«Я люблю дорогу. И она меня любит»

Есть профессии, которые определяют режим, условия, темп жизни и саму жизнь. Это когда не с восьми до пяти с двумя выходными, а вдали от дома в течение месяцев. При этом работа остается любимой в течение долгих лет, и ничего не хочется менять.

Речь идет о дальнобойщиках. Нам удалось пообщаться с одним из представителей этой бесспорно мужественной профессии. Дмитрий Булгар ненадолго приехал в Кировоград к семье. Сам при этом является гражданином двух государств — Молдовы и Болгарии. Так получилось. Дело в том, что Дмитрий родом с юга Молдавии. А Болгарии, когда она входила в Евросоюз, «не хватало» населения. Поэтому она выдавала паспорта и гражданство желающим жителям Бессарабии. Дмитрий оказался желающим. Этот факт дал ему возможность свободно, без виз передвигаться по странам СНГ и по всей Европе. Что в его профессии очень даже не лишнее.

Дмитрий ездит на автомобиле SCANIA. Это рефрижератор, с благоустроенной кабиной. Для водителя это дом на колесах, поэтому и ведет себя там, как дома. На полу коврики, у входа резиновый коврик, на котором Дмитрий разувается. Ездит без обуви, говорит, что так намного легче. Если нужно быстро выйти из кабины, на верхней ступеньке стоят тапочки. Тут же ящичек с обувным кремом и щеткой. На окнах шторы, которые водитель закрывает ночью, когда ложится отдыхать. Такой себе дальнобойный уют.

А теперь слово собеседнику.

— Дима, давно у тебя такая жизнь?

— Сравнительно давно, с 1993 года. Это моя профессия, и ее выбор определяется наличием таких свойств, как непоседливость, стремление к новому, непринятие однообразия. Безусловно, это тяжелая профессия, за один круг я преодолеваю от семи до десяти тысяч километров. Но в то же время я не понимаю, как можно целыми днями сидеть в офисе за компьютером, никуда не отлучаясь. Как говорится, каждый выбирает по себе.

— Сериал «Дальнобойщики» правдоподобный?

— Я несколько серий видел. Немного приукрашено, но надо понимать, что фильм должен быть зрелищным. Много моментов настоящих, жизненных. Например, в России есть отдельные регионы, где бандитизм на дорогах процветает. В прошлом году было два убийства за деньги. У водителя ведь всегда при себе есть наличка — надо есть, заправляться, и не 5-10 литров, а тонны топлива. Вот на них идет охота, но, повторяю, в определенной местности России, больше нигде.

— Ты без напарника ездишь?

— Да, я один. Напарника нет, с ним неудобно. А так я сам себе хозяин. Сегодня 600 километров проехал, поспал, завтра 700. Сам планируешь работу. А два человека неудобно. Даже в караване, когда две-три машины идут, тоже неудобно. В плане безопасности несколько машин, конечно, лучше. Но на нашем пути из Турции в Россию крупных неприятностей не бывает.

— Какой твой обычный маршрут? И вообще, где приходилось бывать с грузом?

— Болгария, Румыния, Молдавия, Украина, Беларусь, Чехия, Польша, Венгрия, Латвия, Россия, Турция. Дальше всего ездил в Кыргызстан: из Турции через Болгарию, Румынию, Украину, Россию и Казахстан. В последнее время из Турции вожу овощи, фрукты, цитрусовые в Москву или Питер.

В Европе проще ездить. А в странах, где я сейчас езжу, сложнее. Бывало, полтора суток стоял на таможне. А у меня груз — «скоропорт», надо спешить. Я не могу ждать. Машина стоит, но работает двигатель, чтоб холодильник работал. А это 60-70 литров солярки в сутки. И эти расходы вычитаются из моей зарплаты. Сухогрузам в этом плане проще. А у меня два мотора, больше ответственности. Двадцать тонн помидоров, не дай Бог, испортятся. Я ведь на своем маршруте двенадцать таможенных переходов преодолеваю.

— Таможни разных стран отличаются?

— Представь себе, не отличаются. Разве что белорусская не такая. «Бацька» раз их за задницу взял, крохоборов уволил, и теперь белорусские таможенники не берут ни копейки. Делают все строго по уставу. Если есть нарушения, выписывают штрафы, как положено. В России каждая таможня имеет свою таксу. И российская самая дорогая, потом уже «по шкале» идет украинская. В Болгарии интересно: заезжаешь в страну, подъезжаешь к таможне — табличка висит: мол, Боже упаси, штраф 10 тысяч евро за взятку. Подъезжаешь к окошку, даешь паспорт, таможенник его переворачивает и трясет: «Братишка, а где на кофе»? Предупреждение о взятке и штрафе висит как раз на уровне его головы, а он вопросительно смотрит на тебя. С болгарских машин они не рискуют брать, а с молдавских, украинских по полной программе. Не дал денег — будут проблемы.

— А дорожный патруль?

