Музыка, которой не слышно

Кировоградец Владимир Крипак – композитор довольно молодой, в этом году ему исполнилось 30 лет. Тем не менее, он уже написал музыку к тридцати двум фильмам и сериалам, к сотням рекламных роликов и является признанным авторитетом в мире киномузыки. Владимир, по его словам, в Кировограде бывает часто – здесь живут его родители, друзья. А на прошлой неделе приезжал в качестве члена жюри молодежного кинофестиваля «Ранок». После мастер-класса для участников фестиваля Владимир дал небольшое интервью «УЦ».

– Кто такой кинокомпозитор? Чем он отличается от композитора?

– Есть музыка, а есть кино – это два разных искусства. Задача композитора в кино – написать такую музыку, чтобы зритель ее не слышал. Это высший пилотаж: музыка звучит, а зритель ее не замечает – он смотрит кино. Музыка работает подсознательно, создает настроение.

– В 22 года, только что окончив учебу, вы написали музыку для фильма «Штольня». Потом об этом фильме было сказано много плохого, но тогда от него ждали чуть ли не прорыва в кинематографе. Как вы попали на этот проект?

– Я учился, кстати, в педуниверситете, на музпеде. Два курса я здесь отучился и перевелся в академию руководящих кадров культуры и искусства. Я звукорежиссер по образованию, а не композитор.

Как попал? Оказался в нужное время в нужном месте. Я работал в Кировограде, в агентстве «Стеклянный дом» у Титова. А когда я перевелся в Киев, это стало сложно, и товарищ мой, который работал на студии «Постмодерн», предложил мне поработать у них звукорежиссером. А потом руководитель студии предложил мне попробовать написать музыку для рекламного ролика какой-то шоколадки. Я сделал – музыка продалась. Появился второй ролик, третий и т.п. Пришел Любомир Левицкий – режиссер «Штольни» – принес какое-то черновое видео. Я написал музыку – и это пошло. «Штольня» стала для меня стартовой площадкой.

Когда я сидел на премьере, признаюсь честно, мне очень не понравилось – не только музыка, весь звук, формирование звуковой дорожки. Я расстроился ужасно. А на следующий день мне позвонил продюсер фильма «Опер Крюк», которому понравилась моя музыка. Потом был «Смерш», дальше я уже не помню – тридцать три или тридцать две картины я сделал.

-Я заходила на ваш сайт, там четкие расценки на музыку для рекламы, хронометраж, сроки выполнения… Музыка для рекламы – это творчество или поделка?

– Там творчества мало. Чаще всего продюсер или режиссер говорит: вот тебе пример, нужно что-то похожее. Клиент не может позволить себе купить права на какую-то музыку за 20 тысяч долларов. А хочет получить «что-то похожее», но чтобы без нарушения авторских прав и за копейки. Вот это работа композитора в рекламе. Хотя, конечно, не всегда. Есть творческие проекты. Например «Бонжур». Помните? Старый ролик, который еще пародировал Зеленский…

– С голыми мужиками?

– Да, это одна из моих первых работ. Так вот в этом ролике вообще не было никаких рамок. Из тех, что сегодня идут по телевидению, конфеты «Эсферо» – это тоже была творческая интересная работа. Прислали ролик, я написал музыку и с первого раза попал в «десятку».

– А в кино тоже так происходит: вы берете готовый фильм и пишете музыку?

– Я – нет. Я работаю со сценарием. Делаю пометки, где какая музыка будет звучать. В результате мне все понятно, режиссеру все понятно, и продюсерам все понятно. Я объясню: в полнометражном фильме может быть три-пять тем – не больше. На некоторые из них – по несколько аранжировок. Например, есть тема главного героя, та же тема может прозвучать в лирике, в драме, в экшне, в детективе – в зависимости от развития сюжета. Есть отдельная тема антигероя и т.п. Когда у меня все расписано я, во-первых, понимаю, какой объем работы мне нужно сделать. Во-вторых, когда музыка написана до начала съемок, то режиссер берет эти темы, идет на площадку и дает слушать актерам. И никаких несоответствий потом нет. Так должно быть, но схема сломалась, и сейчас многие делают наоборот – пишут музыку к готовой картинке. Это, наверное, в чем-то проще, но результат будет хуже. К тому же многие композиторы по незнанию просто не выдвигают нормальных адекватных требований.

– А вы пишете просто музыку: для себя, для потомков?

– Пишу, но она сразу же продается.

– Каковы ваши впечатления от фестиваля?

– Я не могу подходить к этому очень критично, с точки зрения профессионала, это аматорское кино. А с точки зрения очень искушенного зрителя – мне понравилось. Не все, конечно. Но в целом впечатления позитивные. Аматорское кино – это честное кино. Они не врут, они показывают свое «я» – кто-то хуже, кто-то лучше. Больше всего понравился, наверное, фильм «Плохой хороший поступок» – видно, что у режиссера есть свое «я». Кто-то там еще ищет, а он уже нашел.

Сегодня я проводил мастер-класс – это первый мой семинар по сути. И мне очень понравилось делиться знаниями. Потому что этой информации нет, нет книг по музыке в кино (единственная книга, которую я нашел в свое время, была издана в 1964 году, и технически она очень давно устарела). А ведь чем больше людей будет правильно мыслить, тем больше у нас шансов на хорошее кино…

Кстати, на мастер-классе Владимир очень интересно рассказывал о работе современного композитора: «Вот здесь, – показывает он на ноутбук, – у меня живут музыканты, очень хорошие музыканты, с которыми легко работать. Потому что оркестр, конечно, может сыграть все, но это не всем по карману. Да и сложно с оркестром: только через магазин, а то тромбонист, например, трезвый играть не может, и т.п.». Владимир посоветовал киноаматорам пользоваться только лицензированными библиотеками звуков и программным обеспечением. А в ответ на их скептические замечания даже обиделся: «Я почему покупаю только лицензионные программы? Потому что я сам творческий человек. Я знаю, сколько труда уходит на тот или иной продукт. Поэтому я не хочу воровать работу музыканта или программиста».

– Почему бы вам не провести семинар, например, в кировоградском музучилище? Наверное, это будет интересно.

– Да пожалуйста! Только приглашайте. Смотрите, Володя и Николай Живицкие сделали этот фестиваль, и к ним приехали профессионалы мирового уровня – Владимир Хорунжий, Эдуард Парри – талантливейший московский кинорежиссер. Где еще молодые кинематографисты могут встретиться, пообщаться с такими людьми, поучиться у них? Да нигде… Но, чтобы они сюда приехали, их нужно было сначала пригласить. Понимаете?

Записала Ольга Степанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий