Поговорим о высшем

Шестого сентября вступит в силу новый закон Украины о высшем образовании. Наши коллеги вслед за министром образования Сергеем Квитом поспешили назвать новый закон революционным, мол, теперь все в сфере высшего образования у нас изменится, и, конечно, к лучшему. На самом деле разобраться в документе, объем которого примерно 20 газетных страниц, да еще и сравнить его с прошлым законом о высшем, не так-то просто. Мы попросили объяснить нам, что именно изменит новый закон, человека, который хочешь не хочешь вынужден разобраться во всех его тонкостях, — ректора педагогического университета Олега Семенюка.

— Закон только принят, и серьезно обсуждать его пока рано, — говорит Олег Анатольевич. — Но я всегда придерживаюсь мысли опытной женщины, что любой новый муж хуже предыдущего, потому что нужно что-то менять, приноравливаться. А система образования должна быть очень консервативной: когда ребенок идет в первый класс, родители уже должны понимать его путь на ближайшие пятнадцать лет. Могут меняться программы, способы обучения, предметы, но структура должна быть всем понятна. Сегодня в школе двенадцатибалльная система, а у нас накопительная. И, когда родители первокурсников приезжают и видят в журнале «1», «0,5», они не понимают, хорошо или плохо учится их ребенок, — это не страшно, конечно, но такие мелочи сбивают с толку. Нам нужно стабилизировать правила игры, чтобы они были всем понятны.

Что касается нового закона, то, безусловно, положительно, что он максимально приближает нас к общему европейскому образовательному пространству: кредитно-трансфертная система, квалификационные уровни «бакалавр», «магистр», «доктор философии», не меняя сути, делают нашу систему понятной в Европе.

Финансовая автономия

Главным революционным нововведением закона считают финансовую автономию вузов. Сегодня средства государственных вузов хранятся на казначейских счетах, а в последние полтора года в связи с кризисом казначейство выделяет средства в основном на защищенные статьи бюджета (на зарплату, коммунальные платежи и т.п.), остальное финансируется по остаточному принципу. Как рассказал Олег Семенюк, педуниверситет, например, уже год не может до конца расплатиться со строительной фирмой, которая делала ремонт в общежитии. Новый закон позволяет вузам открывать свои счета в банках и свободнее распоряжаться средствами.

— Вуз сегодня может выбрать: держать средства на казначейском счету или в государственном банке, — объясняет Олег Анатольевич. — Но если вуз забирает средства с казначейского счета, то становится не совсем бюджетным учреждением, а субъектом хозяйствования, который частично финансируется из госбюджета. А значит, должен платить налог на прибыль, налог на землю и т.п. Для вуза, который компактно расположен, имеет большое количество коммерческих студентов и оказывает много платных услуг, это будет выгодно. Если же университет в основном финансируется из госбюджета, то это невыгодно. Я пока не представляю, как можно отказаться от казначейского счета, если не будут изменены другие законы.

Закон — это инструмент, который может сделать систему образования более гибкой. Но это только инструмент, как молоток, одного молотка мало, нужно, чтобы руки выросли из нужного места, гвозди хорошие, стена не бетонная… А для того, чтобы заработал этот закон, нужны изменения в других законах, в первую очередь в Бюджетном кодексе.

Но есть и, безусловно, положительные моменты, например, новый закон освобождает вузы от налога на приобретение научного оборудования — это очень важный момент. Была история, когда Киевский политех не мог ввезти электронный микроскоп, который они купили за свои средства, привезли, но налог на приобретение оказался больше цены оборудования!

Бакалавры, магистры и доктора философии

В новом законе нет квалификационного уровня «специалист», остаются только «бакалавр» и «магистр». Для вузов это, по мнению ректора КГПУ, не проблема, а вот для выпускников…

— Здесь должны быть внесены изменения в Кодекс законов о труде, — объясняет он. — После окончания технического вуза бакалавр, например, может быть мастером, а специалист — инженером. Это разница в зарплате, в тарифной сетке. После окончания педагогического вуза бакалавр может быть учителем, но не в старших классах, он не может получить высшую категорию и т.п. Кроме того, специалист может иметь двойную специальность, например, «учитель химии и биологии» или «математики и физики», а бакалавр — только одну. Магистр, по новому закону, может иметь двойную специальность, но в магистратуру мы планируем брать 25-30% выпускников, ну пусть 40% — это максимум…

— Изменится ли время обучения из-за ликвидации специалистов?

