Антисемитизм – идеология недобитых

Историк и почетный профессор Института политических наук в Париже Мишель Винок, перу которого принадлежат работы «Национализм, антисемитизм и фашизм во Франции», «Франция и евреи с 1789 года до наших дней» назвал антисемитизм идеологией побежденных. Я с ним целиком согласен, потому что учиненный в ноябрьскую ночь в Кировограде акт вандализма на месте массовых расстрелов гитлеровцами и их прислужниками из числа т.н. украинской вспомогательной полиции тысяч мирных жителей и военнопленных из шталага №305 носит четко выраженный характер антисемитизма, а почерк выдает наследников идеологии, которую, казалось бы, победили в 1945 году. А побежденным, как известно, был гитлеровский нацизм.

Нацизм начинался с простого, казалось бы, антисемитизма. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии прошли массовые еврейские погромы, вошедшие в историю как «Хрустальная ночь» из-за осколков стекла, разбитых витрин и окон, которыми были усыпаны улицы десятков городов. За одну эту ночь в основном членами гитлеровской молодежной организации «Гитлерюгенд» был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тысяч арестованы и отправлены в концентрационные лагеря. Тогда же были сожжены или разгромлены 267 синагог, 7,5 тыс. торговых и коммерческих предприятий, сотни жилых домов евреев. Этим актом гитлеровцы прощупали безразличие мировой общественности к будущим злодеяниям, тем самым развязав им руки. Тогдашнее мировое сообщество закрыло глаза на массовые гонения евреев, что в конце концов и привело к Холокосту, в том числе с Бабьим Яром в Киеве, Дробицким Яром в Харькове, Грушевым Яром в Новомиргороде, противотанковыми рвами под Кировоградом осени 1941 года…

Информационные агентства Украины, сообщая об акте вандализма в Кировограде, не указали дату происшествия. Неизвестно, когда оно произошло. И сообщили в милицию об осквернении памятника представители еврейской общины. А что, жители микрорайона, пассажиры проезжающего транспорта ничего не видели или равнодушно созерцали?

Давайте же в условиях нашей хрупкой демократии не будем равнодушными! Давайте откроем глаза и прямо скажем, что акт вандализма – это не просто хулиганство. Ведь четко видно, что те, кого автор публикации в «Украине-Центр» назвал «двуногими животными, вероятно, мнящими себя причастными к высшей расе», причислили себя к наследникам гитлеризма, пометив свастикой и гадкими антисемитскими надписями памятник евреям – жертвам нацизма в Кировограде.

Работая над книгой о Кировоградщине периода Великой Отечественной войны, я преследовал цель еще раз напомнить обществу о цене Победы, которая была невероятно большой. Я изучил очень много документальных материалов о том страшном периоде и хочу, чтобы их суть дошла до всех, кто здесь и сейчас живет. Не думаю, что исполнители нынешнего акта вандализма — дремучие существа. Коль они знают, как писать слово holokost, значит, люди грамотные. Возможно даже, читали они и мою книгу или подобные ей. Пусть знают, что своим поступком они показали себя наследниками тех, кто после вступления гитлеровцев в Кировоград принял такую резолюцию собрания «работников умственного труда Кировоградской области»: «Собрание… исполнено сознанием о необходимости срочного обновления всей хозяйственной и научной деятельности на всей территории Кировоградской области, которая освободилась благодаря немецкой армии от комиссарско-большевистского произвола и жидовского гнета, от народно-хозяйственной разрухи на Украине»(ЦГАОО Украины.Ф.166,оп.2,д.5,л.4).

«Расстрел прекратился, когда закончились патроны»

Из показаний бывшего коменданта города Кировограда Минасевича о расстрелах мирного населения и военнопленных в г.Кировограде:

«Общее руководство по расстрелу возглавлял немецкий майор Деккерт, командир шуцполиции СС. Выезжал я с ним его легковой машиной, чтобы показать, куда девают евреев. Местом расстрела евреев были противотанковые рвы за Новоалексеевкой в 300 – 400 метрах от крайних строений по правую и левую стороны дороги, идущей из Кировограда на Ровно. Машину майор Деккерт остановил на дороге, и мы пешком пошли на левую сторону дороги, где я увидел следующую картину: здесь расстреливали военнопленных, исключительно евреев, привезенных из лагеря военнопленных, который находился по ул. Шевченко, на территории 43 полка, стоявшего в Кировограде до войны. Я увидел стоявших более 200 военнопленных евреев, изможденных, оборванных, доведенных до последнего состояния. Увидел ров длиной 30 метров, заполненный расстрелянными военнопленными, который частью уже был засыпан землей, откуда были видны торчащие руки, ноги и головы, на поверхности лужами выступала кровь. В 15 метрах от заваленной уже ямы я увидел вторую яму, которая также была длиною 30 метров, высотой 3 метра, ширина до 5 метров, которая является продолжением того же рва, в котором я увидел расстрелянных военнопленных, лежавших во рву по 10 человек в ряду. И такие ряды, плотно сложенные друг к другу, тянулись на расстоянии 30 метров вдоль рва, причем в каждом ряду на каждом человеке, лежавшем снизу, было уже по 2 – 3 человека.

Я видел, как из группы военнопленных, которые стояли в 10 – 12 метрах от места расстрела, два немецких солдата отделяли из группы военнопленных 20 человек и гнали их палками по 10 человек к краю рвов. 10 человек к левому краю рва, загоняли тех и других в сам ров и ложили во рву сверху на лежавшие там трупы лицом вниз, тоже по 10 человек в ряд, причем живого ложили головой на ноги мертвого. По обе стороны рва стояло по два немецких солдата, вооруженных автоматами, два солдата стояли в самом рву, производили расстрел. С автоматом ходили по спинам лежавших военнопленных и в упор расстреливали последних в голову, а двое других солдат сидели вверху рва, возле них был ящик с водкой и один ящик с сигарами. Они пьянствовали, когда мы подошли с майором Деккертом. Один из них пояснил, что они сейчас отдыхают, а через полчаса снова будут расстреливать. Я видел, что их сапоги, одежда, руки, лицо и оружие были в крови и обрызганы человеческими мозгами.

Майор Деккерт объяснил мне, что таких участков для расстрела всего пять, и предложил поехать на еще один, где расстреливают гражданских евреев. Мы сели в машину и переехали на правую сторону дороги. Отъехав метров 200, мы оказались опять около противотанковых рвов. Здесь был второй участок расстрела еврейского населения. Когда я вышел из машины, то увидел две стоявшие немецкие машины, наполненные людьми, в которых находилось по 50-60 человек в каждой. В 20 метрах от машины я увидел ров длиной до 30 метров, который был уже заполнен трупами, полтора метра высотой, на середине между рвами и машинами была куча наваленной различной одежды. 20 человек раздетых евреев живыми были уложены во рву на трупы ранее убитых евреев, а 20 человек раздетых евреев стояли около рва для следующей очереди. И, наконец, 20 человек евреев держали под оружием около кучи наваленной одежды и раздевали последних. В момент нашего подхода с Деккертом евреи, которые были уложены во рву, на наших глазах были расстреляны немецкими солдатами, которые становились на спину каждого живого и в упор из автомата расстреливали в голову. После их расстрела в ров спустился немецкий офицер и проверил каждого в отдельности, не остался ли кто жив.

После этого майор Деккерт подошел к отдыхающим солдатам, около которых было тоже много вина и сигар. Майор Деккерт закурил сигару и предложил мне. Я от водки отказался, закурил. Идя к машине, я увидел, что в ров начали загонять новую партию до 20 человек. Расстрел их был произведен без меня. На месте расстрела гражданских евреев ужасную картину создавало то, что отдельные женщины в обморочном состоянии кричали во весь голос, просили пощады, сохранения жизни, и особенно ужасало то, когда дети поднимали также страшный вопль, кидались к матерям, мужчинам, простирали свои рученьки к мужчинам к немцам с мольбою не убивать их. Одна женщина, идя на расстрел, отстала несколько от общей массы. Один из немцев ударил ее палкой по спине, она упала. Он стал тыкать ее концом палки под бока и требовать, чтобы она поднималась. Но последняя – обессиленная, полумертвая – не поднималась, после чего ее солдат взял за волосы и волоком стащил в ров.

