Общественное телевидение: создать то, не знаю что

С 2015 года (конкретная дата еще не определена) все государственные телерадиокомпании Украины прекращают свое существование и превращаются в единый независимый медиавещатель страны — Национальную общественную телерадиокомпанию Украины. Ее планируют создать на основе национальных теле- и радиокомпаний, гостелекомпании «Культура», областных телерадиокомпаний и «Укртелефильма».


Руководить новой структурой должен независимый орган, а финансироваться общественное ТВ первые четыре года будет исключительно из государственного бюджета. После завершения переходного периода деньги должны поступать еще и от продажи собственного продукта, платы за авторское право, добровольных и благотворительных взносов, а также от рекламы. Реклама может занимать не более 3 минут каждый час. Никакой рекламы алкоголя, сигарет и производной продукции на общественном телевидении быть не может. В законе отдельно указано, что общественное телевидение не обязано освещать работу органов власти и чиновников. Обязательное предоставление внеочередного эфира предполагается только в экстренных случаях президенту, премьеру, спикеру парламента, председателю Верховного суда и главе Конституционного суда. Также президент может бесплатно обратиться с новогодним поздравлением.

Еще в 1997 году Верховная Рада приняла Закон «О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины», однако до 2014 года никаких конкретных шагов по созданию общественного телевидения органами власти сделано не было. Закон «Об Общественном телевидении и радиовещании Украины» был принят ВРУ в апреле, а подписан в мае 2014 года. Документом были установлены правовые основания деятельности общественного телевидения и радио. Сама суть общественного вещания заключается в том, что оно должно быть автономным от государства и зависимым только от зрителя. Это официальная версия, к которой законодательно подведено создание ОТВ.

Мнения профессионалов

Так как для многих украинцев понятие «общественное телевидение» является чем-то новым и не до конца понятным, мы попросили коллег-телевизионщиков рассказать о своем видении создания ОТВ.

Первый заместитель генерального директора Кировоградской ОГТРК Андрей Богданович полагает, что до создания общественного телевидения в Украине очень далеко. По его мнению, технически запустить проект как ранее планировалось, в январе следующего года невозможно.

— Кабмин принял постановление о создании публичного акционерного общества «Национальная общественная телерадиокомпания Украины», однако экс-глава парламентского Комитета по вопросам свободы слова и информации Николай Томенко, работавший над принятием Закона «Об Общественном телевидении и радиовещании Украины», говорит о «серьезных законодательных противоречиях» в постановлении о создании ПАО, — рассказывает Андрей Богданович. — Он заявил, что создавать общественное телевидение нужно было, реорганизовав НТКУ, а не ликвидировав его.

Представители Кировоградской областной ТРК были участниками заседания рабочей группы и получили возможность ознакомиться с новой возможной сеткой вещания.

— Общественное телевидение должно вещать на двух каналах — общественно-политическом и культурно-образовательном, — продолжает Богданович. — Первый — общественное вещание на основе НТКУ и областных ТРК. Областные каналы будут иметь в этой сетке час вещания. Полчаса — на новости, полчаса — на ток-шоу. Второй канал — что-то наподобие канала «Культура», где будут транслироваться исторические, образовательные и культурные программы. Но по нему еще непонятно, каким образом это будет осуществляться. Возможно, каждая телерадиокомпания будет выступать как продакшн студия. Основная идея заключается в том, что каждая областная ТРК будет заниматься продюсированием определенной темы, программы. Например, Харьков лучше делает программы юридической тематики, Полтава — детские. На их базе и будет «клепаться» основа телепродукта. Остальные им будут в этом помогать. Но и здесь возникнут сложности. У нас, например, есть телецентр, камеры, кран, другая техника. У каждой ТРК техника разная. Неодинаковое и количество работников. Генеральный директор Национальной телерадиокомпании Зураб Аласания настаивает на закрытии всех региональных ТРК. А стало быть, весь штат нужно будет уволить. В масштабах страны это тысячи людей, и «уйти» их нужно будет по законам Украины. В трудовой книжке будет стоять запись «по согласованию сторон». С такой записью работник идет в центр занятости, становится на учет, и государство на протяжении определенного времени платит ему те же деньги, только уже ни за что. Но эти нюансы мало волнуют руководителей НТКУ.

По мнению Андрея Богдановича, выстраивая сеть вещания нового канала, руководство Национальной телекомпании не учитывало и специфику отдельно взятой областной телерадиокомпании.

