По ту сторону Черного моря

Как гласит древняя легенда, когда Господь раздавал людям земли, на которых они будут жить и которые будут возделывать, грузины опоздали, поскольку были слишком заняты тем, что пили и ели. Бог сказал им, что свободных земель больше не осталось, но грузины сообщили ему, что опоздали из-за того, что пили за здоровье Господа, и пригласили его поучаствовать в застолье. Господь так замечательно провел время, что решил подарить грузинам землю, которую припас для себя. Воистину, Грузия – божественная страна, на виртуальную экскурсию в южную туристическую столицу которой – город Батуми – мы приглашаем вас, уважаемые читатели.

Экскурсоводом «УЦ» на сей раз выступила наша коллега, заместитель главного редактора Александровской районной газеты «Вперед» Галина Шевченко, которая, преодолев за 40 часов путь по Черному морю на огромном теплоходе «Грейфсвальд», провела несколько дней в Батуми. Галине, можно сказать, повезло. Поездка в Грузию состоялась благодаря судоходной компании «Укрферри», которая организовала пресс-тур для журналистов совместно с правительством Автономной Республики Аджария.

Плавучая многоэтажка

Длительный путь из Украины в Грузию начался в Ильичевске, откуда журналисты отплывали в Аджарию. И морская дорога сама по себе была не менее занимательной, чем пребывание в Батуми.

«Этот современный теплоход, а точнее, погрузочно-пассажирское судно, принадлежит судоходной компании “Укрферри”, его экипаж полностью состоит из украинцев, но ходит он под флагом …Грузии», – рассказывает Галина.

«Грейфсвальд» не только современный, но и крупнейший в мире в классе автомобильно-железнодорожных пассажирских паромов. Об этом свидетельствует сертификат Книги рекордов Гиннесса. Судно было построено в 1988 году в Германии и находится под классификационным надзором германского Ллойда (общество, осуществляющее технический надзор за строительством, ремонтом и эксплуатацией судов).

«Можете себе представить десятиэтажное сооружение длиной сто девяносто метров, а шириной – двадцать восемь метров? Вот таким по размерам является “Грейфсвальд”. На двух грузовых палубах одновременно размещаются пятьдесят универсальных железнодорожных вагонов и пятьдесят грузовых автомобилей, плюс легковые автомобили (третий и пятый этажи). А еще – пассажирский комплекс на 150 пассажирских мест в люксе, полулюксе и двухместных каютах со всеми удобствами, рестораны, бар, салоны отдыха с видео и спутниковым телевидением (седьмой и восьмой этажи). На десятом этаже находится капитанский мостик. Название “мостик” осталось с прошлого, сейчас это большое помещение с разнообразными механизмами, которые осуществляют управление теплоходом, конечно, не без участия капитана. А вообще штат экипажа – около пятидесяти человек», – заметно, что теплоход произвел на нашу собеседницу большое впечатление.

Вот так, разгуливая по этому гигантскому теплоходу, Галина с коллегами незаметно для себя преодолела за сорок с лишним часов расстояние более тысячи трехсот километров. Этим морским маршрутом, кстати, постоянно пользуются водители дальнобойных автомобилей и грузинские бизнесмены, имеющие бизнес в Украине, которым необходима собственная машина за рубежом. По их словам, перевезти автомобиль на теплоходе значительно дешевле (200-250 долларов за билет и в среднем 500 долларов за транспортировку тяжеловесного автомобиля), чем обойдется таможенная пошлина на сухопутных границах.

«Да и само отношение на границе и встречи с украинскими и российскими автоинспекторами чего стоят! – Галина вспоминает, как возмущались грузинские дальнобойщики. – Они откровенно и охотно рассказывали, что работники Госавтоинспекции и в Украине, и в России пытаются придраться к чему угодно, чтобы получить деньги на лапу. Такого отношения не увидишь ни в странах старой Европы, ни в Прибалтике».