В стороне от рва лежал тяжело раненный или убитый мужчина. Майор Деккерт спросил лейтенанта, что это за труп. Лейтенант ему доложил, что это еврей, убитый при попытке к бегству. По возвращении с места расстрела евреев в пути майор Деккерт меня предупредил, чтобы я об этом никому не рассказывал, и заявил: евреи – это наши враги. Есть приказ фюрера всех их уничтожить во всем мире.

Количество арестованных и расстрелянных евреев я сейчас сказать не могу, но заявляю, что в день массового ареста, проведенного нами, было уничтожено евреев путем расстрела всех, в т. ч. мужчин, женщин, стариков и детей в г. Кировограде. Но предъявленная следствием цифра свыше 2 тысяч далеко не точная. Число их было гораздо больше, т.к. и из лагеря военнопленных их было вывезено на расстрел специально подготовленных к этому дню, отобранных только евреев свыше 3500 человек.

И последнее, добавлю то, что расстрел происходил с 4 часов утра до 4 часов дня. И в 4 часа дня расстрел был прерван только потому, что в отряде майора Деккерта не хватило к автоматам патронов, и оставшиеся не расстрелянными 360 человек евреев были немцами отправлены в тюрьму и охранялись немцами, и на другой день утром были привезены из Александрии патроны и оставшиеся евреи были расстреляны.

– Расскажите, вы знали о расстреле еврея Мазура или Мазурова?

– Это был еврей по фамилии Мазур. До войны Мазур работал начальником восьмого цеха завода «Красная звезда». Выследил его в подвале наш агент. У него было два «Маузера». А до этого он скрывался у гражданки Сотоновская, которую тоже задержали за укрывательство Мазура и у которой при обыске нашли 15 патронов от нагана. Днем, примерно часов в 12, Мазура и Сотоновскую отправили в тюрьму на подводе. Я шел тоже. Привезенные в тюрьму во дворе тюрьмы были расстреляны в моем присутствии. Расстрел был так: гражданка Сотоновская слезла с повозки, ее поставили около рва и выпустили, из нагана немецкий солдат ее пристрелил. После этого помогли слезть с повозки Мазуру, подвели его к такому же рву, где была расстреляна Сотоновская. Для расстрела на то же место поставили еврея Мазура. И когда пристав пятого участка держал Мазура на краю канавы, немецкий унтер-офицер предложил, чтобы я лично расстрелял из своего нагана. Я ему ответил, что у меня нечем стрелять. Тогда унтер-офицер мне заявил, что это является распоряжением комиссара и что я обязан расстрелять лично Мазура. После этого я подошел к Мазуру на расстояние 1,5 – 2 метра, прицелился Мазуру в голову, произвел выстрел, последний после выстрела упал в канаву. Вот мое искреннее признание в расстреле еврея Мазура Михея».

«За то, что мы – евреи»

Из воспоминаний Мары Михайловны Дьяковой (проживает в г.Днепропетровск):

«13 октября 1941 года я шла в колонне смертников к Ботаническому саду, днепропетровскому Бабьему Яру.

Нас вели на расстрел. Вели за то, что мы — евреи. Мне — 7 лет, братику — 3 года, маме — 27. С нами — больная чахоткой бабушка и дед-инвалид.

В колонне такие же несчастные: старики, женщины, дети.

Какое сопротивление можно оказать? Что могли сделать люди, которых гнали по колено в грязи, под дождем и мокрым снегом? Поднять упавшего уже было сопротивлением, за это били прикладом. Да, нас гнали! Гнали, как скот! А сильные и здоровые наши мужчины были на фронте. В 41-м году погиб мой отец. Брат моей мамы дошел до Берлина, после войны умер от ран. Второй ее брат пришел с войны без ноги. А моя мама, скрывая свою национальность, рискуя своей жизнью и жизнью своих двоих детей (спасшись, мы жили в селе Глинском на Кировоградщине), прятала на чердаке молодых ребят и девчат, угоняемых в Германию. “Наші діти ховались у Нінки на горищі”, — писали после войны жители села».

Из документов Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной территории СССР (из протокола допроса Анны Михайловны Игнатьевой, 23 марта 1944 года):

«Я, Игнатьева Анна Михайловна, до оккупации в моем паспорте в графе «национальность» было написано — еврейка. Мой отец украинец, мама еврейка. Мой отец давно умер, я проживала с матерью. …При Советской власти национальность не играла никакой роли. …Моя дочь, Алла Владимировна Игнатьева, по национальности украинка. Когда немцы оккупировали наш город Кировоград, я с дочерью осталась в городе. Муж мой умер в 1936 году. Остались жить в городе я, моя дочь Алла, 11 лет, и мать Полина Григорьевна Краснобродская (Пая Гершовна Каплун).

Немцы с первых дней оккупации произвели перерегистрацию всего населения города. Обязательная графа при регистрации — национальность. Как мне стало известно из разговоров с жителями города, всего в Кировограде было зарегистрировано свыше 5000 евреев.

В начале сентября 1941 года немецкие оккупанты арестовали всех мужчин, собрали в лагеря и первое время использовали их на разных работах, а потом всех расстреляли. Расстрел был произведен так, что никто в действительности не знал, расстреляли ли мужчин, однако среди женщин ходили слухи, что их расстреляли и такая же участь ждет женщин и детей.

29 сентября 1941 года, днем, пришла ко мне учительница Лещинская Анна Яковлевна, по национальности еврейка, и рассказала, что среди еврейского населения циркулируют слухи о том, что будут расстреливать всех женщин и детей. Я лично этому не верила. Я никак не могла представить себе, что такое государство, как немецкое, станет на путь поголовного уничтожения целой нации. Я Лещинской высказала свою мысль, и на этом разошлись.

30 сентября 1941 года в нашу квартиру зашла соседка, старуха около 70 лет, еврейка, по имени Рива, отчество и фамилию не знаю. Она сказала, что всех женщин и детей-евреев выселяют за пределы города. Это известие нас не поразило только потому, что с начала оккупации еврейское население было лишено всех человеческих прав. Евреи должны были носить на левой руке белую повязку с вышитой или нарисованной синим цветом шестиконечной звездой – “Щитом Давида”. Запрещалось евреям появляться на базаре и покупать продукты . Если кто-либо из евреев рискнул пойти на базар, его там немцы подвергали избиениям, с криками “юда” вытаскивали и изгоняли. Одного старика лет 70 немцы поймали на базаре, заставили его танцевать и кривляться, а они смеялись. Когда старик перестал выполнять приказ немцев, его до полусмерти избили палкой. Известие старухи Ривы о выселении заставило нас засуетиться, подготовить с собой что-либо из вещей.Спустя 30 минут к нам в дом зашел немец, собрал всех женщин и детей – евреев этого участка, и нас повели во двор дома по улице Володарского, номер дома я не знаю. Когда мы пришли, там уже было много женщин и детей. Дети были разных возрастов, начиная с грудных. Здесь собралось более 1000 евреев.

Когда сбор по нашему участку закончился, к нам подъехала закрытая грузовая машина со скамейками в кузове, немцы отсчитывали приблизительно по 30 человек, сажали в машину и куда-то увозили. Куда – мы не знали. Инстинктивно чувствовали, что происходит что-то страшное. Все подозревали, что везут на расстрел. Каждый из присутствующих старался не попасть в партию для погрузки, каждый старался быть последним. Я и моя дочь Алла были в последней партии.

Нас посадили на машину и повезли по Ровенской дороге к окопам и противотанковому рву. Когда мы подъехали ближе, я увидела две громадные кучи верхней одежды. Людей, кроме немцев, видать не было, стояло только несколько грузовых машин. По кучам одежды и по обстановке я поняла, что нас привезли на расстрел. Нам предложили сбросить верхнюю одежду, я сбросила пальто и галоши. С ребенка сняли шубу, галоши и меховую шапочку. Когда я раздевалась, я делала это очень медленно, я видела, как тех евреев, которые уже успели снять одежду, подводили к яме. Стариков и детей не расстреливали, а резиновой палкой били по голове и сбрасывали в яму. Грудных детей и малышей живьем сбрасывали в яму. Моя дочь, видя весь этот кошмар, прижалась ко мне. В этот момент к нам подошел немец и спросил мою дочь на немецком, кто она. Моя дочь поняла вопрос и ответила, что она украинка. Немец кивнул на меня и спросил, мать ли я. Дочь утвердительно ответила кивком головы. Я немцу стала объяснять мимикой и по-русски, что документ дочери в шубке, а шуба на свалке, там, где вся одежда. Тут же рядом стоял полицейский и переводчик, который перевел немцу сказанное мной. Я подошла к куче одежды, нашла шубку девочки и показала метрику, где значилось, что моя дочь украинка.

