Конец эпохи супермаркетов?

21.03.2017

Заметили ли вы, как за последние месяцы изменилась философия организации торговли в нашем областном городе?

Период восхищения и повального увлечения супермаркетами понемногу уходит. А ведь уже давно даже все пенсионерки стали постоянными клиентами больших универсальных магазинов. Поначалу они их немного побаивались и привычно хулили все западное, но довольно быстро осмотрелись, попробовали и привыкли. Во-первых, потому что в супермаркетах многое действительно дешевле; во-вторых, там не обвешивают, что тоже немалая часть экономии, – на рынке морковка может стоить и 3 гривни за кило, но взвесят тебе под видом килограмма скорее граммов 800, так уже лучше в супермаркете купить красный овощ по 3,20 (цены условные).

Не хватало в Советском Союзе больших универсальных магазинов, особенно продуктовых. Почему-то из таких в первую очередь вспоминается вечно дурно пахнущий овощной магазин на первом этаже библиотеки имени Бойченко (сегодня областная библиотека для юношества). Кому в голову пришла гениальная идея объединить книгохранилище с магазином с гнилой картошкой и капустой, непонятно. Так или иначе, но там можно было выбирать самостоятельно некоторые овощи, хотя выбор этот был между откровенной дрянью и так себе продуктом. Слава Богу, на смену таким торговым точкам пришли нормальные магазины.

Сегодня кажется, что эти супермаркеты рядом с нами работают вечно. Но на самом деле первый супермаркет сети «АТБ» был открыт всего лишь 2 марта 2004 года на тогдашнем проспекте Правды, в районе 13-й школы. А дальше закружилось – понесло. В Кропивницком уже одиннадцать магазинов этой днепропетровской сети.

За «АТБ» к нам пришли «Фуршет» (их у нас пять) и «Велика кишеня» (позже она стала «Велмартом»), «Сельпо» и «Метро», и даже такие довольно экзотические торговые сети, как «Экомаркет» (есть два таких). И это не считая наших собственных, местных сетей, таких, как «Копилка», «Визит», «Файномаркет» (они же «Вересень плюс» в прошлом).

И это мы говорим о довольно крупных магазинах, не рассматривая такие мощные сети, как «Формула смаку», – это другой формат с упором на некоторые виды продукции.

В общем, по состоянию на прошлый год только в областном центре работало три десятка полноценных крупных магазинов, имеющих право называться супермаркетами.

Притом, что население города продолжает снижаться, нас уже 240 тысяч примерно, количество больших магазинов продолжало расти. И ни один рынок не закрылся. И мелкие магазины все появляются и появляются. Так не могло продолжаться бесконечно. И вот рынок окончательно перегрелся, и, похоже, пошел откат.

За последние несколько месяцев в областном центре закрылась оптовая база-маркет «Метро», известная своей рекламой «Бери – вези». Закрылась одна из «Копилок» возле старого автовокзала. А самый-самый первый в городе «Фуршет», который находится в бывшем здании завода «Пишмаш», сократил свои торговые площади и ассортимент почти вдвое. И, вероятно, это еще не конец. Печальная участь может постигнуть еще несколько крупных магазинов. И никакое поднятие минимальной зарплаты до 3 тысяч 200 гривен их не спасет. По одной простой причине – слишком много магазинов с приставкой «супер» для городка, который ну никак не супер- и не мегаполис. Вот просто физически слишком много супермаркетов.

Кстати, часто бывающие за границей говорят, что это и мировая тенденция. В такой, казалось бы, суперстране, как Америка, в свое время настроили не то что супермаркетов, а просто торговых городов. «Супермаркет» было слишком мелким для них названием, им придумали свой термин – «мегамолл». Это такие себе магазинчики, куда пришел утром и только вечером вышел, где количество обслуживающего персонала больше, чем жителей в райцентре типа Новгородки или Компанеевки.

Мода на такие мегамоллы дошла до Киева, там несколько таких – «Гулливер», Dream town, Ocean plaza. Суммарная площадь всех этажей того же Ocean plaza больше, чем площадь всей упомянутой Новгородки…

Есть подобные центры и в других крупных городах – «Сады Победы» в Одессе или «Мост Сити» в Днепре. Масштаб нашего города не позволил воплотить у нас такие крупные проекты, и, возможно, это и к лучшему – а то стоял бы посреди города очередной недострой вроде жилого дома позади облпрокуратуры, называемый в народе «Пизанская башня». Такое сегодня нередко можно увидеть в Штатах – на месте некогда сверхкрупного торгово-развлекательного центра лишь ободранный громадный бетонный каркас в память о былом величии. Америка отчасти возвращается к старому, как мир, формату торговли «магазин у дома» или «магазин шаговой доступности». Это когда ты не едешь в субботу на окраину города в мегамолл и проводишь там часы, а каждый день идешь в магазинчик, который расположен или прямо в твоем доме, или по соседству. Да, в таких магазинах нет того ассортимента, нет десяти видов зеленого горошка, но зато всегда есть хлеб, соль, спички, колбаса, сыр и прочее повседневно необходимое.

В последние месяцы по всему Кропивницкому как грибы после дождя вырастают магазинчики «Делви». Они небольшие, хотя процесс торговли и организован по типу супермаркета – сам ходишь и выбираешь. После просторов больших магазинов в них тесновато. Но зато недорого и рядом. Магазинов «Делви» уже около десятка в областном центре. Пришла к нам эта сеть из Кривого Рога.

Тем временем наши местные предприниматели развивают свою подобную сеть «Крамниця низьких цін». Таких «Крамниць» по городу уже немало, и , похоже, собственники знают, что делают.

Но стоит ли монстрам типа «АТБ» и «Фуршета» так бояться этих «малышей» от торговли? Не особенно, но только внимательно отслеживая ситуацию и меняясь в связи с нею. Те же магазины «АТБ» уже на 80 процентов торгуют продукцией собственного производства – от хлеба до зубочисток. «АТБ» давно не только крупнейший торговый оператор, он также крупнейший производитель продуктов питания под разными марками «Разумный выбор» и «Своя линия», уже давно не посредник между производством и потребителем. Это и позволяет сети держать низкие цены на товары.

Есть собственные торговые марки и продукты своего производства и у других. У «Фуршета» это «Народная» и «Фуршет», у «Сельпо» – «Премия». Но в общем вале доля этих собственных марок не так и велика, тут эти сети оказались более неповоротливыми, в отличие от «АТБ». И последний конкурентов переигрывает и уверенно смотрит в будущее.

Кстати, в «Сельпо» почувствовали перемены на рынке. С недавних пор сеть переживает ребрендинг, и в ряде городов «Сельпо» уже нет! На их месте открываются супермаркеты «ТРАШ!» (Thrash!). И они позиционируют себя так же, как и магазины «АТБ», дискаунтеры, то есть самые недорогие магазины. Так что, возможно, скоро и у нас магазин сменит вывеску и стиль работы.

Самое главное, что выбор у нас всех по-прежнему останется большой. В городе работают 24 рынка и почти две тысячи магазинов, магазинчиков и отделов, из них половина – продуктовые. В советское время на весь город было меньше двух сотен продуктовых магазинов – это для сравнения. Сегодня хочешь – иди в супермаркет, хочешь – в магазинчик у дома, а хочешь – можешь вовсе по Интернету заказать любые продукты с доставкой на дом. Капитализм, однако…

Геннадий Рыбченков, фото Олега Шрамко, «УЦ».

Просмотров:140   

Добавить комментарий