Новые лидеры Кировоградщины: эра соцсетей

Многие до сих пор не заметили, но закат телевидения как главного канала формирования общественного мнения и доставки пропаганды на дом гражданам уже начался. Его «территорию» в последние годы, когда Интернет есть в каждом телефоне, все активнее занимают социальные сети – в первую очередь американская Facebook («Фейсбук») и российская «ВКонтакте». О том, кто из публичных и не очень людей на Кировоградщине активнее других осваивает уже доказавший свою мощь инструмент влияния, – в нашем обзоре.

Древний  и мудрый Шимон Перес как-то сказал, что новые лидеры, в том числе – политические, будут появляться именно из социальных сетей. Именно там поднималась «арабская весна» в Тунисе, Египте, Ливии. Там начинался Евромайдан на рубеже зимы 2013 года, и именно там большой мерой происходила пресловутая самоорганизация участников тех и последующих событий. Именно в соцсетях велась и ведется вербовка боевиков для участия в пророссийских террористических формированиях на Донбассе. Уж не говоря о том, что регулярно пописывать что-нибудь в «Фейсбук» давно считает своим долгом каждый сколько-нибудь уважающий себя украинский политик, министр, комбат, активист…

Эффект веника

Ни одно из существовавших до социальных сетей средств интернет-общения – блоги, форумы, программы обмена мгновенными сообщениями – не давало возможности огромному количеству реальных людей с именами, фамилиями, фотографиями и биографиями общаться друг с другом в режиме реального времени, обмениваясь фотографиями и ведя прямые видеотрансляции с мест происходящих прямо сейчас событий, обсуждая их без цензуры и тут же реагируя. Соцсети стали самой крупной площадкой для обмена мнениями между людьми в разных городах и странах, по-настоящему широкой и открытой дискуссии по самым разным вопросам.

О значимости своей роли украинский и в том числе – условно кировоградский сегмент соцсетей впервые громко заявил в период событий Евромайдана. Наиболее заметно это было в так называемых сообществах или пабликах. Это такая виртуальная «толкучка» тысяч на десять-сто, люди в которой постоянно контактируют между собой, «варятся» в определенной информационной среде и несут все это дальше – своим близким, друзьям, знакомым.

В конце 2013-го – начале 2014 года крупнейшим из поддерживающих Евромайдан кировоградских пабликов был «Типичный Кировоград» в российской социальной сети «ВКонтакте». На тот момент группа насчитывала 10-15 тысяч участников. Публика, не поддерживавшая протесты, собралась и «ВКонтакте», и в американском «Фейсбуке», в группах с названием «За Кировоградщину». Там тоже было по несколько тысяч. Учитывая, что преимущественно пользователи соцсетей – люди молодые, для которых телевизор и газеты, как правило, не являются основными источниками информации, можно с уверенностью говорить: формирование их общественно-политических, да и прочих взглядов сегодня происходит именно там. Шимон Перес был прав.

Для того, чтобы координировать свои действия в ходе дальнейших событий в стране, области и ее центре, общественные активисты также активно используют возможности соцсетей. В первую очередь речь о волонтерах. К примеру, в группах «Кіровоград волонтерський» и «Армія SOS Кіровоград» в «Фейсбуке» в общей сложности – больше 3 тысяч участников, в группе «Армія 34 Батальйон Кіровоград» в соцсети «ВКонтакте» – больше тысячи ста участников. И это далеко не все.

Для того, чтобы бороться с произволом и беззаконием в нашей мирной гражданской жизни, люди тоже объединяются в соцсетях. К примеру, в прошлом году кировоградские активисты, добившиеся создания специальной комиссии по расследованию дерибана и застройки заповедной Лесопарковой зоны в Кировограде, создали в «Фейсбуке» группу «Кировоградский Лесопарк». Сегодня в ней 697 участников, их количество постоянно прибывает. Люди, не просто недовольные положением дел в управлении земельными ресурсами города, но и готовые узнавать больше о нюансах, принимать участие в обсуждении и разрешении проблем в этой сфере, видят друг друга, устанавливают контакты и наращивают критическую массу.

