В поисках дирижера, или Почти детективная история

Все началось еще в феврале, когда на гастроли в Кировоград приехал харьковский театр музкомедии. После интервью директор театра Игорь Николаевич Коваль обратился ко мне с просьбой помочь найти его родственника. Он дал мне фотографию очень симпатичного молодого человека в шляпе и рассказал, что зовут его Сергей Дьяченко и что он вроде бы в 1960-е годы работал в Кировограде дирижером. Учитывая, что у нас дирижеров не так уж и много, я была уверена, что в течение пары дней обещание свое выполню. Однако все получилось совсем по-другому.

Кто ищет, тот всегда найдет

Естественно, первыми, кого я решила побеспокоить, были люди, связанные с музыкой, театром и филармонией. И Леонид Михайлович Щербина, много лет проработавший в филармонии, и Наталья Юрьевна Хилобокова, которая по возрасту сама могла бы и не быть знакомой с таким человеком, но, возможно, слышала это имя от отца — Юрия Павловича Хилобокова, и Владимир Петрович Шурапов, много лет отдавший нашему театру корифеев, и музыковед Марина Долгих, и другие люди, связанные с музыкой, в один голос говорили мне, что такого дирижера в Кировограде однозначно не было. Казалось бы, нет так и нет, позвони и скажи, что не нашла, но что-то меня удерживало от такого шага. Я искала в Интернете, пробовала давать поиск без имени, только по фамилии, меняла фамилию Дьяченко на Дьячук, Дьячко, забивала в окошко фразу «кировоградские дирижеры» — ничего… И я решила обратиться к читателям нашей газеты: вдруг кто-то узнает его по фотографии. Ведь если человек когда-то жил в Кировограде, у него были соседи и кто-то мог знать его в лицо. Правда, надежда на это была уж совсем призрачной, ведь если человека никто не знает по работе, то, может, и не жил в Кировограде молодой красавец Сергей Дьяченко.

Вдруг однажды вечером звонит мне наш начальник компьютерного отдела Павел Волошин и говорит, что, мол, только что звонила Антонина Николаевна Червинская и рассказала, что узнала человека на фотографии: это известнейший кировоградский дирижер Сергей ЧУМАЧЕНКО, но вроде бы он лет пять-шесть назад умер. Честно говоря, я была в шоке: Игорь Николаевич ошибся с фамилией! Правда, это и немудрено — мы с ним разговаривали буквально перед самым началом первого в Кировограде спектакля, после долгой дороги, и я списала это на волнение… Я позвонила Антонине Николаевне, и она подтвердила, что на фото именно Сергей Чумаченко, который много лет был дирижером не только в театре Кропивницкого, но и в народном театре оперетты, который когда-то располагался в здании синагоги — тогдашнем ДК им. Калинина, а также сказала, что вроде бы какие-то материалы о нем видела в краеведческом музее.

Следующий звонок — в музей. Благо, там работает мой однокурсник Константин Шляховой. Прошу его выяснить, что удастся, о Сергее Чумаченко, и буквально через десять минут он перезванивает и сообщает, что все имевшиеся материалы находятся у Александра Ивановича Полячка, в музее Кароля Шимановского. Созвонившись с Александром Ивановичем, договариваемся о встрече после длительных майских выходных у него в музее.

И вот мы с нашим фотографом Еленой Карпенко в музее. Александр Полячок показывает то, что есть у них в фондах: несколько фотографий, пару вырезок из газет, театральные программки театра оперетты и муздрамтеатра, какие-то записи, документы, написанные рукой Сергея Федоровича Чумаченко. Мы все засняли, я передала в фонд музея фото молодого Сергея Чумаченко, и мы ушли. Но я поняла, что материалов-то на статью у меня маловато, и решила переговорить еще с Владимиром Петровичем Шураповым, так как встреча с Антониной Николаевной Червинской у меня была запланирована на следующий день.

