Новый закон об ОСМД: быть или не быть?

С 1 июля жизнь кировоградцев, живущих в многоквартирных домах, обещает резко измениться: на смену изжившей себя системе ЖЭКов должны прийти ОСМД – объединения совладельцев многоквартирных домов. Вступил в силу Закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме».

Не секрет, что в Кировограде процесс создания ОСМД идет туго – около 20 объединений появились в новостроях, которые ЖЭКи по неведомым причинам отказывались брать на свой баланс. Случаев, когда жильцы организовывали объединение и сами прощались с ЖЭКом, – считанные единицы. То есть чаще всего организация кировоградского ОСМД – мера вынужденная. Как собирается действовать в таких условиях городская власть? Об этом мы решили спросить у секретаря городского совета и исполняющего обязанности городского головы Ивана Ивановича Марковского:

– Я не открою Америки, если скажу, что наши жильцы к созданию ОСМД не готовы. Накануне мы проводили выездную встречу с жильцами одного из микрорайонов – она была неудачной. Да и в целом это процесс длительный. Нужно понимать, что дата 1 июля, прописанная в законе, – это не день, в который, как по волшебству, во всех домах возникнут ОСМД. Это день, с которого нам следует начать процесс массового создания объединений. Наша главная задача как городской власти – проводить разъяснительную работу среди населения и помогать в решении организационных вопросов. В управлении ЖКХ была создана консультационная группа, в которую все желающие могут обратиться за информацией по ОСМД. Также городская власть Кировограда возьмет на себя работу по подготовке и оформлению документации. Но, как вы понимаете, в финансовом плане помочь мы ничем не можем. Скорее всего, процесс массового создания ОСМД начнется с молодых районов – Попова, Жадова. Больше всего проблем будет со старыми домами в центральной части города, так как в основном это небольшие дома – три, четыре, пять этажей, многие требуют капитального ремонта. Сколько времени будет длиться переход, трудно сказать, так как это сложная работа, плюс, как я уже говорил, жильцы в основном не хотят ничего менять. ЖЭО (жилищно-эксплуатационные объединения. – Авт.) по мере сокращения жилого фонда, находящегося на их балансе, будут постепенно уменьшаться до полной ликвидации. Скорее всего, останутся небольшие конторы для обслуживания домов, в которых всего по несколько квартир. Единственный инструмент, с помощью которого городские власти могут непосредственно влиять на процесс создания и работы ОСМД, – это назначение управляющих в тех объединениях, члены которых не смогли выбрать управляющего сами.

Иван Иванович указал на особенность, позволяющую предположить, что Закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» с большой долей вероятности может пополнить и без того внушительный список законов, которые не выполняются. Проблема – в отсутствии временных рамок. Без четких сроков процесс может затянуться на неопределенное время (что уже происходило с предыдущим законом «Об ОСМД» от 2002 года). Но даже в пределах нашей области имеются примеры того, насколько сильное влияние может оказать местная власть на сферу ЖКХ и организацию объединений совладельцев в частности – если захочет, конечно.

– Александрия уж лет 5 как фактически ликвидировала ЖЭКи, – рассказывает мэр Степан Цапюк. – Вместо них были созданы службы единого заказчика. На каждый дом был составлен паспорт, открыт денежный счет, на который жильцы вносят оплату за услуги, выбран старший по дому, более того, у нас для каждого дома устанавливается индивидуальный тариф по квартплате. Старший по дому заключает договор со службой единого заказчика, но он имеет право найти и другого подрядчика. В этом случае в службу единого заказчика предоставляются документы о стоимости проделанных работ, и служба рассчитывается с подрядчиком. Получается, что к моменту вступления в силу нового закона у нас уже почти все готово. Нужно только открыть банковские счета и зарегистрировать уставы для тех домов, которые изъявят желание создать ОСМД. Проблем с избранием управляющих, скорее всего, не будет, так как это те же старшие по дому. Жильцы, которые не захотят создавать ОСМД в своем доме, будут, как и раньше, сотрудничать со службой единого заказчика. Большое значение имеет разъяснительная работа. Мы проводим семинары, на которых людей знакомят с особенностями работы ОСМД, правами и обязанностями управляющих и т. д. Для меня ценность нового закона заключается в том, что он позволяет поддерживать ОСМД на разных уровнях: местном, областном, государственном. Но, честно говоря, я плохо представляю себе, как с задачей будет справляться город, в котором раньше не предпринимались активные действия по реформированию ЖКХ.

По результату беседы с двумя градоначальниками напрашивается простой, но жесткий вывод: если городские власти добросовестно выполняли свою работу ранее, реформируя по мере возможности сферу ЖКХ, то новые реалии, диктуемые Законом «Об особенностях осуществления права собственности…», для такого города не страшны. Но, если в течение многих лет жилищно-коммунальное хозяйство воспринималось представителями власти исключительно как головная боль, любые изменения будут даваться с трудом.