Меня и мою дочь посадили на машину и поспешили нас отправить, чтобы мы не видели, как происходил расстрел. Когда мы садились в машину, я и моя дочь увидели мою мать на краю ямы и занесенную над ее головой резиновую дубинку. Дальнейшее, что произошло, я не видела, но мать домой не вернулась, она погибла. Меня и мою дочь отправили домой…»

«Нас спасли Смирновы»

В Кировограде, по Речному переулку, 13, проживала большая семья Смирновых. Несмотря на угрозу жизни, во время гитлеровской оккупации они спасли от расстрела еврейку Анну Михайловну Краснобродскую с 11-летней дочерью Аллой. До войны Анна Михайловна была учительницей в школе, в которой учились дети Смирновых. Однажды, уже после расстрела кировоградских евреев 30 сентября 1941 года, Зинаида Смирнова случайно встретила Анну Краснобродскую на улице. Зная порядочность Смирновых, учительница попросила Зинаиду о помощи. В день расстрела ей с дочерью чудом удалось избежать участи других евреев. Светловолосая голубоглазая Алла привлекла внимание одного немца. Убедившись, что в ее свидетельстве о рождении написано, что ее отец, Игнатьев Владимир Иванович, украинец, он позволил Анне с дочерью покинуть место расстрела. В тот день погибла мать Анны, Пая Гершовна Каплун. По возвращении в город Анна Краснобродская поняла, что она не сможет продолжать жить в своей квартире, как прежде. Кто-нибудь из соседей, хорошо знавших ее семью, мог донести на нее. Анна с дочерью стали вести полулегальный образ жизни. Они прятались в полуразрушенных пустых квартирах и подвалах, страдали от голода и холода. Не имея надежной крыши над головой, они каждый день с ужасом ждали ареста. Встреча с Зинаидой Смирновой стала для них спасением. С согласия и одобрения своих родных Зинаида предоставила Анне с дочерью одну из комнат своей квартиры, где беженки прожили два с половиной года, до освобождения Кировограда Красной Армией. Все это время они находились на полном иждивении у своих спасителей, так как не работали и не получали продуктовых карточек. Анна Краснобродская не выходила за пределы закрытого двора Смирновых, а белокурая Алла вела более свободный образ жизни, так как внешне мало отличалась от детей своих спасителей. Брат Зинаиды, Кузьма Смирнов, с женой Антониной вырыли во дворе потайную яму, в которую Анна с дочерью спускались, когда ожидалось появление полиции или немцев. Если же времени на то, чтобы забраться в яму, не оставалось, Анна Краснобродская ложилась, укрывшись старьем, в постель, а Смирновы говорили немцам, что у нее тиф. Со временем семье спасителей удалось за большую взятку изготовить для Анны паспорт на фамилию ее покойного мужа, и она официально стала Игнатьевой Анной Михайловной, украинкой. Но даже с паспортом она продолжала прятаться, так как в городе многие знали ее как еврейку. После освобождения Кировограда Анна Краснобродская (Игнатьева) продолжала работать учительницей. Ее дочь Алла Игнатьева тоже стала учительницей. На протяжении многих лет спасенные поддерживали теплые отношения со Смирновыми, которые стали для них родными людьми.

За спасение евреев Зинаида, Кузьма и Антонина Смирновы удостоены почетного звания Праведники народов мира (материалы музея Яд-Вашем).

«Как, ты жива?! Вас ведь всех расстреляли»

В год 65-летия Победы своими воспоминаниями о том страшном времени Холокоста в Кировограде поделилась Кондратьева Дина Карловна, живущая ныне в Одессе: «Я очень дружила с девочкой, живущей по-соседству, Любочкой Шапошниковой, из большой еврейской семьи. Запомнилось: с первых дней оккупации Любочка и вся ее семья обязаны были надеть на руку повязку со звездой Давида, и им запрещалось ходить по тротуарам, только по мостовой. В знак солидарности я поступала так же. Мы, пионеры, не могли принять этот варварский “новый порядок” и оставались друзьями до того страшного часа, когда через месяца два после оккупации еврейские семьи стали выгонять из домов и собирать в колонну. Ходили слухи, что их будут переселять за черту оседлости. А оказалось, их гнали на смерть. Мальчишки с нашей улицы, бегавшие за город, рассказывали с ужасом, что земля шевелилась несколько дней. Так я впервые столкнулась со страшным фашистским Neue Ordnung. В нашем доме, в одном коридоре, жила семья А. М. Голуба. Глава семьи Александр Маркович был раскулачен, вернулся из ссылки в 1940 году, а его дети приняли самое активное участие в борьбе с фашистами: Митя на фронте (сгорел в танке); Юра, чемпион Украины по боксу, погиб в партизанском отряде, а младшие – Ваня и Маша – в фашистской тюрьме, незадолго до освобождения города.

О том, что Ваня и его друзья были членами кировоградской подпольной диверсионной организации, я узнала позднее, когда все мы, все жильцы нашего двора, оказались в гестаповской тюрьме. Случилось это 5 ноября 1943 года. Ночью к нашему дому подъехали немецкие автомашины и стали всех выгонять во двор. В момент ареста в соседней с нами комнате Голубов началась стрельба: ребята оказали фашистам вооруженное сопротивление. Завязался бой. Во время боя, который вели Юра, Ваня и его друг Голенев, были убиты трое немцев и один ранен. В суматохе отцу и Юрию удалось убежать через огороды, а Ваню, его сестру и мать схватили.

Ночь эту я не забуду никогда. Нас посадили в грузовик и под прицелами автоматов повезли в тюрьму.

Последний раз живым я видела Ваню в тюрьме. До сих пор стоит перед глазами страшная картина. Иду по подвальному коридору, по краям которого расположены железные клетки-одиночки, как в зверинце, с заключенными в них людьми, обреченными на смерть. И вдруг вижу Ваню. Его, окровавленного, избитого, куда-то ведет конвоир. Столкнувшись со мной, он успел сказать: «Дина, отсюда живыми мы не выйдем. В городе развешаны листовки, что мы все уже расстреляны». Мне, к счастью, одной из всех удалось чудом вырваться из этого ада…

Фашисты в панике пакуют награбленное. Их пособники спешат бежать вслед за ними. И тут, подходя к своему дому, еще не зная, что его уже нет, сталкиваюсь с полицаем, который был кем-то вроде участковых в советское время, знал всех своих жителей в лицо. Увидев меня, он остановился в растерянности: “Как, ты жива?! Вас ведь всех расстреляли”… Трудно поверить, но было именно так. Я, 13-летняя девчонка, исхудавшая, измученная тюрьмой, “прочла ему лекцию”, в которой было, возможно, много книжных слов, о той расплате, которая всех их, предателей, ожидает за совершенные ими преступления. Много лет я думаю над тем, почему он не застрелил меня. Ведь он был вооружен. До сих пор не могу найти ответа…» (А у того предателя-полицая, может быть, есть наследники в нашем городе. – Авт.).

«Люди, будьте бдительны!»

Подобное проявление вандализма у памятника жертвам Холокоста в Кировограде возле тогдашнего кинотеатра «Ятрань» имело место 20 сентября 1991 года, когда Верховная Рада только упразднила КГБ, а милиция ждала начала реформирования. Искать злоумышленника (или злоумышленников) тогда не было кому… Хочется верить, что нынешние правоохранители сработают четко, и народ узнает, кто пачкает наш город свастикой.