Позвонила Шураповым, и буквально через десять минут была у них. Владимир Петрович уже приготовил мне пару книг, где упоминается Чумаченко, и вдруг после моего заявления о том, что он якобы несколько лет назад умер, вверг меня в шок: «Как это умер? Он жив! Я недавно с ним разговаривал по телефону!» Вы представляете — человек, которого я разыскиваю почти три месяца, не только жив, но и, как выяснилось, живет буквально в квартале от меня. Владимир Петрович позвонил Сергею Федоровичу и предупредил, что сейчас приедет к нему в гости. Но затея с гостями, к огромному сожалению, не удалась. Вероятно, из-за преклонного возраста, а ему недавно исполнилось 94 года, родные не оставляют ему ключи, и открыть нам он не смог. Я оставила в двери свою визитку с просьбой связаться со мной, пару раз перезванивала Сергею Федоровичу, но пока никто из его родственников не откликнулся.

В тот же день я позвонила в Харьков и рассказала Игорю Николаевичу Ковалю, что все-таки нашла его родственника. Вы бы слышали, как он радовался и как был раздосадован тем, что оговорился и неправильно назвал фамилию! Через некоторое время перезвонил мне и рассказал, что позвонил своей маме, которая буквально разрыдалась, узнав, что Сергей жив и нашелся. Как я поняла, они двоюродные брат и сестра, его мама Фрося — самая старшая сестра ее мамы, Зинаиды Даниловны Герасименко, ранее проживавшей в Котовске, а теперь — в Харькове. А Игорь Николаевич — внук Анны Семеновны (в семье ее называли Нюсей) Писаревой. Хочется надеяться, что родственники Сергея Федоровича все-таки откликнутся. У них ведь так много общего, а самое главное, что их объединяет, — оперетта.

Маэстро Сергей Чумаченко

Не могу удержаться, чтобы не рассказать не только родственникам Сергея Чумаченко, но и нашим читателям об этом уникальном человеке.

Результаты моих поисков в Интернете ограничились буквально двумя ссылками, первая из которых — на сайте библиотеки им. Чижевского — привела к книге известного в Кировограде авиатора Бориса Чижова «Воспоминания пилота»: «У Чернышовых трое сыновей и дочь, а Игнатьевы даже разместились в двух домах. Красавица Надежда Семеновна, будущая заслуженная артистка республики со своей мамой в одном доме, а ее старший брат Павел Семенович, рабочий завода «Красная звезда», с женой и двумя детьми в другом. Жена Павла Семеновича, тетя Вера, из семьи старожилов Таврической улицы, Чумаченков, живших во втором доме от речки Биянки, по четной стороне. Из этой семьи вышел Чумаченко Сергей Федорович, главный дирижер нашего украинского театра, а заслуженный артист Советского Союза Юрий Тимошенко, известный как Тарапунька, приходился им дальним родственником и при всех своих гастрольных поездках в Кировоград непременно наведывался на Таврическую улицу». Следовательно, Сергей Чумаченко — коренной кировоградец, выходец с Кущевки.

Следующий источник информации мне предоставил Леонид Михайлович Щербина, бережно сохраняющий свои архивы. Это публикация Владимира Шурапова «Знову звучить «Баядера»» в «Вечерней газете» от 7.04.2000 года, посвященная 80-летнему юбилею Сергея Федоровича Чумаченко, которое отмечалось на сцене театра им. Кропивницкого большим концертом. Из этой статьи мы узнали, что музыкой Сергей увлекался с самого детства, а первой учительницей музыки для него стала цыганка Груня из расположившегося неподалеку табора, которая и научила его играть на гитаре. Позже он уговорил отца купить мандолину, так как гитару в качестве приданого отдали вышедшей замуж старшей сестре. «На все життя Сергій залишився вдячним керівникові духового оркестру при клубі «Металіст» І. Линецькому, який, окрім гри на інструменті, навчив нотній грамоті й підготував до вступу в Миколаївське музучилище», — пишет В. Шурапов. Но студенческие будни оборвала война. Сергей воевал, а под конец войны организовал джаз-оркестр, который выступал перед бойцами. В качестве награды за это получил аккордеон: «Довідка. Видана червоноармійцю Чумаченку Сергію Федоровичу в тому, що він за відмінне керівництво і організацію джаз-оркестру дійсно нагороджений акордеоном марки «Майк Герольд». Командир військової частини майор Геркін». Эту информацию я нашла в статье М. Барского «Ви ж бачили нашу «Британку»»?» в газете «Кіровоградська правда» («КП», 29.11.1981г.). Кроме аккордеона, фронтовые заслуги С. Чумаченко нашли отражение в четырнадцати медалях и ордене Отечественной войны, а также многочисленных благодарностях: «Цим засвідчується, що червоноармійцю С. Ф. Чумаченку наказами Верховного Головнокомандуючого оголошені подяки: за форсування річки Вісли… визволення міста Сандомир… за вихід на річку Одер… за оволодіння містом Ченстохов… за визволення міста Прага» («КП», 29.11.1981). Вернувшись с войны, приказом от 1 декабря 1946 года был зачислен на должность тромбониста оркестра Кировоградского музыкально-драматического театра им. Кропивницкого, а в 1951 году стал заведующим музыкальной частью и дирижером театра.