Виктория Барбанова, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 28

Новый закон об ОСМД: быть или не быть?: 13 комментариев

  1. Создание ОСМД, да еще директивным способом это перекладывание на плечи отнюдь не богатых жителей все расходы и всю ответственность. А теперь представьте, к примеру, в доме потекла крыша. А живут, точнее доживают, в нем пенсионеры. Раньше хоть можно было достучаться до ЖЭКа, до городских властей. А теперь тот же Марковский с довольной улыбкой скажет: «Так вы же хозяева. Причем тут горисполком?» Рванули трубы, которые еще Сталина — вперед, счастливые совладельцы, тряхните мошной как следует! И никто не откроет вам страшную тайну, что те две — три конторы по ремонту труб и прочего давно принадлежат…угадайте кому! И цены ставят с потолка, высокого потолка! А теперь без лирики и иронии. А известно ли вам, что ОСМД исключено из списка неприбыльных организаций? То есть налоги с него будут драть по полной программе! А как вам понравится то, что председатель ОСМД имеет право брать кредиты в банке? Возьмет тысяч 500 и исчезнет навсегда. А члены ОСМД — вот же они. С них и взыщется. И так далее…

  2. Откуда дровишки про налоги и кредиты?

    Податковий кодекс:
    РОЗДІЛ III. ПОДАТОК НА ПРИБУТОК ПІДПРИЄМСТВ

    Стаття 133. Платники податку

    133.1. Платниками податку — резидентами є:

    133.1.1. суб’єкти господарювання — юридичні особи, які провадять господарську діяльність як на території України, так і за її межами, КРІМ:

    1) бюджетних установ;

    2) громадських об’єднань, політичних партій, релігійних, благодійних організацій, об’єднань співвласників багатоквартирного будинку, асоціацій власників жилих будинків, житлово-будівельних кооперативів, пенсійних фондів, метою яких не може бути одержання і розподіл прибутку серед засновників, членів органів управління, інших пов’язаних з ними осіб, а також серед працівників таких організацій;

    Обратите внимание на слово «крім» — т.е. ОСМД не являются плательщиком налога.

    Закон об ОСМД:
    Стаття 8. Відповідальність співвласників багатоквартирного будинку

    1. Співвласники несуть відповідальність за шкоду, заподіяну третім особам у результаті невиконання або неналежного виконання своїх обов’язків як співвласників. Відповідальність кожного співвласника визначається пропорційно до його частки співвласника. Співвласники не несуть відповідальності за зобов’язаннями, що виникли внаслідок дій уповноваженої особи (осіб) та/або управителя, вчинених з перевищенням наданих їм повноважень.

    Я не сторонник ОСМД, но зачем приводить недостоверную информацию?

  3. В назидание поучающимся: » ДПІ у Шевченківському районі ГУ ДФС у м. Києві інформує, що з 1 січня 2015 року з Податкового кодексу України виключено статтю 157, в якій визначався перелік неприбуткових установ та організацій, а також перелік доходів, які звільнялися від оподаткування податком на прибуток.

    Зокрема, тепер не відносяться до неприбуткових установ та організацій творчі та професійні спілки, ОСББ, кооперативи (житлово-будівельні, садівничі, гаражні).» Зазначені зміни були внесені Законом України від 28 грудня 2014 року № 71-VIII «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законодавчих актів України щодо податкової реформи», який набрав чинності з 1 січня 2015 року.

  4. Если бы Вы внимательно прочли информацию ДПИ Шевченковского района, то увидели бы, что там есть ссылка на статью 133, цитату из которой я привел:
    «ДПІ у Шевченківському районі ГУ ДФС у м. Києві інформує, що з 1 січня 2015 року з Податкового кодексу України виключено статтю 157, в якій визначався перелік неприбуткових установ та організацій, а також перелік доходів, які звільнялися від оподаткування податком на прибуток.Зокрема, тепер не відносяться до неприбуткових установ та організацій творчі та професійні спілки, ОСББ, кооперативи (житлово-будівельні, садівничі, гаражні).На даний час слід керуватись статтею 133 Податкового кодексу України, в якій визначається перелік суб’єктів, які є платниками податку на прибуток.Так, відповідно до підпункту 133.1.1 пункту 133.1 статті 133 ПКУ…» — далее читайте Закон, потому что ДПИ в своем письме перечисляет не всех НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ налога на прибыль (письмо районной налоговой — даже не подзаконный акт) .
    От того, что ОСББ исключили из списка неприбыльных организаций, оно не стало плательщиком налога на прибыль — статья 133 ПКУ недвусмысленно это утверждает.

  5. P.S. Допустил неточность: не ОСББ исключили из списка неприбыльных организаций, а из ПКУ убрали «статтю 157, в якій визначався …».

