Песчаный Брод и его целебный источник

Село Песчаный Брод Добровеличковского района знаменито прежде всего как место свадьбы Нестора Махно и уроженки села Галины Кузьменко. А главной его достопримечательностью является школа, в которой училась будущая жена «батьки», и неказистый холм возле бывшего хутора Дарелова, где предположительно и гуляли свадьбу на двадцать тысяч (!) человек. Но сегодня в село ежедневно приезжают на машинах жители Помошной, Добровеличковки и Новоукраинки совсем не ради памяти Галины Кузьменко, а для того, чтобы набрать воды из Георгиевского источника, расположенного в природном заповеднике «Красные скалы» на берегу Черного Ташлыка.

Шестого мая священники Александр Добровеличковский, Александр Песчано-Бродский, Дмитрий Помошнянский и Виталий Любомирский с благословения архиепископа Кировоградского и Новомиргородского Иоасафа освятили источник в честь Георгия Победоносца. Впрочем, источник этот был известен издревле, местные жители всегда считали его целебным и называли Георгиевским, но в 50-е годы над источником построили овчарню, использовали воду для скота, и ключ постепенно иссяк, «отказался давать воду», говорят местные. Как рассказал нам отец Дмитрий Помошнянский, вспомнили об источнике в прошлом году: рыбаки, у которых закончилась питьевая вода, решили поискать пересохший ключ и, если повезет, набрать чуть-чуть воды. Но когда нашли источник, то оказалось, что вода течет как из крана. Эти же рыбаки расчистили нижний бассейн, что оказалось совсем не сложно — сохранившаяся каменная кладка как будто только и ждала людей, — и поставили железную трубу, чтобы было удобней набирать воду, а потом рассказали о своем открытии всем остальным.

— Почему Георгиевский? — объясняет отец Дмитрий. — Мы ходили по домам с диктофонами и записывали рассказы старожилов. Их не так много, но отец Виталий, настоятель Любомирский, записал интересную легенду о том, что один благочестивый человек, кузнец, неожиданно ослеп, а слепота для кузнеца — это потеря профессии, дохода. Кузнец ежедневно молился, и однажды ночью ему приснился Святой Георгий Победоносец, который посоветовал ему идти на тот берег, найти источник, пить из него воду и омывать глаза. Легенда говорит, что через месяц к кузнецу вернулось зрение, и с тех пор источник называли Георгиевским.

Существует также легенда, что на этом месте был женский монастырь, но я думаю, что это неправда. Когда мы строили церковь в Помошной, то я ездил в областной архив и искал все церковные документы, связанные с этими местами. Думаю, если бы тут был монастырь, то где-то он бы обязательно упоминался… Скорее всего, здесь жили послушницы, три или четыре — люди их помнят. Да и кто-то точно следил за источником. Мы исследовали раствор, которым обмазаны камни в нижней части бассейна, это не современный бетон или цемент, а смесь глины с известью. Кроме того, мы проводили небольшие раскопки возле источника, неофициальные, конечно, для себя — на глубине около полуметра мы обнаружили культурный слой: глиняные черепки в большом количестве и т.п. Да и сам ландшафт… Вы видели: источник находится на довольно крутом склоне, но прямо над ним большая ровная площадка — можно предположить, что там что-то было, какое-то строение.

Никаких исторических документов об источнике найти не удалось.

— Понимаете, — говорит сельский голова Сергей Марьянов. — В Песчаном Броде перед революцией было три каменных церкви, там и хранились документы, все их сожгли дотла (писатель Григорий Гусейнов в книге «Песчаный Брод и его околицы» предполагает, что сожгли их именно потому, что в одной из них венчался Нестор Махно, но это уже совсем другая история. — Авт.). Потом Песчаный Брод был райцентром, но в 1959 году райцентр перенесли, и большинство документов, сохранившихся раньше, тоже было потеряно. Я сам историк по образованию и могу вам сказать, что история села, основанного еще в 1735 году, именно поэтому до сих пор не изучена — документов очень мало, а фотографий нет вообще, все строится на легендах, домыслах и предположениях.

Отец Дмитрий рассказал, что, по свидетельствам паломников, вода из Георгиевского источника бодрит, возвращает силы.

— Рассказывают и курьезные истории, — говорит священник. — Например, что приезжие хотели напоить из источника больную собачку, но, как только собака подошла, вода стала иссякать. А когда люди поняли, что это нехорошо — поить животное из святого источника, — то вода сразу же опять появилась.

По словам отца Дмитрия, мнения прихожан о том, стоит ли ставить на трассе указатели к источнику, облагораживать это место, разделились. С одной стороны, вроде бы и нужно: вода-то общая, и нехорошо скрывать источник. С другой — люди боятся, что сюда, в очень красивое место на берегу, будут приезжать жарить шашлыки, устраивать шумные гулянки и осквернят молитвенное место.

— Но больше всего мы боимся, — говорит священник, — что это место возьмет в аренду какой-нибудь крутой, поставит шлагбаум и будет воду в бутылки разливать.

