Округ №99: кампания в лицах – никто не забыт

Сразу две условно великолепных семерки кандидатов, 3 меморандума о честных выборах, подписанных ими в разных конфигурациях, и тонны информационных помоев, полившихся из всех щелей, а также драки, угрозы, нарушения общественного порядка и даже одно заявленное покушение на кандидата — с огнестрелом и сжиганием машины. Так проходила кампания по выборам народных депутатов в Кировограде, который на пару месяцев снова превратился в одномандатный избирательный округ №99.


По достижении финала — о персональном вкладе каждого из 14 кандидатов в создание общей картины, написанной даже не маслом. Имена победителя и проигравших вы, скорее всего, уже знаете, а мы — на момент написания данного материала — еще нет. Потому — в алфавитном порядке.

Человек-стадион

Вполне ожидаемо, одной из самых дорогостоящих стала кампания кандидата от крупного бизнеса — Максима Березкина. Сменив комплект синих агитационных палаток на не вызывающие «неправильных» ассоциаций желто-беленькие, штаб кандидата щедро вкладывал в полиграфию. Любой желающий мог совершенно бесплатно получить на руки целый агитационный комплект: цветная агитационная газета, три (!) вида глянцевых листовок разного формата, календарик, визитку кандидата и брендированную авторучку. Плюс размещения в СМИ. Немало средств, думается, потреблял и сам штаб: известно, что к «раскрутке» сына нардепа были привлечены столичные специалисты.

А вот один из задействованных в процессе местных профессионалов, его, по всему судя, немного подвел. 21 октября в Кировограде правоохранители выявили склад с печатной продукцией без исходных данных, зато с негативными публикациями о двух конкурентах Березкина-младшего. Сообщалось, что во время следственных действий на месте появился человек, который искренне, чистосердечно признался, что листовки он «изъял из неизвестной ему машины в одном из микрорайонов города». По слухам, этим человеком был довольно известный в городе политтехнолог, сотрудничавший со штабом председателя наблюдательного совета «Креатив Груп».

Немного перемудрили, похоже, и киевские спецы. Жирным шрифтом с первой страницы кандидат утверждает, что пошел в депутаты «…чтобы в течение каденции добиться придания нашему городу статуса источника социально-экономической эволюции Украины». В принципе можно не продолжать…

«Бой-баба»

Кандидат от Радикальной партии Ляшко, временно безработная Татьяна Бородина, безусловно, выделялась, как сказал классик, «лица необщим выраженьем» даже в паноптикуме округа №99. Она — одна из представительниц образования под названием «кировоградский Евромайдан». Это те, что большей частью шумели в рабочее время по полупустой площади тогда еще Кирова, обернувшись украинскими флагами, а вечером расходились по теплым домам в практически полностью безмятежном Кировограде.

Часть из них по сей день продолжает заниматься тем же — ведь конца у революции, как известно, нет. Цитата кампании от Бородиной, прозвучавшая во время ее бесплатных десяти минут славы на областном телеканале, без комментариев: «Когда я видела бешеное сопротивление тех, кто стоял у власти, я поняла, что нужно идти во власть».

На самом деле немногое из публично озвученного кандидатом за время кампании можно печатать. Ее участие в событиях в областном совете в связи с назначением нового главы ОГА и во время встречи с экс-губернатором Сергеем Лариным в областной филармонии (в зале которой Бородина даже подралась с одной из сторонниц политика) уже освещалось нами, и не только.

К слову, в ходе упомянутого телеэфира она сама обмолвилась, что ее считают техническим кандидатом одного из «проходных». Все, конечно, отрицала. Правда, по слухам, штаб кандидата возглавлял человек, имеющий самое прямое отношение к группе «Креатив». К тому же полноцветные баннеры, которыми украшались ее агитационные палатки, да и работа самих агитаторов, плюс печатная продукция, которую из этих палаток раздавали, — все стоит немалых денег, которых у безработного кандидата, как вы понимаете, навалом…

Аспирант-мечтатель

Немногое можно сказать о кампании простого аспиранта кировоградского педуниверситета Александра Гавриленко, выдвинутого «Блоком левых сил». Потому что собственно кампании практически не было. Кому-то, возможно, запомнилось лицо кандидата на окнах кировоградских маршруток, принадлежащих связанной с одним из депутатов облсовета фирме-перевозчику «Оликс», либо сам кандидат целиком, беседующий с избирателями прямо у палатки имени себя самого.

