Что такое хорошо и что такое плохо?

С нынешнего учебного года школьникам (пока только младшим) перестанут ставить оценки по физкультуре. Об этом сообщил министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник во время визита в Днепропетровск. Эта новость, которая, казалось бы, должна интересовать только родителей младших школьников и учителей физкультуры, сегодня активно обсуждается. Кто-то считает отмену оценок по «физ-ре» очень правильным решением и надеется, что министр пойдет дальше и отменит оценки еще и по музыке, рисованию и трудам. Другие, наоборот, уверены, что отмена оценок приведет к тому, что дети вообще перестанут ходить на физкультуру и хоть как-то двигаться. Так все-таки отмена оценок — это хорошо или плохо? Нам убедить друг друга не удалось…

Это плохо

С помощью отмены оценок по физкультуре в школах наши чиновники, похоже, просто хотят скрыть реальные данные по уровню физической подготовленности детей, вместо того, чтобы бить тревогу и спасать ситуацию. Теперь можно будет лишь «распределить» детей на совсем слабых и откровенно больных и остальных. Отсутствие финансирования на приобретение инвентаря и спортивного оборудования для школьных спортзалов, отсутствие в большинстве школ бассейнов, часто формальное проведение медицинских осмотров… приводит к тому, что общий уровень здоровья школьников неуклонно падает.

Это не мои выводы, а специалистов, которые утверждают, что гигиеническая норма двигательной активности ребенка — 6 часов в неделю, однако многие дети большую часть своего времени проводят за компьютером. Значит, уроки физкультуры в школах необходимо проводить ежедневно и применять дифференцированное оценивание в зависимости от способностей ребенка. Можно освободить от физкультуры тех, кто действительно занимается в спортивных секциях, что, кстати, ложится дополнительным финансовым грузом на плечи родителей. Можно не ставить оценки первоклашкам и тем, кто реально не может заниматься, хотя таких сейчас большинство. Но полная отмена оценок — это путь в никуда. Таким образом, физкультура просто становится ненужным предметом, а роль учителя физвоспитания сводится к уровню массовика-затейника.

Такое новшество с системой «зачет» или «незачет» оправдывается заботой о здоровье наших детей и стремлением обезопасить учеников от дальнейших трагедий на уроках физкультуры. Но никто не замечает, что молодое поколение у нас тотально нездорово. По информации учителя физкультуры одной из кировоградских школ, из 300 детей, которые учатся в 1-4 классах, в основной группе занимаются только 75 учеников. Порой даже команду на «Веселые старты» выставить невозможно. Представляете, что будет лет через 10, когда предлагаемые новшества заработают по полной, а дети осознают, что физкультура-то в общем и не нужна, если по этому предмету даже оценки не ставят? Никто просто не будет на уроки ходить, а в конце года станут «решать» соответствующие вопросы. Ведь все мы помним свои институтские годы, когда на предметы, по которым не было экзаменов и которые не влияли на оценку в дипломе, никто особого внимания не обращал. Договориться-то с преподавателем всегда можно…

Как бы там ни было, а оценка, как и спортивный результат, стимулирует ребенка, заставляет его стараться выполнить задание или упражнение в следующий раз лучше, чем в предыдущий. А уравниловка, поскольку незачетов никто ставить не позволит, приведет к абсолютному краху системы физического воспитания, которая и сейчас влачит жалкое существование. Почему-то никто не решил отменить оценки по химии, где также небезопасно работать с реактивами, геометрии, где циркуль также может представлять опасность для здоровья, или информатике, где компьютер выступает медленным убийцей.

Утрирую, конечно, но лучше бы господин Табачник, который является по совместительству еще и спортивным министром (он уроки физкультуры, скорее всего, ненавидел в детстве больше других или прокуривал их в школьном туалете), подумал о том, как сделать физическое воспитание привлекательным, увлекательным и полезным для здоровья, а не относил этот предмет к числу третьеразрядных, если не сказать больше…

Юрий Илючек, «УЦ».

Это хорошо

Формально причиной для отмены оценок по физкультуре стали смертельные случаи на уроках. Я думаю, что дело тут все-таки не в физкультуре, а в состоянии здоровья конкретного ребенка, и не считаю, что этот урок сам по себе опасен. С оценками по «физ-ре», на мой взгляд, совсем другая проблема.

