Меня обманывать не нужно, я сам…

Рассказы о мошенниках, – наверное, вечная тема. Виды и способы обмана увеличиваются в геометрической прогрессии, а количество доверчивых людей не уменьшается. Даже если вы считаете себя достаточно осведомлённым человеком, уверенность в том, «что со мной ЭТО никогда не случится», часто играет злую шутку. Всегда найдутся люди, которые своим поведением помогут преступнику «заработать». Вот и сейчас я расскажу вам одну историю, которая недавно произошла в Кировограде, хотя вина за успешный обман здесь не только на пострадавшем клиенте банка.

Итак, в связи с отсутствием надобности решила жительница Кировограда Ш. продать через популярный сайт ненужную в хозяйстве детскую коляску. И вот вскоре раздался звонок покупателя, которого устраивали и цена, и качество продаваемой вещи. Более того, покупатель, который для солидности представился успешным частным предпринимателем, заявил, что не собирается обманывать Ш. и высылает деньги полностью на указанную на сайте карточку «Привата», ожидая такой же честности от продавца. Ш. тоже никого обманывать не собиралась, а готовила свой товар к отправке в новые хозяйские руки.

Вечером следующего дня (не совсем поздним, но…) раздался звонок с номера телефона «ПриватБанка». По крайней мере, так решила Ш. А вот здесь не станем её винить: поднимите руку те, кто знает номер телефона своего банка! Да и кто знает, сколько у этого банка телефонов? Вежливый «менеджер» банка рассказал грустную историю: указанная в договоре с покупателем сумма поступила на счет банка, но зачислить её на карточку нет никакой возможности! Карточка, оказывается, – социальная, и внутренние правила банка не позволяют проводить такую операцию! Тем более что на карточке ещё есть некоторая сумма денег (менеджер назвал правильный остаток денег на карте!). Зато «добрый» менеджер знает, что у Ш. есть ещё одна карточка, кредитная. И вот на эту карточку можно зачислить любую сумму без всяких проблем! Хотя нет. С проблемами… Дело в том, что Ш., получая кредитную карточку в подарок от банка, не собиралась ею пользоваться, ибо не берёт денег в долг, даже на заманчивых условиях. Поэтому она изначально установила максимальный кредит в ноль гривен. Узнав об этом, «добрый» менеджер предложил тут же решить проблему, но для этого нужно всего ничего: увеличить кредитный лимит. Обеспокоенная таким вниманием Ш. решила через систему интернет-банкинга посмотреть своё состояние счета на карточке (мы помним, что мы всё знаем и нас обмануть не сможет никто!!!). И тут – чудо! Прямо у неё на глазах кредитный лимит увеличился на семь тысяч гривен! Это подтвердило всесильность «доброго», а теперь уже и «заботливого» менеджера, который так обеспокоен доходами своих клиентов, что даже в нерабочее время готов помогать им решать свои проблемы. А мы же так соскучились за «европейским» сервисом! Но это лирика. А нашу героиню обмануть оказалось нелегко! Когда на телефон пришло сообщение об увеличении лимита с требованием подтвердить данную операцию, Ш. решила не менять своё правило и отказалась, чем несколько расстроила «доброго» менеджера. Теперь он вдруг «вспомнил» об окончании рабочего дня, о навалившейся усталости… Даже в словах и голосе появились небольшая досада и обида на несговорчивого клиента… Однако «правила банка» не позволяли ему бросить начатое дело и оставить клиента один на один с проблемой.

И тут он придумал новый ход! «У вас же есть ещё карточки! Других банков! Давайте перечислим деньги туда!» Прекрасный выход из ситуации, подумала Ш., которая уже и доверяла менеджеру (после указания точной суммы денег на счету и манипуляций с лимитом), и чувствовала некоторую вину за то, что заставляет человека работать после окончания трудного рабочего дня. Потому быстро согласилась на этот вариант. Был назван новый номер карточки другого банка.

Часто встречающаяся ситуация, когда человек, имея карту одного банка, получает заработную плату в другом. Так и в нашем случае: если социальные выплаты приходили на карту «Привата», то заработанные деньги попадали на карту «Атасбанка» (название изменено по понятным причинам. – Авт.). Но и тут, увы, возникла непредвиденная проблема. Перечислить деньги можно, только зная, какое именно отделение выдало эту самую карточку! На слова Ш. о том, что Кировоград является счастливым обладателем только одного отделения уважаемого заведения, «менеджер Привата» слегка усмехнулся непрофессионализму клиента и, не вдаваясь в технические подробности, намекая на неподготовленность и незнание элементарных вещей, предложил назвать три цифры, написанные на обратной стороне карты. Именно там и должен быть зашифрован вожделенный номер отделения. Уставшая от долгих и неоднократных разговоров (это сейчас все выглядит, как один плавно текущий разговор, а на самом деле вы познакомились с десятком звонков «обеспокоенного менеджера», которые отрывали Ш. от домашних дел и заставляли поторапливаться), наша героиня сразу назвала эти символы, получила долгожданную благодарность от «доброго» менеджера и уставшая, но довольная пошла заниматься своими делами.

