«Мир вашему дому»

На минувшей неделе поклонники творчества Владимира Высоцкого отмечали памятную дату – 78-летие со дня его рождения. Этой дате был посвящен концерт-спектакль «Иноходец», который подарили кировоградцам актеры Киевского театра поэзии и песни.

Коллектив театра поэзии и песни с большим трепетом относится к наследию Высоцкого, свидетельство этому – тот факт, что «Иноходец» является далеко не первым их концертом-спектаклем, посвященным его творчеству. Конечно же, в зрительном зале театра им. Кропивницкого собрались прежде всего поклонники творчества великого актера и поэта, а выступать перед такой аудиторией совсем непросто – многие уверены в том, что петь песни Высоцкого должным образом мог только сам Высоцкий. Но на сцене его песни исполняли сразу четверо артистов – Борис Георгиевский, Тимур Бобровский, Дмитрий Макляков и Серафима Горелова. Каждый из них словно отражал частичку личности самого автора – когда развязного и веселого, когда печального, когда сатирически колкого и едкого, а когда – выражающего почти что нечеловеческую внутреннюю боль. Из невероятного множества тем, которые затрагивал поэт в своих произведениях, для первого отделения концерта была выбрана, наверное, самая животрепещущая для нас – тема войны. «На братских могилах», «Як-истребитель» («Мир вашему дому»), «Звезды», «Он вчера не вернулся из боя». Особенно пронзительно звучала песня «Так случилось – мужчины ушли» в исполнении Серафимы Гореловой – она будто специально была создана для женского исполнения.

В антракте мы встретили давнего друга «УЦ», основателя галереи «Елисаветград» Николая Цуканова, пришедшего на концерт вместе с семьей. Оказалось, что Николай Николаевич в свое время слушал Высоцкого вживую и имел возможность сравнить авторское исполнение с версией киевского театра:

– В детстве я жил в городе Измаил, и в это время там снимали фильм «Служили два товарища». Песни Высоцкого тогда были на слуху, их пели все, кто умел играть на гитаре, но в лицо его мало кто знал. В то время популярным местом сбора был клуб для моряков «Межрейсовый». Мне было 10 –11 лет, а старшим братьям было как раз по 15–17 лет – самый возраст для песен под гитару. И однажды я с братьями пришел в «Межрейсовый», там все поют песни Высоцкого. И в какой-то момент один из собравшейся публики подходит и говорит: «А можно, я возьму гитару?» Взял и запел – и все поняли, что это и есть сам Высоцкий. Я хорошо помню, как он пел тогда, и сравниваю с тем, как сейчас поют артисты на сцене театра. И ловлю себя на том, что тогда его песни звучали совершенно иначе, чем сейчас, в контексте сегодняшних событий. Мне кажется, что Владимир Семенович в определенном смысле предвидел то, что происходит сейчас с Россией…

Во втором отделении звучали песни из мирной жизни. Одни просто веселые («Ой, Вань, смотри, какие клоуны»), другие приправлены изрядной долей сарказма и даже абсурда («Песня о слухах», например, или очень актуальные для наших реалий песни «Об оружии» и «Жертва телевидения»). Многие песни завершались овациями, а в финале концерта артисты предложили зрителям спеть вместе с ними. Предложение было поддержано, и самые известные песни Высоцкого – «Если друг оказался вдруг», «Утренняя гимнастика», «На Большом Каретном» – были спеты дружным хором.

После концерта все четверо исполнителей решили ответить на вопросы корреспондента «УЦ», чем немало и порадовали, и озадачили. Тем не менее, в результате прозвучали четыре разных мнения о творчестве Высоцкого, причем выраженные людьми, по-настоящему влюбленными в его песни.

– Этот концерт посвящен годовщине рождения Высоцкого. В такие моменты принято говорить об актуальности творчества.

Борис: – Думаю, сегодня Высоцкий был бы таким же оппозиционером государственной системе, каким был в свое время.

Тимур: – Не нужно путать понятия, Высоцкий никогда не демонстрировал явной антисоветской позиции. Из него сегодня делают рьяного антисоветчика, но он не был им. Частично соглашусь с Борей в том, что он был бы в оппозиции, но не к государству как таковому, а к «совку», который, кстати, никуда не делся, живет себе и здравствует. Высоцкий ненавидел совок во всех его проявлениях. Я бы сказал, что этот человек был настоящим патриотом, патриотом с большой буквы.

Борис: – А в государстве он ненавидел то, что превращало общество в «совок», то, что губило, давило человеческое достоинство.

Серафима: – А мне кажется, что Высоцкий боролся не столько с самим «совком», сколько с пороками и мерзостями, которые живут в каждом человеке. У него ведь было очень глубокое, обостренное чувство справедливости, чувство правды, и оно выражено практически в каждой его песне. Причем эти же пороки он видел и у себя и страдал от этого, написал о борьбе с собой много песен. В этом концерте звучали всего несколько из таких песен, например, «Бег иноходца».

– В своем творчестве Высоцкий затрагивал самые разные темы, причем затрагивал так, что все принимали его за своего. Во время концерта сложилось впечатление, что вы изо всех сил хотели показать эту многогранность.

Тимур: – На главной декорации в спектакле была написана фраза «Мир вашему дому». Это лозунг самого Владимира Семеновича, и мы приняли этот лозунг как наш. На самом деле творчество Высоцкого намного глубже и шире, чем мы смогли показать сейчас, охватить его в полной мере мы бы не смогли, как бы ни пытались. Для этого надо дать не один, а десяток концертов. Но мы хотели показать зрителю, что, несмотря на сложные времена, несмотря на все беды, войну, экономические проблемы, в жизни всегда есть место для вечного – для дружбы, для любви, для созидания.

Борис: – С момента его смерти прошло уже 30 лет, но его песни звучат так, будто были написаны сегодня, настолько точно и ярко они отражают нашу жизнь. Во время концерта мы хотели передать именно это ощущение.

Дмитрий: – Я хочу добавить немного от себя. По моему ощущению, Высоцкий – это поэт, творчество которого обладает огромной объединяющей силой. На основе любви к его песням могут найти примирение самые непримиримые антагонисты. Если они любят Высоцкого, значит, оба думают хотя бы о некоторых реалиях жизни схожим образом и могут найти точки соприкосновения, а потом и договориться.

– В среде поклонников Высоцкого считается, что только он сам мог исполнить свои песни, у всех других это якобы не получится по определению…

Серафима: – Чтобы петь Высоцкого, нужно быть актером, как и он сам. Нужно полностью вжиться в образ лирического героя, на себе почувствовать то, что чувствует он.

Борис: – Совершенно согласен. Каждая песня Высоцкого – это жизненная история, и, чтобы спеть достойно, ее нужно прожить, пропустить через себя. В этом, как мне кажется, как раз и состоит секрет реалистичности его творчества. Он сам ведь не был на войне, и не служил на субмаринах, и в тюрьме не сидел. Но мы все равно ему верим.

Виктория Барбанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий