От 3 до 11, или Завтрак для первоклассника

С нынешнего года питание младших школьников государство переложило на плечи местных бюджетов, за исключением льготных категорий. Родители начали обоснованно опасаться, что бесплатным завтракам в школах пришел конец.

Успокоим мам и пап: проблема бесплатного питания для детей 1–4 классов беспокоит не только вас, но и руководство области. О ней говорилось на аппаратном совещании в ОГА, где губернатор Сергей Кузьменко почти в ультимативной форме потребовал от руководителей районов изыскать средства. Большинство районов уже отчитались о выделенных деньгах, но предоставленные на рассмотрение губернатору цифры вызывают много вопросов. На них нам любезно ответил начальник департамента образования, науки, молодежи и спорта Кировоградской ОГА Владимир Таборанский.

– Владимир Петрович, прежде всего хотелось бы прояснить ситуацию для родителей: питание детей в школе отныне – их забота или все же они могут рассчитывать на то, что в школе их ребенка покормят бесплатно?

– Были внесены изменения в законодательную базу, и, согласно этим изменениям, в 2016 году государство выделяет средства на финансирование питания только льготных категорий и детей из малообеспеченных семей. На питание остальных детей средства из госбюджета уже не выделяются. Речь идет прежде всего об обязательном завтраке для младших школьников. Глава облгосадминистрации сразу поставил перед руководителями профильных департаментов, городскими головами и руководителями районов задание: детей необходимо обеспечить питанием независимо от того, какие средства будут привлечены для этой цели – районного бюджета, местных бюджетов, спонсорские средства – любые, за исключением родительских денег. Сегодня в школах области учатся около 36 тысяч младших школьников, из них льготников всего чуть более 3 тысяч. Источники и пути финансирования при этом могут разрабатываться самые разные.

– То есть, как я понимаю, на законодательном уровне не были прописаны альтернативные источники финансирования детского питания?

– На законодательном уровне источники финансирования действительно не были прописаны, этот вопрос должны решить местные власти. Разные территории решили этот вопрос по-разному, но на сегодняшний день проблемными остаются всего два района – Бобринецкий и Ульяновский. В этих районах еще не была принята программа по обеспечению питанием школьников 1–4 классов. Но это не значит, что там детей не кормят, просто в этих районах еще не успели принять программу, и финансирование происходит по ситуации. В остальных районах такие программы уже были приняты – где на весь год, где на полгода, где на один квартал.

– Какие источники финансирования являются основными?

– Главный источник – средства местных бюджетов. Ряд районов и городов областного значения приняли решение полностью обеспечить питание детей за счет средств районных, городских, сельских и поселковых бюджетов. Это, например, Кировоград, Знаменка, Светловодск, Гайворонский, Долинский, Петровский и несколько других районов. Но большинство территорий решили привлечь спонсорские средства. Это Александрийский район вместе с городом Александрия, объединенная община Малой Виски, Голованевский, Кировоградский, Знаменский, Компанеевский, Новоархангельский и другие районы – таких большинство.

– Чем объясняется настолько разительное отличие в суммах, выделенных на питание одного ребенка в день, в разных районах? Почему в городе Знаменка это всего 3 грн., а в Александрийском районе – 11 грн.?

– Такие цифры были заложены в районных бюджетах. Зависят они от объема денег, который территории готовы выделить. Почему Александрийский район смог выделить целых 11 грн.? На его территории находятся несколько крупных агрофирм, исправно пополняющих местный бюджет за счет налогов. Другим районам повезло меньше.

– Но как-то сложно представить себе, как накормить младшего школьника на 3–5 грн. в день.

– Дело в том, что приведенные цифры – это объемы средств, выделенных из местных бюджетов. В них не учитывается спонсорская помощь, которая, как правило, оказывается в натуральной форме. То есть местные фермеры просто привозят в школу овощи и крупы, например. Поэтому в большинстве случаев реальная стоимость школьного завтрака выше, чем показывают данные.

– Но все же, нет ли механизма приведения этих цифр к некоему общему знаменателю? Есть ли планы ввести некий лимит средств, ниже которого опускать планку нельзя?

– Есть главный критерий – это нормы питания для школьников. Говорить об ограничениях по суммам в данном случае не совсем корректно, так как в течение года цены на продукты меняются, плюс, повторюсь, часть спонсорской помощи поступает в натуральной форме. Если рассчитать стоимость детского завтрака по нормам, то, согласно ценам на сегодняшний день, он должен стоить около 15 грн. для младшего школьника и около 18 грн. – для старшеклассника. Но, к сожалению, уровень выполнения норм питания в нашей области составляет 89%.

– За счет каких средств будут питаться дети участников АТО и вынужденных переселенцев? Их причислили к льготным категориям?

– К сожалению, на государственном уровне дети участников АТО и переселенцев не являются льготными категориями. Задание обеспечить полностью бесплатное питание (то есть и завтрак, и обед) детей этих категорий с 1 по 11 класс ставилось не только на уровне главы Кировоградской ОГА, но и на государственном уровне. Но в этом году средств из госбюджета на поддержание детей-переселенцев и детей участников АТО не выделили. Этот вопрос приходится решать также за счет местных бюджетов и спонсорских средств. И если в сельской местности этот вопрос стоит не так остро благодаря помощи от фермерских хозяйств, то в городах были разработаны разные механизмы финансирования питания для детей участников АТО и переселенцев. В Кировограде, например, средства будут выделяться по мере необходимости. А в Светловодске решили вопрос по-другому: питание детей частично оплачивают родители, но позже они получают компенсацию из местного бюджета через органы соцзащиты…

Виктория Барбанова, «УЦ».

От 3 до 11, или Завтрак для первоклассника: 1 комментарий

Добавить комментарий