Тридцать лет пролетели как миг. Двадцать из них С. Чумаченко активно сотрудничал с режиссером Михаилом Донцом. В. Шурапов в своей публикации отмечает, что за эти годы было поставлено более двадцати оперетт, сто сорок музыкально-драматических спектаклей и три оперы: «Наталка Полтавка» Н. Лысенко, «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского и «Катерина» М. Аркаса. М. Барский пишет: «Режисерів у театрі завжди було не менше двох-трьох, художників — два, помічників режисера — також два чи три. Він же — один у п’яти особах: завідуючий музичною частиною, єдиний диригент, хормейстер, людина, яка в разі необхідності добирає музичний матеріал, і нарешті — оркестровщик. І в кожному сезоні необхідно освоїти п’ять-шість, а то й більше незнайомих партитур».

Кроме театра корифеев, была у Сергея Чумаченко еще одна любовь — народный театр музкомедии, возглавляемый настоящим энтузиастом, талантливым режиссером и просто душевнейшим человеком Александром Михайловичем Флейшманом. Базировался театр в ДК им. Калинина. Десять оперетт за десять лет, звания лауреата республиканского и всеукраинского фестивалей самодеятельного искусства, одиннадцать золотых медалей за завоеванные первые места. Петь в народном театре оперетты считали за честь и профессиональные певцы с консерваторским образованием — Л. Щербина, В. Силенко, актеры-пенсионеры из театра им. Кропивницкого С. Сакевич, Е. Белецкая, В. Иванов.

С 1978 года С. Чумаченко вновь в семье кропивничан. В 1982 году в честь столетия театра корифеев состоялась поездка в Москву. Вот что пишет об этом В. Шурапов: «На прохання режисера В. Савченка до вистави «Талан» знайти не дуже «заїжджену» циганську пісню чи романс Чумаченко згадав циганський табор із далекого дитинства і награв на фортепіано пісню, яку співала Груня — його перша «вчителька». Цей номер користувався великим успіхом. У Москві (на виставі був присутній І. Козловський) на вимогу глядачів цю сцену двічі повторювали на «біс»». Товарищ нашего режиссера М. Донца, с которым они в юности поступали в труппу М. Садовского и П. Саксаганского, Иван Козловский в знак благодарности опустился перед ними на одно колено, а вся труппа в знак уважения перед величайшим певцом опустилась перед ним на колени. Немалая роль в таком приеме, оказанном кропивничанам в Москве, принадлежит и Сергею Чумаченко.

Сто двадцать оркестровок: «Вольный ветер», «Морской узел», «Акулина», «Голубой гусар», «Поцелуй Чаниты», «Баядера», «Вий», «Белая акация», «Марица», «Мистер Икс», «Свадьба в Малиновке» — это лишь малая часть из творческого портфеля Маэстро Чумаченко. Тридцать почетных и просто грамот, множество дипломов І и ІІ степени, звание лауреата премии им. Ю. Яновского — этим может гордиться Сергей Федорович Чумаченко. А главное — огромной любовью и благодарностью зрителей.

И это все о нем

Совсем юной семнадцатилетней студенткой пришла в оркестр к Сергею Чумаченко Маргарита Любович (Базилевич).

— Я проработала в оркестре три года — с 1956-го по 1959-й, а потом пришлось уехать, но это время вспоминаю с огромным удовольствием. Может, потому, что молодость всегда вспоминается в розовом цвете, хотя все-таки с радостью думаю о работе в оркестре. Сергей Федорович был чрезвычайно интеллигентным человеком, очень добрым, но в то же время и требовательным. Он очень любил дисциплину, мог рассердиться, если кто-то опаздывал на репетицию, но быстро отходил. Вообще в то время люди, и молодежь особенно, были другими. Вспоминаю наши гастроли в Барнауле — мы получали два рубля суточных, но нам было так весело, так здорово! Мы были все вместе. А сейчас все уткнутся в компьютер или в зомбоящик, как подсказывают мне мои студенты, — и всё… А еще мне на всю жизнь запомнилась одна история. Это был период начала холодной войны между Америкой и Советским Союзом, и однажды Сергей Федорович, придя на репетицию очень взволнованным, сказал: «Ну что, ребята, положим смычки и возьмем винтовки». Эта фраза очень актуальна сейчас… А вообще, повторюсь, очень счастлива, что мне довелось поработать с Сергеем Чумаченко, и вспоминаю о нем с большой теплотой.

Антонина Николаевна Червинская выкроила для интервью немного времени, несмотря на колоссальную занятость «Калиновим співом»и предстоящей ее коллективу поездкой:

— Те, що до мене у руки попала ця газета, — справжня випадковість. Взагалі я дуже люблю «Україну-Центр» і намагаюся купувати кожен номер, бо дуже мені подобається рубрика вашого головного редактора «Дневник обозревателя», але деякий час мене не було у Кіровограді та я пропустила кілька номерів. Але якось сиділа в кабінеті когось чекала, а на столі лежала газета. Я взяла її та почала гортати. І раптом бачу знайоме обличчя! Сергій Чумаченко! Але читаю: Сергій Дьяченко. Який це Дьяченко, коли це Чумаченко?! Але далі все співпадає: диригент, займався музикою. Розумієте, я з ним особисто була в добрих відносинах. Людина інтелігентна, з тих, про кого кажуть, що він ніколи комара не задавить, високої ерудиції. Я коли працювала в Будинку культури Калініна, він був диригентом у театрі оперети Флейшмана. Він тоді пішов із театру й працював у театрі оперети, він створив малий симфонічний оркестр і робив з ними. Як зараз бачу його у світло-коричневому костюмі з полоскою темнішою, в коричневих туфлях і з портфелем. Він завжди був дуже елегантним, навіть франтом. Завжди в шляпі ходив… Ну дуже елегантний він був. Мені дуже приємно було працювати і з ним, і з Флейшманом, який, власне, й створив нашу оперету. Вони настільки були поєднані між собою — два франта, два інтелігента!

В синагозі, де ми тоді працювали, унікальна сцена. Вона невеличка, але там неймовірна акустика. І співали там неймовірні співаки — Вадим Силенко, Люда Листопадова — чудове сопрано, унікальне, Бідненко Неля, Льоня Щербіна. Це були такі унікальні голоси, вони працювали у нас у філармоніі, а вечорами ходили співати в оперету. Чумаченко з Флейшманом були чудовим тандемом: один — блискучий музикант, диригент від Бога, тому що можна закінчити й дві консерваторії, й аспірантуру, але не мати відчуття тієї красоти й глибини музики, а інший може закінчити музичне училище, але бути великим музикантом. Господь Бог його колись помазав, коли він на світ з’явився, й це йому від батька, від матері дісталося. Оце таким був Чумаченко. А Флейшман — я завжди любила дивитися, як він, стоячи на балкончику на другому поверсі, милувався наслідками своєї праці, грою акторів, роботою оркестру… В нас у опереті були дуже гарні актори. Був такий Едік Мачаїдзе, який працював на агрегатному заводі токарем, то його запрошували в Київ, у театр оперети. Отакий театр створили ці чудові митці…

В центре - дирижер Чумаченко.