Дописал эту последнюю строку, посмотрел на интернет-форум «Украины-Центр», где идет обсуждение темы, а там какой-то наследник недобитого полицая, спрятавшийся за ником Ultras FCZK, уже кликушествует: «Русь для украинцев, русских и беларусов!!!»

Да, недаром Юлиус Фучик, стоя с гитлеровской петлей на эшафоте, призывал нас, ныне живущих: «Люди, будьте бдительны!»

Антисемитизм – идеология недобитых: 57 комментариев

  1. Ув. Василий Даценко, примите искренние слова благодарности за этот очерк как и за все то ,что вы делаете по воскрешению ПАМЯТИ о героях и о простых солдатах минувшей войны, а так же о погибших, умерших и замученных в годы лихолетья мирных гражданах — наших земляков!
    Мне очень жаль, что Редактор имел неосторожность выставить Ваш материал на обсуждение, тогда как он должен был стать прелюдией к Минуте молчания. Каков был смысл продолжать этот, в большей мере действительно,"танец на костях" с сотней комментов,начатый в позапрошлом(!) номере. Я не понимаю.Или Редактор рассчитывал все же услышать хоть ОДНО слово сострадания или скорби по безневинно убиенным НАШИМ соотечественникам от Алекса и КО.Услышал?!
    Мертвые требуют тишины и покоя. Но редакция предпочла дать эти блага нынешней власти, предпочтя оставить без возможности комментирования статью "Неизбежны лишь смерть и налоги". Символично.Не правда ли?

  2. Протасу — Вы свечу памяти зажгли?Давайте помолчим и помянем всех, кого надо помянуть. Я поминаю умерших от голода на плодородной Черкасской земле моего дедушку Устима, 10-летнего Ваню, так и не ставшего моим дядей, поминаю и маму, потому что выжившая в условиях голода, с надорванным здоровьем она умерла, прожив всего 47 лет. Поминаю всех …

  3. О манипуляциях ; автор с легкостью подменяет"побежденных" на"недобитых"(это даже не синонимы,ведь недобитые-это недопобежденные,так сказать) Второе; автор с легкостью отождествляет антисемитизм с фашизмом,хотя,по его же ссылке,эта проблема была еще в 1789 году,как минимум! В третьих,очевидно,что проблема антисемитизма была ,как минимум,в большинстве стран Европы. Так что-же,они все побежденные???А кто же тогда победители???Неужто прогрессивное человечество???

  4. Вечная память ВСЕМ ( независимо от национальности) соотечественникам, погибшим в страшные годы Голодомора и тем, которые стали жертвами политических репрессий на Украине!

  5. Автору-Уважаемый, т. е Вы предполагаете,что редакция не посвятила ни одной строчки о голодоморе только потому,что какой-то Протас не подготовил вовремя статью?!!ХА-ХА-ХА!Какой цинизм,какая ложь!!!И именно эта циничная ложь рождает уродов,которые оскверняют памятники. Ведь гитлеры рождаются не от генетической мутации,а от вот такой явной несправедливости,когда все понятно,но ничего нельзя доказать. поэтому надо менять что-то в консерватории и перестать считать один народ глупее другого.тогда и будет всем счастье.И вспомните сегодня о миллионах умерших от голода,и поставьте свечку в окне,невзирая на то,что мармеры об этом "чисто-случайно забыли"

  6. Поддерживаю Автора.Обращу внимание на то,что противопоставление тем холокоста и Голодомора в контексте дискуссии по поводу статьи с четко определенной проблемой,доказывает ту мысль,что в современной националистической пропаганде, трагедия голода используется в политических целях,далеких от справедливости.Вот почему подобные происки уже давно названы-"танцы на костях"!Не случайно,когда на форуме посыпались факты участия наци в геноциде евреев,ту же свидоми заголосили про Голодомор! Нужно ведь как то оправдать нацистских холуев!Это и есть связь истории с современностью!

  7. Протасу — Уважаемый, что помешало Вам без чьей-либо команды предложить редакции подготовленный материал о той страшной трагедии, постигшей наш многострадальный народ — о Голодоморе.Или Вы заняли выжидательную позицию, чтобы потом истинно в духе … годов уличить редакцию в непонимании сути проблемы. Думаю, сотрудники "У-Ц" понимают ее суть не меньше Вашего.Я — не сотрудник редакции, инициативно откликнулся на событие, которое взволновало не только наш город. За Вами — материал к следующему номеру, думаю, Ефим Леонидович не откажет Вам в его публикации.

  8. Напоминаю ; за 2 дня до Дня памяти жертв голодомора газета не написала об этом ни строчки,но посвятила жертвам холокоста огромную статью. Для меня это также оскорбительно,как и гнусные надписи на памятнике.

  9. Эту присягу на верность Адольфу Гитлеру и вермахту принимали оуновцы, которые служили в батальонах «Нахтигаль», «Роланд», 201 батальоне шуцманшафт в составе корпуса СС, в мельниковском «Легионе Самообороны» (шуцманшафтбатальон N 31), галицком резервном батальоне «Гайденгайм», в боевых группах «Kampfgruppen» и «Wittenmayer», в 5 танковой дивизии СС «Викинг», в 9 танковой дивизии СС «Хоенштауфен», в 10 танковой дивизии СС «Фрундберг», в дивизии СС «Мертвая голова», в 14 гренадерской дивизии СС-«Галичина» и в других эсэсовско-бандеровских формированиях, воевавших против СССР, Англии, Франции и США.

    «Я, украiнський доброволець, цiею присягою добровiльно вiддаю себе в розпорядження Нiмецькоi Армii.

    Я присягаю Нiмецькому Вождю i Верховнокомандувачевi Нiмецькоi Армii Гiтлеру в незмiннiй вiрностi та послухове.

    Я урочисто зобов?язуюсь усi накази й розпорядження моiх начальникiв виконувати, а також усi вiйськовi, державнi i службовi справи суворо держати в тайнi i цим самим вiрно i вiддано служити Нiмецькiй Армii i одночасно своiй батькiвщинi.

    Менi ясно, що я пiсля своеi присяги пiдлагаю усiм нiмецьким вiйськовим дисциплiнарним стягненням. Кiнець моеi служби як украiнського добровольця визнае Нiмецька Армiя».

    А вот несколько предложений еще одной присяги оуновцев.

    «Присягаю бути вiрним Адольфу Гiтлеровi, як Фюреровi та Великому командантовi нiмецькоi збройноi сили. Вiрно служити Адольфовi i Великонiмеччинi. Бути вiрним Адольфу Гiтлеровi, як великому Фюреровi новоi Европи».

    Цитируется по газете «Львiвськi вiстi» от 13 ноября 1943 г.

  10. "Почему тогда Вы не говорили зверствах УПА против собственного народа,евреев,не зачитали текст клятвы вояки УПА,где прямо говорится про то,что они служат Гитлеру?".

    Українською розумієте? Читайте:

    Присяга Вояка УПА

    Я, воїн Української Повстанської Армії, взявши в руки зброю, урочисто клянуся своєю честю і совістю перед Великим Народом Українським, Перед Святою Землею Українською, перед пролитою кров’ю Найкращих Синів України та перед Найвищим Політичним Проводом Народу Українського:

    Боротися за повне визволення всіх українських земель і українського народу, від загарбників та здобути Українську Самостійну Соборну Державу. В цій боротьбі не пожалію ні крові, ні життя і буду боротися до останнього віддиху і остаточної перемоги над усіма ворогами України.

    Буду мужнім, відважним і хоробрим у бою та нещадним до ворогів землі української.

    Буду чесним, дисциплінованим і революційно-пильним воїном.

    Буду виконувати всі накази зверхників.

    Суворо зберігатиму військову і державну таємницю.

    Буду гідним побратимом у бою та в бойовому життю всім своїм товаришам по зброї.

    Коли я порушу, або відступлю від цієї присяги, то хай мене покарає суворий закон Української Національної Революції, і спаде на мене зневага Українського Народу.

    Або дивіться тут: http://www.archive.lviv.ua/materials/exhibitions/image/431/

  11. абушаК Степаныч Для вас,господа-белім по черному- Вказівки на перші дні організації державного життя з Інструкцій Революційного Проводу ОУН (С. Бандери) для організаційного активу в Україні на період війни «Боротьба й діяльність ОУН під час війни»

    Травень 1941 р.

