Новая история старой Варшавы

Автор этих строк впервые оказался в польской столице в очередной переломный момент многовековой истории этого города: как и страна в целом, сегодняшняя Варшава занята примеркой только что сшитого европейского платья.

На Варшаву!

Дорога делегации украинских журналистов в главный город соседнего государства оказалась не менее долгой и трудной, нежели путь страны бывшего соцлагеря в лоно семьи братских капиталистических государств Старой Европы. Уже на украинско-польской границе, которую мы пересекали близ Яготина, нам недвусмысленно дали понять, что кредит доверия новоиспеченных европейцев к гражданам “страны развивающегося капитализма”, мягко говоря, весьма невысок.

Родная страна выпустила нас “за бугор” без особых проблем: соблюдение украинскими пограничниками необходимых формальностей заняло чуть менее часа. Оставшуюся часть ночи — более трех часов — пришлось провести уже на польской стороне, в пятый раз предъявляя “панам” загранпаспорта и щурясь от яркого света фонарей, которыми пассажирам нашего автобуса бесцеремонно светили в глаза, сверяя наши сонные лица с вклеенными фотографиями. Для тех, кто, не выдерживая вынужденного бдения, пытался задремать, звучало громогласное “пОбудка!”. Нам, членам официальной журналистской делегации, имеющей приглашение польской стороны, оставалось только представлять, с чем сталкиваются наши соотечественники, пересекающие границу с частными визитами…

Наконец граница позади. До Варшавы — всего ничего, пара-тройка часов. По дороге мы с профессиональным любопытством изучаем окрестные пейзажи: неизменно четкая дорожная разметка, аккуратные рекламные щиты, практически отсутствуют привычные придорожные “Пирожковки”. Приграничные села — ветхие, но обязательно тщательно побеленные хатки, ухоженные садики. Среди них не видно ни двухэтажных “хатынок” новых поляков, ни тем более “царских сел”, коих в изобилии в окрестностях каждого крупного украинского города.

Ближе к столице замелькали небольшие населенные пункты из двух-, трехэтажных коттеджей, в большинстве своем изысканно-простой архитектуры, будь то жилой дом или офис строительной, как правило, фирмы с “гуртовней” (оптовым складом). Кстати, даже возле “бетонярок” в стране ревностных католиков установлены фигуры Богоматери, украшенные разноцветными лентами…

На рубеже эпох

Пожалуй, первое, что бросается в глаза в современной Варшаве — архитектурное воплощение смены двух систем, двух образов жизни. Низколобые здания из стекла и бетона — образчики “совкового” зодчества — кажутся неуклюжими реликтовыми динозаврами на фоне стремящихся ввысь, сверкающих на солнце небоскребов. Кстати, промышленный альпинизм здесь — занятие весьма прибыльное: мытьем небоскребов в Варшаве можно заработать около трехсот долларов за день. И это еще не предел. Дело в том, что их количество обещает неуклонно расти, поскольку власти Варшавы намерены таким образом скрыть от глаз жителей и гостей города сталинский “подарок”. Им является выстроенный в псевдоготическом стиле 32-этажный Палац культуры и науки (в обиходе — Пекин), презентованный городу Иосифом Виссарионовичем. После жаркой дискусии — снести или спрятать за новостройками этот 104-метровый памятник интернациональной дружбы — остановились на втором варианте. В спонсорах новостроек недостатка нет — иностранные инвесторы завидными темпами “выгоняют” один небоскреб в два года, при этом каждое здание обходится в 150(!) миллионов долларов… Втрое дороже “тянет” возведение голландцами в польской столице комплекса “Золотые ворота”, где разместится элитный жилой, деловой и развлекательный центр города. Да, и еще о “Пекине”, который, кстати, находится на улице доныне здравствующего Папы Римского Иоанна Павла Второго. Пикантность ситуации придает тот факт, что главный архитектор Варшавы запретил строить небоскребы, по высоте превышающие неугодное здание, поскольку шпиль Палаца является главной телевизионной антенной города.

До боли знакомыми показались нам метаморфозы последнего времени, постигшие сегодняшний, как говорят сами поляки, “позор Варшавы” — главный стадион польской столицы. Нынче здесь разместилась гигантская барахолка, где, как утверждают местные жители, можно купить все — от старой электроплитки до автомата Калашникова. Прицениваться мы не стали…

Своеобразным символом победы мирового капитализма в стране бывшего соцлагеря можно назвать и здание Варшавской биржи, где раньше размещался главный орган польской “руководящей и направляющей”. А в здании, которое когда-то занимало советское консульство в Польше, находится сейчас консульство Российской Федерации — между прочим, в сквере имени Тараса Шевченко, неподалеку от памятника Кобзарю…

Дыхание истории

Почетное место в списке достопримечательностей польской столицы принадлежит и “пальме Мерцалова” — копии знаменитого изделия советского сталевара, изготовленного им из цельного куска металла. Высотой пару десятков метров, она установлена на одной из городских площадей и второй год подряд служит жителям столицы… шуточной рождественской елкой. Привлекает внимание и костел Святого Александра на площади (красивейшей в Варшаве) Трех Крестов — уменьшенная копия Исаакиевского собора. Полной неожиданностью для нас стало наличие в польской столице улицы Винни-Пуха (на польском — Кубуша Кохатка), снабженной соответствующей мемориальной доской с изображением самого увековеченного мультяшного героя. Между прочим, улица эта упирается в здание Министерства финансов Польши, где, как шутят поляки, “тоже любят мед”. И еще о министерствах: на польском минюст называется министерство справедливости. В здании же, где размещается сегодня польский сейм, ранее находился …институт благородных девиц.

И все же, кто не был в Старом Городе, тот не был в Варшаве. Это настоящее сердце древней столицы: мощеные узкие улочки, средневековые костелы, развалины старинного замка. Старе Място занимает всего несколько кварталов, которые даже медленным шагом можно обойти за пару часов. Причем не один раз, поскольку сразу освободиться от пленительной иллюзии старинного города невозможно. Кажется, что тесные кварталы, освещенные прихотливым светом кованых фонарей, — искусная декорация исторического фильма. Или музей истории города под открытым небом. Или результат путешествия на виртуальной машине времени, разом перенесшей нашего современника в романтическую эпоху Шопена, который вот-вот выйдет навстречу из соседнего переулка со свертком нот в руках… Здесь, посреди бывшей главной рыночной площади старой Варшавы, рядом с современным кафетерием, жители окрестных домов запросто набирают в ведра воду из древней, но действующей колонки, выгуливают собак по высохшему, заросшему травой крепостному рву…

Несмотря на то, что время здесь словно остановилось, его ход строго регламентирует режим работы местных ресторанчиков и многочисленных антикварных лавок. Здешние коммерсанты не намерены уступать туристам ни минуты своего досуга, даже в очевидный ущерб собственному доходу. В результате все сувенирные магазинчики, коих в изобилии в этой мекке польского туризма, прекращают свою работу не позже шести часов вечера, а к десяти закрываются и увеселительные заведения. Восьмичасовой рабочий день — тоже пережиток эпохи социализма — возведен во всей Варшаве в непреложный закон, начиная от государственных учреждений и магазинов до обменных пунктов — “канторов”… Между прочим, гривни в немногочисленных обменниках Старого Города не покупают, зато долларами можно расплатиться в любом магазине или кафешке. Да и ценятся наши деньги в Польше недорого — за гривню дают 60-70 грошей (меньше злотого). За державу обидно…

Продолжая тему туристского досуга, замечу, что прогулка по ночной Варшаве может оказаться удовольствием весьма недешевым — после одиннадцати вечера таксисты устанавливают двойной тариф, а общественный транспорт исчезает с городских улиц намного раньше. В результате возвращение из Старого Мяста нескольких “очарованных странников” из нашей группы, занявшее всего несколько минут поездки до гостиницы на “зеленом огоньке”, потянуло аж на сорок злотых — что-то около шестидесяти гривен…

Тем, кто не знаком с историей польской столицы и уже проникся было нетленным духом средних веков, раскроем “страшную” тайну — древние улочки Старого Города на самом деле …моложе многих проспектов и зданий современной Варшавы. Дело в том, что во время Второй мировой немецкие войска не оставили от этой части города камня на камне. После войны были найдены старые схемы застройки, а затем в течение почти четырех десятилетий польское правительство выделяло средства на воссоздание исторической части столицы. После этого дома, ресторанчики, площади и костелы, отстроенные заново с абсолютной точностью, искусственно “состарили”…

Дорогая Европа

Если в архитектуре Варшавы еще весьма заметен “советский” след, то торгуют здесь уже вполне по-европейски, в первую очередь в смысле ценовой политики. Украинцам, шокированным недавним подорожанием на отечественном топливном рынке, автомобиль на улицах Варшавы сегодня кажется именно роскошью. Ведь литр бензина стоит здесь больше доллара, поэтому основным средством передвижения рядовых варшавян сегодня стали велосипеды. Они изображены на зебрах и светофорах, для двухколесных железных коней отведены специальные места на автостоянках. Пересев с автомобиля на велосипед, по той же причине заодно можно избавиться и от некоторых вредных привычек. Дело в том, что здешние цены на сигареты и алкоголь способны “закодировать” самых заядлых выпивох и курильщиков: пачка сигарет стоит здесь раза в 3-4 дороже, нежели аналогичная марка курева в обычном украинском магазине, похожая ситуация — и на рынке горячительных напитков. Кстати, по-польски магазины называются …склепами. Честно говоря, входить в торговую точку с красноречивой вывеской “Твой склеп”, да еще и написанной сочной черной краской, было жутковато. А вид местного секс-шопа под названием “Склеп эротычный” и вовсе не вызывал соответствующего фривольного настроения…

Не весьма популярен в Варшаве и общественный транспорт. Непривычно было видеть просторную, свободную от нескончаемого потока маршруток проезжую часть и остановки, где количество потенциальных пассажиров, как правило, не превышало 5-6 человек. Впрочем, это вполне объяснимо, по крайней мере, для украинцев. Ведь разовый проезд в автобусе или трамвае (“дорожная карта”) обойдется в 2,6 злотых — более 4-х гривен, суточная карта — в 7,2 злотых, т.е. примерно в 11,5 гривен. Европа…

Гей, славяне!

О европейском выборе современной Польши свидетельствует и полная свобода сексуальной ориентации ее жителей. К примеру, в столице страны официально зарегистрирована ассоциация гомосексуалистов Варшавы. Она, кстати, в прошлом году объявила упомянутый выше памятник украинскому Кобзарю …лучшим мужским памятником города. Куда там нашему Бузине с его “вурдалаком”!

Весьма определенные, в том числе и однополые, контакты устанавливаются здесь с помощью последних достижений научно-технического прогресса. А именно — мобильной связи. Жертвой местного ноу-хау стала и ваша покорная слуга: на мою мобилку в течение всего времени нашего пребывания на территории этой страны беспрерывно приходили соответствующие “поисковые” объявления — с указанием собственных координат и желательных параметров потенциальных, как правило, однополых партнеров. При этом многие их авторы, преимущественно геи не старше 25 лет, взамен оказания интим-услуг претендовали на получение спонсорской помощи… Камо грядеши, братья-славяне?..

Мы и они

Несмотря на долгую историю экономических и культурных связей двух соседних славянских народов, к украинцам у поляков отношение весьма неоднозначное. С одной стороны, потомки воинственных шляхтичей в глобальном смысле приветствуют прозападный внешнеполитический вектор Украины, одним из результатов которого стала массовая “интервенция” украинцев, в частности, на польский рынок труда. И действительно, местные жители в большинстве своем весьма положительно отзываются об украинских работниках, которых они нанимают в качестве гувернанток, водителей, садовников (хотя и далеко не всегда могут отличить украинца от русского). В то же время в повседневном общении с местными жителями (это нисколько не касается представителей принимавшей украинских журналистов стороны!) нам несколько раз пришлось столкнуться с более или менее откровенным проявлением пресловутого польского “гонора” по отношению к заезжим “хлопам”. Как уже было сказано, наши гривни принимают далеко не во всех канторах Варшавы. В других случаях приходится наблюдать подчеркнутое недоумение по поводу предлагаемых нами купюр якобы неизвестного происхождения и весьма сомнительной подлинности. Однажды, когда сориентироваться на улицах города нам не помогла даже карта, пришлось обратиться за помощью к дежурившим поблизости полицейским. Несмотря на попытки объяснить стражам порядка, что денег у нас хватит только на автобус, остановку которого мы никак не можем отыскать, крепкие парни в ядовито-зеленых жилетках с надписью “Полиция” без тени участия категорично указали иностранкам на соседнюю стоянку такси…

Возможно, одной из причин столь малопривлекательного статуса наших сограждан в глазах братьев-славян можно назвать и позицию руководителей местной диаспоры. Так, секретарь Объединения украинцев в Польше Петр Тима, с которым мы встречались в рамках программы пребывания украинских журналистов в польской столице, сообщил, что данная организация занимается исключительно укреплением культурных связей двух стран. А как же тысячи проживающих в стране украинских эмигрантов, которым, особенно нелегалам, далеко не всегда удается решить свои проблемы с помощью украинского посольства? Ведь зачастую “заробiтчани” нуждаются всего лишь в моральной поддержке земляков, в паре слов на родном языке, в общении с соотечественниками, которые уже имеют опыт адаптации к условиям чужой страны… Хотя, как выяснилось, украинцы в Польше сталкиваются и с проявлениями уголовного характера, в том числе и со стороны местных правоохранительных органов. Приведем лишь один случай, о котором рассказал Петр Тима. В польском городе Щецин наши сограждане приобретали автомобили на местной бирже, тут же оплачивая оформление всех необходимых документов. Однако уже за воротами их подстерегали полицейские — с обвинением в …уклонении от уплаты таможенного сбора — и тут же конфисковывали новоприобретенные авто. Как выяснилось впоследствии, после вмешательства украинского консула, это был налаженный, разветвленный бизнес, в котором участвовали и польские “стражи порядка”.

И все же мы, приезжая в новоевропейскую Польшу, можем гордиться своей страной. Хотя бы потому, что здесь, в польской столице, установлен памятник нашему великому поэту. Памятник же его не менее великому собрату Юлиушу Словацкому сделан из житомирского гранита, а в его фундамент засыпана земля Кременчуга. На православном кладбище Варшавы покоится прах казаков армии УНР, а около полумиллиона украинцев после операции “Висла” к концу 40-х годов прошлого века стали гражданами Польши.

А значит, границей, пусть даже и европейской, наши народы не разделить…

Добавить комментарий