Ось бачите, мабуть, так мало відбутися, що газета випадково потрапила мені в руки, що я її погортала та звернула увагу на фото, яке ви там надрукували. Так було задумано Богом!

Когда я выяснила, что человек, которого мы разыскиваем, не Дьяченко, о котором я устроила буквально допрос с пристрастием своему дорогому соседу Леониду Михайловичу Щербине, а Сергей Чумаченко, с которым они работали в театре оперетты, сразу же позвонила ему и рассказала, что нашла его и что он жив. Реакция была неожиданной:

— Какая ты молодец, ты прямо камень у меня с души сняла. Я так давно хочу позвонить ему, но боялся — вдруг мне скажут, что его уже нет? Сейчас же позвоню ему!

А назавтра наш разговор продолжился:

— Вспоминаю концерт к 80-летию Сергея, а это было в 2000-м году, мне было 68 лет. И после концерта мы с ним договорились, что следующий концерт мы с ним сделаем, когда ему будет 90. Но, к большому сожалению, не вышло у нас это: я сейчас не ходок… А он тогда, в свои 80, был довольно шустрым. Я ему звоню вчера, а я называл его всегда Серенький, и говорю: «Серенький, это я!» Он отвечает: «Лёня!» — «Знаешь, я боялся тебе звонить, вдруг мне скажут, что тебя нет. А оказалось, что все в порядке, тебе 94, мне 82». А он мне говорит: «Пацан!» (Смеется.)

Украинский театр 1955 г. Оркестр.

Да, вернемся к делу. Когда я пел в оперетте, я там был единственным с консерваторским образованием. А Сергей закончил в Ленинграде профсоюзные курсы, они тоже давали высшее образование. Остальные артисты профессионального образования не имели. Но, когда приезжала комиссия из Киева, они отметили, что спектакль, который они посмотрели, лучший в Украине, несмотря на то, что это по сути художественная самодеятельность. Отмечена была не только работа Флейшмана как режиссера, но и о Сергее говорили как об уникальном, колоссальном таланте. Он был неброский дирижер, без излишней экспрессии, дирижировал легко и спокойно. Но петь с ним было одно удовольствие, я чувствовал уверенность в том, что не собьюсь, не напортачу. А какой он был добрый человек! А еще — интеллигент от и до в самом хорошем смысле слова. Никогда не повышал голоса, но все, что говорил, было четко и конкретно выполнено. Этот период в моей жизни, когда я пел в оперетте, был праздничный, радостный. Репетиции иногда затягивались допоздна, я мог прийти и в 12 ночи, и позже, но я получал огромное удовольствие. Это было счастье.

Вот такое нежданно-негаданно у меня получилось журналистское расследование. Очень рада за всех моих собеседников, которые хоть на немножко вернулись в свою молодость, когда они были красивы, успешны, любимы не только своими близкими, но и поклонниками. Сожалею, что смогла поговорить не со всеми людьми, знавшими Сергея Чумаченко, чьи координаты мне помогли найти. Но, возможно, это не последняя наша публикация. Очень надеюсь на то, что родственники Сергея Федоровича Чумаченко все-таки отзовутся и я смогу передать Игорю Николаевичу Ковалю и его маме живой привет от их знаменитого в Кировограде родственника (кстати, вы обратили внимание на потрясающее совпадение: Сергей Чумаченко работал в оперетте, и Игорь Коваль — директор театра оперетты, поставивший не один спектакль?!). Теперь остается ждать обещанных очередных гастролей харьковчан, которые непременно состоятся, потому что у Игоря Коваля появился дополнительный повод и стимул побыстрее приехать в Кировоград. Следите за афишами!

Расследование вела Ольга Березина, фото Елены Карпенко, «УЦ».

P.S. Хочу выразить благодарность всем, кто помогал мне в поисках. Кроме упомянутых в публикации людей, я благодарна также заведующей отделом искусств библиотеки им. Чижевского С.А. Ушаковой и заведующей литературно-драматургической частью театра им. Кропивницкого И. С. Додоновой, а также М. Любович за фото из ее архива.

Добавить комментарий