое время подходившие вплотную к теме реформирования ЖКХ и знающие проблему изнутри. Они поделились своим мнением по поводу проекта с «УЦ».

Игорь Фурманов:

– Программа очень интересная и своевременная. Тут как в медицине: если правильно поставить диагноз – значит, болезнь можно лечить. Потому создание проекта этой программы – очень нужный и важный шаг.

Из позитивных моментов я хотел бы отметить то, что планируются такие важные вещи, как единая электронная база объектов жилого фонда. Это паспорта домов, которые включали бы технические характеристики объектов и перечень проведенных ремонтных работ. Это и база платежей населения, электронная система планирования и контроля.

Еще как позитив я отметил бы привлечение к управлению жилым фондом и территорией органов самоорганизации населения. Мы все прекрасно понимаем, что без участия населения, будь управляющая контора абсолютно идеальной, она не сможет реализовать свои функции. Собственники жилья должны абсолютно адекватно относиться к тому, что их окружает, так же, как они относятся к тому, что делается у них в квартирах.

Из того, что пока тяжело понять, а соответственно, и прокомментировать, выделю следующее. «Обслуживания внутридомовых сетей и коммуникаций будет осуществлять предприятие, предоставляющее услуги». Эта проблема уже много лет обсуждается и в стенах горисполкома, и вне их. Как бывший начальник инспекции по контролю за ценами я хочу сказать, что эту тему мы тоже многократно обсуждали на своих совещаниях и семинарах. По логике вещей, сети обслуживают те предприятия, которые предоставляют услуги. Но есть один нюанс. Законодательно сегодня определено, что внутридомовые сети не входят в тариф. Если планируется, что их будут обслуживать соответствующие предприятия, мы должны понимать, что в этом мире ничего не делается просто так. И, если сети будут обслуживать, соответственно, за это надо будет платить. Возможно, эти деньги вынутся из тарифа за обслуживание квартиры, за воду или тепло. Но все равно эти деньги надо будет за работу отдать.

«В перспективе предусматривается перевод дворников в отдельное коммунальное предприятие, которое будет предоставлять услуги по уборке территорий, что даст возможность освободить 347,55 штатных единицы. Это составит экономию 6,6 миллиона гривен в год». Интересно, будет ли вообще от этого экономия? Потому что тут как бы сокращается штатная численность, но территорию все равно кто-то должен убирать. И, если планировать передать эти функции другой компании, она все равно за свои услуги будет брать оплату. Но мы-то знаем, что оплата услуг на стороне далеко не всегда дешевле той услуги, которую делаешь сам…

Повторю: программа долгожданная, необходимая. Хочется пожелать рабочей группе, чтобы очень детально, с калькуляторами в руках и цифрами на столе просмотрела все расчеты, алгоритмы продвижения денежных потоков. Думаю, что после этого программа явится в том виде, в котором она может дать максимальный эффект жителям нашего города.

Валерий Манухин:

– Несомненно, такая программа нужна. Ситуация такова, что сегодня люди, проживающие в домах, принадлежащих городскому совету, платят за жилье и коммунальные услуги, которые они не получают в нужном объеме и должного качества. А все средства, которые они платят, идут на содержание КРЭПов и ЖЭКов – давно всем известных предприятий-банкротов. Почему у нас были только ЖЭКи, а потом появились КРЭПы? Потому что ЖЭКи, признанные банкротами, нужно было каким-то образом сохранить, и их реорганизовали.

Предложенный проект реформирования требует совершенствования, доработки. Здесь есть достаточные права у городского совета, у создаваемых ОСМД. Хочу заметить, что давно существует закон о самоорганизации населения. Но, в соответствии с этим законом, работают только на уровне квартальных комитетов, а на уровне многоквартирных домов пока не так активно. И в программе реформирования этому моменту можно уделить больше внимания. То есть сделать из людей настоящих собственников. Я не имею в виду переделать человека, а переделать его сознание. Надо заинтересовать людей, и эти элементы заинтересованности должны быть в программе.

Очень важно говорить о качестве получаемых услуг. Мы ведь хотим употреблять качественные хлеб, воду, мясо? И услуга должна быть такой же. Тем более что постановлением Кабмина давным-давно предусмотрено, какие услуги и какого качества должны получать люди.

