Летний лагерь для особенных детей: каким он должен быть?

Недавно был открыт летний лагерь для детей с особыми потребностями «Джерельце надії», организованный ГО «Сердце матери» совместно со священниками Свято-Успенского храма. Его главные посетители – дети-колясочники.

Такое мероприятие для Кировограда само по себе – уже новость, ведь до недавнего времени подобных форм отдыха для особенных детей не существовало вообще. Первое «Джерельце» зажурчало всего год назад, в 2015-м, его организаторами также выступили ГО «Сердце матери» и священник Свято-Успенского храма Иван Шемедюк. Семь дней дети играли на свежем воздухе в парке Крючкова, общались друг с другом, участвовали в мастер-классах и ездили на экскурсии. Подобная программа спланирована и в нынешнем году. Однако, если судить по строкам статей в интернет-изданиях, посвященных этой новости, летний лагерь для детей с особыми потребностями вновь не привлек внимания властей. И это весьма печально, поскольку долгое время поддерживаться исключительно за счет меценатства и волонтерства подобные мероприятия не могут, а деткам-колясочникам активный отдых на свежем воздухе нужен не менее (а часто даже более) чем обычным детям. При этом необходимо наличие целого ряда условий, что не всегда осуществимо без поддержки властей. Так каким должен быть лагерь отдыха для особенных детей?

Первое и главное правило для всех людей, передвигающихся в инвалидных колясках, – доступность. Колясочник неспособен преодолеть даже невысокий порог, и это закрывает ему доступ в большинство учреждений Кировограда. Обеспечение доступности на территории детского лагеря – особая задача. Парк Крючкова хорош в этом плане – он имеет ровные дорожки без ступенек, ребенок может без труда попасть из одной части парка в другую. Однако ночевать детки все равно вынуждены дома, так как приспособленного для этих целей помещения нет. Здания летних лагерей для обычных детей совершенно не годятся для колясочников: попробуй спуститься с четвертого этажа на первый, преодолев все лестничные пролеты! В большинство из них даже просто войти можно с трудом (это, кстати, касается подавляющего большинства кировоградских школ и детских садиков – все из-за любви советских архитекторов к многоступенчатым конструкциям на входе). Понятно, что ничего этого – ни лестниц, ни крылец – в здании для колясочников быть не должно. Вся территория – это ровные дорожки и пологие подъемы и спуски. Каким тогда должно быть помещение для таких детей? Ответ в некоторой степени очевиден: никаких многоэтажек, один, максимум два этажа, сообщенных удобным и вместительным лифтом. При этом здание не должно вмещать много народу, речь ведь не идет о задаче оздоровить несколько тысяч детей за три летних месяца. В «Джерельці надії» и в прошлом, и в нынешнем году оздоравливались около 30 детей – думаю, это оптимальное количество мест для возможного стационарного лагеря. При этом нужно учитывать, что практически все дети-колясочники нуждаются в уходе, и с ними обязательно должен находиться кто-то из взрослых – родитель или педагог (или хотя бы няня, имеющая соответствующие навыки). Поэтому комнаты должны быть достаточно большими и просторными, рассчитанными на проживание детей вместе со взрослыми. Самым интересным, по мнению автора, является даже не одно здание, а планировка в виде турбазы – отдельно стоящие на территории лагеря домики, большие и просторные, каждый с отдельным санузлом и душем.

Кроме быта, в оздоровительном лагере нужно обеспечить досуг и игры для детей, оборудовав специальные зоны и площадки. Обычные детские площадки колясочникам недоступны. Зато открывается много возможностей обустройства зон для настольных игр, арттерапии и обучения.

Транспорт – болезненная тема для колясочников. По нашему мнению, лагерь обязан иметь специальный автобус с пандусом, на котором можно будет возить детей на экскурсию.

Обязательный атрибут оздоровительного процесса – купание. Водные процедуры занимают особое место – это очень действенная форма физической реабилитации (в воде ребенок не чувствует тяжести своего тела и благодаря этому может активно двигаться, тренируя мышцы). Но для купания ребенка, имеющего проблемы опорно-двигательного аппарата, нужно оборудовать специальные спуски в воду и так далее. Возможно, вместо речного берега более удачным вариантом будет бассейн.

Говоря об особенных детях, следовало бы отметить еще одну категорию, нуждающуюся в особых условиях отдыха. Это дети, имеющие проблемы с коммуникацией и социализацией, – аутисты, дети с потерей слуха и т. д. В прошлом году отдых для таких детей был организован Кировоградской психолого-медико-педагогической консультацией – группа из 35 детей побывала в летнем лагере в Луговом. Этот опыт показал: летний лагерь для детей, имеющих проблемы с коммуникацией, не нуждается в столь сложных бытовых условиях, как для детей-колясочников. Но основное условие и для тех, и для других – постоянное присутствие взрослого рядом. При этом для ребенка с аутизмом, например, это должен быть человек, которого он хорошо знает и которому доверяет.

Второе необходимое, но труднодостижимое в лагере для обычных детей условие – ограниченное количество людей. Пребывание в толпе вызывает в особенном ребенке беспокойство и тревогу, что чревато разными последствиями – от истерики до аутоагрессивных проявлений и других аномальных реакций. Общественный пляж в пик туристического сезона – одно из худших мест для особенного ребенка. Таким детям нужны отдельные места для купания и игр.

Летний отдых в лагере для ребенка с проблемами социализации – это не только физическое оздоровление, но и социальная реабилитация. Вместе с такими детьми могут быть и обычные, вполне здоровые дети. Более того, педагоги отмечают, что совместное пребывание одних детей с другими помогает всем: особенные детки учатся общаться, а обычные – учатся нормально воспринимать иных людей, получая свои уроки доброты и милосердия. Это относится и к общению между обычными детьми и детьми-колясочниками.

В западных странах к работе с особенными детьми активно привлекают волонтеров, эта практика понемногу внедряется и у нас. Однако человеку, пожелавшему помочь на волонтерских основаниях, следует хорошо понимать, куда он идет и что там увидит. В частности, перед тем, как работать с колясочниками, необходимо пройти курс обучения по уходу за такими детьми. В случае с ребенком, имеющим коммуникационные проблемы, необходимо запастись железным… нет, титановым терпением. И в обеих ситуациях нужно обладать высокой эмоциональной стойкостью. Одно из самых унизительных для особенных людей (и детей в том числе) чувств – чужая жалость.

Виктория Барбанова, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 30

Добавить комментарий