Отвлекло её от дел сообщение, пришедшее на телефон, в котором была информация о… снятии достаточно крупной суммы денег с карточки «Атасбанка»! И это вместо зачисления на счёт!!!

Но в наш век технологий все проблемы можно решить! Тут же Ш. заходит на сайт банка и связывается с дежурным менеджером через чат технической поддержки клиентов банка. В разговоре с ним Ш. сообщает, что никаких денег она не снимала, и просит срочно остановить любое движение по счетам! Однако не тут-то было… Оказывается, дежурный менеджер имеет возможность только общаться с клиентами в ночное время. Никаких действий со счетами он проводить не может (или не хочет?!). На всевозможные мольбы о помощи следовал стандартный ответ: «Обратитесь в ближайшее отделение, но в рабочее время – после 9 утра». Просьбы сообщить в службу киберохраны банка оказались невозможными из-за… её отсутствия. Ни к чему не приведшие разговоры длились почти до утра… И вот что интересно: по словам Ш. и по рассказам других клиентов этого финансового заведения, по окончании таких он-лайн разговоров всегда на зарегистрированный в системе банка электронный почтовый ящик приходят детальные расшифровки общения менеджера и клиента. А вот Ш., которая попросила (!) их прислать, получила только одну расшифровку с ничего не значащими словами…

Вдруг раздался поздний звонок телефона. Звонок из «ПриватБанка»! Не зная уже, что ожидать, Ш. взяла трубку и услышала механический женский голос, который сообщал, что на её счетах служба охраны зарегистрировала подозрительные движения, поэтому все её карточки будут заблокированы в автоматическом режиме. А разблокировать их можно утром в любом отделении банка. То есть банк сам, без каких-либо просьб, заподозрил опасность мошенничества и решил на всякий случай «перекрыть кислород» возможным преступникам!

Утром Ш. первым делом обратилась в полицию, где написала заявление о мошенничестве, и после этого отправилась в единственное в городе отделение «Атасбанка». Приветливый менеджер внимательно выслушал рассказ о событиях прошедшей ночи, проверил движения по счету и сообщил, что деньги ещё находятся на счету сайта «Портмоне»! («Портмоне» – это сайт компании, которая занимается переводами электронных денег любых клиентов: как физических, так и юридических лиц. Как оказалось, банки тоже им пользуются. – Авт.). Однако звонок в главный офис банка разбил все надежды: денег уже нет, хотя компьютер в офисе банка продолжал показывать их присутствие на сайте компании-посредника. Попытка Ш. написать заявление на службу безопасности банка или на имя управляющего о происшедшем печальном событии была вежливо пресечена сообщением об отсутствии такой службы в банке, а значит, и писать некому, да и незачем!!! Расстроенная Ш. уже даже не удивилась, да и бессонная ночь не способствовала принятию решительных действий или просто настаиванию на своём.

Кстати, тогда же утром раздался звонок из службы безопасности настоящего «ПриватБанка», сотрудник которой не только выслушал, но и записал все номера телефонов, с которых звонили мошенники, проверил их по своим базам данных и сообщил, что таких номеров в структуре банка нет… Кстати, во время допроса в полиции информация о номерах телефонов не понадобилась! А заявление о преступлении обещали передать на рассмотрение и распределение начальству не раньше вечера следующего дня. То есть в пятницу. Впрочем, и в понедельник с утра расследование дела ещё не было начато!

Вот тут как раз и пришло время вопросов.

Почему служба технической помощи «Атасбанка» не смогла вовремя перекрыть доступ к счетам своих клиентов? Неужели в этом банке считают, что пожилой мужчина в тапочках на входе, гордо носящий название «Охрана», – это самая надёжная защита банка и его клиентов? Почему органам внутренних дел понадобилось более трёх дней, чтобы распределить поданное заявление среди своих следователей и хотя бы продемонстрировать стремление раскрыть преступление?

Мы попытались пообщаться с руководством банка, чтобы получить хотя бы комментарий происшедшего… Телефонный разговор с управляющим был короток: у нас такой информации нет. Значит, ничего не было (помните утренний разговор с менеджером банка в офисе?!). Любые комментарии – только из киевского офиса. Звоните им. Позвонили… Мило пообщались с очередным сотрудником техподдержки, а на просьбу соединить со службой безопасности или пресс-центром после пятиминутного ожидания и консультаций получили предложение направить свой запрос на электронный адрес банка в письменном виде. Направили… Ждем…

Ничего не оставалось, как обратиться за комментариями к сотрудникам единственного учреждения, которое сработало в этой неприятной истории более качественно.