Мы все понимаем, что умение быстро бегать или высоко прыгать все-таки дается человеку от природы, и развить его за два или три урока в неделю ну никак невозможно. Между тем здесь существуют четкие нормативы, не выполнив которые, школьник автоматически получает двойку.

Мой коллега — ярый противник отмены оценок — предположил, что в детстве я ненавидела «физ-ру». Правда, ненавидела. Первую в своей жизни двойку я получила именно по «физ-ре» — за то, что не умела метать: мячик у меня неизменно летел в землю. За десять лет я так и не научилась метать и ежегодно получала эту самую, обычно единственную за весь учебный год, двойку. С другими нормативами было лучше, но все равно не фонтан: бег на два километра — «3», лазанье по канату — «3» и т.п. Долгие годы я не была отличницей только из-за четверки по физкультуре. Классу к седьмому я с этим смирилась и даже научилась смеяться над своей неспортивностью. Но двойка в первом классе для отличника — это большое горе!

Позже, работая в школе, я узнала, что родители обычно покупают неспортивным отличникам освобождения от «физ-ры» — вовсе не потому, что не хотят, чтоб их дети двигались. Просто, во-первых, прыжки в длину точно не стоят тех слез, которые проливает маленький человек над своей первой двойкой, а, во-вторых, в перспективе неспортивность может стоить ребенку заслуженной золотой медали — одна двойка в журналах за 9-11 классы сведет на нет все старания.

Есть еще одна проблема: физруки далеко не всегда относятся тактично к неспортивным детям. Я никогда не слышала, чтобы учительница, например, пения при всем классе и регулярно обзывала ребенка, который не имеет слуха, олигофреном, зато много раз слышала, как физрук называет толстенькую девочку, которая не может выполнить гимнастические упражнения, коровой и т.п. Но я ненавидела школьную физкультуру не из-за этого — к счастью, я быстро бегала и хорошо прыгала, и наш физрук унижал других. Самым отвратительным для меня было за пять минут прибежать в раздевалку, переодеться в маленькой комнатке с еще тридцатью девочками, а потом так же, за пять минут, не имея возможности даже умыться, натянуть на мокрое тело школьную форму и бежать на следующий урок. Это было омерзительно. Причем в той же раздевалке после уроков, на секции легкой атлетики, после которой мне не нужно было никуда бежать, я чувствовала себя вполне комфортно.

Работая в школе, я поняла еще одну истину: следующий урок после физкультуры потрачен даром. Половина учеников опаздывает, остальные приходят мокрые, красные, возбужденные, иногда прямо в спортивной форме — провести в таких условиях контрольную или объяснить новую тему совершенно невозможно.

На мой субъективный взгляд, физкультуру как школьный предмет вообще стоит отменить, а вместо этого ввести обязательные посещения два раза в неделю спортивных секций по выбору ребенка ПОСЛЕ уроков. Думаю, такую физкультуру с удовольствием посещали бы все дети (если что, то шахматы — это тоже вид спорта). Ну а отмена оценок — уже серьезный шаг вперед: по крайней мере, теперь малыши не будут выполнять физические упражнения на пределе своих сил, а просто отдохнут на физкультуре — при условии, конечно, что физруки не придумают какой-то альтернативной системы унижения для неспортивных малышей.

Ольга Степанова, «УЦ».

Что такое хорошо и что такое плохо?: 33 комментария

  1. Отмена оценок, а потом и физкультуры — это шаг назад. А точнее, шаг вперед к новым болезням.
    Необходимо было просто усовершенствовать уроки физкультуры — ставить их последним уроком или после физкультуры делать окно. Нужны душевые и нормальные раздевалки.
    .
    Насчет неуспеваемости. Если школьник не успевает по математике, скажем, он занимается дополнительно с родителями или репетитором. Почему же неуспеваемость по физкультуре не заставляет дополнительно тренироваться?

  2. Пятьдесят лет назад для нас урок физкультуры был праздником! Мы не бегали на время, не прыгали в длину. У нас урок физ-ры был один для двух классов. И на нем мальчики играли в футбол класс на класс, а девочки — в волейбол. Просто играли и получали пятерки. Зимой играли в спортзале. Ключевое слово — «играли»! А вот к концу школы появились «зачетные уроки» — то надо ядро закинуть неведомо куда, а то — пробежать 1 км за указанный срок. И все прелесть уроков пропала…

  3. Вспоминаю, чему меня там в школе учили и почти ничего не помню….А , вспомнилось биквадратное уравнение. Правда не всё, а только часть XY2 примерно так.
    А физкультура мне нравилась, кроме 3 — км забега, сильно выматывает. Кстати, сильно потеют не все, а у кого лишний вес. Был один парень, в 8 — м класе весил 90 кг. Конечно, во время такой пробежки пот не просто капал, а прямо ручейками лился )

  4. Проблема физического воспитания детей в наших школах в том, что обучения на уроках физкультуры как такового-то и не было (если мы сравниваем с математикой). Чаще всего уроки сводились к сдаче зачетов. И совершенно не учитывался индивидуальный уровень физической подготовки каждого ученика. И если для кого-то выполнить эти нормы абсолютно несложно (а это тоже способности, заложенные природой, на генном уровне), то для кого-то это равнозначно тому, чтобы, никогда не видя пианино, сыграть Экспромт-Фантазию Шопена.
    Задача школы — мотивировать ребенка заниматься физкультурой чтобы расти над собой, улучшая свои физические способности, помочь выбрать свой вид физической активности на долгие годы. А система оценок эту задачу не выполняла, а только вызывала стресс и отторжение на долгие годы у детей, не очень одаренных физически. :unsure:

  5. Оценка-это поощрение для тех детей, которые занимаются физкультурой и спортом и стимул для отстающих. На мой взгляд, неверное решение.
    Ну что тут поделаешь? Мои дети и племянники одни уже ходят, другие-будут ходить на тренировки, а остальные-пусть решают сами.

  6. Оксана, один вопрос : почему вы здесь ? Если бы я жил в США или России или ещё где, то я бы плюнул на Украину, потому что люди здесь враги сами себе. Вы вроде не местная, а здесь постоянно. А я здесь, потому что УЦ одна более — менее «мыслящая» местная газета.
    да… интересно, есть ли аналоги УЦ в США и др. странах ?

  7. Здесь я полностью на стороне Илючека. Отмена оценок по физкультуре приведет к угасанию интереса детей к спорту. Всегда нужно к чему-то стремиться. И если ты, к примеру, не умеешь толком подтягиваться, то норма в 10 подтягиваний, возможно, подстегнет тебя к тому, чтобы по крайней мере приблизится к этой норме и не быть «белой вороной». Если же нет цели, то нет и движения.
    Я знаю много примеров по своим одноклассникам, когда будучи склонными к полноте, они вставали в 6 утра, бегали кроссы и затем сдавали на «отлично» кроссы в школе. И это им только прибавило здоровья и уверенности в собственных силах…

  8. Дело и в том, что физкультура и нездоровое питание, полное пестицидов — гербицидов, консервантов, вообще несовместимо. Кстати, Янукович может год назад что — то говорил о введении стандартов на колбасы (чтобы сои и др. добавок было меньше) и видимо, забыл о своих словах, что и неудивительно. Попробуйте такой эксперимент ( в грубой форме, конечно) : питайтесь две недели только жареной картошкой и занимайтесь физкультурой. А потом скажите, на что вы будете похожи и что будете чувствовать. Так что на Украине в любом случае будет плохо, независимо от физкультуры.

  9. Cлай,Вас приглашают в пятницу в аппортаменты г-жи Шубиной.

  10. К 18часам,будьте добры.От кого приглашение-не скажу. B-)

  11. Несовместимы прежде всего спорт и алкоголь. А так как большинство школьников увлекаются пивом, то, по всей видимости решили, что не нужен тут именно спорт…

  12. Отличное фото. Оно дает возможность призадуматься и сравнить, в каком обществе мы жили, и какое приобрели…

  13. Олег, потому что:
    1. это моя родина, и я не могу на нее плюнуть. Наоборот, хочется как-то помочь.
    2. в Кировограде продолжают жить мои родители и друзья, и проблемы кировоградцев меня тоже касаются.
    3. в Украине живет семья моей сестры;
    4. на сайте увидела много талантливых и толковых людей, и неважно кто и где живет. :rose: 🙂

  14. Олег би всіх розігнав!
    а мене розігнав би першою…
    залишайтеся.

  15. а в мене найкращі спогади про фізкультуру в ліцеї.
    там експериментально на кілька уроків, в тому числі фізкультуру, ділили клас на групи юнацькі та дівочі.
    повірте, вчителю уніфікувати заняття не так просто. от тоді я зрозуміла, як це — коли йдеш з уроку вимотаний і задоволений.

  16. Николай,напоминаю про бурячки !!! :bye: :bye: :bye:

  17. Олег, проведите эксперимент: месяц питайтесь только экологически чистой капустой.
    «А потом скажите, на что вы будете похожи и что будете чувствовать.»

  18. Дурість! Ні чого ми не «преобретали» … Ми це самі створили…

  19. Тема «Физ-ры» меня врлнует ОЧЕНЬ: прищлось мне одно время поработать учителем физ-ры» в таёжном посёлке в Якутии. Есть мне что сказать и рассказать по этой больной , в связи с «табачной» реформой теме, но… это не бло-бло блоговый разглвор.Но я гоnов к этому разговору на SHUBINALE в пятницу, если того пожелают уважаемые коллеги.

  20. Дедушка — молодец!!! :good:
    Только уроки физкультуры у него были несколько другими, чем у наших школьников. 😉

  21. мальчики играли в футбол класс на класс, а девочки – в волейбол. __________________несбыточная мечта в школьные годы.Обычно мы выклянчивали волейбольный мяч и время на игру.

  22. в школе у меня были проблемы с физкультурой, в средней и старшей.Лишнего веса не было,просто я была неповоротливой,неуклюжей(ничего особо и не изменилось,грациозной ланью я не стала).Были большой проблемой короткие дистанции: я их бегала на минус 3 по времени. Пока я разгонялась-пора было финишировать.60,100 метров, челночный бег-тройку ставили из жалости.Зато 2 км-почти пятерка.Почему даже на олимпиаде одни бегуны бегут короткие дистанции,другие длинные, а дети должны одинаково хорошо бегать и там и там?
    Я не могла отжиматься больше 5 раз,а надо было хотя бы 15-20,качать пресс-также. А в училище у нас был классный физрук. Он заставил нас завести что то вроде дневника, в котором мы должны были записывать наши физ.нагрузки.Так вот он нам говорил:»Не можете 20 раз отжаться сразу,отжимайтесь по 5 несколько раз в день,не можете качать пресс 30 раз,делайте хоть по 2-3-5,но за день делайте,хотя бы 20 раз» Надо было 2 км минимум пройти за день,раз 30 присесть,наклониться и т.д. Таких как я там было много нумех,так вот почти всех он присадил на этот дневник.Только там я поняла, что я смогу измениться, СМОГУ ОТЖАТЬСЯ больше 5 раз!

  23. Какой правильный был у Вас физрук. На уроках физкультуры без индивидуального подхода к ученикам не обойтись.

    Все согласны с тем, что игре на музыкальных инструментах нужно учиться не один год. Чтобы выйти на определенный технический уровень игры на пианино нужно время и ежедневные тренировки, чтобы наработать определенные мышцы, координацию, мышечную память. Точно также человеку нужны время и индидуальные упражнения, чтобы улучшать свои физические способности.

    Как красиво звучит: «Физическая культура». А вот культуры то как-раз часто и нет на уроках, больше грубость и насилие. Занятия физкультурой должны вызывать улыбку, удовольствие и удовлетворение у ребенка. Тогда эта привычка зафиксируется и станет потребностью на всю жизнь.

  24. Вообще-то я считаю, что отмена оценок по физкультуре попахивает геноцидом против детей и украинского народа, оценки это хоть какой никакой, а стимул заниматься спортом и собственным здоровьем! Наверное, наши Олигофрены (Олигархи), решили потихоньку уничтожить будущее поколение, а вместо него завести гастрабайтеров с Китая которые будут на них вкалывать???

  25. Мне кажется, что в большинстве случаев достаточно двух мячей:футбольный и волейбольный, и большинство детей будут с удовольствием заниматься на уроках физ-ры. Или почему не сделать,допустим, для девченок какую то аэробику,они сейчас все озабочены фигурой,чего б они не занимались бы? Они на это свое время тратят деньги на занятия,а тут в учебное время и даром.

Добавить комментарий