Еще на теплоходе, после разговоров с попутчиками, у Галины стало складываться определенное впечатление об этой стране. Так, отмечали ее собеседники, после радикальных реформ в грузинских правоохранительных органах о взяточничестве и тягомотной бюрократии люди забыли. Изменения нелегко дались, ведь пришлось полностью заменить всех предыдущих милиционеров, пригласить европейских и американских полицейских, которые за три месяца провели учения и тренировки «новобранцев». А главное – государство теперь обеспечило полицию такой зарплатой, что мысль о слове «взятка» в голову не приходит.

Фактически все, с кем Галина беседовала на тему взяточничства, подтверждали позитивные изменения, пришедшие в страну с реформами Саакашвили. Эти же порядки отмечали и армянские дальнобойщики, которые возят грузы из Грузии в Ереван.

«Морской маршрут Ильичевск-Батуми, я бы могла, пожалуй, назвать Великим шелковым путем. Ведь на сегодня здесь пролегает единственный грузопоток из Европы в кавказский регион и наоборот. Более того, грузы по нему доставляются и в Баку, и в пограничные с Грузией порты Турции – Хопу и Трабзон», – рассказывает журналистка.

А еще собеседники Галины на корабле жаловались, что нынешнее поколение грузин почти не знает русского языка и, что обидно, не хочет его учить.

– А вот при Советском Союзе было престижно говорить по-русски, – вспоминали они с грустью.

Город у бухты

Естественно, тех нескольких дней, которые Галина Шевченко провела в туристической столице Грузии, не хватило для того, чтобы сложилось полное представление о здешней жизни, но, тем не менее, она, как истинный журналист, старалась подмечать разные детали, которыми с нами с удовольствием поделилась.

«Батумский порт встретил нас ярким солнцем и теплом, – вспоминает Галина. – В Украине было очень холодно, а этот город утопал в пальмах и кипарисах, магнолиях и олеандрах, лимонных и апельсиновых деревьях, туях и самшите. И в … чернобривцах. Эти красивые украинские цветы я видела и в знаменитом Батумском ботаническом саду, и просто на улицах. Вообще же в Аджарии историю Украины чтят и бережно оберегают, установленные еще в советские времена бюсты Тараса Шевченко и Леси Украинки по-прежнему украшают город».

У Батуми легендарное прошлое. Как свидетельствует история, первое упоминание об этом морском порту относится ко времени правления императора Адриана, когда город представлял собой военную базу римлян. В то время и возникло название столицы Аджарии – от слова «батус», что означает «глубокий». Так окрестили город мореплаватели Древней Греции и Рима. И, как утверждают знатоки, Батумская бухта – на самом деле самая глубокая на Черном море.

В Батуми до сих пор есть улица Сталина. Горожане сохранили дом, где останавливался Иосиф Джугашвили, когда участвовал в организации забастовок и митингов, в том числе известной Батумской демонстрации в марте 1902 года.

Сегодня столица Аджарии выглядит вполне современно. Чего стоит только недавно построенный отель «Шератон Палас»! Среди десятков подобных заведений он выделяется особенно: в глаза бросаются шик, блеск и богатство. Номер здесь в среднем стоит летом – 450 долларов, зимой – 350 долларов.

На побережье самыми быстрыми темпами возводятся еще две шикарные гостиницы. Одна из них – отель хорошо известного в мире бренда «Хилтон», представительства которого нет даже в Украине.

Строительство гостиниц, рассказывали местные жители, ведется быстрыми темпами, поскольку, как показали последние летние сезоны, всем желающим мест в Батуми не хватает, и этот недостаток нужно срочно ликвидировать.

Галина, естественно, поинтересовалась, кто же едет за солнцем и морем в Батуми. Оказалось, Аджария пользуется особой популярностью у туристов из Турции, Армении, Азербайджана, Украины, Беларуси, Польши, стран Балтии. Поэтому местное правительство всячески способствует любым инвестиционным проектам, а особенно – вложению денег в гостиничный бизнес. Если, к примеру, вы решили строить гостиницу в Батуми, то пятнадцать лет не будете платить налог на прибыль.

Процветает в городе и игорный бизнес. Между прочим, лицензия на открытие казино в Аджарии стоит в 120 (!) раз дешевле, чем в других городах Грузии. И запрещать азартный бизнес никто не собирается, так украинских журналистов заверили представители правительства во время пресс-конференции. Кстати, многие высокопоставленные чиновники образование получили, равно как и президент Грузии Михаил Саакашвили, в Киевском институте международных отношений. Они молоды, активны, но места в парламенте и в правительстве есть и для опытных. Инновации плюс мудрость – так называют они тандем нового поколения и старшего.

Галина была приятно удивлена, увидев, кроме традиционных флагов Грузии и Аджарии, на стенах сессионного зала парламента Аджарии картину, на которой изображен тот самый Святой Георгий, в честь которого страну, собственно, и назвали «Джорджией». А рядом, в другой рамке – молитва на грузинском языке. «Тут парламентарии, принимая законы, видимо, руководствуются Божьими заповедями», – улыбается наша собеседница.

И еще одна интересная деталь. Население Аджарии составляет около четырехсот тысяч человек, а вот депутатов Автономной республики всего … двадцать один. По украинским меркам, это даже вдвое меньше, чем в районном совете.

Денежная единица в Грузии – лари. За сто американских долларов в обменниках дают в среднем сто семьдесят лари.

Теперь попробуем вместе с нашей собеседницей сориентироваться в ценах. К примеру, зарплата рядового сотрудника Батумского порта – около шестисот лари. А вот сколько платят государственным служащим, узнать Галине, как она ни пыталась, не удалось. «Единственное, что мне сказал один из работников правительства, – это то, что зарплата здесь хорошая, поэтому за работу они, естественно, держаться».

А вообще Батуми, говорит она, на самом деле город контрастов. Журналистка из Александровки была в полном восторге от изысканной архитектуры, чистых улиц и площадей, а чуть позже … шокирована грязью и нищетой, которые увидела на местном рынке. «Мне казалось, что я вернулась на тридцать, а то и больше лет назад. Старые “Волги”, первые модели “Жигулей”, “Москвичи” заполонили всю территорию рынка. Мужчины грузят или разгружают какие-то мешки, ящики, короба. Бедно одетые торговки за прилавками….»

Что они продают? Овощи, фрукты, мясо, разнообразные кавказские специи, домашнюю аджику, ткемали, табак … Кстати, на украинские деньги килограмм лимонов стоит пять гривен, за пять гривен можно купить и три килограмма мандаринов. Килограмм и свинины, и говядины без кости – около 50 гривен, с костью – 32-35 гривен, чеснок – около 50 гривен. На свеклу, морковь и лук цена одинаковая – 6 гривен за килограмм, капуста почти втрое дешевле. Десяток куриных яиц – 2 гривни, а вот за пучок петрушки или кинзы нужно отдать значительно больше.

Среди множества мест, достойных внимания приезжих и местного населения, Галине особенно запомнились фонтаны. «В Батуми, наверное, нет площади, где бы их не было. Они самые разные – и танцующие, и поющие, выполненные в разнообразной цветовой гамме. Вечером, когда город укутывает темнота, здесь разыгрывается настоящее театральное действо – на фоне фонтанов демонстрируется отрывок из балета “Лебединое озеро”, а затем инициативу перехватывают темпераментные восточные женщины, которые танцуют под зажигательную музыку. В Батуми стоит приехать хотя бы ради того, чтобы увидеть эту увлекательную водную феерию», – уверяет Галина.

Жилье и земля в Аджарии дороже всего стОят на побережье и в горах. «Высоко ценится свежий воздух», – объясняют местные жители. Понятно, почему отдыхающие здесь летом с удовольствием оккупируют морское побережье, а зимой – массово уходят в горы.

