Поднять парус и спасти планету

Для Кировоградской области (за исключением Светловодска) паруса являются экзотикой. Оно и понятно – степи, поля, леса… Слово «яхта» у многих ассоциируется с большими деньгами, а «регата» – это что-то от капитана Врунгеля. И все же есть среди нас, кировоградцев, романтик, над чьей головой уже много лет шумят паруса, который участвует в регатах и абсолютно счастлив в море.


Человек этот – Сергей Жолонко. Регата, о которой пойдет речь, – не традиционная в популярном понимании, а экологическая. Первая регата «Кубок Кинбурнской косы» прошла в 1994 году. Ее организовал Сергей Шаповалов, яхтсмен, ученый, эколог, чье имя стала носить регата с 2004 года, после гибели вдохновителя соревнований. Сергей Жолонко участвует в регате с 2006 года, и он рассказал «УЦ» об истоках своей любви к морю и о том, как яхтсмены борются за экологию планеты.

Признаться, очень хотелось услышать захватывающие истории о бесстрашных плаваниях, о капризах морской погоды, о «выжимателях ветра»… Но Сергей Филиппович не был настроен на романтический лад, его, как и всех яхтсменов Украины, тревожит перспектива, угрожающая планете. Но обо всем по порядку.

О яхтах мы все же поговорили. Сергей Жолонко – уроженец Николаева, и его увлечение на всю жизнь было предопределено еще в юные годы. «В детстве, наверное, думают за нас. В Николаеве, в яхтклубе, была морская школа  ДОСААФ. Сейчас ее нет, там ночной клуб. Меня, шестнадцатилетнего, туда отправили родители получать военную специальность. Это была гребля на яликах, походы, изучение азбуки Морзе, морских традиций. Потом была работа на судостроительном заводе, после – служба на флоте. Несмотря на то, что выбранная мной профессия была связана с юриспруденцией и я сменил место жительства, море осталось со мной навсегда», – рассказал яхтсмен.

Полноправным яхтсменом он стал после того, как с тремя своими друзьями вскладчину купили яхту 1982 «года рождения» и отремонтировали ее. Она называется «Аметист», и это имя было дано ей при рождении людьми, которые ее построили, яхтсменами-фанатами. Это настоящая спортивная яхта, демонстрирующая искусство ходить под парусами, гоночное мастерство, позволяющая примерять на себя роль шкипера, рулевого, навигатора. Если есть яхта, она должна участвовать в регате. И началось…

«Яхтсменов в Украине много, – продолжил Сергей Филиппович. – А старейший яхтклуб – в Николаеве, и там зарождались все традиции. Наш “Аметист” прописан и находится там.

На зиму яхта поднимается на берег, весной ее чистят, красят – приводят в порядок. Потом спускают на воду. Сезон начинается в зависимости от двух обстоятельств: времени и денег. Погода значения не имеет, так как она имеет свойство меняться. Маленьких регат в стране достаточно много. Мы в них участвуем и чаще не занимаем призовые места. Есть люди, называемые гонщиками, которые стремятся только к лидерству в гонке. У нас такой цели нет. Сам факт участия для нас – счастье. Содержать яхту дорого. Все, кто этим занимается, энтузиасты. Только влюбленные в яхтспорт могут тянуть деньги из семьи и вкладывать в железо, пластик, паруса».

Сергей Жолонко, став кировоградцем, пробовал ходить под парусом в Светловодске. Говорит, что там другой мир: Кременчугское море, острова и люди – «сумасшедшие». Федерация парусного спорта ежегодно организовывает рейтинговую регату, которая считается самой крупной в Украине. В прошлом году она была заявлена как чемпионат Украины по парусному спорту, и это спортивный форум номер один. До этого экипаж «Аметиста» раньше часто ходил в Севастополе в рамках Казацкой регаты. По шлюзам яхтсмены спускались из Киева, выходили к Очакову, потом шли к Севастополю. Вот там Жолонко со товарищи занимал первые места. Но с темой Крыма все это потухло, и остался «кусочек, ценнее которого ничего нет».

