Праздник вне пространства и времени

Пасха — это не просто красный день календаря, не веселое разговение после поста, а праздник победы над смертью и настоящий тест для верующего человека. Об этом мы поговорили с Преосвященнейшим Боголепом, епископом Александрийским и Светловодским.

— Владыка, как в оставшиеся 10 дней достойно подготовиться к Пасхе, настроиться на восприятие светлого праздника?

— Пасха — это праздник, который стоит вне круга годового церковного богослужения, это праздник праздников и торжество из торжеств. Пасха — не просто красивая традиция, обставленная какими-то народными обычаями. Мне все время хочется сказать, что нельзя сводить праздник только к обряду, вспоминая, что наши бабушки делали в Чистый четверг, а что в Страстную пятницу… Такое понимание настолько поверхностно, приземленно и ошибочно, что воспринимается лишь как внешний антураж, но абсолютно не сердцевина, не смысл самой Пасхи — Воскресения Христа. Пасха должна окрылять людей, учить пониманию, что жизнь не прекращается после смерти. Конечно, очень важно осознать, что этот праздник вне времени и пространства. Нельзя говорить, что мы каждый год отмечаем эту дату, которую как-то священники высчитывают и в соответствии с какими-то законами определяют, что в этом году, например, праздник пятого мая. Пасха всегда одна и та же, она никогда не бывает новой, потому что один раз Христос умер на кресте и воскрес, один раз Вселенная просветилась этим светом великой божественной благодати воскресшего Христа. Это момент для каждого из нас, когда мы должны переосмыслить жизнь, понять себя в вечности, а значит, почувствовать себя по-другому.

Я всегда говорю, что радость Пасхи ощутима только тогда, когда человек сможет хорошо попоститься. Не просто поголодать, а именно измениться, познать смысл и содержание Пасхи Христовой. В Великий пост особенно важно понять, изменить или даже переломать что-то в себе, избавиться от гнева, раздражения, осуждения, зависти — от страстей и похотей своих. Пост не должен восприниматься как повинность. Это, наоборот, счастье, что мы имеем возможность, счастье, что Бог дарует нам время, которое можно использовать именно так, поститься, воздерживаться. Вообще пост — время, когда человек должен приобретать навык к воздержанию, к изменению себя. Почему? Да потому что сегодня много пристрастий — состояний, когда может завладеть нами та или иная страсть. Мы привыкли постоянно смотреть телевизор, наши дети могут непрерывно играть за компьютером, кто-то любит азарт, кто-то — экстрим, кто-то — выпить, иной не может бросить курить или блудить, кто-то сотворил себе кумира из денег или еды. И этих пристрастий настолько много в человеческой натуре, что они не дают возможности пребывать в нашем сердце, в душе Богу. То есть страсть — своеобразный вирус, который, заразив человека, появившись в его природе, начинает размножаться, развиваться, заполнять все органы, которые предназначены для того, чтобы человек хорошо жил, был здоровым. Страсть заполняет все духовное пространство, в котором человек мог быть с Богом. В духовной жизни все просто: если человека заполняет страсть, то места Богу в нем уже нет и, значит, нет радости и счастья в жизни. Именно в этом причина депрессий, всяких неудовлетворенностей от жизни, вследствие чего у человека страстного нет цели в жизни, нет правильных эмоций, так как нет места для благодати Божией, это место заполняется пристрастием.

Не надо думать, что, если вы никого не убили, не ограбили, вроде бы как и страстей-то нет. Вероятнее всего, страстей все равно много, потому что мир наш говорит об этом: каждый день мы слышим об убийствах, об изнасилованиях, иных преступлениях — восстаниях, волнениях, взрывах… Рушатся устои семьи: мать, родив ребенка, оставляет его в контейнере для мусора или убивает до рождения… Это значит, что внешне влияние современной действительности отражается в нашем внутреннем мире. Кто-то расстреливает школьников, кто-то убивает туристов, кто-то торгует людьми, а иной занимается наркоторговлей и т.п. — все свидетельствует о том, что в нашем сердце, в духовной природе не осталось места Богу. И Великий пост, а за ним и Пасха призваны очистить человека, даровать ему огромную благодать, которая может укрепить, раскрыть новые жизненные возможности, но человек должен старательно потрудиться, «понудить» себя, как это называется в церковной лексике, то есть где-то поднапрячься и сказать себе: «Я действительно понимаю, что в этом не прав, вижу, что у меня много сквернословия. Я действительно ощущаю, что пристрастился к пиву и без бутылки не могу прожить ни дня. Я понял, что смысл жизни заключается не только в том, чтобы сделать ее комфортной, и для этого любыми способами достигнуть богатства». Это переосмысление, изменение себя и есть Пасха, которая начинается в нашей жизни. Пасха — это не просто праздник Христа, воскресшего Господа, это наш праздник, праздник индивидуально каждого из нас — личный, так как вместе со Христом можем воскресать и мы — избавляться от тленья, от злобы, от ненависти и духовной смерти. Такая возможность у нас есть, пока мы живы — мы можем это иметь, это делать.

— А как сами священнослужители готовятся к празднику?

— Конечно же, усугубляются молитвы, стараются посвятить себя богообщению. Стараются уладить все отвлекающие дела и больше предаться богослужению, чаще бывать в храме, усерднее молиться. Человек церковный в эти дни сосредоточен внутренне. Он не хочет упустить ни малейшей детали, ни малейшего слова в богослужении, получая от этого воодушевление душевное. Священники хлопочут на своих приходах, чтобы в храмах было благолепие, чтобы успеть многое сделать и встретить праздник.

Очень важно сопереживание. Сугубый пост, который приурочен страстям Христовым, неделя Страстная, предваряющая Христово Воскресение. Мы каждый день вспоминаем не просто тот или иной эпизод, а как бы то или иное событие, в котором сами участвуем: предательство Христа, суд над Ним, Его оклеветание, мучения, издевательства над Ним, в конце концов, Его распятие, погребение. Эти моменты в церкви прослеживаются. Мы можем приклониться к Плащанице, увидеть, как происходит чин отпевания, сопереживая Господу на каждом шагу Его крестного пути. Это живое наше участие в событиях, которые вне времени и вне пространства.

Пасха — всегда ориентир, отправная точка. У нас есть важная задача — совершенствоваться духовно. Пасха — это праздник и для воцерковленных, и для неверующих, когда дается такой огромнейший жизнеутверждающий, душеспасительный импульс, который говорит, что есть трудности и падения, какие-то смущения или разочарования, так как что-то, ожидаемое человеком, не всегда получается. Пасха как бы говорит, не волнуйся, Господь знает твои нужды, Христос тебя слышит. Если ты обещал на исповеди измениться, но не получилось, не отчаивайся, ты жив, и, значит, Пасха дарует тебе новые возможности, Христос дарует новый шанс, поэтому вставай, и снова начинай изменяться, и закаляйся в этой жизни, и отвращай от себя стрелы греха и соблазна. Важно понять, что идеалы Христа для всех одинаковые, независимо от того, тридцать лет человек в церкви или три дня, независимо от того, монашествующий он или мирской. Хочется пожелать всем, чтобы из года в год трепетно относились к дням подготовки к Пасхе и, конечно, к самой Пасхе, чтобы за мирскими заботами ощущали благодать Божию и за хлопотами не потеряли это чувство.

Ольга Смирнова, «УЦ».

Добавить комментарий