    ЦДАВО України. — Ф. 3833. — Оп. 2. — Спр. 1. — Арк. 33—57. Копія. Машинопис)
    «Форма державної влади — політично-мілітарна диктатура ОУН.(…)
    Національні меншини поділяються на:

    а) приязні нам, себто членів досі поневолених народів; б) ворожі нам, москалі, поляки, жиди.

  12. прохожему. последний из Смирновых, участник этих событий, Кузьма Семенович умер лет 20 назад. у его внуков, моих сверстников, счастливая жизнь на постсоветском пространстве не сложилась. я знаю эту семью. это мои родственники. и эту историю я знаю с детства но то что Кузьма и Антонина Смирновы удостоены почетного звания Праведники народов мира узнал сегодня впервые. хотя живу в Израиле.

  13. абушаК — батальон "Нахтигаль" не относился к ваффен СС, он был частью вермахта и контролировался военной разведкой абвером.Некоторые нынешние политики-идеологи называют Р.Шухевича офицером СС. Это не так. Он был гауптманом ( капитаном) вермахта до 1942 года, когда закончился срок контракта с вермахтом, воевал против советских партизан в Белоруссии, а потом перешел на нелегальное положение, чтобы подчинить бандеровской ОУН созданную на Волыни Т.Бульбой(Боровцом) УПА. Поскольку Бульба не подчинился, бандеровцы перебили несогласных с ними и овладели руководством УПА. На Волыни было очень много жертв бандеровской СБ (Службы безпеки), которая работала по принципу — чтобы выявитьи обезвредить врага нации в селе, надо вырезать все село.Антисемитизм ОУН-б до разрыва с Гитлером осенью 1941 года базировался на принципе "фізичної екстермінації єврейства", то-есть полного уничтожения еврейского населения. потом от этого отошли, но ведь участвовали в массовых расстрелах, в том числе и в нашей области.

  14. Оуновская конституция Сциборского 1939 Артикул 4, гласящий о праве на гражданство: «1. всі особи української народности, що мешкають у межах Української Держави», «2. особи інших народностей, яких батьки, чи вони самі стало мешкали в межах Української Держави з 1 серпня 1914 року». И «Примітка»: «згаданим у точці 2 цього Артикулу особам може бути відмовлене в наданні українського громадянства. Вийняток з артикулів 3 і 4 становлять особи жидівської народности, що підлягають окремому законові» (подробнее см. «2000», 12.10.2007, «Самий фашизм, це насамперед націоналізм»).

  15. Василий Даценко, извините не знаю как Вас по отчеству — БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Вы одним единственным комментарием объяснили разницу между Вафен СС "Нахтигаль", ОУН (р/б), УПА. Иногда уже начинаешь уставать от исторической закостенелости некоторых читателей!

    Уважаемый админ! Эта ветвь дискуссии набирает совершенно иную от темы статьи окраску. Может, закроете дебаты по статье?! Все-таки, тема Холокоста — это не повод для НЕЗДОРОВОГО ажиотажа… это вообще не ПОВОД! Следует разделить историю и политику!!! И если Алексу так хочется поговорить — откройте для обсуждения статью "Неизбежны лишь смерть и налоги…" Хочу посмотреть сколько он продержиться 🙂

  16. Автору в тему-Ранее «2000» не раз писали о своеобразной идеологии лидера львовских «регионалов» Петра Писарчука, активно занимающегося превозношением нацистских пособников из ОУН-УПА. Писарчук со товарищи то распространяют среди первоклассников сомнительного толка чтиво о «героях-бандеровцах», то организовывают концерты в честь «ратных подвигов» ОУН-УПА, то устраивают пышные возложения венков к памятнику Бандере.-http://2000.net.ua/2000/forum/na-grani/70116 Заметьте, речь не идет в различиях тонких между бандеровцами и мельниковцами.

  17. Автор Статью в еженедельнике 2000 читал.Она одна из многих материалов,которые были опубликованы на страницах еженедельника.Исследование ОУН-УПа продвинулось далеко вперед и я не понимаю,зачем было вспоминать слова наставника многолетний давности.Разве что из уважения к нему.Тем более,что последние исследования проводили историки-профессионалы,а не работники спецслужб.Потому я не согласен с Вашей интерпретацией ОУН-УПА.Повторяю,есть современная литература.
    Не совсем понятно,что значит быть "не активным участником "круглого стола,"Либо ты принимаешь участие,либо нет.И главное-героизация ОУН-УПА последние пять лет-современная основа проявления актов вандализма,антисемитизма,потому исторический экскурс,заточенный только на нацизм бьет мимо цели.И еще.Архивные материалы лишь материал для исторического анализа,но не сам анализ.Если Вы это поймете,Ваше изложение станет лаконичным и доказательным.

  18. Когда Черчилля спросили, почему в Англии нет антисемитизма, он ответил: "Потому что англичане никогда не считали евреев умнее себя!" Вдумайтесь в эти слова!!!!!!!

  19. feodosia56@yandex.ru — Я не был активным участником того "круглого стола " по ОУН-УПА. Но хочу Вам пояснить следующее. Одним из моих учителей-наставников был легендарный Иван Кириллович Шорубалка (о нем читайте в еженедельнике "2000 (http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/rassledovanie/69584 — Охота на «Волка».Ликвидация Романа Шухевича), который в далеком 1978 году говорил нам, курсантам ВК КГБ СССР :"Об ОУН и УПА пусть говорят историки, но не политики. Это была кровавая гражданская война, очень кому-то выгодная (как ныне в Чечне — авт)." Он же наставлял нас — не следует сравнивать УПА, как вооруженное антисоветско-антинемецкое военное формирование ОУН-бандеровской, и созданную гитлеровцами совместно с ОУН-мельниковской четырнадцатую дивизию ваффен СС "Галичина", использовавшуюся только против Красной Армии и югославских партизан. Он нам рассказывал , что бандеровцы уничтожали оуновцев-мельниковцев с таким рвением, что куда тому НКВД. Он говорил, что активный антисемитизм ОУН-б закончился тогда, когда Гитлер дал команду разогнать во Львове самопровозглашенный бандеровский "уряд", а самого Бандеру изолироватьв концлагерь.Бандеровцы ушли в подполье, в том числе и на Кировоградчине. Что референтов СБ в ОУН и УПА боялись не меньше, чем НКВД. И что если бы не политика Хрущева, направленная на усиления вооруженного противостояния в Западной Украине (а Берия, кстати, был за мир с ОУН) Бандера никогда бы не был героизирован (почитайте книгу –воспоминания чекиста Г.Санникова "Большая охота" и Вы зауважаете Василя Кука и поймете, почему Кука опасался Р.Шухевич (бывший гауптман батальона вермахта "Нахтигаль", а потом один из командиров антипартизанского батальона в Белоруссии).Поэтому на известном Вам "круглом столе" я был как историк, лично знавший как участников УПА, так и чекистов, которые с ними боролись и уважали их как достойных противников. А теперь слово документам, некоторые из них я озвучил на "круглом столе":
    З тексту вилученої гітлерівською службою СД листівки ОУН, яка поширювалася на Кіровоградщині у 1942 році: “:”Адольф Гітлер ніколи не дасть створити самостійної Україні, оскільки інакше він втратить своє панування на південному сході Європі.Скрізь, де тільки можна, потрібно встромлювати німцям ніж в спину. Ніхто не повинен їхати до Німеччини. Ніхто не повинен іти на організовані німцями курси, оскільки там цих людей переловлять і знищать. Ніхто не повинен іти на військову службу. Ми не можемо боротися в рядах чужої армії за чужі інтереси. Ми будемо вступати тільки в українську армію, яка бореться за суверенну українську державу. Всі, де б ви не перебували, на яких постах і посадах, — всі на службу України”.
    З повідомлення начальника поліції безпеки і СД від 12 березня 1943 року "Про становище в окупованих східних областях":"В Харківській області мали місце спільні антинімецькі дії нелегальної групи НКВС та бандерівців. Гасла проти більшовиків тепер відкинуті. В даний час тільки і говорять про останній бій проти німецьких варварів.
    З документів Центрального державного архіву громадських об’єднань України: "Підпільній комуністичній організації у с. Стримівка Олександрівського району Кіровоградської області було поставлене завдання виявити діючу в районі підпільну націоналістичну боївку. На виконання цього завдання протягом двох тижнів партизанські загони з Кам’янського та Олександрівського районів шукали оунівців. Виявивши 4 націоналістів, їх тут же розстріляли". Учасниками комуністичного підпілля також було вбито у серпні 1942 року начальника поліції у с.Рівному Новоукраїнського району Леснаковського, який симпатизував ОУН. Його члени Державної надзвичайної комісії обгрунтовано вважали причетним до розстрілів єврейського населення, як і членів ОУН з числа керівників Новоукраїнської допоміжної поліції (Дейдей), пізніше розстріляних німцями як ворогів рейху.
    Як історик, я зазначав, що керівництво оунівського підпілля об’єктивно оцінювало обстановку на окупованій Кіровоградщині, відзначаючи в аналітичному звіті про суспільно-політичне, культурне і господарське життя південно-українських земель, що “більшовицька пропаганда має успіхи, тому що за нею стоїть реальна сила – Червона Армія. Нашу пропаганду народ сприймає, але турбується, що буде, як повернуть більшовики. Серед народу зродилася і дуже широко розповсюдилася вістка, що Бандера утік в Англію. Німці поширюють поголоски, що мельниківці і бандерівці об’єднались та пішли на службу Англії“.