Крупнейшие на сегодня «толковища», имеющие отношение к Кировоградщине, – открытая группа «Кировоград ВКонтакте» и тот же «Типичный Кировоград», насчитывающие 38,7 и 37,4 тысячи участников и подписчиков. Наибольшая из кировоградских групп в «Фейсбуке» посвящена выставке «АгроЭкспо», которая ежегодно проводится в областном центре, – 18,7 тысячи участников, а основная общегородская тусовка с подключением области происходит в группе «Маленький Париж – Кировоград», где состоят более 13,3 тысячи участников. Если «АгроЭкспо» – тема отдельная, специфическая, то наполнение трех других в принципе более чем типично для массовых пабликов. Какая-то минимальная выборка местных новостей вперемежку с фотографиями города, забавными картинками и видео, немного музыки и фильмов, когда-никогда опрос какой-нибудь…

В то же время есть и отличия. Так, в последние несколько месяцев в группах «Кировоград ВКонтакте» и «Маленький Париж – Кировоград», добавившей к названию слова «Місто Святої Єлисавети», превалируют записи в поддержку возвращения Кировограду исторического имени Елисаветград. В «Типичном Кировограде» – наоборот. Он даже называется теперь «Типичный Кировоград [Ингулс­дорф]». Почему-то на немецкий манер. Горячей темы переименования касались и недавние примеры самоорганизации граждан через соцсети – именно там появились призывы к проведению митингов против переименования Кировограда в Ингульск после того, как профильный комитет Рады принял решение рекомендовать парламенту именно этот вариант.

Еще один пример – из цикла «проверено на себе». После того как автор этих строк распространил в ряде волонтерских и не только групп в «Фейсбуке» пост бойца 34 батальона теробороны об отсутствии у ребят теплых вещей и обуви, нашлась масса (!!!) людей, готовых помочь. Все уже одеты, обуты, всем спасибо. Очевидно, сработала и публикация на страницах «УЦ», но немалую часть отозвавшихся людей мы только газетой наверняка не охватили бы…

Узнай меня

Сегодня в социальные сети активно пришли коммерция и политика, по маркетингу социальных сетей и ведению в них информационных войн уже написана уйма книг, учебников и пособий. «Эффект социальности» при обсуждении того или иного вопроса часто создают целые армии так называемых наемных «ботов» – страниц (профилей, аккаунтов) несуществующих людей с выдуманными именами и биографиями, за десятки и сотни которых на деле пишут специально обученные люди на зарплате. Тем не менее, именно там масса настоящих, абсолютно реальных людей все еще имеет возможность «предложить себя» другим и самим узнать об этих других.

Так, если бы не «Фейсбук», тысячи кировоградцев вряд ли узнали бы о том, что такое «бердвочинг» (англ. – наблюдение за птицами), а также о том, что единственный в области человек, имеющий такое хобби, занял в прошлогоднем всемирном конкурсе «Большой год» 22 место среди фото-бердвочеров Северной Евразии, засняв 127 различных видов птиц. Несколько сотен друзей кировоградца Юрия Вовкотруба в социальной сети, в том числе – автор этих строк, весь год имели удовольствие видеть отличные авторские фото не «раскрученных» живописных мест Кировоградской области, и не только, узнавать что-то новое о все еще окружающей нас, вопреки прогрессу, природе, отдыхать душой и делать заметки о том, что стоит увидеть у себя на малой родине, прежде чем отправляться за впечатлениями куда подальше. В прошлом году с помощью социальных сетей Юрием была организована первая экскурсия для желающих по «птичьим местам» Кировограда, и это начинание, хочется верить, будет развиваться. Зеленый туризм, Европа, все такое…

Для кировоградских волонтеров соцсети – инструмент оперативного обмена информацией, поиска новых источников помощи для армии, публикации отчетов о своей деятельности. К примеру, то, что появляется на странице Вадима Никитина, регулярно мотающегося в зону АТО с очередными партиями нужных вещей, которые государство обеспечить, очевидно, не в состоянии, в «Фейсбуке» видят больше 1200 его друзей. Другого известного кировоградского волонтера, Алексея Титова, только помимо друзей, читает под тысячу человек. Они, в свою очередь, могут передать информацию дальше, опубликовав ее уже для своих друзей и подписчиков, а те – для своих, и так до бесконечности. Так это и работает – в результате среди тысяч людей, увидевших сообщение, находятся те, кто реально может и готов помочь. Конкретная недавняя ситуация: уже через Никитина другие волонтеры в социальной сети находят контакты людей, знакомых с практикой изготовления противокумулятивной защиты бронетранспортера БРДМ-2. Специфический вопрос решается буквально за пару минут, независимо от того, где находятся участники обсуждения.

Возвращаясь к Пересу. Претендующих на звание новых политических лидеров, которые уже вышли, могут или очень хотят выйти из социальных сетей, у нас тоже хватает. К примеру, сенсация прошедших выборов городского головы Кировограда Артем Стрижаков – его личную страницу в «Фейсбуке» читает почти 5 тысяч человек, чуть больше подписчиков у страницы «Я Люблю Кіровоград», не первый год «мягко» продвигающей молодого политика. Правда, поражение на выборах явно подкосило стремление Стрижакова к публичности: в личной хронике после ноябрьского сообщения об украденной, по мнению его штабистов, победе – только формальное поздравление-картинка с Новым годом. По сравнению с предвыборной феерией спортивных праздников, острых вопросов к городской власти, встреч и акций – скука полная.