Если же говорить о прелестях этого края, то нельзя обойти вниманием хлебосольность людей. Украинские журналисты, как и все гости Грузии, чувствовали ее постоянно и везде – в Батумском морском порту, в стенах парламента Аджарии, в Ботаническом саду, в магазинах, на рынке и просто на улицах.

«Только съездив в Грузию и собственными глазами увидев, что там происходит на самом деле, вы поймете, насколько отличается живая картинка от экранных сюжетов и заполитизированных репортажей», – говорит Галина. Не знаю, как у вас, но, по крайней мере, у корреспондента «УЦ» такое желание уже появилось.

По ту сторону Черного моря: 8 комментариев

  1. для того что-бы объективно описать события необходимо время.и ,зачастую,дабы не путать герменевтику с софизмом.вот вам Алекс со своего погреба видней одно,точно так-же моё убеждение о правильности политики Сакартвелло есть столь же субъективным. вы взираете с позиции руско-кацапского снобизма.я бы даже сказал — совкового космополитизма. и если сейчас закрывают украинские школы на Востоке моей Родины,то это мной воспринимается как личное оскорбление.и те,кто пытается поднять с колен свою нацию(грузины например) у меня вызывают лишь восхищение.и не наша вина,скорее наша беда что любое движение в сторону здравого смысла вызывает прямо-таки звериный оскал северной народности.
    я люблю Россию,родственными связями тоже повязан,но ту аржаную расею,что признаёт всех только в качестве младших братьев по-разуму — терпеть ненавижу.

  2. василь Смысл сказанного мною: к восприятию нужно готовиться,чтобы не создать миф.Есть правило герменевтики:автор не лучший интерпретатор своего сочинения:а историк добавит:быть очевидцем еще не значит понимать событие.Сталину приписываются слова,обращенные к Крупской:"Спать с вождем,еще не означает понимать идеи вождя".Вот почему наивны слова:"Только съездив в Грузию и собственными глазами увидев, что там происходит на самом деле, ….."

  3. ну и исполаьть им,грузинам сиречь! навести-бы сейчас размеры помощи полученные Украиной от мировых финансовых доноров.и "дэж гроши?". получится у грузин — буду очень рад. если не получилось восстановить конституционное устройство страны вооружённым путём,ликвидировать незаконные сепаратистские образования ,то получится экономически.Саакашвили построит страну с европейскими стандартами,уровнем жизни.в этом ему помогут Евросоюз с Америкой(и ой как правы будут).а помогут,ведь 4 млн 385 тыс жителей это не 46 млн. и вот тогда бросив Россию и бандюков "президентов" ,осетины и абхазы ,в слезах и соплях ,прибудут в объятия Грузии,члена НАТО,и Евросоюза.

  4. " А главное – государство теперь обеспечило полицию такой зарплатой, что мысль о слове «взятка» в голову не приходит."-А теперь факты: «Возможностями», т. е. финансовыми ресурсами для проведения реформ, Грузию обеспечил Запад, прежде всего США. Вот только некоторые цифры: с 1994-го по 2006 гг. МВФ предоставил Грузии займы на общую сумму более $500 млн. В 1991—2007 гг. Агентство США по международному развитию выделило Грузии помощь в $1,5 млрд. В 2001—2006 гг. помощь Грузии от Евросоюза составила 206 млн. евро. В 1992—2006 гг. Германия дала Грузии в виде финансовой помощи 228 млн. евро, технической поддержки — 48 млн. евро

  5. Если провести реформы чиновничества на грузинский манер — мы получим новый голодомор. Только на улицах будут умирать от голода чиновники. Ведь та зарплата, что им официально платят, позволяет питаться только хлебом и водой из лужи, поскольку вода из крана дороговата!

  6. Встречаются грузин и русский. [……..] Удален дебильный пост. Админ

Добавить комментарий