  20. боже мой, это просто филиал пос. Нового. Протас — обостренная паранойя, Алекс — маниакально-депрессивный склероз, Олег — аутизм… Остальные — неестественно-возбужденное состояние.

    Автору — респект. Единственный вменяемый.

  21. итоги : в этом номере газеты я прочитал страшную статью о холокосте,о том ,что некоторые украинцы помогали немцам в их зверствах,о том,что наследники тех украинцев сейчас оскверняют памятники.Еще я прочитал,что москвич Александров сетует на то,что в Украине много памятников жертвам голодомора. Но ни слова о самом голодоморе(послезавтра-день памяти).Вывод; по-моему,такие газеты больше всего и провоцируют национальную нетерпимость.Позор Мармеру!

  22. Степаныч Наци-значит националистіы,то есть сторонники идеологии.Этнический состав ее симпатиков НЕ имеет значения.Это стоит подчеркнуть,поскольку в минувшей избирательной кампании свободовцы постоянно подчеркивали,что среди них есть и русские и евреи.Дешевый трюк.Весь народ я не обвиняю -бредовое обвинение.

  23. Алекс,что такое "наци"?
    Это самоназвание,или ВАШЕ "определение" в данном случае?
    Когда человек обвиняет ЦЕЛЫЙ НАРОД в преступных наклонностях-он и есть "наци"…не задумывались?Тогда,вылезайте из берлоги.

    Самое смешное(или печальное),когда обвиняют в преступлениях целый народ,не важно какой…не понимая,что тем же самым занимаются антисемиты.И в ЭТОМ они-коллеги…

  24. Спорящим Про переодетых нквдешников ,и ангелов-упистов читайте статью в еженедельнике "2000".Там миф развеян на основе богатого архивного материала.Активно использовался в период режима Ющенко.

  25. Автор Если не ошибаюсь,Вы принимали участие в заседании "круглого стола",посвященного УПА.Беседа передавалась по кировоградскому ТВ.В ней принял участие и вояка-упист.Помню,сотрудник библиотеки им.Чижевского,с дрожью в голосе,читала мемуары какого-то уписта.Почему тогда Вы не говорили зверствах УПА против собственного народа,евреев,не зачитали текст клятвы вояки УПА,где прямо говорится про то,что они служат Гитлеру?Ведь посмотрите,национальная нетерпимость для современной Украины не история,а реальность,часть оранжевой государственной политики.Уж если бить в колокола,то начинать нужно с националистов.Забыли результаты выборов в местные органы власти?Будьте не только собирателем древностей,но и историком-мыслителем.

  26. І звіту ОУН “Про становище на південно-східних теренах України на переломі 1942-1943 років”: ” У допоміжній поліції , або у т.зв. “Українській службі порядку” служать в Кіровограді майже виключно москвини. Всі вони носять синьо-жовті пов’язки. Серед них є й комуністи. Вони своєю брутальною поведінкою на службі у німців хочуть свідомо викликати в населення переконання, що большевики кращі. В Знам”янці є біля 400 поліцистів українців і 50 німців. На район припадає 40-80 поліцистів не німців і 5-10 німців. Національна свідомість серед поліцистів-українців невисока. Якщо на початку був серед української поліції свідомий український елемент, то його пізніше усунено. Моральний стан теж невисокий. Дуже низька національна свідомість подекуди (Кіровоград) в т.зв. шуцманшафт-батальйонах , де є до 70% українців. До шуцманшафту нарочно приймають злодійський елемент, що за рахунок грабунку населення вірно служить німцям”.

  27. Степаныч Участие украинских наци в этнических чистках-документально подтвержденный факт.Причем документы свидетельствуют-выполняли они свои функции рьяно -в этом проявилось ихроль в организации этнических чисток.И для этого собственного государства им не потребовалось.Вообще аргумент,мягко говоря,странный.Смотрите в корень или обеливать наци вздумали,?Начните изучать материалы опубликованные в еженедельники "2000",там же ссылки на монографическую литературу,сборники документов.Вылазьте из берлоги!

  28. обьяснение в любви к еврейскому народу : уважаемые Белла Семеновна(сан.врач Центр.рынка),уважаемый
    мой бывший сосед,преподаватель анг.языка,любимая моей дочерью и мною логопед,приходившая в шестую школу-мы вас всех очень любим и просим прощения за наших уродов,которые оскверняют памятники. И еще просим понять и нашу боль ; если в преддверии дня памяти жертв голодомора в этом номере газеты нет ни одного упоминания об этом,то это,таки,не хорошо.Прошу вас обьяснить это глав.редактору Ефиму Мармеру. С искренней любовью-ваш Протас

  29. абушаК Вы поступаете как провокатор.Я не зачислял Рыбченкова в списки антисемитов,нельзя путать идеологию,стратегию,тактику партии и позицию отдельных ее членов.Но конечно,если журналист пишет об акте вандализма и осуждает его и в то же время поддерживает право -радикальную националистическую партию,идейные истоки которой -шухевичи,бандеры,словом и делом поддержавших нацистов,принимавших участие в геноциде еврейского,польского и других народов,то ему стоит задуматься.Хотя участие в цветной революции показательно.Оранжисты-помесь либеральных идей и националистических.Но если национализм исходит из примата интересов государства,то либерализм-индивидуальности,личности.То есть и тогда была каша в голове у тех,кто вышел на Майдан.А фальсификации были с обеих сторон.

  30. Алексу: закреплять ты будешь свой понос. а я тебе выдам истину;евреев жалко,украинцев жалко,а Алекс-жалок.

  31. Алекс,не говорите глупости.
    Украинские националисты не смогли под немцами организовать своего независимого украинского государства…фашисты их не считали равноценными себе(как и остальных славян).О какой "организации ними" геноцида вы здесь плетете???
    Когда украинские националисты попытались объявить Украинское государство,немцы стали их расстреливать наравне с коммунистами…
    А нелюди помогавшие фашистам-не есть синоним ОУН и т.п.Они предатели и нелюди.
    И если начать считать поштучно,то можно неприятно удивиться-количественно русских-сотрудников фашистов было больше…из-за большей численности русских в СССР.Посчитайте кол-во бойцов РОА(это не секрет,все есть в инете) и сравните с количеством бойцов УПА.ОЧЕНЬ удивитесь!
    Но,по моему,и ЭТО ни о чем таком(в вашем духе)-не говорит.

  32. протас Все вспомним.Но сейчас закрепим-украинский национализм организовал вместе с нацистами ГЕНОЦИД еврейского народа.И этому нет прощения.

  33. Я хоть не Прохожий,но тоже хочу сказать спасибо Автору за дополнение к его рассказу.
    А еще,в качестве благодарного читателя,хочу высказать пожелание,чтобы рассказы о Холокосте содержали описание подвига спасителей изначально,а не по просьбам слушателей.
    Вы,ради Бога,не обижайтесь…действительно хочется!