Депутат горсовета, недавний конкурент в первом туре выборов мэра Кировограда и личный друг Стрижакова «по жизни» – Рафаэль Санасарян из Радикальной партии – также активен в соцсетях. В «Фейсбуке» его читают более 2,5 тысяч человек, чуть меньше участников – в группе «Кіровоград – Європейське місто», созданной под предвыборную кампанию Санасаряна, проводившуюся в том числе под эгидой созданной им общественной организации с таким названием. В группе публикуются сообщения о деятельности депутатской группы «Европейский выбор» в Кировоградском городском совете и местной организации РПЛ, резонансные новости, в основном  политического толка. Сам депутат тоже использует личную страничку в стиле традиционных СМИ – публикуя фотоотчеты с благотворительных мероприятий, поддержанных партией или им лично, например.

Среди молодых политиков, заметных в кировоградском сегменте «Фейсбука», стоит отметить также экс-депутата городского совета Кировограда от «Батьківщини» Павла Топчия, недавно сменившего партийную принадлежность, примкнув к постмайданной «Силе людей». Об этом интересующиеся узнали как раз из соцсетей. Топчий, в свое время выступивший инициатором выделения средств из городского бюджета для частичной компенсации коммунальных платежей для участников АТО, сделал это в том числе после нашей публикации о проблеме. То, как это будет, обсуждалось на страницах «Фейсбука», где политика читают около полутора тысяч людей.

Отдельный феномен – называющий себя политологом младоактивист Дмитрий Синченко. Много лет он использовал всевозможные площадки в сети Интернет, где можно разместить какой-либо текст, для публикации собственных статей на самые разные актуально-политические темы и продвигал их в социальных сетях. Например, из последнего: «Хто організатор «Ватного майдану» в Кіровограді?» Это, если кто не понял, о той самой общественной акции против переименования города в Ингульск. Спрос на подобную конъюнктуру в определенных кругах позволил Синченко на сегодня заполучить почти 6 тысяч друзей и подписчиков в «Фейсбуке» и даже быть приглашенным в эфиры российских ток-шоу в качестве «потешной» проукраинской оппозиции кремлевским спикерам в студии. Один из его единомышленников и старших товарищей – бывший инструктор по пропаганде Ленинского райкома компартии СССР, а позже – член и руководитель целого ряда кировоградских организаций правых украинских партий Игорь Козуб на своей странице в «Фейсбуке» позирует в каске и с дробовиком в руках. В одной из последних записей на своей странице в «Фейсбуке» он в очередной раз в провокационном стиле сообщил о «кровавой буче на пороге нашего города» в связи с противостоянием по вопросу его переименования и призвал неких побратимов «прекращать играть в либерастов и толерастов». Его тоже читают – больше 900 человек…

Наконец. Самым интересным из новых кировоградских лидеров, в том числе с точки зрения использования соцсетей, признаем свеженазначенного секретаря Кировоградского городского совета Владимира Смирнова, представителя «Самопомочі». Так сказать, выбор редакции. Еще недавно этот человек продавал ворота как частный предприниматель, а сегодня занял вторую в областном центре должность, придя на нее не с пустыми руками, а с целым проектом нового регламента горсовета. Он уже создал в «Фейсбуке» страницу опросов общественного мнения Кировоградского городского совета 7 созыва. Нормальный инструмент среза общественного мнения определенной социальной группы, достойный анализа городскими властями не меньше, чем другие сегментированные социсследования. А на следующий день после Рождества Смирнов опубликовал пост со ссылкой на собственный видеодевник на популярном сервисе YouTube, в котором «глаза в глаза» со зрителем делится личными мыслями о том, что происходило в последние 5 месяцев, начиная с «почему я иду на выборы» и заканчивая «избран секретарем горсовета». Дневник называется «Найкращий кандидат №1». Вместо тысячи интервью – такого в кировоградской политике, кажется, еще никто не делал. Пока Смирнова в «Фейсбуке» читает всего до семисот человек.

О том, как за умы избирателей борются в социальных сетях кировоградские политики первого эшелона – народные депутаты, мэры и прочая – и кого там больше читают из местных журналистов, расскажем в следующем номере. Тема объемная.

Продолжение следует.

Андрей Трубачев, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 02

Новые лидеры Кировоградщины: эра соцсетей: 1 комментарий

  1. В тоже время странно наблюдать вялую активность в соцсетях паблика «УЦ».

Добавить комментарий