Взлет в Москву

Кировоградец, в какой бы конец земного шара его ни занесла судьба, все равно остается кировоградцем. Летчик-испытатель, доктор экономических наук, преподаватель нескольких московских вузов, Виталий Тупчиенко родился в нашем городе, но уже много лет обитает в Белокаменной, добился значительных успехов в различных видах деятельности. Но Кировоград не забывает, «здесь учился, здесь крестился», приезжает практически каждый год, тут даже вышла одна из его книг «Управление затратами на производстве». Его сестра, тоже наша землячка, живет в Москве …на улице Кировоградской.

Спустя десятилетия Виталий Алексеевич собирается вернуться в родные края.

— Как получилось, что простой кировоградский паренек с Кущевки, увлекавшийся игрой на домре, покорил небо, Москву, добился успехов в бизнесе и науке?

— Люди моего поколения привыкли всю жизнь быть в постоянном движении. Это как езда на велосипеде — остановился, и все, поди тронься… Я с самого детства мечтал о небе. Над головой летали четырехмоторные ТУ-4, издавали такой характерный звук двигатели, а мне, мальчишке, думалось, что они скребут о небо своими корпусами. Потом мы пешком ходили с Кущевки на Николаевку к аэродрому, смотреть на самолеты, лазали через колючую проволоку ограждения, нас ловили, уши драли… Поступил в ШВЛП, закончил в 66-м году, выучился на штурмана и отправился на Дальний Восток, в Хабаровск. Там была очень интересная работа, но потом меня пригласили поработать испытателем в конструкторское бюро Туполева. А звали даже в отряд космонавтов! Но на время прохождения комиссии тяжело заболел гриппом, и, что называется, поезд ушел… Но у меня был выбор: я мог пойти и в КБ Сухого, и Ильюшина, но выбрал Туполева — мне всегда нравились эти большие стремительные машины.

Годы спустя я вошел в руководство одной из первых частных авиакомпаний России, наш самолет первым после развала СССР приземлился на базе НАТО в Греции. Мы совершили первый перелет в Австралию. Попутно получил экономическое образование, защитил кандидатскую, докторскую. Работал даже в муниципальной власти Москвы, еще — в медицинской фирме. Сейчас преподаю экономику, постоянно востребован как эксперт: в комитете Совета Федерации по использованию воздушного пространства, конференции, на ТВ приглашают…

Заканчиваю книгу, тема которой — ценообразование в авиации. В том числе и в космической сфере.

— Ну и как вам, человеку не чужому, сегодняшний Кировоград? Как вообще выглядит ситуация в городе и стране со стороны?

— Я всегда поддерживал связь с городом, очень хорошо знаком с одним из бывших мэров… Не хочу давать политических оценок ситуации, просто я далек от политики. Хотя такой нюанс. Ставлю машину в гараже в Москве. В соседнем гараже пьют и до драки между собой выясняют отношения: делят Черноморский флот! Один — «хохлам — ничего!», другой — «да отдать им!»…

Экономическую оценку давать не могу, потому что не в теме. Но мне определенно кажется, что хуже уже не может быть, дно достигнуто — как в России, так и в Украине. И, похоже, жизнь начинает налаживаться и у вас. Прогноз благоприятный. В правительстве Украины вроде бы люди разумные, потенциал есть.

В Кировограде очень изменилось пресловутое состояние местных дорог, в лучшую сторону, приятно. Еще несколько лет назад я сюда приехал на своем БМВ и долго об этом жалел: машина такого не заслуживала.

И кроме дорог перемены налицо. Рекламы много на улицах, банков много. Это очень хороший признак — банк не будет открываться, если нет движения в экономике, если нет денег в регионе. Банкиры, прежде чем открывать филиал, все тонко просчитывают. И решают, что есть смысл в Кировограде работать. Значит, жизнь налаживается.

Вот я впервые увидел у швейной фабрики колонну с ангелом-хранителем. Хорошие слова написаны. Я считаю (улыбается — авт.), что он должен отработать свое для города.

И знаете, я хочу вообще вернуться в Украину, в родной Кировоград. Здесь народ добрее, в Москве совсем другие люди. Криминал захлестнул Москву страшно, это не передать. Тут такого нет.

Украинцы — люди более работящие по сравнению с россиянами. Климат меня устраивает. Я остановился тут в частном доме — красота: тишина, все удобства, уют, собака лает, ягоды, все цветет, деревья плодоносят… В Москве невозможно отдохнуть, этот город не предназначен для жизни, только для зарабатывания денег. К тому же с возрастом, все больше тянет туда, где родился. Да и отдыхать еще не собираюсь, еще, считаю, мои опыт и знания будут востребованы и здесь, я знаком со многими ректорами, беседовал, — зовут, рады видеть…

— Вопрос и к летчику, и к экономисту одновременно. Наш аэропорт сегодня влачит жалкое существование, там какой-то салон мебели, полетов практически ноль. Есть ли будущее у авиации небольших городов, вроде Кировограда?

— Я очень надеялся, что вы обойдете этот вопрос… Это мое больное место. Когда разговор касается авиации, на меня находит такая тоска…

В России мне приходилось общаться и с высокопоставленными чиновниками соответствующего ведомства, и с руководителями фракций в Госдуме по поводу проблем авиации. Знаете, авиацию у нас практически загубили. Тоже дошли уже до дна, дальше падать некуда.

Я не разделяю авиапромышленность России и Украины, она была настолько общей, по сути из всех 15 республик все было сконцентрировано только здесь. Да и сейчас она общая — вот украинский АНТ выпускают в Омске. Думаю, при условии дальнейшей кооперации и сотрудничества двух стран можно возродить авиацию.

На мой взгляд, надо начинать именно с малой авиации. Выпускать небольшие дешевые самолеты для внутренних рейсов, это вполне по силам даже в одиночку Украине. Рассчитанные на небольшую протяженность полетов, с экономичным двигателем. Если появятся такие самолеты, можно будет говорить и о возрождении аэропортов в небольших городах, о возобновлении маршрутов из Кировограда в Крым, к примеру. Это первый шаг, на мой взгляд. В любом случае, я верю в возрождение авиации. За ней будущее. Более того, она может потащить за собой еще множество сегментов экономики.

Добавить комментарий