«Новый средний»: тяга к порядку и мечта о путешествиях

Большинство украинцев выезжает за границу либо на ПМЖ в надежде на лучшую жизнь, либо на заработки — чтобы обеспечить лучшую жизнь себе или своим родным здесь, либо на отдых — к пляжам, пирамидам, лыжам и отелям, где «все включено». У давнего знакомого автора этой публикации, нашего земляка, работающего в сфере информационных технологий с ранних 2000-х, — другие мотивы.


Он — представитель нового интеллектуального среднего класса постиндустриальной эпохи. Работая полностью и только в Интернете и, можно сказать, на Интернет — он один из тех, кто каждый день «строит» Всемирную паутину, — наш собеседник зарабатывает, по украинским меркам, достаточно много. Причем украинских заказов в его увесистом портфолио — буквально единицы. Учитывая, что работа удаленная, а оплата — преимущественно в твердой валюте, ему, по большому счету, все равно, где находиться физически. Вместе с супругой и маленьким сыном несколько лет назад они переехали из Кировограда в Одессу, а в прошлом году — в польскую Познань. Через несколько месяцев вернулись с новыми планами.

Наш разговор в одну из редких встреч в родном городе — не только и не столько о том, как хорошо жить в Европе, сколько о том, каковы ценностные ориентиры представителей нового среднего класса в Украине и почему наша страна продолжает терять свои лучшие мозги. По причинам, которые вскоре станут понятны, мы не будем называть имена.

— В общем, мы туда ехали не заработать денег, а для того, чтобы посмотреть, чего там и как, и, возможно, остаться, говорит айтишник. — Потому что уровень жизни повыше, и меня лично «вштыривают» два момента: во-первых (из Польши. - Авт.), проще путешествовать в целом по Европе, а во-вторых, хочется, чтобы малый пошел в более интересное учебное заведение. Это «задел» на несколько следующих лет, сейчас не горит — он в садик еще ходит, в садике с этим проще.

— И чтобы рос в более адекватном окружении, добавляет его жена. — В принципе более адекватное окружение можно и в Украине организовать, но это будет такая же фигня, которой люди у нас занимаются последние 20 лет: ты отгораживаешься по максимуму от государства, от всех остальных. Устраивать себе какое-то маленькое «комьюнити», чтобы ребенок оттуда не выходил, — это какая-то резервация получается. То есть это возможно, но зачем?

Нарушишь — баран


Характеристика страны для любого автомобилиста начинается с дорог и того, что на них происходит. Причем разговор на эту тему всегда эмоционален и сопровождается яркими примерами, метафорами:

— Там все ездят нормально. Не надо ехать быстро, куда-то бежать. Если ездишь по правилам, реально быстрее приезжаешь. Потому что нормальная красивая разметка, понятные знаки, у тебя нет ни малейшей возможности сказать: «Вроде не похоже на двойную сплошную, развернусь тут». И ты понимаешь, что, если начнешь нарушать правила, будешь выглядеть, как баран, настолько все очевидно. Поначалу это какой-то шок. Причем, когда туда едешь, это не так страшно, а вот когда въезжаешь назад в Украину и это все пропадает… Мы когда-то ехали в Буковель, чуть вообще не улетели куда-то в кювет, потому что ночь, вокруг нет фонарей, даже где-то вдалеке ничего не светится. И такая ерунда постоянно. Только сейчас туда еще добавились ямы, дыры. Приехали (в Украину. - Авт.), и, если не смотреть по зеркалам — раньше это было привычно, в Польше можно реже это делать, потому что более предсказуемый поток, — уже какой-то чудак тебя слева «обламывает», справа, машины бегут, как стадо. И здесь (в Кировограде. - Авт.), и в Одессе — то же самое, только выше средняя скорость.

Супруга нашего собеседника приводит пример из другой оперы, очень близкий всем нам:

— Мы ходили оформлять себе «карту побуту», поэтому сталкивались с «ужондами» — это местные администрации. Пришли мы туда, очередь электронная. Но наши ушлые заробитчане норовят «проскрестись» без очереди. Обычно их поляки останавливают. Или тетка на приеме — они подходят, она такая: «Талончик!» Они: «Шта?» Она: «Талончик!» Они: «А, э, у меня типа нету». Она: «Ну и … иди отсюда». То есть, если ты подойдешь к окошку без очереди, с тобой никто церемониться не будет. Но, когда ты подходишь уже как клиент, это… ну хоть «до рани прикладай». Они такие милые, причем через них же проходит куча остолопов, которые польский не знают. 90% хорошо говорят по-английски, а те, кто не говорит, спрашивают: «Вы из Украины? Говорите на своем, как-то поймемся». Если тебе нужно что-то заполнить, она тут же пишет на листочке, чтобы ты правильно переписал. Представляешь у нас «гарпий» в ЖЭКе — «вас много, а я одна»? При этом никто не смотрит тебе в карман, не просит шоколадку, пять гривен, канцелярию какую-то купить.

Мечта и денежный вопрос


Семейное жилье в приличном новом районе Познани у самого берега живописного Мальтанского озера обходилось кировоградским одесситам около 600 долларов в месяц — с оплатой коммунальных услуг и аренды места на подземной парковке. В Одессе за худшие условия и без гаража платили 500 долларов.

— На самом деле у меня есть невоплощенная мечта — мне просто хочется путешествовать, говорит веб-дизайнер. — Не в плане поехал на неделю, узнал пару кафешек, и все. А приехать и хотя бы месяц-два в одном месте пожить, чтоб никуда не бежать, а просто понять, какое это место. И перемещаться более-менее свободно. Для этого надо много денег. А такой вояж, как мы сделали, — это относительно дешево. Потому что, если ехать на 10 дней и снимать какие-то крат­косрочные варианты, они в два раза дороже получаются. Вообще мы туда (в Польшу. - Авт.) ехали с намерением, возможно, остаться надолго. Там несколько лет пожить, получить вид на жительство, возможно, гражданство. Но в нашем случае получилась такая смешная история. Первый месяц мы жили в квартире, снятой на месяц, и искали нормальную на длительный срок, относительно «на чемоданах». Потом, в декабре, мы въехали, Новый год, все дела, вроде все нормально было, а потом я случайно узнал, что у WizAir (авиакомпания-лоукост. - Авт.) из Познани в Барселону есть прямой рейс. На троих в два конца — 150 долларов. Мы туда слетали, и нам «снесло крышу». Теперь приехали посидеть, сэкономить денег и попробовать жить там. Неизвестно, получится ли, потому что там дороже, чем в Польше. В Польше немного дороже, чем в Украине, а в Испании настолько же дороже, чем в Польше. При этом если в Украине можно откладывать, то в Польше все уходило (свой среднемесячный доход собеседник оценивает в 2,5 тыс. долл. - Авт.). В Украине есть возможность не платить налоги — как только эту возможность отберут, вообще смысла находиться здесь не будет. Потому что стоить это будет столько же (сколько в Европе. - Авт.), а получать ты будешь — … (нецензурное слово. - Авт.).

— То есть ты в Польше платил какие-то налоги?

— Ну, у нас такая схема была. Мы туда не по студенческой визе ехали, а фиктивно устраивались на работу и платили за себя налоги с минимальной зарплаты, около 230 долларов в месяц (минимальная зарплата в Польше — 1800 злотых, около 470 долл. - Авт.).

— То есть тоже обманули?

— По большому счету — да. Ну, обманули — это такое размытое понятие. Мы вот были в Испании, говорили с человеком, который помогает туда переезжать. У него схема — через учебные визы. Языковая школа, ты поступаешь, платишь деньги — от 2,5 до 4 тысяч евро, причем все прозрачно — ты им на счет переводишь деньги, а он уже с них получает какие-то комиссионные. Я его спрашиваю: а как там выводить деньги? Деньги заходят, у банков какие-то вопросы, мы ж тут типа учимся. А если ты учишься, ты можешь работать не больше 20 часов в неделю. И в целом к человеку, который учится, если на счет заходит тысяча-две долларов, к нему могут быть какие-то вопросы. Ну, я так думаю. В общем, я ему задаю подряд несколько вопросов, он начинает отвечать, потом понимает, зачем я это спрашиваю, и говорит: «Подожди, сейчас я тебе расскажу. В Испании никто не любит платить налоги. Они тоже, как могут, от этого уклоняются».

Языковой вопрос

На момент выезда ребята, по их словам, польского языка не знали совсем — два десятка слов выучили, и все.

— «Спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свиданья», «извините», числа выучили — в магазине надо слышать, какую сумму называют. Кстати, когда заходишь в магазин, в супермаркет, люди здороваются, рассказывает девушка.

— Вам этого хватало?

— Да вообще. Там, наверное, даже английского можно не знать, и разберешься — польский очень на украинский похож. Много украинских слов, только ударения на предпоследний слог везде. Поэтому ребенок приехал, а у него «рУка», «нОга». Мы когда только приехали, включали радио и шутили, мол, «люди-змеи». Шипят много, непонятно, где одно слово заканчивается, а другое начинается. За 4 месяца привыкли, слушаешь радио и процентов 80% уже понимаешь того, что говорят. С песнями то же самое.

Снова автомобильное

Еще из наблюдений автомобилиста: цены на бензин в Польше — как у нас, может, на пару гривен дороже. Но бензин там лучше, и это заметно по работе двигателя.

— Но самое главное: когда нефть дешевеет, цены на бензин меняются, они падают, подчеркивает наш собеседник. — И машины там дешевле. Года полтора назад, когда мы решили вообще этим всем заняться, я мечтал: продадим тут, купим там две таких же за те же деньги или три… Можно купить 20-летнюю «Хонду» или «Рено» — она старая, но она ездит. Не такая гламурная, может быть, требует ремонта чуть чаще, но она стоит 400 долларов. Можно три на год себе купить и ездить, одна поломалась — выбросил, взял следующую. По деньгам это реализуемо. А у нас для этого надо Бог знает сколько денег зарабатывать.