— Бакалавры будут, как и раньше, учиться четыре года. Что касается магистратуры, то сегодня в украинских вузах она 1-2 года. У нас — год, в технических вузах может быть полтора, потому что там производственная практика, в медицинских — два. Думаю, с принятием этого закона большинство вузов перейдет к подготовке магистров за два года, потому что новый закон предполагает, что бакалавр может поступить в магистратуру по другой специальности. Например, учились вы на украинской филологии, а в магистратуру пошли на иностранную филологию — за год всему не научишь.

— Вместо кандидатов наук у нас теперь будут доктора философии. Это будет иметь отношение к философии?

— Нет, это калька с латыни, старая европейская традиция, которая пошла с тех пор, когда философия объединяла все науки. Сегодня любой кандидат наук может при желании получить диплом «Доктор философии в области филологии» или «Доктор философии в области математики» — сути это не меняет.

Не меняет сути, по словам Олега Анатольевича, и кредитно-трансфертная система, которой в новом законе отведено немало места. Кредит — это минимальное количество часов на изучение какого-то предмета (в старом законе это было 36 часов, в новом — 30). Для получения любого квалификационного уровня студент должен получить определенное количество кредитов, младший специалист, например, 90-120, то есть проучиться 2700-3600 академических часов. «Трансфертная» обозначает, что, проучившись год или два в одном вузе, студент может перейти в другой вуз на ту же специальность — в Украине так было всегда, поскольку у нас есть стандарты подготовки и 75% предметов одинаковы для всех, например, учителей начальных классов во всех вузах страны.

Еще одна важная норма — государственные средства будут идти в те вузы, куда пойдут сильные абитуриенты. С этим тоже пока не все ясно.

— Во многих европейских государствах существует практика: государство хочет, например, учить за свой счет 100 тысяч человек, — объясняет ректор. — А вуз эти люди выбирают сами — кто-то хочет поближе к дому, кто-то наоборот и т.п. То есть каждый университет заинтересован в том, чтобы создать максимально комфортные условия для студентов, дать им самое лучшее образование, и тогда он получит больше государственных средств. Но у нас об этом говорить рано — это приведет просто к тому, что вузы будут всеми правдами и неправдами удерживать студентов.

Пока же украинские вузы ежегодно проходят тендеры на получение госзаказа, но это все довольно субъективно, поскольку независимых критериев оценки образования у нас нет. Новый закон должен решить и эту проблему — путем создания национального агентства по обеспечению качества образования. Будет ли такая структура действительно обеспечивать качество?

— Поживем — увидим, — говорит Олег Семенюк. — У нас есть инспекция, есть аккредитационная комиссия, то есть контролирующих органов и сегодня достаточно. Изменится ли что-то, если это будет нацагентство? Не знаю. У нас есть, например, нацагентство по оценке работы футбольных судей, но к качеству их работы все равно много претензий…

То есть, по мнению ректора педуниверситета, новый закон, безусловно, приближает нашу систему высшего образования к европейской и дает возможность сделать ее более гибкой, но говорить о революции пока рано…

Ольга Степанова, «УЦ».

Поговорим о высшем: 4 комментария

  1. А что-ж ни слова не сказано об уменьшении максимальной учебной нагрузки на преподавателя? Или введение данной статьи — дело далекого будущего? Тут уже не важно, как будет называться ученая степень преподавателя — кандидат наук, или доктор философии. тут важно — будет ли он работать на полную ставку, или на 0,5.

  2. А чи захоче викладач працювати на 0,5 ставки?
    І що то буде за робота така?

  3. К сожалению, у преподавателя особо вариантов нет. В старые времена он был востребован и в высшей школе, и на производстве. Сейчас производства практически нет. То, что осталось от ЧЗ назвать производством нельзя. Вот и остается тянуть, надеясь, что когда-нибудь стране понадобятся по-настоящему образованные люди. И прежде всего понадобятся те, кто сумеет их обучить.

  4. А еще при теперешней системе и малом количестве студентов, студент — почти Бог. Особенно, если на коммерческой основе.

Добавить комментарий