«Экологическую регату ждут, как Новый год, как день рождения. Одесса, Херсон, Киев, Днепропетровск, Запорожье, Кременчуг – все спускаются вниз по Днепру. В Николаеве старт, затем Очаков – Кинбурн – Тендра – снова Очаков», – рассказал яхтсмен. Спортивный форум проходит на территории биосферного резервата. Таких в Европе немного, в Украине – четыре: Карпатский, Дунайский, Аскания-Нова и собственно Черноморский. Это не кусок территории, огражденный забором, а целый мир, к которому не прикасалась и не должна прикасаться цивилизация с самого дна и до самого неба.

Здесь, на Кинбурне, уникально все: от почвы и воды до их обитателей и даже воздуха. Например, там только пауков насчитывается 285 видов. И птицы, и «животные невиданной красы». А еще это единственное в стране место, где есть целые поля орхидей. Кстати, именно экологическая регата предотвратила «дерибан» орхидного поля площадью 60 гектаров. Представляете, его хотели поделить на паи под застройку! Яхтсмены в 2012 году провели не просто регату, а протестный спортивный форум с целью обратить внимание общественности и власти на недопустимость запланированного. В результате регаты Николаевский областной совет не выделил землю, поля удалось сохранить.

Еще раньше, в 2009 году, яхтсмены уже привлекали внимание к проблемам Кинбурнской косы, после чего был создан Национальный парк «Белобережье Святослава». С тех пор экологическая регата проходит по территории трех заповедных объектов: Национальный природный парк «Белобережье Святослава», Черноморский биосферный заповедник и региональный ландшафтный парк «Кинбурнская коса».

«Не исключено, что в 2016 году наша регата будет крупномасштабной гринписовской акцией», – заметил Сергей Филиппович. И тому есть очень серьезные предпосылки. Дело в том, что у экологической регаты есть лозунг, и он традиционный: «Яхтсмены не берут у природы ничего, кроме отснятых фотографий. Не оставляют ничего, кроме следов на песке. Не убивают ничего, кроме собственного свободного времени». Это принципы, которые никогда не нарушаются. На фоне этого трепетного отношения яхтсменов к природе Министерство инфраструктуры Украины инициировало проект по строительству нового порта, специализирующегося на рейдовой перевалке грузов, который расположится в районе Днепро-Бугского лимана…

По предварительным расчетам министерства инфраструктуры, инвестиции государства в проект составят до 33 миллионов гривен, а инвестиции частных инвесторов оцениваются до 250 миллионов гривен. Рейдовый, «облачный», как его назвали, порт расположится в районе между оконечностями Тендровской и Кинбурнской кос Днепро-Бугского лимана.

Утверждают, что новый порт позволит принимать большегрузные суда типа «панамакс», «постпанамакс» и «кепсайз» (до 100 тысяч тонн).

После ввода в эксплуатацию первой очереди порт сможет обрабатывать до 10 миллионов тонн зерновых в год. По мере роста объемов перевозки будут запускаться следующие рейдовые стоянки. Проект пока прошел согласование в мининфраструктуры и в ближайшее время будет подан на рассмотрение Кабмина.

Яхтсмены встревожены и возмущены. «Говорят об инвестициях, небывалом развитии, о “благах”, которые свалятся на головы украинцев, – прокомментировал Сергей Жолонко. – Я считаю, что это неправда. Не будет нам счастья, но будет горе. В Украине достаточно территорий, портов, прибрежной полосы, чтобы развиваться в этом направлении. А то, что между Кировоградом и Николаевом нет дороги, – это проблема. И в эти порты идет кировоградское зерно, машины пробираются по ямам, но им еще нужны порты. К портам как не было дорог, так и нет. Это трагедия, это недопустимо.

Мы будем системно и юридически работать, чтобы этого не допустить. Когда попадаешь туда – мозги переворачиваются, но оказывается, что не у всех одинаково: одни хотят это сохранить, другие – загубить. Нормальные люди, которые хотя бы раз там побывали, обязательно вместе с яхтсменами встанут на защиту заповедника. Хочется убедить и тех, кто там не был, но кому небезразлично будущее нашей планеты: ее, планету, надо спасать».

Очень хочется верить, что паруса смогут противостоять «панамаксам».

Елена Никитина, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 50

Добавить комментарий