Не критикуют только тех, кто ничего не делает…

На прошлой неделе был опубликован новый академический рейтинг вузов «Топ-200 Украина», составленный кафедрой ЮНЕСКО «Высшее техническое образование, прикладной системный анализ и информатика» и международной экспертной группой по определению рейтингов университетов (IREG). Обратите внимание: международной группой — поэтому этим данным можно верить. Самым рейтинговым вузом нашего региона специалисты определили Кировоградский национальный технический университет, занявший 50-е место общего рейтинга из 200 вузов и 18-е среди технических высших учебных заведений страны.


Ректор КНТУ, доктор технических наук, профессор Михаил Черновол расскажет читателям «УЦ» об успехах, проблемах университета и планах на будущее, в том числе будут затронуты острые темы качества обучения и неофициальной платы студентами за экзамены и зачеты.

Учебный год уже окончен, и сейчас вуз живет двумя главными вопросами: приемной кампанией и обновлением университетской площади.

— Как на предприятиях производственный цикл начинается с получения заказов, заготовительного производства, так и у нас: обучение начинается с приема студентов на первый курс, — говорит Михаил Черновол. — Наберем абитуриентов — год учебное заведение будет функционировать нормально.

Отличия по правилам нынешней вступительной кампании от прошлогодней практически нет. Единственное — поднят минимальный балл по профильному предмету со 124 до 140. Принимаются сертификаты ВНО за последние три года, причем любой из сертификатов образца 2010-12 годов, по желанию абитуриента. В этом году мы усовершенствовали систему электронной регистрации абитуриентов (подавать документы в вуз можно через сеть Интернет). Сроки подачи документов остались такими же: с 1 по 31 июля. Потом с 1 по 10 августа состоится зачисление на государственные места. С 10 по 25 августа — зачисление на контрактные места. Плюс параллельно проходит приемная кампания для бакалавров для обучения на специалиста/магистра.

Второе направление, над которым мы сейчас работаем, — реконструкция площади перед университетом и установка памятника студентам. Конечно, задача, максимум — открыть памятник к первому сентября. Памятник в бронзе уже готов, он находится во Львове. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность выпускникам, друзьям университета, студентам, преподавателям, всем, кто принимает участие в этом проекте.


— Михаил Иванович, не секрет, что руководители кировоградских предприятий имеют претензии к выпускникам университета в плане их подготовки…

— Основные претензии работодателей к выпускникам — слабая практическая подготовка. Если теоретические знания студенты еще получают, то практики мало. Сейчас, строго говоря, университет должен платить за прохождение практики своими студентами. Денег на это нет. Более того, предприятия не заинтересованы принимать на практику студентов целыми группами. Им это не нужно. В итоге возникают проблемы практической подготовки.

Недавнее предложение Павла Леонидовича Штутмана создать в Кировограде кластер машиностроения предполагает повысить качество подготовки специалистов и отобрать выпускников для конкретных предприятий. Кластер — новое слово. Но когда-то, когда я еще был молодым преподавателем, у нас здесь существовало научно-производственное объединение КИСМ-«Красная звезда», основной функцией которого как раз была совместная с заводом подготовка специалистов.

КНТУ давно сотрудничает с работодателями нашего региона, для нас это направление — приоритетное. При университете много лет существует наблюдательный совет, куда входят руководители всех основных предприятий Кировоградской области. И они оказывают вузу большую помощь. При содействии работодателей в университете открываются новые лаборатории с современным оборудованием, появляются новые специальности. В этом году состоялись первые защиты дипломов по новым специальностям, необходимым для нашего региона: «Гидромашины и гидропривод» (для заводов «Гидросилы ГРУП»), а также «Машины и оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности» для ряда предприятий Березкина, Райковича, Табалова. Эти специальности были открыты по желанию работодателей.

Конечно, если говорить прямо, удовлетворен ли я, как ректор, качеством подготовки студентов, то ответ однозначен — нет. Уверен, большинство ректоров в Украине скажут то же самое, никто не удовлетворен на 100% качеством подготовки своих специалистов. Об этой проблеме можно говорить часами, потому что это огромный системный вопрос. На качество подготовки оказывают влияние внешние факторы, которые от нас одних не зависят.

Наши студенты — вчерашние выпускники школ. Задайтесь вопросом: каков уровень среднего образования?.. Сейчас утерян интерес ко многим специальностям, в первую очередь — техническим. Молодые люди читают книги, смотрят телевизор и не представляют себя в литейном или обрабатывающем цеху. Молодежь стремится к другому — экономическим, гуманитарным, юридическим профессиям. На технические специальности в основном поступают не самые лучшие выпускники школ, поэтому на выходе из университета мы получаем специалистов, которыми работодатели недовольны.

