Алгебра оперетты

В репертуаре академического украинского музыкально-драматического театра имени Кропивницкого вот уже семь лет присутствует оперетта «Сильва». Не мюзикл, не музыкальный спектакль, а именно оперетта – в ее классическом значении. Накануне очередного представления мы пообщались с директором театра Владимиром Ефимовым и главным режиссером Евгением Курманом.

«Сильва», или «Королева чардаша», была написана венгерским композитором Имре Кальманом в 1915 году. Ставилась на множестве сцен, неоднократно была экранизирована. Как она «уживается» с другими постановками театра корифеев? Насколько оперетта востребована зрителем сегодня? Об этом читателям «УЦ» рассказали руководители театра.

Владимир Ефимов: – Если делать продукт, он должен быть качественным. Что такое классическая оперетта? В Украине всего три театра, которые специализируются именно на оперетте. Это зависит от штата: должны быть хор, балет, оркестр, голоса с консерваторским образованием. Если рассматривать наш театр, у нас нет таких голосов. Мы не можем соревноваться с театрами оперетты. Но у нас есть своя стратегия: наш театр – музыкально-драматический, поэтому музыкальный жанр нам не чужд.

Евгений Курман: – Дело в том, что говорить о чистоте жанра не стоит. Оперетта – жанр сложный и, честно говоря, не очень актуальный на сегодняшний день. Но он присутствует, и к нему обращаются многие театры, чтобы продемонстрировать зрителю новые формы сценической жизни. А с точки зрения зрелища соревноваться с театрами, специализирующимися на оперетте, не следует, и мы не ставим такую цель.

В.Е.: – Ваш покорный слуга немного работал в оперетте в Одессе. То есть я знаю оперетту изнутри и хорошо. Я играл, сидя в оркестровой яме, и все видел. Да, тогда был бум, мы были на гастролях в Ленинграде, в Москве. Одесская оперетта славилась, была популярной. Веса ей придавал Михаил Водяной, главный режиссер и директор театра, великолепно сыгравший Попандопуло в фильме «Свадьба в Малиновке»…

Если говорить о нашей «Сильве», то зритель на нее ходит, но не так активно, как хотелось бы. Мы приглашали другие театры. Николаевский театр драмы и музыкальной комедии привозил к нам оперетту «Цыганский барон». Но тоже зрительный зал не был переполненным. И театр музкомедии из Харькова тоже не очень впечатлил кировоградцев. Намного лучше воспринимается наша «Сорочинская ярмарка» – она зрелищнее, музыкальнее и, как ни странно, современнее. В Кировограде такого еще не было, и на первых порах зритель вел себя настороженно. Но когда мы проехались по Херсону, Николаеву – по два спектакля в день, битковые аншлаги, – то поняли, что мы на верном пути. И актеры это почувствовали – стали играть с большей отдачей, с азартом. Но в меру своих возможностей. Если актер будет пыжиться, пытаться сделать больше, чем он может, эта фальшь будет видна.

Е.К.: – Выбирая материал в постановку, мы, как в алгебре, решаем сложные уравнения: когда у тебя в столбик стоит шесть уравнений, они объединены одним интегралом, и нужно выдать один результат. А сюда входят и актеры с их возможностями, и вкусы зрителя, и актуальность пьесы, и ее идейная направленность. Для того, чтобы найти одно название, нужно в сумме ответить на массу вопросов. Поэтому возможности актеров – это одно из обстоятельств в выборе материала.

Конечно, если у тебя нет Гамлета, то зачем за него браться? И так во всем. Если у тебя в театре поет четыре человека, то в выборе музыкального материала надо рассчитывать на этих четверых. Театр как явление – это коллективное творчество. Кроме того, чтобы иметь хорошие голоса, надо, чтобы они звучали. Это очень серьезная работа нашего звукоцеха. Например, «Сорочинскую ярмарку» они обслуживают полным составом.

В.Е.: – Возвращаясь к оперетте… Все театры на гастроли ездят небольшими группами, до двадцати человек, и считают это нормальным. Нас ездит восемьдесят пять. Учитывая то, что наш театр – украинский, музыкальный, драматический, мы объединяем всё. И наше кредо состоит в том, чтобы все спектакли были музыкальными. Тяжело возить такую махину. Но у нас есть секреты, о которых мы не рассказываем. Скоро мы едем в Черкассы такой же махиной. И, поверьте, это будет оправдано.

У нас есть новые идеи, проекты, которые мы готовим. Но пока сохраняем интригу. Скажу только, что будет «Кайдашева семья», о которой нас давно просят. И она будет в таком виде, как была у корифеев.

Е.К.: – Если говорить о подборе актеров на роли, то по закону актер не имеет права отказываться от роли. Но есть артисты, с которыми стоит посоветоваться, а есть такие, с которыми не стоит. И мы к этому относимся дифференцированно.

Но давайте об оперетте. Это жанр, который закончился. Ничего нового не пишут. Будапешт и Вена – вот два города в мире, где ставят оперетту. Природа этого жанра была временной. Она возникла после романтизма, который открыл новые понятия искусства, выведя его на уровень религии и науки. Когда период романтизма закончился, нужна была какая-то легкость, и возникла оперетта. А пришел модерн – и оперетта закончилась. И сегодня она может существовать только в таких музейных формах, как, например, в Венской опере ставят оперетту.

В.Е.: – На оперетту, как правило, идет старшее поколение. Молодежь ее не воспринимает. И это реальность.

Е.К.: – Потому что легкость, которая является основным качеством оперетты, насколько привлекательна, настолько и не держит внимания. Но надо говорить о том, что театр – это явление обоюдостороннее. Многое зависит от зрителя. Мы, образно говоря, предлагаем товар, а зритель его или берет, или нет. К нам может быть масса претензий, и мы их слышим и учитываем. Но тот же Товстоногов учил: сверхзадачу спектакля ищи в зрительном зале…

Несмотря на сложные времена, переживаемые страной, проливной дождь и сильный ветер, немало людей в субботний вечер сидению дома перед телевизором предпочли поход в театр. Да, оперетта, да, «нафталин», но зал живо реагировал на реплики героев, пение и танцы. Зал был не без «проплешин», но достаточно заполненным. И цветы были, и овации. И пусть оперетта – это музейная редкость. Тем более надо идти в театр и наслаждаться раритетом. Следите за афишами!

Елена Никитина, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий