Память на постаменте

Кировоград отличается от других городов, лишенных памятников Ленину, тем, что у нас пал еще и памятник Кирову. Говорят, что так решила громада. Кто эта громада – так и осталось неизвестным, особенно относительно памятника Ильичу. Но факт есть факт, и на двух центральных площадях областного центра вместо памятников стоят постаменты.

Что дальше? Постамент из-под Кирова используется в качестве трибуны во время проведения митингов и вече. Тот, что принадлежал Ленину, пустует. Каковой может быть их дальнейшая судьба? Какова судьба площадей? Известно, что сессия горсовета без обсуждения и без вариантов переименовала площадь Кирова в Героев Майдана и решила на месте Сергея Мироновича установить скульптурную композицию на тему Майдана, объявив конкурс проектов.

«УЦ» решила на своих страницах организовать трибуну мнений, которых наверняка будет несколько. Первым экспертом мы решили выбрать заслуженного архитектора Украины, чье мнение для нас считается авторитетным, – Виталия Кривенко.

– Виталий Ефремович, вы видели проект реконструкции Ковалевского парка?

– Это не проект. Первый проект был сделан давно, еще при прошлой городской власти. Делал его институт «Агропроект» с моим участием. А потом власть поменялась, что-то произошло, и появились картинки управления архитектуры. Они, наверное, имеют право на существование, ведь у каждого свое видение. Но эти картинки все равно должны разрабатываться проектным институтом. Можно сказать, что это идея. Но начатые работы нужно заканчивать, если получится. И да, нужно дорабатывать.

– То есть может быть объявлен конкурс?

– Вопросы конкурса у нас в городе нерациональны. Вы, наверное, об этом знаете, поскольку много писали о Театральной площади. Мы представили эскизный проект, а потом был объявлен конкурс. Мы в нем уже не участвовали. Был определен победитель, после чего произошла необъяснимая вещь. Фактически был отброшен и этот проект-победитель, а сделано что-то на скорую руку. Зачем-то кто-то взял Кропивницкого, который мирно стоял на своем месте, и перенес в угол площади. Потом сделали перепланировку площади. В итоге у нас один памятник времен Великой Отечественной войны «показывает» на театр, а Кропивницкий смотрит в обратную сторону, он стоит на углу, но он сделан не для углового осмотра.

Не знаю, кто так решил. Беда в том, что градостроительный совет не работает, его просто никто не собирает. Так что вопрос о конкурсе неактуальный. Более того, сейчас вряд ли будут на что-то средства. И я думаю, что эти вопросы надо отложить.

– А что касается Ленина, Кирова?

– Об этом я могу сказать. Скульптор обеих фигур – очень известный в Советском Союзе мастер Матвей Манизер, который сделал очень много. Если копии «кировоградского» Ленина были установлены в ряде городов России, то Киров – уникален. Приезжающие к нам скульпторы отмечали, что памятник очень пропорционален. Ведь памятник – это не скульптура на подставке. Это постамент, сама фигура, материал. И если рассматривать памятник Кирову, то (я не беру личность и его историческую роль) это произведение искусства.

Кстати, немногие об этом знают, характерным для Кировограда есть то, что у нас собралось очень много памятников и монументов, выполненных известными скульпторами. Это своего рода музей работ знаменитых мастеров. Судите сами: Матвей Манизер – народный художник СССР, лауреат трёх Сталинских премий. Он создал ряд произведений, ставших классикой социалистического реализма. Кроме всего, он автор посмертной маски Сталина. Василий Агибалов – заслуженный деятель искусств УССР, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко, народный художник Украины. Он вместе с Яковом Рыком, заслуженным художником Украины, делал мемориальный комплекс на Крепостных Валах. Народный художник Украины Николай Олейник делал памятник братьям Эльворти. Заслуженный деятель искусств Анатолий Гончар является скульптором Ангела-Хранителя. Макар Кондратьевич Вронский, народный художник Украины, – это памятник Богдану Хмельницкому. Памятник Винниченко, бюст Нейгауза, «студенты» возле КНТУ – это скульптор Владимир Цисарик, имеющий, несмотря на молодой возраст, около двадцати работ по всей Украине…

Недавно к нам приезжала группа специалистов из города Сумы. Их интересовало монументальное искусство в небольших городах, как наш. Они были в восхищении. Главный архитектор Сум признался, что никогда не думал, что в Кировограде может быть такое количество памятников, сделанных такими скульпторами, на таком высоком уровне.