Второй внешний фактор — финансовый. Уже многие годы государство не обеспечивает на должном уровне обновление материально-технической базы учебных заведений. Финансируются частично зарплата и частично коммунальные услуги (подчеркиваю: частично). И все. На строительство, капитальные ремонты, приобретение нового оборудования, учебников деньги не выделяются. Заработки самих вузов упали в связи с уменьшением количества абитуриентов. Я бы сказал, что финансовое состояние — это самая большая проблема для всех вузов страны. И главная причина, влияющая на качество высшего технического образования.

— Вуз может зарабатывать за счет научных исследований на заказ предприятий, разработкой, патентированием техники, как это делается за рубежом?

— Теоретически — да, практически — нет. Нет примеров по Украине, не говоря уже о Кировограде, чтобы вузы зарабатывали деньги научной деятельностью. Вообще система интеллектуальной собственности, патентов в нашем государстве не решена. Наш университет может гордиться изобретательской деятельностью. Мы ежегодно получаем порядка 100 патентов и по этим показателям постоянно входим в тройку лучших вузов Украины, на уровне КПИ, ХПИ. Но, к сожалению, чтобы кто-то заинтересовался приобретением наших изобретений — такого нет.

Раньше на каждом предприятии был фонд по новой технике, за счет которого развивалась в том числе университетская наука. Сейчас предприятия заняты своими текущими проблемами. Деньги на науку, на перспективу не выделяются. В научной работе нужно изучить проблему, провести теоретические, лабораторные исследования, создать экспериментальные установки. На это требуются время и ресурсы. Производству если что-то и нужно, то сейчас и за небольшие деньги. Наши ученые к таким подходам психологически не готовы.

Правда, у нас есть положительный пример совместной научной работы с «Гидросилой». В университете уже не первый год ведется разработка новых шестеренных насосов. Пока что предприятие не видит необходимости налаживать их выпуск, но разработки есть, производственники об этом знают, надеюсь, придет время, когда эти разработки будут внедрены в производство.

— Михаил Иванович, одной из причин низкого качества образования еще называется проблема с посещаемостью студентами занятий…

— Такой факт существует. Мы с вами сами были студентами, и я точно помню, как раньше жестко контролировали посещаемость. Если что — выговоры, разбирательство на комитете комсомола, снятие стипендии. Потом начались демократические процессы, и студенты получили больше свободы. Произошли изменения в учебных планах. Стало меньше аудиторных — лекционных и практических — занятий, больше — самостоятельной работы студентов. Предполагалось, что студенты сознательно будут сами готовиться к занятиям, посещать библиотеку. Некоторые студенты так и делают. Другие — нет, расценивают самостоятельную работу как свободное время. Эти процессы привели к тому, что посещаемость занятий снизилась. Можно сослаться на европейский опыт — там свободное посещение студентами занятий. Хочешь — ходи на пары, хочешь — не ходи, главное — сдать экзамены.

Проблема существует, но у нас единственный рычаг влияния — воспитательная работа. Мы не имеем юридического права отчислить студента, снять с него стипендию на основании пропусков им занятий. Иначе прокуратура отменит такое решение.

— Опять-таки, некоторые студенты понимают: можно не ходить на пары, а потом во время сессии «договориться» за оценки…

— Одна из проблем, которую любят освещать журналисты и которую достаточно часто связывают с высшей школой, — тема коррупции. Коррупция — достаточно широкое понятие и существует прежде всего в политике или государственном управлении, в сфере образования это явление может проявляться в виде получения или дачи взяток.

Когда я был студентом, а потом молодым преподавателем, то почти ничего не слышал о взятках. В советские времена практика сдачи экзамена или получения зачета за деньги практически отсутствовала, максимум — заочники могли принести какому-то преподавателю бутылку коньяка или коробку конфет в знак благодарности… Ситуация начала меняться, когда высшая школа Украины вошла в этап рыночных отношений, в вузах появилось платное обучение. Следующим этапом развития «денежных отношений» в государственных вузах стало введение платных услуг в сфере образования. Этот вполне нормальный шаг в направлении развития рыночной экономики, по моему мнению, все-таки дал негативный импульс. Пересдача экзаменов, повторная сдача зачетов, отработка пропущенных лабораторных работ и т.д. перешли в ранг платных услуг, и у студентов появилась дилемма — или нести деньги в кассу университета, или «решить» этот вопрос дешевле — через преподавателя.

Я помню, как ситуация с платными услугами обсуждалась на ректорате и ученом совете университета — все забили тревогу. Вскоре правительство пересмотрело перечень платных услуг и отменило наиболее одиозные из них, толкающие на получение или дачу взяток.

Почему же существует взяточничество в высшей школе? Чаще всего это негативное явление представляют в одностороннем упрощенном виде и сводят к простой схеме: «есть нечистые на руку преподаватели, которые вымогают у студентов деньги за сдачу экзаменов или зачетов». Я категорически не согласен с такой односторонней трактовкой проблемы!

Уверен, чаще всего почва для взяточничества возникает в тех случаях, когда студент, который не ходил на занятия и мало знает предмет, сам пытается договориться с преподавателем. В отличие от европейских университетов, где существует повторное обучение в случаях, если студенты по какой-либо причине не сдают экзамен, в Украине действующие нормативные документы не разрешают оставлять студента на второй год. Но самое главное отличие некоторых наших студентов от европейских — это то, что последние сознательно приходят в университеты за знаниями, а не за дипломами, как зачастую бывает среди наших молодых людей. Моя младшая дочь училась во Франции и рассказывала, что там никому из студентов даже не придет в голову мысль решить вопрос с преподавателем о сдаче экзамена за деньги или подарок.

Перед нашей высшей школой постоянно стоит задача заставить студента учиться, хотя очень  хотелось бы, чтобы студенты сами старались приобретать знания…

— Студенты, которые не ходят на пары, сами заинтересованы в наличии возможности договориться об экзамене за деньги. Но есть же и другая категория студентов: кто все учит и сдает сессию самостоятельно. От них часто поступают жалобы на преподавателей?

— Я работаю ректором уже семнадцатый год, и за все это время студенты или их родители ни разу не обращались ко мне по вопросам взяточничества, даже анонимно! Личной информации от студентов, можно сказать, нет, приходится оперировать слухами или информацией от проректоров, деканов.

Несколько лет назад мы начали проводить анонимное анкетирование студентов по целому ряду вопросов, в том числе — по взяткам. Иногда в анкетах разными студентами называются одни и те же фамилии преподавателей. От таких преподавателей мы стараемся избавляться. За время моего ректорства по этому критерию было уволено 16 преподавателей. В основном они писали заявления «по собственному желанию». Шестнадцать человек — это не в среднем по одному в год, в последнее время — три-четыре преподавателя ежегодно.

Тем не менее, я более чем уверен: одним лишь увольнением преподавателей кардинально эту проблему не решить! Можно ли полностью ликвидировать коррупцию в ГАИ? Однозначно нет, потому что всегда найдутся водители, готовые давать взятки. Невозможно победить коррупцию в отдельно взятом вузе, больнице или другой государственной структуре. В отчете мин­юста Украины за 2011 год есть такие данные: 83 % населения страны воспринимают коррупцию как обычное явление. Это значит, что коррупция стала элементом нашей современной культуры. В первую очередь должно измениться общество в целом…

— Тем не менее, даже невзирая на некоторые проблемы, КНТУ занимает высокие рейтинги по оценке иностранных специалистов…

— Позиции в рейтингах, конечно, важны, но что еще очень важно — показатели стабильности. Последние пять лет наш университет в рейтинге Топ-200 занимает места с 53-го по 49-е. Это высокий уровень для регионального вуза. Более того, согласно интегральному рейтингу, который учитывает показатели Топ-200, «Компаса» и еще трех-четырех рейтингов, мы находимся на 53-м месте среди всех вузов Украины. В центральном регионе, куда отнесены Кировоградская, Днепропетровская (с мощными вузами Днепропетровска!), Черкасская области КНТУ находится на шестом месте комплексного рейтинга. Это повод для гордости за университет.

Но в первую очередь я горжусь своими выпускниками. Можно критиковать — не критиковать наш университет, но наиболее успешные люди Кировоградщины — как раз наши выпускники.

Еще можно гордиться всем тем, что происходило и происходит в стенах КНТУ впервые.

Мы открыли три спецсовета по защите диссертаций по техническим и экономическим специальностям. Впервые в истории области ученый КНТУ избран членом Национальной академии наук Украины, впервые в области был открыт докторский совет, и уже прошли первые защиты докторских диссертаций. Впервые в области нами была получена Государственная премия в области науки и техники для молодых ученых. Впервые в области грант Евросоюза по программе «Темпус» был предоставлен нашему вузу. У нас впервые была открыта украинско-французская магистратура (ее окончили уже семь представителей КНТУ, получившие два диплома: украинский и французский). Ежегодно 150-200 наших студентов бывают на практике за границей. Каждый год в конкурсе на лучшее изобретение Украины мы побеждаем в одной из номинаций. Более того, за один из патентов был получен диплом Всемирной организации интеллектуальной собственности. По спорту вы знаете: бейсбольная команда «КНТУ-Елисаветград» является многократным чемпионом Украины. Бейсбол — наш бренд, мы стараемся как-то держать это марку…

Если говорить о перспективах, то у нашего университета есть планы развития до 2020 года, хотя их выполнение зависит не только от нас, но и от финансовых возможностей, законодательства (в Украине до сих пор не принят новый закон о высшем образовании. — Авт.) и так далее. Но я считаю, что мы прежде всего должны работать на Кировоградскую область. Перечень специальностей, содержание образования — учебные планы и наименование дисциплин — должны быть ориентированы на предприятия нашего региона. Мы должны проводить целевую подготовку специалистов и ориентировать студентов к работе на определенных предприятиях Кировограда и области.

Беседовал Александр Виноградов, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 24

Не критикуют только тех, кто ничего не делает…: 12 комментариев

  1. :yahoo: :yahoo: :yahoo:
    Это интервью поставило ещё больше вопросов к КИСМУ, чем получено ответов…
    Пока ни одна фраза из известного интервью с Павлом Леонидовичем Штутманом не опровергнуто… Одна демагогия…

  2. Спендер говорит:
    15.06.2012 в 15:48
    ==============
    Да сколько можно издеваться над государственной властью, правоохранительными и общественностью…
    Зав.кафедрой поймали на взятке, а в ВУЗе он не отделается даже выговором…

  3. В Киеве уже заинтересовались нездоровой ситуацией в освіті і науці у нас, как пишет пресса и интернет…… B-)

  4. Спендер говорит: *И свежая новость по теме…* Эта самая «свежая новость» (а на самом деле — утка) была напечатана в Александрии (наверное, и там есть принадлежащие Штутману газеты) за месяц до публикации обсуждаемой здесь статьи. Так что это не * свежая новость по теме*, а старая, давно протухшая утка.

  5. Цитата: «руководители кировоградских предприятий имеют претензии к выпускникам университета в плане их подготовки…» Так вот, какая может быть подготовка выпускника, если после техникума берут сразу на 3 курс? Что, уровень подачи знаний по базовым дисциплинам в техникуме сравнялся с ВУЗовским? Или курс сопромата вчерашний учитель физики прочитает не хуже кандидата наук? Попадая сразу на 3 курс студент вынужден искать помошников, поскольку на него валятся спецпредметы,а он основ инженерии не знает. И помошники сразу находятся. Небезвозмездно, разумеется!

  6. Прямо перед глазами стоит картинка: студенты поймали в коридоре преподавателя, скрутили ему руки и насильно буквально за пазуху тычут ему «лишние» в бюджете их семьи 250 гривен за зачет, умоляя взять эти деньги… Причем вся группа, за исключением двух-трех человек, у которых или нет лишних денег, или они принципиально не хотят платить, так как учатся на контракте. Хоть бы не смешил ректор тех, кто недавно закончил его вуз или у кого дети там учатся. Тех, кто не берет деньги за экзамены, можно, наверно, перечислить на пальцах одной руки.

  7. Litredaktor, да нет там таких «преподов», которые не берут взяток! Сам там учился и знаю! Гнать черновола с кнту!!! создал там коррупцию!!! И пускай не врет, что там ничего такого нет, или там единицы таких «преподов», которых он увольняет! Готов даже фамилии назвать кому угодно, кто сколько, где и как берет! Это все знают, кроме черновола! Знаний в кнту не дают!

  8. Нельзя дать знания тому,кто не хочет взять.Ситуация в КНТУ не хуже,чем в других вузах Кировограда.А сегодня действительно проблема не только в том,что преподаватели берут,но и в том,что студенты активно предлагают взятку,поскольку вуз сегодня широко открыл двери слабым студентам-(вынужденная мера,продиктованная необходимостью выживания.Рыночные условия для просвещения не всегда здорово,часто-смерть.).На этом была построена операция,про которую рассказа Спендер.Но знал ли он все?

  9. Кавказская пословица: «И мальчик может отвести коня на водопой. Но даже двадцать джигитов не заставят его пить — ЕСЛИ ОН НЕ ЗАХОЧЕТ!» Тоже и со знаниями.

  10. Михаил Иванович? Или Анатолий Дмитриевич?

    Чем слюной плеваться, справьтесь по вопросу в прокуратуре области или областного центра (она сейчас в Кировском районном суде отстаивает свой админпротокол по ч.2 ст.172-2 КУпАП «Порушення обмежень щрдо використання службового становища»). Можно было бы фамилию назвать, но до решения суда — неэтично.

Добавить комментарий