  34. Прохожему — За спасение летчика со сбитого советского бомбардировщика Ланцмана Григория Семеновича, 1921 года рождения Черновол Владимир Никитович (ныне проживает в с.Косовка Александрийского района) в 2009 году награжден орденом "За мужество", его же имя, как имена многих праведников мира из Кировоградской области в внесено в книгу памяти музея жертв Холокоста в Иерусалиме ( Яд-Вашем).
    Из воспоминаний Марии Евдокимовны Полевой: г.Кировоград, ул. Краснозвездовская, 76, кв.1. Я. Полевой осенью 1941 г. попал в плен под Киевом и оказался в лагере села Адабаш. В ноябре вместе с группой военнопленных совершил побег, но линию фронта перейти не удалось, дошли до Полтавы. Там вновь был задержан и отправлен в Германию. Однако вновь бежал, выпрыгнув на ходу из вагона. В декабре 1941 г. в селе Малопомошная его встретил мой брат Сильченко Анатолий Евдокимович. Он услышал стон и увидел, в каком состоянии находится Полевой. Брат привел его в наш дом, и мы оказали ему помощь. Вечером пришел домой отец, и брат рассказал ему о случившемся. Утром, когда староста села и полицай проходили мимо дома, отец пригласил их в дом, угостил и говорит, что этого хлопца (Полевого) надо устроить на работу. Староста сказал, что он будет работать на ферме, кормить и чистить коров. На ферме Саша, так он назвался, работал недолго, т.к. забирали военнопленных в район. К нам домой пришел мой соученик полицай (по принуждению) Находько, стал спрашивать, где Саша, мы ответили, что его нет дома. Полицай предупредил нас, что его будут отправлять и пусть он уходит, но просил молчать о том, что он нас предупредил. Когда пришли за Полевым, папа сказал, что его нет дома, на это нам ответили, что если найдем его у вас, то всех повесим. Мы уже знали, что Саша еврей, старший брат видел его удостоверение и сказал об этом папе. Папа сказал, пусть он оденет бабушкину юбку, пальто и платок, когда он оделся, они ушли к брату папы, а оттуда пошли к дядиной теще старухе Коваленко Мелании, там он и скрывался. Мы носили ему кушать. Носила продукты моя маленькая двоюродная сестра Лиля, как будто для бабушки, но скоро это заметила соседка и начала следить из окна, грозилась заявить немцам, поэтому скрываться там стало опасно. Решили отправить Сашу в Новоукраинку к жене маминого брата, она была больна туберкулезом. Меня послали ухаживать за тетей. Полевой выкопал в хате яму, землю мы выбрасывали во двор и присыпали снегом. В яме он и скрывался с декабря 1941 г. до марта 1944 г. Папа привозил продукты и дрова. После смерти папы нам было тяжело. Мне приходилось по большому снегу ходить за 5 км в лесопасадку рубить и носить дрова. В марте 1944 г. Новоукраинку освободили. Военкомат оставил Полевого в селе, так как он был очень слаб и болен. Мы поженились, и вскоре он ушел на фронт, но его понизили в звании с лейтенанта до младшего лейтенанта. У Полевого были награды: Красная Звезда и много медалей. Родителей и младшего брата Полевого немцы расстреляли. После войны он забрал меня в Германию, где была его часть 23-й воздушно-десантный гвардейский стрелковый полк. Однако вскоре Полевого демобилизовали, т.к. он был в плену. В 1980 г. в феврале Полевой умер, его последним желанием было, чтобы его похоронили возле моих родителей»

  35. Примечание: непомнящий мармер-это человек,который забыл,что у украинцев есть тоже скорбные дни(один из них-в эту субботу)

  36. Искренне разделяю боль и скорбь еврейского народа…
    Прекрасно понимаю разницу между пытками и убийством за сопротивление (или неподчинение) фашистам,и пытками и казнью за сам факт рождения у определенных родителей(принадлежность к определенной нации)…не было у евреев шансов на снисхождение у нелюдей.
    Но ведь было много сторон трагедии.
    Были фашисты и их помощники(ВСЕХ национальностей).
    Были уничтожаемые за факт существования люди-евреи…но ведь были и люди спасавшие евреев(и не только их,но и раненых,бежавших из плена- всех национальностей).
    И если говорить об этой трагедии,то желательно и говорить об этом комплексно.
    А не-про евреев,уничтоженных фашистами-отдельно,про спасавших-в другой раз и тоже,отдельно.
    Тогда и не будет этих эмоциональных упреков друг другу,типа-"сколько можно на свой холокост жаловаться?"-"а вы хохлы все убийцы и предатели!".
    Как в израильском музее Катастрофы "Яд-ва-Шем"-рядом жуткие сцены того кошмара и Аллея Праведников,с деревьями посаженными в честь спасавших тогда евреев людей-разных национальностей.
    Прошелся по залам…чувствуешь,что больше нет сил…внутри все кипит и переворачивается.Как я там слышал от ребенка рядом-"мама,давай выйдем,а то жить не хочется!".Там можно выйти и пройтись по Аллее Праведников,рядом.Постоять возле дерева,посаженного в честь земляка-украинца.Перевести дух возле дерева,посаженного в честь соседа из Польши,России,Белорусии…и понемногу начинаешь понимать-нет,мир не бессмысленен и беспощаден…нет,он РАЗНЫЙ.
    А если помнить,то помнить ВСЕХ!!!
    И убитых,и убивавших,и спасавших.
    ОНИ ВСЕ участвовали в тех событиях.
    И говоря об одних,не вспомнив других-не правильно(по моему).

  37. прошу всех ставить свечи в окнах 27 ноября и 27 января(день памяти жертв голодомора и холокоста). Тогда и будет у нас меньше антисемитов и непомнящих мармеров

  38. Прохожему.
    Эти люди названы Праведниками мира и их имена навечно занесены в книгу памяти музея жертв Холокоста в Иерусалиме.

  39. понимаю боль евреев,сочуствую.но помнит ли редакция,что послезавтра день памяти жертв голодомора?Нет,не помнит-в номере об этом ни слова.Или холокост-это ужас,а голодомор-это так,бредни нациков!!!!

  40. Гитлеровский шовинизм был абсолютно безобразен. Об украинских пособниках оккупантов выяснили. А что можно сказать о людях, которые рискуя жизнью спасали евреев, укрывали их, выдавали за членов своих семей?

  41. И еще, чтобы проходя мимо памятника по ул.Шевченко (возле бывшего Дома офицеров) и обелиска возле АБВ-техника помнили — в Кировоградском шталаге №305 в декабре 1941 г. была вырыта яма площадью 2х4 м и метр глубиной, яму наполнили навозной жижей, и вскоре к ней подогнали 100–120 евреев-военнопленных в одном нательном белье и босых, их заставили поочередно выкупаться в этой яме. А так как день был морозный, белье на каждом сразу обледенело. В таком виде их посадили в неотапливаемое помещение, где через 3–4 дня этого кошмара люди умерли (из свидетельских показаний).

    Бежавший из Александрийского дулага (пересыльного лагеря) и перешедший линию фронта военнопленный Я.И.Марченко на допросе 2 октября 1941 г. рассказал о допросе в лагере в Александрии немецким офицером старшего лейтенанта-еврея: «На требование офицера сообщить данные о частях Красной Армии, старший лейтенант ответил ему: “Большевики Родиной не торгуют, и никаких сведений от меня не добьетесь”. Перед расстрелом над этим лейтенантом были учинены жуткие издевательства: отрезан нос, выколоты глаза, вырезаны на спине знаки»
    Из письма жителя г.Бобринца А.Авутянова кинорежиссеру, нашему земляку-бобринчанину Петру Тодоровскому (отклик на мою публикацию в "Кировоградской правде":"Вы, Петр Ефимович, очевидно, помните тетю Хаву, у которой на рынке был свой кабинетик, где она обрабатывала курей. Так фашисты отметили свой приход в Бобринец тем, что в 200-литровую бочку со всех сторон набили крупных гвоздей, впихнули ее туда и столкнули с маслозаводской горы, где она и приняла мученическую смерть…
    На противоположной стороне от вашего дома, за летним кинотеатром, жила с сынишкой Левой (8-9 лет) ведущий хирург г.Бобринца Шаргель. Вы знали ее. Фашисты предложили ей работу в клинике и обещали сохранить жизнь при условии, что Лева будет расстрелян. Расстреляли обоих.
    Бегство из Бобринца немцы тоже отметили так, что я до сих пор слышу душераздирающий женский и детский крик. Ниже мельницы по ул.Шевченка, в сторону Рогозовки, перед самым поворотом на Киреевский мост с левой стороны на углу стоял большой дом. Мы, вездесущие пацаны, обратили внимание на сильное оцепление полицаями еврейского квартала, особо много их было у большого дома. Подойти поближе – пахло расстрелом на месте. Тогда я, Толя Манойкин, Витя Хорунжий по огородам ползком, по рослой картошке доползли до того места, откуда нам была видна вся дворовая часть хаты. Ставни на окнах были закрыты и накрест заколочены досками. Двери открыты. Рядом немец с автоматом. Из дома выбег эсесовец с канистрой, что-то поджог и швырнул в открытую дверь. Через все щели пошел дым. Непродолжительные, рвущие душу крики, слышу до сих пор. Остальных евреев уничтожили за питомником. На месте казни установлен памятник жертвам".

  42. Да какая там идеология? Тетка или дядька шли закладывали соседей евреев, они и своих соседей украинцев и русских так же могли заложить. И до войны стучали, только в НКВД. Это просто мрази по жизни, не было у них никакой идеологии, не были они не бандеровцами не оуновцами, точно так же и в полицию шли служить.

  43. Ну не валите всё в кучу…в том же Бабьем Яре фашисты расстреливали и украинцев,и не поверите,членов ОУН г.Киева.
    Не хочется,после прочитанного,начинать этот разговор…но,не стоит так.

  44. Читал статью с содроганием. Хотя по сути с подобным материалом уже сталкиваюсь не впервые. Действительно, практически во всех крупных, средних и небольших городах Украины есть такие вот расстрельные рвы и яры. Самый известный киевский Бабий Яр. Так вот там большую часть расстрельщиков (нравится это или нет Василю) составили украинские националисты. Это признанный факт, который уже никто не оспаривает. Общеизвестны и факты совершенно чудовищных расправ над евреями, учиненных бандеровцами во Львове и по всей Западной Украине. Тут, надо признать, Alex не причем. А ВО "Свобода" является и не скрывает этого идеологической наследницей ОУН(б) и ОУН(м). Хорошо послушайте о чем говорит Тягныбок — не обычную демагогику о всеобщем благоденствии и о том, как они (украинские националисты) мечтают и ставять целью сделать так, чтобы русскому, еврею, поляку и всем людям других национальностей жилось на Украине лучше, чем на родине. Вы послушайте его когда он говорит о своих идейных вдохновителях и предшественниках. И тогда все сразу становится ясным и понятным..

  45. Такая тема… Простых евреев, конечно жаль. Пожалуй, больше нечего сказать по теме.

    Админ. Все остальное удалено, как не имеющее отношение к теме статьи. Олег — первое предупреждение!

  46. Прочитал. Нет слов.

    Низкин поклон Василию Даценко.

    Бойкот — Алексу, таблетки — Олегу.

  47. Нравится нам или нет, но следует признать, что определенна часть украинского общества больна шовинизмом и, как часть его, антисемитизмом. Это было всегда. В советское время на стене одного из вузов было нацарапано — "исправим ошибку Гитлера — убьем всех евреев".
    Для искоренения этого явления нужно воспитание в семье, школе. И нужно неукоснительное выполнение закона о пресечении разжигания национальной вражды.
    К сожалению, сейчас ни первое, ни второе не выполняется. Шовинисты гордо именуют себя националистами и призывают "гнать жидву". Если при СССР исподтишка царапали на стенах туалета, сейчас гордо при попустительстве власти пишут на памятниках, заборах, в форумах.
    Вы стыдливо надеетесь, что далее надписей дело не пойдет ? В Германии интеллигенция тоже не хотела пачкать руки о Гитлера…

  48. ничем нельзя оправдать убийство.а тем более такое изощрённое и страшное.ужас , когда лишь на миг представишь что какая-то мразь может лишить жизни твоих родных,за то ,что они "неправильной"нации.
    и хочу сказать о том,что убийцы определённой нации не бывают.они убийцы. и придурку алексу ,который пытается повязать эту гнусь с моим народом,я-бы посоветовал попридержать свой гнусный и тупой язык. вызывает интерес,а как он почтит память невинно убиенных 27 ноября ? или небыло ничего? а ,алекс ?

  49. Какой ужас..Бедные люди…К счастью, повторение подобного у нас в наше время у нас невозможно

  50. Люди, не будьте бездушной биомассой!
    Прекращайте эту недостойную момента полемику и просто, сняв головной убор, перечитайте хотя бы первую главу статьи Василия Доценко. Обращаюсь ко всем, кроме Алекса и Олега.

  51. абушаК «Люди, будьте бдительны!»-неплохое оправдание моей позиции.Согласитесь.Во-вторых,современный антисемитизм связан с реанимацией украинского национализма.Исторически сложилось так,что он,укр.национализм,всегда имел антисемитскую направленность.На этой почве наци сошлись с гитлеровскими оккупантами и помогали им уничтожать евреев.Это доказанный факт.Вот почему,героизация УПА при Ющенко вызвала гнев в России,Польше,Израиле..А Совет Европы принял резолюцию,в которой выразил озабоченность фактами обеливания нацистских прислужников в Украине.Это касается и фактов провозглашения Бандеры и Шухевича героями Украины.Следовательно уже во время режима Ющенко можно было писать подобную статью,причем,если автор хочет верить, "что нынешние правоохранители сработают четко, и народ узнает, кто пачкает наш город свастикой",то относительно героизации преступники известны.Подчеркну,речь идет о сравнительно недавних событиях.Можно напомнить и Ратушняка,мера Ужгорода,нападки на лидера Фронта змин и т.д.В этом контексте отдельный акт вандализма уже не воспринимается как случайность.Пусть это будут скинхеды,не знаю,знаю только,что унижение человека по национальному признаку теряет случайные черты.

  52. Близится счастливое время, когда по всему миру будет введена строгая уголовная ответственность за сопротивление гомосексуализму, сионизму, педофилии, наркоторговле.

  53. Всё это и печально, и в какой — то мере закономерно… Я же напомню участникам форума, что и Гитлер был отчасти еврей. Значит, пошёл против своих ? Ах — да, это запретная тема…

  54. :)))) Геннадий Рыбченков! Вы как представитель ВО "Свобода" занесены в список антисемитов :))))) Или может Вам есть что сказать Антисептик-Sтимуляторy Dорогова и Центральному Региону "Алекс-Юстасу"??

  55. Дорогой Алекс, вы не устали? Статья-то про антисемитизм и акт вандализма… Может стоит немного отдохнуть, а?! Ох, как хлопотно писать под каждой статьей комменты про "оранжевую заразу" и режим Ющенка… Вы ведь "снижаете остроту вопроса, поскольку Ваш комментарий уводит в прошлое".. во времена режима Ющенко! А народ Украины сейчас живет совершенно в другом времени, во время режима Януковича-Азарова. Ради праздного интереса позвольте поинтересоваться — а сейчас (когда Ваши пришли к власти) Вас все устраивает? или может опять кто-то другой виноват?

  56. А что тут! Ведь все право радикальные силы, по сути махровые антисемиты,и не только одна ВО Свобода,правые движение сейчас в моде среди молодежи, так что антисемитизм да что там антисемитизм! Расизм! Увы набирает силу….

  57. Каковы же истоки современного украинского антисемитизма? Ведь исторический очерк снижает остроту вопроса,поскольку уводит в прошлое. А история учит только тому,что ничему не учит-Гегель.Кажется,речь идет о превентивных действиях-"будьте бдительны!",отдельные случаи были и раньше,например,в 1991.Но режим Ющенко не возведение ли антисемитизма в ранг государственной идеологии,а партия Свободы не инструмент ее реализации?

Добавить комментарий