Кстати, архитектурой они тоже восхищались. Монумент состоит из архитектурных сооружений и скульптуры. Сама идея предлагается или архитектором, или скульптором. И сумчан удивило то, что у нас скульптуры и архитектура – в комплексе.

Есть, правда, неудачные примеры. Поставили мы бюст Генриху Нейгаузу. Проектом предполагалось ограждение, фонтаны, подходы, полукруглый вход с козырьком, который представляет собой эстраду. А напротив – полукруглая площадь со скамейками. Это же музыкальное училище, храм музыкального искусства, где можно по вечерам проводить концерты. Но денег хватило только на бюст, поэтому он затерялся перед зданием бывшего райкома.

В Киеве, в начале бульвара Шевченко, стоял памятник Ленину советского скульптора Меркулова. Он был из полированного гранита. Это довольно редкая техника. Его сбросили с постамента, разбили на кусочки и разобрали на сувениры. Столица и страна потеряли образец монументального произведения хорошего исполнения. Можно было решить вопрос цивилизованно. Если памятник по ряду причин – политически, исторически, идеологически – потерял свою актуальность, его можно было просто перенести.

Хорошо, что в Кировограде Кирова аккуратно демонтировали и куда-то перевезли. А Ленин вроде бы пострадал…

– Что делать с постаментами?

– Постаменты – это часть памятников. Если когда-то решат где-нибудь установить только фигуры Кирова и Ленина, они будут стоять, как на складе. А ставить на постаментах… Где это можно установить? Весь Киров был одиннадцать метров высотой. Если несколько таких поставить, нужна приличная площадь для обзора.

Есть у нас проспект Коммунистический, и была идея оформить его в стиле советского периода: поставить рекламные тумбы, газетные стенды, сделать киоски продажи мороженого, газировки. Если бы было нормальное время, можно было бы сделать интересный уголок с детскими площадками. В свое время на проспекте было сделано немало, и не исключалась идея переноса туда памятников. Но сейчас я смотрю по-другому: если установить там фигуры, им поотбивают руки и ноги и сдадут на металлолом. А если на постаментах установить, вида не будет. Ведь один работал на площадь, а другой – на парк. Проспект же сравнительно неширокий, с густо посаженными каштанами.

Рассматривалась еще одна идея – в Ковалевском парке сделать аллею, параллельную Дворцовой, музеем ретро-скульптуры. Но парк не очень большой, и снова возникает проблема непропорциональности памятников и площади аллеи.

– Что вы видите вместо Ленина?

– Начнем с того, что это парк «Ковалевский». И все там начиналось не с Ленина. Это был плац юнкерского училища, и все там было в комплексе, учитывая церковь. И говорить о том, что Ленина надо вернуть, не стоит. Скульптуры там быть не должно. Я считаю, что там должен быть хороший фонтан. Он может быть тематический, светомузыкальный. Вы, наверное, знаете, что когда-то перед памятником Ленину там был водоем с контурами Черного моря. В нем плавали рыбки, и на «берегах» отдыхали детишки. Если это было возможно даже во времена, когда там стоял Владимир Ильич (а он стоит там с 1925 года), почему сейчас не придумать что-то интересное? Кстати, постамент там не оригинальный, его переделывали в 70-х годах, но переделали неудачно: он был ниже, поэтому фигура выглядела пропорционально. А потом сделали высокий, и Ленин казался маленьким. Но это уже не важно. Думаю, что по Ковалевскому парку все однозначно: не надо никакой замены, никакой скульптуры. Фонтан со скульптурой – да, мы это можем предложить. Но я понимаю, что сейчас это нереально. С постаментом надо прощаться. Но ни в коем случае не ставить на постамент, разработанный скульптором для одного, фигуру кого-то другого. Постамент надо разобрать и пока сделать клумбу.

– А что может быть вместо Кирова?

– Тут сложнее. Известно, что горсовет принял решение переименовать площадь в Героев Майдана и объявить конкурс проектов скульптурной композиции. Согласно христианским традициям, на могилах устанавливают памятники не раньше, чем через год. Еще один момент: в положении о топонимической комиссии написано, что увековечить кого-то или что-то и переименовать улицу можно, по-моему, через пять лет. Точно не помню, но есть определенный срок, и надо было этот срок выдержать.

Я сочувствую людям, чьи родные и близкие погибли. Но с переименованиями надо бы подождать, пока все устоится, успокоится. Это одна сторона. Есть другая. Центральная площадь города, которому 260 лет, должна быть как-то привязана к его большой истории. И называться она должна соответственно. Я хотел бы, чтобы в нашем городе были увековечены все личности, кто здесь был за всю историю.

Что касается площади, то надо создать среду. Здание облгосадминистрации – это позорище, которое стоит десятилетиями. Там же было прекрасное здание, того архитектурного стиля, что строения напротив. Это была ценная площадь уютного города Елисаветграда. Она и площадью изначально не была. Там были бульвар, ротонда, большой фонтан. Но переделать фасад администрации – большие деньги, это нереально, хотя намеревались многие. Стояла гостиница «Украина», и она вписывалась в ансамбль по масштабу. А то, что сейчас стоит – что это? А бывший лекторий и бывшая стоматполиклиника… Их можно было и не строить, а поставить огромную тумбу и повесить все рекламные щиты. Это памятники архитектуры, но они полностью завешаны рекламой. Это такая безвкусица!

Этим надо заняться. И в связи с этим спроектировать то, что будет стоять вместо памятника Кирову. Может, это тоже будет фонтан. А если памятник, то на месте скульптуры работы Манизера нельзя ставить какую-то ерунду. Если тема Майдана устоится и будет необходимость все-таки поставить скульптурную композицию на эту тему, то заниматься этим должен художник, настоящий мастер. Должна быть идея, скульптура должна быть талантливая, сделанная достойно.

В общем, должна быть идея площади. И нужно правильное название. Я бы привязал его к богатой истории города. Не исключаю вариант, что горсовет изменит свое решение и присвоит имя Героев Майдана другой площади. Например, нынешней Дружбы народов…

В общем, все надо взвесить, над всем подумать. И, конечно, нужны время и средства.

Записала Елена Никитина, «УЦ».

Память на постаменте: 8 комментариев

  1. хороший «эксперт», или не знает, или предумышленно врёт что скульптурное изображение Кирова уникально (Псков,Воркута,Петрозаводск), владение информацией о судьбе скульптур на уровне «одна баба сказала», а приверженность коммунистической идеологии напрочь затмевает объективность и «профессионализм»

  2. Исходя из того, что сейчас творится в стране апологетами «Майдана» ,то говорить о том , «тема Майдана устоится и будет необходимость все-таки поставить скульптурную композицию на эту тему» наверное скоро станет плохим тоном ..

  3. Памятник не Майдану, а Героям Майдана. Там конкретные люди погибли.

  4. А как быть с теми,кто погиб от рук майданщиков?

  5. майданщики обычно по карманам шарят, это к Фиме Жиганцу с таким вопросом

  6. Надо поставить памятник Юле в инвалидном кресле, а сзади то кресло толкает какой нибудь Ярош или Парубий. Чтобы люди не забывали, кто их на Майдан вывел и всегда цветы носили.

Добавить комментарий