— Эти кардинально отличаются. Берут везде, но по-разному. В России — где наш интерес? В Украине — а на кофе? В Болгарии 10-20 долларов даешь, чтоб по быстрому. Везде любят большие машины, их цель — наказать. Вот турки, если не там свернул, не туда заехал, сначала спросят, что случилось. Говоришь, что заплутал, он тебе поможет выбраться вплоть до того, что остановит весь транспорт. Румыны чужой транспорт не трогают, а со своими наводят порядок. В Румынии у меня было нарушение. Ну фирма была виновата, машина оказалась недоукомплектованной. За такое нарушение положено машину отогнать на штрафплощадку, меня пересадить в другую, на фирму — штраф 1200 евро. Обошлись сотней евро. Потом мой хозяин попытался возмутиться по поводу непредвиденных расходов. После моего предложения действовать исключительно по правилам успокоился.

— Как долго можно находиться за рулем непрерывно?

— В Европе очень строгий транспортный контроль. Девять часов в сутки можешь ехать, пятнадцать часов общего трудового времени, девять-одиннадцать часов для сна. То есть, если ты стоишь на отстое, не имеешь права трогать машину, только отдыхать, спать, телевизор смотреть. Дело в том, что машины оборудованы тахографами. Этот прибор позволяет регистрировать на диаграмме скорость движения, пройденный путь, время стоянки, работы двигателя, текущее время, расход топлива. В прибор вставляется такая бумажная шайбочка, и на ней все пишется. А на последних моделях машин класса «Евро-4» и «Евро-5» уже электронная карточка с чипом. С нее считывается вся информация: когда ты получил права, где и что ты нарушил, год назад или всего 5 минут, с какой скоростью ты ехал и так далее. Если машина проехала больше четырех с половиной часов положенного времени на две минуты — поляк, например, может пропустить, простить, а венгр уже штрафует. Минимальный штраф 70 евро. Если ты трудовой режим нарушил на 5-10 минут, штраф от 700 евро. Долго привыкал к этому режиму. А сейчас настолько привык, что уже тяжело нарушить. По режиму три тысячи километров я проеду на день больше, чем тот, кто без режима. Но он будет убитый, а я — свежий и отдохнувший.

— А как насчет качества дорог? Тебе ведь есть с чем сравнивать.

— В Болгарии слабенькие. Румыны после входа в Евросоюз подтянулись. Турки капитально делают, настоящие автобаны строят. Вгрызаются в горы, засыпают овраги, до минимума сводят подъемы, спуски, и расстояния сокращаются. В Молдавии дорог нет. В Украине была одна — Одесса-Киев — и та после зимы кончилась.

Смотрю, в Украине на некоторых участках днем при определенной температуре воздуха запретили ездить. В Болгарии это давно установили. Но это говорит о качестве дорог. Проще поставить знаки, чем сделать дороги.

Эта зима дала нам жАру. Кто имел качественную резину, хорошие аккумуляторы, топливо — продержался. Кто экономил — мучился. А виноват хозяин. Кроме того, что экономят на машинах, еще и на работу берут молодых, неопытных, малооплачиваемых. Много прошлой зимой пострадало. Засыпают за рулем, машины бьют, сами страдают. А еще и дороги были — сплошной лед.

— Попутчиков берешь, тех, кто автостопом?

— Нет, никогда, во избежание неприятностей. Тем более в чужих странах. Если скучно — останавливаешься на заправке и общаешься. В круг обычно собираемся, анекдоты травим, кому-то кости промываем. Истории рассказываем о возможных проблемах на дорогах. На стоянках, на таможне общаемся. Для меня общение не проблема — я знаю русский, румынский и турецкий языки.

— А если на обочине стоит «фура», коллеги останавливаются?

— Да, солидарность у нас присутствует. Но дело в том, что по тому, как машина стоит на обочине, можно определить причину — отдыхает водитель или у него что-то случилось. Если последнее — обязательно останавливаюсь. Мне помогали, и я никогда не проезжаю мимо. Земля круглая, так что обязательно встретимся.

— Какую музыку ты слушаешь в дороге?

— Разную, в зависимости от настроения. Если кто-то нервы потрепал — классику слушаю. Я в прошлом музыкант. Работал в народном оркестре Гагаузии, играл на флейте. Рок и металл могу послушать. Джаз люблю, блюз.

— А шансон?

— Редко. Больше народную музыку люблю — болгарскую, молдавскую. Я южных кровей, поэтому, когда слышу знакомые мелодии, инструменты — кровь бурлит.

— Что тебе помогает в пути? За счет чего ты столько лет держишься и не меняешь профессию?

— Каждый дальнобойщик видит свою работу по-своему. Работа тяжелая, но мне легче оттого, что я ее люблю. Устаю. Бывало, еду, вижу — передо мной грузовик останавливается. Я резко торможу и вижу, что передо мной нет машин, чистая дорога. А еще было: вижу — реально корова переходит дорогу, торможу и ничего не вижу. Выхожу из машины, ну вот же, здесь шла корова, а ничего и никого в округе нет. То есть в какой-то момент отключается сознание…

Я не могу запомнить «Отче наш». Пересказываю и всегда что-то из текста забываю. Но, когда выезжаю в рейс, я своими словами разговариваю с Богом: «Я дорогу люблю. Дорога любит меня. Я знаю, что Бог есть, я верю, что в трудную минуту он мне поможет». Я реально вижу, что он мне помогает.

«Я люблю дорогу. И она меня любит»: 1 комментарий

Добавить комментарий