Где нас нет

Вопросов к власти, в том числе — законодательной, у нового среднего класса в Украине вообще немало накопилось, оттого и «утечка мозгов». К примеру, в ту же Грузию большинство украинских айтишников сегодня может переехать и платить государству, например, 5% от месячной прибыли.

— И все будет прозрачно, просто, никто тебе не будет выносить мозг из-за какой-то непонятной ерунды, не будет с банками вот этой возни с валютой, говорит один из потенциальных переехавших. — У нас же, если ты получаешь валюту, ты 75% должен продать по смешному курсу. Поэтому весь валютный рынок — в тени. Или у тебя есть доллары, они тебе под подушкой в трехлитровой банке не нужны, ты их хочешь положить на депозит или просто на дебетный счет. Но если ты положил, допустим, 10 тысяч долларов, и вдруг, не дай Бог, тебе нужно их снять, ты должен каждый день ходить, как баран, снимать по 600 долларов. Нет смысла нести деньги в банк. Вообще у нас много такого, непонятного… Между Украиной и Польшей не такая большая разница, она только в том, как управляют. А управляют из рук вон плохо. Просто какой-то мрак.

По выражению его супруги, Украина после возвращения кажется какой-то «лохматой».

— Хотя природа там точно такая же, как у нас, но все леса под линеечку, нет этих кустов, как у нас, «как выросло, так и выросло», говорит она. — Все озера, все заборчики окультурены. У нас село — это окраина цивилизации, где остаются только те, кто уехать не может. У них — наоборот, все развивается, все строится. В городах точно так же — здесь здание, здесь дорогу, причем делают все быстро.

— Стройки вообще — отдельная тема, подхватывает айтишник. — Рядом с районом, где мы жили, строили торговый центр, крупнейший то ли в Польше, то ли в Европе. Там есть уже две полосы, но это подъезд к торговому центру, и дорогу расширяют. Получается, между проезжими частями для автомобилей — две полосы в одну сторону, две в другую — между ними еще трамвайные линии. Они это все перестраивают, и при этом не перекрывают движение. Одну полосу «выгрызли», поставили знак, они с ней работают. Сделали — переставили знак. Там можно было проехать постоянно. Делают все очень быстро и убирают за собой. Не так, как у нас, — разрыли, забросали г..ном каким-то и уехали. Кучи вырытой земли фильтруют специальной машиной, очищенный грунт используется отдельно. Грязи в городе практически нет, там, где голая земля, она либо щебнем засыпана, либо травой засажена. За четыре месяца я ни разу не мыл машину. И она была чистая. В Одессе это неделя максимум — там просто больше песка, в Кировограде — день-два. И вот много таких мелочей. Это подход — он цельный, если они что-то делают, то делают. Еще в мой первый выезд за границу — ехали в Хорватию, — проезжали через Венгрию и видели венгерских рабочих, что-то там в канализации ковырялись. Они были одеты чище, чем наши милиционеры некоторые.

Детская психология

По словам обоих, поначалу после Одессы им не хватало в Познани моря и такого духа расслабленного, как в Одессе.

— С другой стороны, мы обратили внимание на то, что там просто как-то спокойнее, говорит девушка. — Уровень стресса — в разы меньше. У нас ты психуешь из-за всего — война, налоги, государство, плохие дороги, садик деньги хочет, школа деньги хочет, тебя везде, со всех сторон прессуют. Все выживают. Не будешь наглым — тебя сожрут. В Польше — нас это сначала даже раздражало — все такие вежливые, сначала кажется, что такого быть «по-честному» не может. А потом ты привыкаешь, расслабляешься и начинаешь понимать, почему они такие, почему никто не хочет ни на кого накричать, никого послать. Они, как дети, ни о чем не переживают, ни о чем не «парятся». К слову, на детей никто никогда не кричит. И дети у них спокойные. Сын, когда попал в садик, самый шумный был. И, думаю, поскольку языка не знал, начал становиться агрессивным, бил других. Не мог договориться. Он сначала даже в садик не хотел ходить. Прошло время — он не хочет оттуда уходить, на него никто не жалуется, я прихожу, а мой ребенок сидит со всеми за столиком, они что-то лепят. Стал нормальным польским ребенком…

Андрей Трубачев, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 19

«Новый средний»: тяга к порядку и мечта о путешествиях: 1 комментарий

  1. * * *
    З корупцією ми своєю
    Все ізолюємось ганебно;
    Над Україною всією
    Конфайнмент і безхмарне небо…
    * * *
    Їхав козак за Дунай
    На старенькому Хюндай —
    В гастарбайтери подався
    У нерідний край.
    * * *
    Спочатку звабились ідейним баламутством,
    А потім впали в споживацький ми азарт,
    І з категорії «все прогресивне людство»
    Нам вскочить хочеться у «золотий мільярд».
    * * *
    Звертаємо то в той, то в інший бік,
    На півдорозі зупинились від знемоги.
    Триває невеселий наш пікнік
    Обабіч європейської дороги.
    Борис Ревчун.

Добавить комментарий