Музыкальный киоск-2

СЛУШАТЬ ТУТ

Автор легендарного марша «Прощание славянки», Василий Иванович Агапкин, родился 3 февраля 1884 года в деревне Шанчерово Рязанской губернии в обычной крестьянской семье. Ему не было ещё и года, когда семья переехала в Астрахань в поисках лучшей судьбы, но спустя короткое время погибла его мать, вследствие чего и без того бедной семье пришлось совсем худо. А ещё через семь лет от непосильного труда скоропостижно скончался и отец будущего композитора — Вася и его младшие сёстры остались на попечении мачехи.

В 1899 году юноша, уверовав в собственные силы состоявшегося музыканта, уехал на Кавказ, поступив в Аварский резервный пехотный батальон, находившийся тогда в портовом городке Петровске (нынешняя Махачкала), где стал получать небольшое жалованье оркестрового трубача. В 1900 году Агапкин находился в Грозном, служа солистом оркестра 82-го пехотного Дагестанского полка.

В 1906 году Василия Агапкина призвали в армию, где он попал в дислоцировавшийся в Тифлисе Тверской драгунский полк. По окончании службы в декабре 1909 года, Василий Иванович мечтал попасть на учёбу в Москву, но ввиду незавидного материального положения был вынужден уехать в Тамбов для поступления в тамошнее музыкальное училище. Попутно, 12 января 1910 года он был зачислен штаб-трубачом в 7-й запасный кавалерийский полк. Осенью 1911 года мечта о получении музыкального образования сбылась: Агапкина приняли в класс медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища.

25 сентября (8 октября по новому стилю) 1912 года началась 1-я Балканская война, когда союз Болгарии, Греции, Сербии и Черногории восстал против Османской империи, вытеснив в итоге Турцию с Балканского полуострова. Естественно, судьба братьев-славян нашла свой отклик в пылких сердцах российских граждан.

Одна из версий создания марша «Прощание славянки» была такой. В основу марша была положена песня русско-японской   войны со следующими словами:

«Ах, зачем нас забрили в солдаты,
Угоняют на Дальний Восток?
Неужели я в том виноватый,
Что я вырос на лишний вершок?

Оторвет мне иль ноги, иль руки,
На носилках меня унесут.
И за все эти страшные муки
Крест Георгия мне поднесут…

Овевает нас Божие Слово,
Мы на этой земле не одни
И за это, за веру Христову
Отдавали мы жизни свои»

Якобы песня эта была в силу антигосударственных слов запрещённой, вследствии чего солдаты распевали её подпольно. Этой версии придерживается исследователь истории песен Юрий Бирюков. Его поддерживает украинский военный писатель-историк Сергей Смолянников, изучавший вместе со своим коллегой Виктором Михайловым, в том числе, и историю этого марша. Однако ж, между собой авторы расходятся во времени появления музыкального произведения: Юрий Бирюков считает, что марш появился в конце 1912 года, в то время как Смолянников уверен в том, что год рождения марша — 1910. По версии Смолянникова, Василий Агапкин услышал от своего коллеги капельмейстера Якова Богорада, который служил в Литовском 51-м пехотном полку, оборонявшего Путиловскую сопку во время Мукденского сражения во время русско-японской войны, вышеприведённую солдатскую песню с мелодией, отдалённо напоминающей сегодняшний марш. По мнению историка, именно к пятилетию трагических событий при Мукдене, ставших символом стойкости славянского воина, Василий Агапкин решил создать марш, который бы не только напоминал о былом, но и вселял веру в победу и возвращение домой. К марту 1910 года произведение было закончено и однажды даже было озвучено на одной из репетиций военного оркестра полка, в котором служил Богорад. Правда, Смолянников затрудняется назвать причины того, что марш следующие 2 года больше нигде и никогда не исполнялся, а это особенно странно, поскольку премьера состоялась в боевом полку, участвовавшего в событиях, приведших к написанию марша. И вдвойне странно, если учесть ту скорую и ошеломляющую популярность произведения после 1912 года.

Весьма печально, что документальных подтверждений музыкального прототипа, равно как и точной даты появления марша, увы, никем не приводится. Примечательно, что некоторые музыковеды первоначальной основой текста считают слова стихотворения «Прощание славянки со своим любезным уезжающим на войну», написанные поляком Политковским Патрикием Симоновичем, которые были напечатаны в журнале «Сын Отечества», в 1817 году. Стихи посвящены войне с Наполеоном. Впрочем, всерьёз рассматривать эту версию не приходится. Существует и ещё несколько версий.

Первое публичное исполнение марша состоялось осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре полка, в котором служил Василий Иванович. В считанные месяцы марш приобрёл невероятную популярность. Особенно к месту и ко времени марш «Прощание славянки» пришёлся на начало 1-й Мировой войны — он исполнялся не только русскими военными оркестрами, но также во Франции, странах Балканского союза и других. А летом 1915 года в Киеве вышла первая грампластинка с записью марша — начинание подхватили фирмы грамзаписи Москвы и Петербурга.

В том же 1915 году Василий Агапкин был удостоен звания военного капельмейстера, однако вступить в эту должность смог лишь после Февральской революции 1917 года. С приходом Советской власти в Тамбов в 1918 году Агапкин сомневался недолго — в июле он вступил в ряды Красной Армии, попав капельмейстером в Красный гусарский Варшавский полк, и уже осенью того же года отправился на Южный фронт, а позднее и на Юго-Западный. Заболев, в 1920 году Василий Иванович был вынужден возвратиться в Тамбов, где сразу попал в жернова антоновского мятежа, где лишь чудом и стараниями жены смог сохранить себе жизнь — спасло то, что именно он был композитором известного на всю страну марша, к которому по разные стороны баррикад уже были придуманы слова. Не меньшим чудом следует считать тот факт, что подавившие восстание особые войска ВЧК также не тронули музыканта. Более того, воспользовавшись предложением (от которого, как известно, опасно для здоровья бывает отказываться), Агапкин в 1922 году возглавил оркестр 117-го особого полка ОГПУ, который, кстати, в 1924 году принимал участие в похоронах В. И. Ленина. В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников, многие из которых стали впоследствии профессиональными музыкантами. В 1938 году его пригласили участвовать в работе по усовершенствованию боя часов на Спасской башне Кремля — Василий Иванович с честью выдержал и это испытание. А в 1930 году он занял должность капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ (она же с 1934 года Центральная школа НКВД СССР, она же с 1939 года Высшая школа НКВД СССР). Обладая не только музыкальными, но и организаторскими талантами, он в короткий срок собрал сильный коллектив профессионалов: выступления оркестра на различных мероприятиях всегда тепло воспринимались благодарными слушателями.

Умер Василий Иванович Агапкин 29 октября 1964 года, в возрасте 80 лет, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Добавить комментарий