Выступая перед избирателями в телеэфире, Гавриленко проявил себя как последовательный сторонник левой идеи. Во всяком случае, слово «олигарх» прозвучало из его уст чуть больше раз, чем хватило бы для появления устойчивой оскомины. Конечно, в контексте сверхоригинального тезиса о том, что голосовать за олигархов нельзя ни в коем случае. Фраза кампании: «Человек, который своим честным трудом получает зарплату три, полторы тысячи, до пяти тысяч гривен, вообще не должен платить налоги». Мама — анархия…

Переступивший амбиции

«Если мы каждый будем переступать только свои амбиции и не идти на определенные компромиссы, то таким образом мы государство никогда честным не построим», — заявил в телеэфире выдвиженец очередной «постмайданной» партии «Сила людей», преподаватель истории и права Кировоградского ВПУ №4, депутат Кировского районного в Кировограде совета Николай Гречуха. И снял свою кандидатуру в пользу Сергея Михаленка. Масштаб компромисса тогда поразил многих.

До этого исторического момента Гречуха успел подписать несколько меморандумов о честных выборах с другими кандидатами, отличиться участием в потасовках с правоохранителями на подходах к сессионному залу облсовета, где представляли нового губернатора Сергея Кузьменко, ненавистного сердцу каждого кировоградского евромайдановца, и, собственно, все.

Нет, не все. Еще была фраза кампании, также озвученная с телеэкрана: «В отдельно взятом доме, в отдельно взятой семье мы никогда не построим единого государства, ведь государство — это мы».

На смену бывшим президенту с премьером и нынешнему мэру Киева, очевидно, приходят новые мастера слова.

Политик, силовик, отец

И это не о Дарте Вейдере, которого этими словами продвигали красочные билборды «Интернет-партии Украины». Это — о кировоградце Сергее Михаленке, которого называют координатором местного Евромайдана. Верный соратник Бородиной и Гречухи, активный участник беспорядков в зданиях облсовета и областной филармонии и просто вечный кандидат в «хоть куда-нибудь». Весной кандидатура Михаленка на пост секретаря городского совета — и.о. городского головы областного центра трижды выносилась на голосование сессии органа и трижды не набрала голосов. В качестве «группы поддержки» своего координатора в зале находились люди, скрывающие лица, в том числе вооруженные палками.

Октябрьское выступление Михаленка в прямом эфире Кировоградской ОГТРК, по мнению автора этих строк, неминуемо войдет в анналы.

«Мы пытаемся своими действиями и пытались своими действиями привести Украину к логическому какому-то завершению всех этих событий», — говорит Михаленок. Гениально, по-моему.

Арендатор-реаниматор

Еще одна представительница прекрасного пола в кандидатской сборной — Лариса Онул, генеральный директор «Корпорации XXI век», арендующей у города дендропарк. Депутат Кировоградского горсовета, «мажоритарка», выдвигалась городской организацией Партии регионов, входила во фракцию партии. Теперь — в УДАРе, но в Раду баллотировалась самовыдвижением.

Провела активную кампанию, начавшуюся задолго до официальной, фотографиями красивой женщины на фоне красивых цветов. В программе кандидата «Реанимация. Развитие. Процветание» есть прямое обещание, цитируем: «С полной ответственностью заявляю: все без исключения законопроекты, представленные в ВР, будут проходить мою личную экспертизу». Представляете?

Впрочем, основное внимание штаба и лично Ларисы Онул, если судить по ее публичным выступлениям, оказалось сосредоточенным не на развитии этой прекрасной наработки, а на критике оппонентов.

В бесплатном телеэфире: «смерть от рака», «проглядевшие эскулапы». Безработные переселенцы, замерзшие дети. Тут же — меморандумы, технологии, назначение Кузьменко. Звучат фамилии основных претендентов на округ — Березкин и Ярынич. Готовящиеся фальсификации, «мертвые души» (вспоминается 2004 год). Зачем-то о «людях, которые привыкли жить по понятиям». И под конец: «Не рекомендую никому мешать нам на этом пути». Для полной ясности?

Регистратор требований

Первый послереволюционный глава ОГА — свободовец Александр Петик тоже попробовал взять парламентскую планку. Но откровенно вяло. Не совсем понятный призыв к избирателям «регистрировать свои требования», с которым умное лицо столичного жителя обращалось к горожанам с достаточно редких билбордов, колесящий по улицам автомобиль с тем же лицом и вышиваночным орнаментом на белом фоне, да сообщения о том, что экс-губернатор пошел-таки в АТО и проходит обучение. Вот, собственно, и все, чем запомнится кампания кандидата. Впрочем, знающие его «за кадром» утверждают: сам он относится ко всему этому вполне философски и считает, что поработать на собственную узнаваемость, почувствовать доверие любого количества незнакомых людей — опыт в любом случае очень полезный.

Объект покушения

Бывший однопартиец Александра Петика и его конкурент на выборах, частный предприниматель Василий Ращупко — человек малоизвестный. Замечен в беспорядках в здании ОГА в день представления губернатора Кузьменко — место и время, использованное для проведения «агитационной работы» целым рядом кандидатов.

С билбордов обращался к избирателям с неоднозначными лозунгами-речевками в том духе, что, мол, европейский уровень жизни — требование Майдана. Думается, немало кому в голову по этому поводу приходил ответ-вопрос в духе: «Ну и дальше чего?» Аргументы в пользу этого тезиса, впрочем, для «масс» не озвучивались. Если не считать таковым сообщение пресс-службы о покушении на его жизнь, совершенном в ночь на 24 октября. Сожжен автомобиль Lanos с агитационной маркировкой, в стене кандидатского подъезда — пулевое отверстие. Сам Ращупко не пострадал, но случившееся связывает с собственной политической деятельностью, есть и другие версии. Возможно, ответ получим по завершении расследования.

Энерджайзер

Наверно, чуть не больше всех мелькал в глазах избирателя самый молодой кандидат, бывший регионал из Кировоградского горсовета Артем Стрижаков. В свои 30 владеет торговой сетью электроники «Цифротех», магазины которой находятся в том числе на весьма «козырных» местах — в «Детском мире» и на центральной площади областного центра. Из-за точки на рынке «Европейский» имел громкий конфликт со структурами, связанными с семьей Онул.

В кампанию отличился самым завидным разнообразием носителей внешней рекламы — баннеры с фото на велоприцепах (закрепившее за кандидатом в околополитических кругах прозвище Рикша), рекламные видеоролики на передвижных телеэкранах, о самых ярких агитационных палатках, лайтбоксах и билбордах и говорить не стоит.

В общем, по количеству вброшенных в кампанию денег Стрижаков составил достойную конкуренцию другому молодому бизнесмену Максиму Березкину, а по присутствию в СМИ и на наружных носителях, возможно, даже обошел его. Поскольку уже весной у нас грядут, по всей вероятности, выборы местные, это соревнование может продолжиться практически без «рекламной паузы». То есть паузы в рекламе…

Просто тезка

Андрей Николаевич Табалов — простой стрелок Знаменской железнодорожной ВОХРы. Простой беспартийный житель села Новоалександровка Долинского района. Простой тезка пока действующего «хлебного» нардепа от 99 округа. Очевидно, есть люди, стоящие за его регистрацией в качестве кандидата (ведь в то, что простой тезка известного человека просто так вынул да положил 12 тысяч собственных денег, верится слабо). Очевидно, они были заинтересованы в отборе голосов у «настоящего» Табалова. Очевидно, снимать с регистрации после отказа последнего от участия в гонке, не посчитали нужным. Какое-то количество невнимательных или неосведомленных избирателей у нас всегда ведь найдется. Отобрать голоса двойник Табалова вполне мог и у Максима Березкина, и у Артема Стрижакова.

Ветеринар с «Заступом»

О простом кировоградском ветеринаре Виталии Тельном большинство избирателей, скорее всего, также услышали впервые. Зато здесь все честно и прямодушно. Кандидатуру абсолютно официально выдвинула одна из новых партий аграрной направленности со знакомым лицом Веры Ульянченко — верной «няни» третьего президента, и с романтическим названием «Заступ».

В бесплатном телеэфире кандидат выступил с простыми и понятными каждому посланиями своим потенциальным избирателям.

«На сегодняшний день моя программа посвящена тому, чтобы в первую очередь повысить социальный уровень жизни наших граждан», — декларирует Тельный.

В самом конце — почти трогательное, вот очень располагает, по-человечески: «Обязуюсь выполнить свои обещания и действительно сделать для людей».