  6. В таком случае, наберитесь терпения и почитайте следующее: » Стаття 133. Платники податку

    133.1. Платниками податку — резидентами є:

    133.1.1. суб’єкти господарювання — юридичні особи, які провадять господарську діяльність як на території України, так і за її межами, крім:

    1) бюджетних установ;

    2) громадських об’єднань, політичних партій, релігійних, благодійних організацій, об’єднань співвласників багатоквартирного будинку, асоціацій власників жилих будинків, житлово-будівельних кооперативів, пенсійних фондів, метою яких не може бути одержання і розподіл прибутку серед засновників, членів органів управління, інших пов’язаних з ними осіб, а також серед працівників таких організацій;» Это было. А теперь, чтобы не загружать страницу объемными цитатами, потрудитесь САМИ почитать статью 138ПКУ. Там четко изложено, за что и в каких размерах будут колпашить ОСББ.

  7. Вот смотрите: » 133.1.1. суб’єкти господарювання — юридичні особи, які провадять господарську діяльність як на території України, так і за її межами, крім:

    1) бюджетних установ;

    2) громадських об’єднань, політичних партій, релігійних, благодійних організацій, пенсійних фондів, метою яких не може бути одержання і розподіл прибутку серед засновників, членів органів управління, інших пов’язаних з ними осіб, а також серед працівників таких організацій;». ЗАКОН УКРАЇНИ

    Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законодавчих актів України щодо податкової реформи

    (Відомості Верховної Ради (ВВР), 2015, № 7-8, № 9, ст.55). Если Вы найдете здесь хоть упоминание про ОСББ, я готов извиниться перед Вами в присутствии всей Редакции.

  8. Посмотрите ДЕЙСТВУЮЩУЮ редакцию ПКУ. После закона, на который Вы ссылаетесь, был принят еще один закон «Про внесення зміни до Податкового кодексу України щодо оподаткування деяких неприбуткових організацій» (Відомості Верховної Ради (ВВР), 2015, № 22, ст.149)
    Действующую редакцию ПКУ можно прочесть здесь: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2755-17/print1394806382868733

    Читайте ДЕЙСТВУЩИЕ редакции документов, а не какие-то отрывки, которые были внесены, а потом опять изменены.

  9. Вы невнимательно читаете! Я Вам толкую, что ОСМД выведено из списка НЕПРИБУТКОВИХ ОРГАНІЗАЦІЙ». Чтоб Вам было понятнее — ОСМД там НЕТ! А если нет — к чему тут Ваши ссылки? И потом — почему Вы решили, что Ваши ссылки это действующие документы, а мои — постановления кабмина СССР?

  10. При чем здесь вообще список? В первом своем сообщении Вы писали: «То есть налоги с него будут драть по полной программе!»
    Я пытаюсь доказать, что есть ОСМД в списке неприбыльных организаций, или нет — это не имеет значения. Статья 133 ПКУ однозначно утверждает, что ОСМД не является плательщиком налога на прибыль — какие еще нужны списки и зачем?
    Существует «Реєстр неприбуткових установ та організацій» http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/z0267-13
    Я решил, что меня ссылка на действующую редакцию ПКУ по той причине, что я взял ее с сайта Верховной Рады, где указаны ссылки на официальные публикации кодекса в ВВР. Вы же упорно ссылаетесь на документ, который был изменен.
    Хорошо, Соломоново решение: Ваше ОСМД будет платить налог на прибыль, наше — нет 🙂

  11. Обратите внимание — я ссылаюсь на Закон, а Вы — на подзаконный акт. Да еще и 2013 года. Неужели для Вас нет разницы? И выдержку из ПКУ ст. 133.1.1 я давал. И про внесение изменений в ПКУ. А Вы все не верите. Что-ж, Вы правы. Подождем.

  12. И Вы, и я ссылаемся на ПКУ. Но Вы ссылаетесь на изменение в ПКУ (Законом України від 28 грудня 2014 року № 71-VIII ), которые в дальнейшем опять были изменены.,
    Закон України «Про внесення зміни до Податкового кодексу України щодо оподаткування деяких неприбуткових організацій» (Відомості Верховної Ради (ВВР), 2015, № 22, ст.149)
    Верховна Рада України постановляє:
    I. Підпункт 2 підпункту 133.1.1 пункту 133.1 статті 133 Податкового кодексу України (Відомості Верховної Ради України, 2011 р., №№ 13-17, ст. 112) після слів «благодійних організацій» доповнити словами «об’єднань співвласників багатоквартирного будинку, асоціацій власників жилих будинків, житлово-будівельних кооперативів»
    Поэтому в своем первом сообщении я привел выдержку из действующего закона, в котором ОСМД ОПЯТЬ ОТНЕСЕНЫ к неприбыльным организациям.

  13. «Опять отнесены»…Здорово! А потом «опять исключат», как только большинство населения впихнут в ОСМД. Timeo Danaos et dona ferentes

Добавить комментарий