— Мне так кажется, что создатели общественного телевидения, когда планировали свою сетку, думали, что каждая ОГТРК вещает двадцать четыре часа. Но кировоградская вещает только четыре часа. И нам бы их и хватило, если бы, кроме общенационального вещания, предполагалось отдельно региональное. Наша ТРК единственная, которая вещает на всю область. И если ее разогнать, то появится информационная дыра в самом центре Украины. И если это кому-то нужно, то я считаю, что неправильные люди занимаются телевидением в стране. Но вернемся к сетке. Полчаса на новости — это нормально. Сначала идет общенациональный блок, затем слово передается регионам. Студия также должна соответствовать общему имиджу телеканала (это тоже расходы). Полчаса вещаем мы, затем получасовое ток-шоу. Как показывает практика, тридцать минут на ток-шоу слишком мало. Для полной информативности необходимо минимум пятьдесят две минуты. Это хоть как-то даст возможность высказать свою точку зрения трем-четырем участникам.

Во время заседания рабочей группы представители областных ГТРК выступили с предложением передать второй канал региональным компаниям для трансляции своих продуктов на свою территорию. Это было бы справедливо. Один час вещание идет на страну, остальное время — на свой регион. Разумеется, все равно пришлось бы решать кадровые вопросы, проводить модернизацию, но в этом случае процедура перехода к общественному вещанию проходила бы более мягче, чем жесткое увольнение всех и вся.

Также Андрей Богданович склоняется к мысли, что телерадиокомпания технически не готова стартовать в новом качестве в ближайшие месяцы.

— Дело в том, что в новом формате архив будет собираться в центральном офисе в Киеве. А для этого нужно к каждой телерадиокомпании подвести отдельные оптоволоконные линии. Сами техники утверждают, что это займет минимум полгода, то есть уже с первого января ничего запустить нельзя. А потом, на какие средства планируют провести работы? Ведь только до Кировограда триста километров. А нужно подводить кабели к каждому областному центру. Это огромные деньги. Пока на эти вопросы ответа нет. Как нет и реальной оценки уровня персонала. Складывается впечатление, что там до сих пор считают, что в областных ТРК работают пенсионеры, ничего из себя не представляющие. А ведь в Кировоградской ОГТРК за последние годы штат омолодился почти полностью. Членам рабочей группы просто необходимо объехать все регионы и лично ознакомиться с ситуацией на местах. Когда эти действия будут проведены, можно рассуждать о будущем общественного телевидения.

Даже среди экспертов нет единого мнения, каким должно быть общественное телевидение. То, что делает Зураб Аласания, — это попытка сделать из «Запорожца» «Феррари». Не получится.

По моему убеждению, общественное телевидение нужно строить с нуля. Тогда оно будет полностью независимым. Нужно строить новое здание. На руинах старого ничего не получится. В последнее время появилось мнение, что процесс перехода к общественному телевидению может затянуться как минимум на два года, потому как, кроме законодательной базы, больше ничего нет. Есть здесь и экономическая составляющая. Рекламный рынок в Кировограде достаточно слабый. Крупным игрокам наш миллионный рынок не интересен. Поэтому рекламы на ТВ не так и много. Следовательно, заработать на ней нельзя. Вот и находимся мы пока в подвешенном состоянии и боремся за то, чтобы наших сотрудников не уволили. А вообще, повторюсь, создавать общественное телевидение нужно с нуля, — уверен Андрей Богданович.

Елена Кваша, главный продюсер Кировоградской ОГТРК, склоняется к тому, что перед запуском ОТВ необходимо провести серию семинаров-практикумов для работников региональных телекомпаний, дабы пояснить общий формат новостей и прочих программ. Представители Кировоградской областной ТРК предложили рабочей группе запустить пилотный проект общественного телевидения на своей базе.

— Мы готовы к этому и считаем, что такой шаг необходим даже в разрезе того, чтобы видеть, кто на что горазд. Понять, в каком направлении нужно двигаться, стоит ли сокращать сотрудников или же пригодятся все сейчас работающие, — размышляет Елена Кваша.

Собственный корреспондент канала «Интер» в Кировоградской области Елена Брынза считает, что ОТВ — это будущее независимых СМИ.

