Мэр и горсовет: война или работа?

Во втором туре выборов городского головы кировоградцы могут проголосовать за тех, кого вовсе не будет в избирательном бюллетене, а результат – привести город к хаосу, возне и дрязгам на годы вместо конструктивной работы, которой очень давно ждут от мэрии горожане.

На такие мысли наводит элементарный анализ тылов кандидатов, прошедших через сито 25 октября. Напомним, ими стали опытный промышленник Андрей Райкович и 31-летний предприниматель Артем Стрижаков. Мы попытались смоделировать ситуацию избрания обоих со всеми вытекающими – чтобы, в том числе и для себя, разобраться, «что мэр грядущий нам готовит».

Один в поле

Даже очень далекому от местного самоуправления человеку понятно, что городскому голове критически необходима опора в виде депутатского большинства. Очевидно, что мэр без команды – это полководец без армии, и никаких побед при всех своих талантах он одержать не может. Многие кировоградцы еще помнят печальные для города истории мэров-одиночек Владимира Пузакова и Николая Чигрина, за право «танцевать» которых в городском совете не на жизнь, а на смерть бились – в том числе в прямом смысле – представители разных групп влияния. Оба в результате стали заложниками ситуации, в которой реальный контроль над назначениями и денежными потоками оказывались в руках промежуточных победителей этой борьбы. Или даже войны, жертвами которой стали, прежде всего, кировоградская земля, которую рвали «под шумок» огромными кусками, городское хозяйство, которым никто не управлял, и горожане, интересы которых никто не учитывал, потому что было некогда – война…

С Райковичем в этом плане все более или менее понятно – его изначально выдвинула президентская «Солидарность» и официально поддержала «Батьківщина», которые, согласно предварительным результатам, заводят в городской совет две из трех крупнейших фракций. На их основе, по логике, и будет формироваться большинство, которое поддержит кандидата в случае его избрания и к которому, скорее всего, присоединится пока еще коалиционная «Самопоміч».

У Стрижакова пространства для маневра гораздо меньше. По причине, о которой говорилось абзацем выше, на поддержку «Солидарности» с «Батьківщиной» ему в случае избрания рассчитывать вряд ли приходится. «Свобода» с бывшим регионалом вряд ли станет иметь дело, как и радикалы, и фракция «УКРОПа», в составе которой могут оказаться люди, связанные с Николаем и Ларисой Онул, у которых со Стрижаковым отношения складывались в прошлом не лучшим образом. «Самопоміч», доходившая в предвыборный период до фанатизма в вопросе чистоты рядов от людей, имеющих в биографии даже намек на «бывшесть» или близость к бывшим, – аналогично. Остается «Оппозиционный блок», с которым у Стрижакова много общего в силу, опять-таки, общего «регионального прошлого» – а это всего пять мандатов.

Отдельно стоит упомянуть об Андрее Табалове, который не стал мэром, но возглавит одну из крупнейших фракций нового горсовета – «Наш край», это 7 мандатов, к которым, скорее всего, присоединятся еще три от «Рідного міста». С большой вероятностью можно предполагать, что Табалов и близкие к нему депутаты, готовясь к новым местным выборам через 2 года, будут в оппозиции к любому избранному мэру и поддерживающему его большинству. Хотя, с учетом активно муссирующихся слухов о том, что партия «Наш край» на всеукраинском уровне якобы является проектом Администрации Президента, могут быть и сюрпризы в виде как минимум ситуативного объединения ее фракции с поддерживающей Райковича «Солидарностью».

Зависимость?

Исходя из исключительно математических соображений, приведенных выше, можно делать предположения и о том, насколько независимым в принятии решений сможет быть будущий мэр. Так, Райкович, уже заручившийся поддержкой как минимум двух крупных фракций и известный к тому же как достаточно жесткий руководитель с четкими позицией и видением, с большой вероятностью сможет самостоятельно формировать команду исполнительной власти в городе. Как депутат областного совета двух созывов и член кировоградского исполкома, он давно и хорошо знаком с реалиями местного самоуправления, и ему вряд ли будут нужны чьи-либо советы ни на этапе назначения заместителей, ни в ходе организации их работы. К слову, в числе заместителей мэра Райковича в случае его избрания вполне может найтись место и для сегодняшнего конкурента – о готовности сотрудничать и Райкович, и Стрижаков заявляли в ходе теледебатов накануне первого тура выборов. Такой вариант «большого компромисса», в котором будут учтены интересы избирателей как одного, так и другого кандидата, стал бы в одинаковой степени уникальным и позитивным опытом для городской власти Кировограда.

В свою очередь, Стрижакову, с учетом сказанного выше, придется играть на чужом поле и собирать большинство на условиях, которые будут выставляться собираемыми. Можно быть уверенными, что в ситуации, когда городской голова окажется перед выбором между фактической неспособностью управлять чем-либо и заключением пусть не очень «приятных», но необходимых договоренностей, его трудное положение будет со вкусом использовано заинтересованными сторонами. Цена вопроса за лояльность тех или иных депутатов и групп, которые нужны будут мэру без большинства больше, чем он им, может быть очень высокой и не иметь ничего общего с интересами города и самого Стрижакова. Уже сегодня отдельные эксперты говорят о том, что его первым заместителем в случае избрания вполне может стать экс-регионал Вадим Волканов, по предварительным данным, избравшийся и в городской, и в областной советы от «Оппозиционного блока». Поговаривают к тому же, что не все деньги, вложенные в кампанию Стрижакова, были его собственными – и этот факт тоже надо учитывать на будущее, в котором их, возможно, придется отдавать или отрабатывать. В результате Стрижакова могут «обложить» заместителями старшие партнеры, оставив за ним лишь условное право подписи.

И снова выборы?

Есть и еще один вариант развития событий – в случае, если мэр окажется несговорчивым или неэффективным, по действующему сегодня законодательству депутаты двумя третями голосов его могут запросто «выставить на холод», применив процедуру импичмента. И если для того, чтобы сместить Райковича и бросить город в хаос перманентной избирательной кампании, голоса собрать будет непросто – с учетом все той же фракционной математики, то Стрижаков в случае избрания может оказаться более чем уязвимым. Если на этапе переговоров по формированию большинства он не согласится, к примеру, пойти на определенные уступки, уже через полгода его теоретическая победа может быть перечеркнута тем, кто о таких уступках попросит. А Кировоград снова окажется в ситуации безвластия, безответственности и отложенных на неопределенный срок перспектив. Через все это мы уже проходили – и в 2006–2008-м, и в 2014–2015-м…

Даже при менее радикальном варианте «ни вашим, ни нашим» в условиях войны за влияние и контроль, могущей растянуться на весь срок полномочий горсовета, о каких-либо внятных и последовательных шагах по развитию города, его благоустройству и улучшению условий жизни горожан говорить не приходится. В свою очередь, у Андрея Райковича и выдвигавших его политических сил, имеющих согласованную программу, нет других вариантов, кроме как консолидироваться и начинать ее выполнять, не откладывая, – ведь следующие местные выборы, повторимся, уже через 2 года…

Владимир Ханин.

Опубликовано Рубрики 45

Мэр и горсовет: война или работа?: 1 комментарий

  1. Звідси висновок: краще гаспідарник від Ларіна ніж ватнік від Ларіна?

Добавить комментарий