Заместитель начальника департамента безопасности по Кировоградскому региональному управлению «ПриватБанка» Сергей Титекин рассказал, что проблема киберпреступности очень актуальна сейчас. А по поводу нашего происшествия пояснения были следующие:

— Во-первых, клиент сама назвала секретный код. Три знака на обратной стороне карты – это CVV-код для проверки подлинности вашей карты при оплате через Интернет и для других операций. Его никому и никогда нельзя называть, так же, как и пин-код! И настоящий менеджер его никогда не спросит! В данном случае мошенники обманули её, назвав это шифром отделения банка. Такие мошенничества сейчас распространены – людей «разводят на хлопок»: за день преступники могут обзвонить пятьдесят человек, и может быть только один случай, где они в точечку попадут. Или могут получить часть данных от людей, близких к пострадавшему, чтобы войти к нему в доверие.

– А как пояснить тот факт, что лже-менеджер банка на глазах у клиента смог увеличить лимит на кредитной карте?

— Преступники всегда ищут уязвимость или пользуются доверием. Постоянно используют технические средства. Хотя реальные «взломы» компьютерных систем банка – дело редкое и крайне трудное, а вот использовать доступные программы и смекалку для обмана людей можно. В Интернете есть множество программ, которые позволяют изменять номер телефона, который высвечивается на экране вашего мобильного как входящий. Так и получала Ш. звонки с номера, похожего на наши номера. А изменить лимит тоже не сложно: за день-два до «развода» на номер предполагаемой жертвы могут поступить несколько звонков с разных телефонов: «Извините, ошиблись номером». Потом могут через терминал пополнить счет на одну-две гривни. Кто на это обратит внимание?! А преступник идёт в компанию и рассказывает свою историю: потерял (украли) телефон, хочу восстановить карточку. За последнее время на него звонили вот с этих номеров (помните «ошибки»?!) и пополнялся номер на такую-то сумму с терминала. Ничего не подозревающий сотрудник компании мобильной связи спокойно «восстановит» номер телефона на основании этих данных! А дальше – дело техники. Например, в нашем банке изменить кредитный лимит можно телефонным звонком на сервисный номер. Но мы все равно для проведения этой операции требуем отдельного подтверждения. Когда Ш. отказалась от повышения лимита, преступники начали искать другие способы. Многие люди имеют карты нескольких банков, и тут им оказалось нетрудно убедить человека назвать и номер, и секретный код. Кстати, чтобы узнать остаток по счету и назвать его жертве, тоже достаточно сделать копию карточки мобильного оператора.

А можно просто позвонить оператору банка, рассказать «слезливую» историю об утерянном телефоне и попросить увеличить лимит по такой-то карточке. Вот почему мы и требуем подтверждения операции.

Кстати, предположить, что карта, на которую планируется перечисление денег, социальная, можно, исходя из продаваемого товара. В нашем случае – коляска. А «профессионалы развода» могут даже вычислить назначение карты по номеру!

– Какими ещё методами пользуются современные мошенники?

— Они пробуют найти доверчивых людей постоянно! Однажды даже пытались «развести» нашего начальника службы безопасности! Позвонили, представились сотрудниками и попытались вытянуть информацию! Кстати, по той статистике, которая доступна, большинство таких звонков раздаётся из… мест не столь отдалённых. Но это уже не наша ответственность… Этим государственные органы должны заниматься.

Есть ещё вариант войти в доверие: на задней стороне карты, кроме секретного кода, иногда печатают ещё четыре цифры. Преступник, чтобы убедить жертву в своей «подлинности», легко может их назвать. Ведь это – четыре последних цифры номера карточки, с которой преступник и попытается украсть деньги! Обычно те, кто звонит от имени банка, – отличные психологи, которые могут не только втереться в доверие, но и манипулировать жертвой.

Или, например, раздается звонок с телефона банка (ну вы так думаете!), и вежливый голос сообщает, что у вас заканчивается срок действия карточки. Этот же голос сообщает, что банк готов вам все проблемы решить сам и вам не нужно напрягаться. Только назовите несколько цифр или ответьте на пару СМС-сообщений и приходите в любое отделение за новой карточкой. А кто читает СМСки, если знает, что именно их ждёт, и знает, КАК на них ответить?! Преступник звонит на десяток телефонов и в одном случае может попасть на человека, у которого действительно подошло к концу время жизни карты банка! Почему они звонят клиенту? Без него преступник не может ничего сделать!

А вот с продажами через Интернет всё значительно упрощается: вы указываете не только номер карточки, но и (чаще всего, увы!) номер финансового телефона! То есть того телефона, к которому эта карта «привязана» и на который будут обращаться сотрудники банка. То есть половиной информации преступники уже владеют! Дело за малым: найти доверчивого клиента.

– Как от этого уберечься?

— Ну, например, наш банк позволяет открыть в отделении любое количество карт. Бесплатно! Что мешает сделать это для работы с интернет-продажами? Лень? Тогда сами сделайте себе виртуальную карточку на нашем интернет-сервисе «Приват-24». И никогда не публикуйте в сети свой финансовый номер телефона! У многих же есть карточки двух операторов! Даже домашний номер подойдёт, номер супруга или супруги. И главное – настоящий сотрудник банка НИКОГДА не будет просить вас назвать какие-либо цифры на карточке! Вся необходимая для работы информация у него уже есть! Не будьте доверчивы!

Алексей Гора, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 16

Добавить комментарий