Юрист-баскетболист

Попробовать силы в парламентской игре доверила еще одному представителю молодежи, тридцатидвухлетнему Павлу Топчию, некогда весьма влиятельная партия дважды экс-премьера и разово — экс-политзаключенной Юлии Тимошенко. Юрист, депутат горсовета, спортсмен и семьянин.

С глянцевых брошюр-раскладушек за кандидата агитируют журналист, волонтер-участник АТО, домохозяйка и баскетболист, товарищ по игре. У всех молодые, свежие, улыбающиеся лица.

Четкий перечень сделанного: добился, способствовал, не дал, остановил, сохранил, разработал и подал. Рядом, не менее четкий — уже депутатских обещаний: поддержу, буду бороться, буду добиваться, приложу усилия, гарантирую, наконец. НАТО, люстрация, коммунальные тарифы, освещение улиц — все для всех, на любой уровень запросов.

Креативная находка от штаба — агитационные «висюльки» (хэнгеры, как их называет сам кандидат) по образу гостиничных. С одной стороны — просьба не беспокоить агитаторов за кандидатов-олигархов и политических приспособленцев, и заявление о поддержке Топчия от имени хозяина двери, на которую хэнгер повесили сотрудники штаба. В его, хозяина, отсутствие. С другой стороны — краткое знакомство с кандидатом. Как пояснил он сам, агитаторы должны были вешать упомянутый носитель презентационной стороной наружу. Мол, если жильцу эта сторона понравится, он сам сможет развернуть той, где «не беспокоить». Согласно свидетельствам очевидцев, эта установка не всегда выполнялась…

Сестра милосердия

Последняя представительница лучшей половины человечества в нашем списке — кировоградский предприниматель и просто эффектная женщина Елена Шевченко, выдвинутая вполне рейтинговым «Народным фронтом».

«Я сразу согласилась, потому что в нашей команде собрались действительно профессионалы», — говорит кандидат.

Учитывая, что уровень ее известности и узнаваемости на момент выдвижения не позволял говорить о сколько-нибудь серьезных шансах на избрание, вполне можно предположить слив. В смысле, сдачу округа «Народным фронтом» в пользу одного из проходных кандидатов.

Собственно же о партийном кандидате в 99 округе мало что можно добавить к уже сказанному. Кроме того, что она возглавляет благотворительный фонд «Наша семья». О своем приходе к внутренней необходимости помогать детям на бесплатном телеэфире рассказала очень искренне, подкупающе. «Невозможно было мимо пройти ребенка, который заглядывал каждой маме и допытывался: у вас мальчик или девочка», — вспоминает предприниматель. Других признаков ведения кампании «УЦ» за ней замечено не было.

Цитата кампании от Елены Шевченко: «Уважаемые, все сейчас зависит, к сожалению, от каждого из нас».

Претендент от Президента

Пальму первенства по количеству пережитых за время кампании пиар-атак стоит, наверное, отдать Константину Ярыничу, главному врачу областного онкодиспансера и кандидату от Блока Петра Порошенко. Намеки, прямые и косвенные обвинения в самых нехороших делах — вплоть до оккультизма — звучали в адрес самого кандидата и его штаба из уст конкурентов. Трудились работники подконтрольных конкурентам СМИ. Печатались тиражи чернушной продукции без исходных данных против претендента от Президента.

Если говорить о кампании самого кандидата, то отметить стоит неслабую команду ВИП-агитаторов из числа известных однопартийцев — Богомолец, Мамчур, Найем. И ну очень неоднозначную находку штабистов по созданию для кандидата медицинских наук образа «мачо». Модная небритость, появившаяся на щеках главврача перед одной из программных фото-сессий, равно как и снимки в щегольском костюме «с искрой» у многих вызвали как минимум недоумение. Впрочем, как известно, победителей не судят. По крайней мере, сразу после победы…

Андрей Трубачев, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Округ №99: кампания в лицах – никто не забыт: 1 комментарий

  1. Сарказм удався, але критерії вибрані не вірно.Оцінювати кандідата потрібно по кількості витрачених сил і енергиі. Але у мене склалося враження, що кандидати всю кампанію були чи то в сплячці, чи то під кайфом. Так ,інколи виходили з анабіозу, але не надовго. І за все це знову платити нам .

Добавить комментарий