Почему люди имеют задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги? Это же ответная реакция. Если человеку не дают достаточно тепла, почему он должен платить? Вот и пошли миллионные долги по теплу, по воде. В общем, вопрос назрел. Программу реформирования, конечно, можно было внедрять и раньше. Ведь есть положительный опыт в других регионах. Надо не сидеть и не ждать, когда кто-то что-то сделает. Думаю, что любой житель Кировограда, который сейчас получает не то, что он должен получать, да еще и деньги при этом платит, скажет принципиальное «да».

Полностью поддерживаю идею создания депозитных счетов каждого дома. Ведь население сегодня, несмотря ни на что, очень активно платит за квартиру. Куда идут эти деньги? Для того, чтобы кормить клерков, бездельников в ЖЭКе. Да, есть и такие, которые зря просиживают там время.

Понятно, что всякое преобразование, изменение, реформа вызовет некоторое неприятие. Да, есть ретрограды, которые хотят оставить все так, как есть. Но организму необходимы улучшения.

Александр Макиенко:

– ЖКХ у нас в глубоком кризисном состоянии. Частично у нас реформировались все отрасли, кроме жилищно-коммунальной. Потому что руководство ЖКХ в Кировограде, к сожалению, никогда не смотрело вперед и программу реформирования сводило только к ремонту или замене сетей. А наши ЖЭКи – это просто нахлебники у людей. Если у слесаря, который по подвалам лазит, зарплата тысяча гривен, то у начальника, который сидит на совещаниях, – пять тысяч. И это все формируется из тарифа, который платят люди.

Система единого заказчика, управляющая компания – не новость в масштабах Украины. Меня в проекте порадовало то, что это будет коммунальное предприятие. Как правило, у частников сразу же проявляется излишняя любовь к деньгам. Второе — то, что этот проект должен стать ступенькой к ОСМД. Надо учить людей самоорганизовываться.

Проект надо дорабатывать. Он имеет ряд неучтенных моментов, которые в лучшем случае не дадут плохого, но и не приведут к хорошему. И все-таки этот проект должен иметь перспективу. Чтобы отремонтировать весь жилой фонд Украины, надо потратить два годовых бюджета страны. Такой тележки с деньгами никогда ни у кого не будет. Дома будут рушиться, и новые никто не построит. Сохранить свое жилище – задача каждого жителя города.

Ну и, собственно, депутат облсовета Александр Шаталов, благодаря настойчивости которого делаются конкретные шаги в реформировании нашего жилищно-коммунального хозяйства:

– Очевидно, что реформировать нужно. Ситуация настолько критическая, что еще полгода – и реформировать будет нечего. Очевидно и то, что люди, отвечающие за ЖКХ города, не были готовы реформировать хозяйство по разным причинам. Поэтому я создал рабочую группу, мы с Александром Дмитриевичем Саинсусом обсудили основные принципы реформирования, и возникли определенные предложения.

Какую задачу мы ставили? Когда я общался с людьми на встречах, они говорили простую вещь, которая в принципе легла в основу этого документа: мы понимаем, куда идет часть тарифа на квартплату – вывоз мусора, уборка двора, лифт, освещение территории. Все остальные составляющие квартплаты непонятно куда идут. Поэтому, когда мы говорили о программе, поставили четкую задачу – определить перечень обязательных услуг, деньги за которые автоматически будут начисляться и уходить компаниям, а все остальные работы будут оплачиваться исключительно по акту выполненных работ. А для этого создается абсолютно реальный депозитный счет каждого конкретного дома. Это очень важный момент, и это отличает нашу программу от других.

Второй момент – это то, что предложенная программа должна стать мостиком от существующей системы к полноценному существованию ОСМД, потому что данная модель будет демонстрировать, каким образом человек сможет конкретно управлять своими расходами. И эта программа подразумевает, что будет создана такая модель, по которой будет минимальное количество юридических препон, система единого окна при регистрации и финансовая поддержка горисполкома по созданию ОСМД. То есть исполком возьмет на себя расходы на регистрацию ОСМД. Кроме этого, надо определить сумму, которая ляжет на депозитный счет ОСМД. Это может быть 10 тысяч, может 20, об этом можно дискутировать. Мы хотим выработать модель и предложить ее Кабинету Министров с просьбой поддержать наш пилотный проект, и мы хотим, чтобы была такая схема стимулирования создания ОСМД.

Еще один момент. Какие страхи сегодня при создании ОСМД? Мол, дом в ужасном состоянии, задекларировано, что будет сделан капитальный ремонт, мы сейчас создадим ОСМД, вложим деньги, а государство со временем то ли раскошелится, то ли нет. Поэтому разработчики программы предлагают: капитальные ремонты будут осуществляться, согласно очередности. Кто раньше пойдет регистрироваться – тому и ремонт начнем. Это жесткий принцип, который должен быть заложен при реализации проекта.

Следующий момент, из которого мы исходили, – это использование службы единого заказчика, цель которой – сократить административные расходы, не привязанные к конкретной деятельности. Имеется в виду то, что жильцы теперь не будут содержать штат слесарей, а будут платить за конкретную услугу. Будет эту услугу оказывать коммунальное предприятие – замечательно, появится конкурентная среда – еще лучше. Жители дома сами определятся, кто окажет ту или иную услугу, и задача управляющей компании – предложить им выбор и оплатить выполненную работу.

Мы учли еще один очень важный момент – систему тарифообразования. У нас сейчас есть проблема. К примеру, горисполком принял решение повысить тариф на вывоз мусора, и предприятие, вывозящее мусор, выставляет ЖЭКам счета, согласно новому тарифу. А ЖЭК не провел эту процедуру, и в тарифе для населения «сидит» старая цена. Так растут долги. То же – с тарифом на электроэнергию, с минимальной зарплатой и так далее. В предлагаемой системе тариф будет мобильным. Повысилась стоимость вывоза мусора – сообщили, и автоматически тариф поднимается, скажем, на две копейки. Поэтому договор, который управляющая компания будет заключать с населением и поставщиками пяти базовых услуг, будет предусматривать автоматическое изменение тарифа при соответствующем решении.

Что касается конкретно управляющей компании, она не будет сама по себе осуществлять услуги, она посредник между населением и поставщиками услуг. Деньги с текущего счета дома ни на минуту не задержатся на счете компании, они будут уходить к поставщикам услуг. Что касается депозитного счета, здесь абсолютная рыночная ситуация, и жители сами будут привлекать людей для масштабных работ или попросят компанию найти им подрядчика. Это, по большому счету, социальный бизнес. Когда на депозитах появятся серьезные деньги, я думаю, что автоматически появятся и частные управляющие компании, которые будут конкурировать с коммунальной.

Сейчас идет обсуждение, а точнее предобсуждение на экспертном уровне. Мы подготовили вариант программы. Не называем его идеальным, дорабатываем. По большому счету, это не функция областной власти. Но мы сделали первый шаг, а дальнейшие будут делать люди, которые готовы конкретно, ежедневно заниматься созданием нового предприятия. Как только такие люди появятся, механизм начнет работать.

Уважаемые кировоградцы, в нашей жизни грядут серьезные перемены. От предобсуждения мы перейдем к конкретному, детальному и активному обсуждению. Вникайте, не оставайтесь в стороне от жизненно важных процессов родного города.

Елена Никитина, «УЦ».

«Предобсуждение на экспертном уровне»: 18 комментариев

  1. Все понятно, ребята! Кто-то увидел, какие деньги население платит государственным ЖЭКам (КРЭПам) и решил прибрать их к рукам. Я на личном опыте испытал, насколько оперативно решают вопросы и с текущим ремонтом, и с выдачей справок в КРЕП 4 и сколько крови стоит любое общение с сотрудниками КРЕПа 10. Разруха в головах, друзья и эти головы надо тщательнее подбирать!

  2. При переходе на ОСМД комуслуги будут повышаться, это не радует.

  3. я как-то писала об ОСМД цикл статей.
    так вот, цены за квартплату там такие же были, как в жеке, но контроль за деньгами, выбор нужных подрядчиков привел к тому, что эти дома чище и уютнее…
    тут, насколько я понимаю, будет предприятие-монополист, которое будет наделять исполнителей работ…
    покажите мне пальцем, когда это монополия была на благо…

  4. А с тог, что ОСМД — юридическое лицо и электричество, отопление, вода будут стоить как для предприятия…

  5. Serg то, что головы подбирать необходимо – так это 100%. Предлагайте — на новое коммунальное предприятие пока нет кандидатур.
    А по поводу денег – мы решили их вернуть под контроль горожан. Люди сами будут определять, кто и какие услуги будет выполнять. Если у вас, или ваших знакомых есть возможность предоставления услуг – можете предложить. Но в любом случае, выбор будет за жильцами.

  6. Komsomolka, Karandash, ваше мнение ошибочно. Для ОСМД стоимость услуг такая же, как и для населения.

  7. Rainbow, де-факто сейчас существует монополия, так как в конкретном месте – альтернативы нет. Мы решили разрушить монополию ЖЭКов. Сегодня предлагается возможность самим жильцам определять, кто, когда и за какие деньги будет проводить работы.
    Когда же система заработает на полную, очевидно, появятся и конкуренты управляющей компании. В здоровой конкуренции появится и выбор подрядчика, и качество повысится.

  8. если жильцы выбирают подрядчиков, в чем полезная функция КП?

  9. Rainbow, юридическое, бухгалтерское и консультационное сопровождение подобных операций.

  10. «Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем…»?????? Вместо мелких монополистов — КРЕПов Вы предлагаете одного — крупного? Ранее я уже говорил, чем все закончится: В городе будет два предприятия для обслуживания населения. Одно будет принадлежать «хорошему человеку» и всем будут «мягко» рекомендовать его фирму. Второе — для отвода глаз кому-то из «пересичних». Типа «для альтернативы». И вот тогда платежки для очень многих станут просто «черными метками»!

  11. Я конечно извиняюсь, но что-то я не припомню в нашем городе случая, чтобы люди делали выбор! Как правило — организовывают «общественные слушания» на которые подбирают нужных людей. В результате такой «одобрямс», что и в СССР не снилось! Может мы не про Кировоград говорим?

  12. в свое время в кировограде Виктор Андреев создал структуру, которая поддерживала ОСББ разными способами. тогда ведь с ними отказывались и договора заключать многие коммунальные предприятия!
    но — эта структура оказывала разные виды услуг, в том числе там можно было найти, к примеру, трезвых и оперативных сантехников. но — эта структура не претендовала на монополию…
    мне кажется, лучше делать не одно предприятие, а несколько. чтоб альтернатива перехода была, а у людей, работающих в КП не было … соблазна делать то, о чем Серж говорит.
    а то качество коммунального обслуживания говорит, что в этой сфере не так много честных людей…
    а так можно будет выбрать лучших ихз худших

  13. Вообще то в подавляющем большинстве домов у населения прямые договора с облэнерго, водоканалом, теплосетью и платят как население.
    За освещение подьездов, энергообеспечение лифтов сейчас платят ЖЭКи, которые тоже юридические лица. Так почему подорожает?

  14. Я не буду с вами вступать в дискуссии. Сами увидите.

  15. Не в стоимости услуг дело. Вся эта затея все равно скатится к распилу денег жильцов товарищами, наиболее приближенными к бухгалтерии.

  16. Меня интересует другое . Азаров запретил поднимать ком платежи . Унас как в жизни-ДУРАКАМ ЗАКОН НЕ ПИСАН= и на воду которая не выдерживает ни какой критики и за квартплату на содержание этого кодла бестолкового которое только и может на отмывании денег на ремонтах и крышах безбедно существовать..Каких денег хватит содержать всю администрацию одного только КРЭпа 6 ДЕНЕГ нет ни на трубы ни на карбит .Зато на ремонты и мебель в Крэп они есть всегда.

  17. Ну, очень больная тема…Год назад я в редакцию УЦ отправила по почте подборку вырезок из газет по теме..,чтобы городской Голова и сотоварищи иззучали. — Вот Программа реформирования родилась. Но кто или что родилось, если на здоровенького «новорожденного» надо два годовых бюджета страны.
    Я продолжаю изучать тему по окружающей информации и все больше хочется жить в отдельной избушке,а не в девятиэтажке в спальном районе. За те деньги, что мы платим обагатить небольшую кучку предприимчивых членов осмодов или жеков можно, а содержать здание достойно -нет. Это как полечиться в госудаственной поликлиннике: лор-горло полечил, окулист-глаз,проктолог-…,а я вышла что-то все равно больная.
    В России в проекте собираются отменить приватизацию в многоквартирных домах, потому что государство в модернизацию ЖКХ должно вложить миллионы,а если квартиры не госудаственные, то -сами.Вот и стоят (пока) у нас девятиэтажки в цветных латках снаружи, разломанных перестенках первых этажей и с водой в подвалах.
    Дай Бог, чтобы Программа успешно стартовала,а не был фальшстарт.

Добавить комментарий