Остановит ли суд троллейбусы?

Ситуация, сложившаяся вокруг кировоградского троллейбусного парка, в последнее время активно обсуждается в СМИ. Руководство компании «ЕТК», арендующей парк, заявляет, что через неделю предприятие может остановиться. Разберемся в причинах.

Обратимся к истории. Десять лет тому назад троллейбусный парк был передан в аренду ООО «Елисаветградская транспортная компания». Придя в коллектив, новое руководство погасило миллионные долги по зарплате, оптимизировало карту ремонта, был «перезагружен» обслуживающий персонал. Перешли на обновленную систему отопления – практически не используют природный газ. Была улучшена ремонтная база подвижного состава, капитально отремонтировали два спецподъемника, обслуживающих контактную сеть. На линию выпускаются только технически исправные машины.

«ЕТК» оборудовала троллейбусы системой GPS. Она работает. «Соблюдается график, четкие интервалы, за чем следит диспетчер, – рассказал директор компании Валерий Гросул. – И у водителей есть мотивация: за соблюдение четкого графика они получают премию. В любое время можно зайти на сайт и увидеть, где находится троллейбус нужного маршрута. А маршрутов в Кировограде сегодня три, которые обслуживают двадцать машин: 12 “десяток”, 6 “четверок” и 2 “единицы”. Именно столько заказал город. Всеукраинская ассоциация электротранспорта регулярно оценивает работу всех предприятий своей отрасли. По итогам третьего квартала прошлого года компания заняла третье место в Украине. Это очень высокий показатель для нашего города, которому сложно тягаться с миллионниками по многим показателям».

Как известно, льготные категории пассажиров, а их 16, в троллейбусах перевозятся бесплатно, и они составляют 90 процентов от общего количества перевозимых. Остальные платят 2,50 грн. Это на гривню меньше, чем в маршрутках. И это стало возможным благодаря решению горсовета освободить «ЕТК» от арендной платы на десять лет, уверяет Валерий Павлович. Тогда, в 2010-м, городская власть осознавала, что предприятие является социально значимым. Троллейбусный парк выполнил вступившее в силу решение горсовета и за аренду целостного имущественного комплекса не платил.

Наступил 2014-й год. «Управление собственности и приватизации горсовета обратилось в прокуратуру с тем, чтобы вернуть целостный имущественный комплекс в коммунальную собственность, мотивируя это тем, что арендатор, то есть “ЕТК”, не должным образом, неэффективно использовал имущество. Серьезных, существенных, предметных аргументов нам не было предъявлено», – заявил директор ООО «Елисаветградская транспортная компания» Валерий Гросул. Спустя 4 года городская власть в лице и. о. мэра Марковского начинает доказывать, что решение горсовета 2010 года было принято «неправильно», в результате чего возник долг по арендной плате в сумме 3,3 миллиона гривен…

Суд первой инстанции вынес решение разорвать договор аренды, вернуть имущество городу и погасить долг по арендной плате. Шестнадцатого февраля будет слушание в Днепропетровском апелляционном суде, где решится судьба предприятия. Решение суда может быть очень жестким: заставят разорвать договор аренды, вернуть имущество территориальной общине, вследствие чего предприятие работать не сможет, предупреждает Валерий Гросул. Проще говоря, троллейбусы остановятся.

«Расторжение договора аренды – это целая процедура. Нужно произвести экспертную оценку, провести инвентаризацию, принять имущество на баланс, создать коммунальное предприятие, получить лицензию на транспортные перевозки и только потом начать ездить. Пока что троллейбусный парк работает без договора на оплату перевозок и без компенсации за проезд. Но работу выполняет. Транспортная работа заказана, а оплаты нет. Похоже, власть новой каденции в растерянности, не знает, что делать с наследием, оставленным ей предшественниками», – говорит директор предприятия-арендатора.

«Какие последствия решения суда ожидают город? Малообес­печенные люди – около 70 тысяч человек, пользующихся льготами, – останутся без возможности ездить. Мы же знаем, что маршруточники их не берут. Если берут – не больше двух пассажиров-льготников. Что им делать? И что делать коллективу предприятия? Мы провели собрание сотрудников и объяснили ситуацию. Двести человек, среди которых есть целые семьи, оказались под угрозой остаться без работы. На собрании они задавали логичные, но риторические вопросы: “За что? А что мы не так делаем?”», – рассказал Гросул.

Иск к «ЕТК» подала областная прокуратура. Остановить этот процесс невозможно. Мы все же обратились за комментарием к кировоградскому городскому голове Андрею Райковичу.

«Я прошу не нагнетать ситуацию до решения суда, – сказал Андрей Павлович. – После решения мы выберем формат, который в первую очередь будет удовлетворять потребности громады. Мы предлагаем варианты, “ЕТК” предлагает свои, выберем тот, который устроит горожан.

Не мы создали эту проблему, но мы ее разрешим. В городском бюджете заложена субвенция на перевозку льготных пассажиров. Что касается возможной остановки предприятия после решения суда, то ее не будет. Приведу пример: водоканал был в аренде, потом его вернули в коммунальную собственность города, затем он был присоединен к областному водоводу. Форма собственности менялась, но вода не прекращала поставляться. Так будет и с троллейбусным парком: он продолжит работу при любом решении суда».

Елена Никитина, «УЦ».

Добавить комментарий