— Деньги налогоплательщиков идут конкретно на поддержку независимого общественного телевидения и радиовещания. Посредством контролирующего органа, в который входят люди с активной позицией, не политики, не чиновники, а общественники, осуществляется руководство компанией. Сегодня крупными телеканалами, корпорациями владеют олигархи, которые и влияют на политику своего СМИ. Никто им не может запретить это делать. Общественным телевидением владеть один человек не сможет, и в этом заключается сама суть ОТВ. Ведь финансироваться оно будет исключительно на деньги налогоплательщиков, то есть на народные средства, которые поступают в бюджет. Доныне считается, что если деньги бюджетные, то они должны использоваться на освещение деятельности власти. Этот стереотип необходимо сломать и запомнить раз и навсегда — это деньги налогоплательщиков, а не руководства администраций. Чтобы сломать эту «совковую» систему, к руководству ОТВ необходимо допустить молодую, креативную команду, не имевшую опыта работы в старой системе. А если останутся в руководстве все те же «матерые» люди, то, кроме вывески, ничего не изменится, — полагает Елена Брынза.

Сергей Полулях, экс-главный редактор телекомпании TTV считает, что общество еще не созрело до общественного телевидения.

— Даже учитывая принятый закон и уровень влияния телевидения на общественное мнение, мне кажется, что мало кто понимает, что оно такое. Бытует мнение, что общественное — это что-то бесконтрольное или кому-то подчиненное. Кажется, что в Украине до сих пор нет понимания четкой идеологии телевидения вообще как структуры, призванной защищать информационную безопасность государства. Пока никто не ответил на вопросы, как будет финансироваться этот канал и кто его будет контролировать. Поэтому я абсолютно против создания сегодня общественного телевидения, которое не будет контролироваться никем.


А как у них

Общественное телевидение сегодня существует более чем в 40 странах мира. Оно различается формой собственности, способом финансирования, содержанием программ и объемом аудитории.

Например, маленькая Дания с пятимиллионным населением имеет две компании общественного вещания, которым принадлежит 70% телевизионного рынка. Первая финансируется из абонентских плат, вторая — на 20% из средств зрителей, а на 80% — благодаря рекламе.

Одной из крупнейших публичных телерадиокорпораций в мире является Би-би-си. Основой ее финансирования считается абонентская плата. Она вносится в бюджет в виде лицензии, которую раз в год должен приобрести каждый владелец теле-, радиоприемника. Би-би-си является первым и самым успешным примером общественного вещания. Британцы доверяют Би-би-си больше, чем любой политической партии. Общественное телевидение имеет наибольшую аудиторию, на него равняются коммерческие структуры. Би-би-си устанавливает планку для британских каналов, популяризируя новые форматы и вкладывая деньги в высококачественный продукт.

Такие телекомпании, как немецкая ARD, имеют несколько собственных теле- и радиоканалов и занимают лидирующие позиции в своей стране. Другие (вроде итальянской RAS) вещают на одну из областей страны и не производят собственного контента, а заимствуют его у других каналов.

У общественного вещания в разных странах есть и общие черты. Большинство телеканалов ориентируются на сохранение собственной автономии, свободу информации от политического контроля или влияния, независимость от местных органов власти и от коммерческих интересов.

Часто финансирование общественного вещания — смешанное, покрывается частично из государственных и общественных фондов и госбюджета. Общественный статус не мешает некоторым телекомпаниям вести коммерческую деятельность. Многие из них частично финансируются за счет рекламы. Правда, здесь действуют некоторые ограничения: обычно рекламные паузы ограничены по продолжительности и возникают в строго отведенное для них время. Объем рекламы на общественных телеканалах строго регламентируется.

Так, например, на немецком телеканале Das Erste, входящем в холдинг ARD, рекламные вставки разрешены лишь в период с 14 до 20 часов. Их длительность не должна превышать 3 минут за один блок. Обычно они включаются между передачами, а не прерывают их. В общей сложности реклама на канале не должна превышать 20 минут в день…

И критики, и сторонники создания общественного телевидения на просторах Украины склонны думать, что ОТВ появится у нас не скоро. Уж очень много подвод­ных камней преграждают путь к скорому его созданию. Одного желания пока маловато для полноценного начала работы общественного с января следующего года. Ведь в стране даже нет бюджета на 2015 год и конкретного плана действий. А сама идея хорошая.

Руслан Худояров, «УЦ».

Добавить комментарий