Что касается целительных свойств воды из Георгиевского ключа, то мнение отца Дмитрия разделяют не все. Благочинный Добровеличковского округа протоиерей Александр, по инициативе которого, собственно, и освятили источник, вздыхает:

— Не знаю… Сейчас это очень модно: вместо ежедневной духовной работы искать чудо. Для людей не­­во­церковленных служба, исповедь, причастие — это тяжелый труд, а тут им предлагают чудо просто так. Местные жители действительно считают этот источник целебным. Но я не люблю мифологем, да и никаких свидетельств исцеления или чуда, связанных с этим источником, я не встречал, хотя служу здесь больше двадцати лет. Вода, конечно, сама по себе имеет целительную силу. Тем более что она там действительно очень хорошая, вкусная, с ионами серебра, я сам всегда себе набираю на чай и всем советую. Но каждому воздастся по вере его: подходить к источнику нужно с верой, с молитвой. Без веры — это просто вкусная вода.

Протоиерей Александр рассказал об иконе Пресвятой Богородицы Ревуцкой (дореволюционное название Добровеличковки — Ревуцкое). История образа не имеет прямого отношения к песчанобродскому источнику, но не записать ее было бы обидно:

— Я слышал о чудотворной иконе Ревуцкой Богоматери и раньше, — говорит отец Александр. — И когда попал в Добровеличковку, то, конечно, стал искать данные об этой иконе, саму икону или хотя бы список с нее. История такова: 30 марта 1819 года во время божественной литургии в местном храме крестьянин заметил, что из глаз иконы текли «слезы». Он обтер образ, но «слезы» в виде мира с благоуханием тут же появились опять, икона мироточила всегда — в течение многих лет. После этого происшествия из округи стали приезжать люди к иконе на поклонение, и было зафиксировано очень много случаев исцеления. Для освидетельствования иконы и дознания чудес была создана специальная комиссия. В Одесском областном архиве имеется дело № 5739 «О чудотворной иконе открывшейся помещичьего селения Ревуцкого», где собраны свидетельства чудес и исцелений за период с 1819-го по 1821 год. Но Синод признал икону чудотворною только в 1848 году. С нее делались копии и разносились по разным городам и селам. Оригинал иконы был утрачен в советское время, но хранителями одной из чудотворных копий (кстати, елисаветградской) стали клирики Херсонской епархии — игумен Неофит и иеромонах Иоанн. И сегодня эта икона находится в Свято-Покровском мужском монастыре в Херсонской области. А мы, когда нашли этот образ, то смогли наконец-то сделать и себе копию: вот она — Ревуцкая Богоматерь, — показывает протоиерей.

Но вернемся к Георгиевскому источнику. Вода там действительно очень вкусная, холодная и, как выяснилось, полезная. Когда к источнику началось массовое паломничество, сельский голова Сергей Марьянов заподозрил, что якобы целебная вода может оказаться вообще непригодной для питья. Воду отправили на экспертизу в Днепропетровск — неофициально (это слишком дорого даже для богатого села Песчаный Брод), в частном порядке. Вода оказалась пригодной для питья, с повышенным содержанием кальция и ионов серебра. Так что для местных жителей, которые пьют в основном жесткую воду из артезианских скважин (в Песчаном Броде, который стоит на граните, почти нет колодцев), вода может быть целебной без всякой религиозной составляющей — просто благодаря химическому составу.

Посовещавшись, местные жители решили, что лучше всего построить возле источника часовенку с купальней. Это, по их мнению, убережет источник и от арендаторов, и от шумных компаний, которые могли бы осквернить молитвенное место — ниже по склону, благо дело, достаточно места и чтобы шашлыки жарить, и чтобы свадьбы гулять.

— Это была не наша идея, — говорит протоиерей Александр Добровеличковский. — Когда мы освятили источник, стали подходить местные жители: «Давайте деньги соберем на строительство часовни».

По словам заместителя главы Добровеличковского райсовета Сергея Хруща, на сегодняшний день уже существует договоренность с местными сельхозпроизводителями о том, что после жатвы начнется строительство, есть договор и с архитектором, который спроектирует часовню, «впишет» ее в ландшафт. Никаких дополнительных средств, по словам Сергея Хруща, не потребуется: фермеры, спасибо им, готовы вкладывать деньги в хорошее дело. А местные жители в то же время создали собственный «фонд» — возле источника, кроме иконок, чашек и т.п., висит обрезанная пластиковая бутылка, в которую все, кто набирает воду, кладут гривню-две. Раз в несколько дней эти деньги забирают священники. И что примечательно: деньги оттуда не пропадают. Ни один человек никогда (а ведь источник расположен вдали от людского жилья!) не позволил себе забрать деньги из бутылки. Как тут не поверить в чудо?

Кстати, в эту субботу, 29 июня, будет прекрасный повод посетить Песчаный Брод и попробовать воду из Георгиевского источника — ежегодно накануне Дня молодежи в селе проводят фестиваль. В этом году на праздник пригласили победителей пятого сезона шоу «Україна має талант» — «Лісапєтний батальон» и популярный дуэт «Тамерлан и Алена Омаргалиева». На праздник, конечно же, приглашают всех желающих. Начало мероприятия в 18.00.

Ольга Степанова, фото Павла Волошина, «УЦ».

Добавить комментарий