Кировоградщина: полёт длиной в столетие

Продолжение. Начало
в №№ 8, 10-16, 18, 19 за 2010 год.

Без малого шесть лет назад закончилась «канатовская» часть нашей крылатой истории. Но именно с аэродромом Канатово связаны биографии многих кировоградцев – и нынешних, и бывших. Именно здесь в том числе находился воздушный оплот не только уже независимой Украины, но и большой частью Советского Союза.

Напомним, до 1960 года на аэродроме Канатово под Кировоградом базировался учебный авиаполк самолетов Ил-24 60 Военного авиационного училища летчиков ВВС. После расформирования училища сюда прибыли истребители – 190 авиаполк самолетов МиГ-17. К середине 80-х он уже был одним из самых боеспособных полков ВВС СССР. Будучи почти в полном составе брошенным для выполнения, как тогда говорилось, интернационального долга в Афганистане, полк базировался на территории авиабазы Баграм под Кабулом, на авиабазах Баграм и Шинданд. Эту войну 190-й истребительный прошел практически без потерь – за исключением двух самолетов МиГ-23, с которых смогли катапультироваться тогдашний командир полка Леонид Фурса и начальник штаба АЭ Вячеслав Голубев. Об элитности кировоградских истребителей говорит и тот факт, что за три десятилетия истории полка здесь стали генералами девять человек!

10 октября 1973 года в день начала 3-й арабо-израильской войны в полк прилетел заместитель командующего ВВС СССР, Герой Советского Союза, генерал-полковник Иван Пстыго. Он сообщил, что на состоявшемся заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение 190 ИАП перебросить в Дамаск (Сирия). Самолёты необходимо было подготовить к транспортировке на Ан-12, а личный состав к месту новой дислокации планировалось переместить на самолётах Ту-154. В этот же вечер на аэродроме Канатово приземлилось тридцать самолётов Ан-12, и началась подготовка к переброске. Прибывшая заводская бригада отстыковывала крылья, чтобы с убранным шасси затолкать в грузовой отсек Ан-12 один самолёт МиГ-21 с боекомплектом.

При этом личному составу пришлось соскабливать нанесённые на фюзеляжах звёзды и гербы союзных республик и наносить камуфляж. Лётный и технический состав три дня жил на аэродроме в готовности к переброске. Но поступила команда «отбой»…

Из журнала «Мир Авиации», №1, 1996 год: «190 ИАП находился в ДРА в 1986-87 гг. Самолёты 40 армии, в которую входил 190 ИАП, базировались в Афганистане, на аэродромах Баграм, Шинданд и Кандагар. Машины полка окрашивались по одной из 40 цветовых схем, разработанных для данного типа самолёта и различавшихся оттенками и размещением пятен. Применялись следующие краски: сверху — тёмно-коричневая (“шоколад”), тёмно-грязно-зелёный, грязно-салатный и светло-коричневый (“кофе с молоком”); снизу — светло-серо-голубой (с множественными отклонениями от основного цвета по оттенкам). Краски наносились краскопультом, без шаблонов, поэтому границы цветовых полей были размыты. В афганских условиях, под солнцем, краска быстро выгорала, “седея” и теряя пигментацию. Это относится и к краске опознавательных знаков».

15-го июня 2004 года с аэродрома Канатово улетали последние самолеты — Су-24. Покидая кировоградское небо, они сделали прощальный круг над Новолелековским кладбищем – в этот день полк хоронил заместителя командира Иова Иванова. Его летная биография заняла бы не одну страницу газетного текста. Скажем лишь, что поденная запись полетов с его участием составляет более 300 (!) страниц летной книжки Иова Ивановича.

Восемь лет руководил полетами 190 ИАП Петр Капустин. За это время не было ни одного лётного происшествия и предпосылок к ним по вине группы руководителя полётов. Он пользовался полным авторитетом у лётчиков и их доверием. Дисциплину во время проведения полётов поддерживал железную. Девизом Капустина было: «Все лётчики должны быть живы!» В 1983 — 1984 годах учебный фильм о его работе снимала киногруппа, направленная Главкомом ВВС…

Два года, с 1977-го, был советником-командиром авиаэскадрильи в Сирийской Арабской Республике командир одной из АЭ полка Александр Евсюков…

1670 парашютных прыжков – на счету у Татьяны Гриценко, а ещё – год в Афганистане, работа диспетчером командного пункта в Польше…

Николай Фомин в бытность курсантом 1-го Чкаловского военного авиационного училища летчиков числился в одной летной группе с Юрием Гагариным. …Потом Гагарин был направлен на службу военным лётчиком в части истребительной авиации Краснознамённого Северного флота, а Николай Фомин продолжал учёбу.

С августа 1986 года по сентябрь 1987 года в составе полка принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан капитан Виталий Недбальский. В афганском небе он выполнил 296 боевых вылетов, за что был награждён двумя орденами Красной Звезды.

В газете Киевского военного округа «Ленинское знамя» за 1 июля 1989 года именно о нем, Виталии Недбальском, рассказывала статья «В аварийной ситуации»: «Командир звена истребителей майор Виталий Недбальский в паре с лётчиком старшим лейтенантом Владимиром Нестеровым должны были найти и “уничтожить” в воздушном поединке одиночный самолёт “противника”. (…) Самолёты оторвались от земли. (…) В этот момент перед глазами майора Недбальского замигала сигнальная лампа централизованной системы опасных режимов. Лётчик перевёл взгляд на сигнальное табло, на котором высвечивался сигнал “Следи гидро”. Стрелка манометра стремительно двигалась влево: 150… 120… 80… 50… За пять секунд давление в общей гидросистеме сравнялось с давлением гидроаккумуляторов, и его не хватило для полной уборки механизации крыла — закрылки убрались полностью, а носки плоскостей крыла остались выпущенными. Двигатель работал на форсаже, разгоняя скорость и уводя истребитель от земли (…) Если бы всё это произошло позже, то вряд ли пришлось бы садиться, так как при уборке оборотов автоматика выпустила бы клинья воздухозаборников, и они остались бы в выпущенном положении из-за падения давления. Тяги для выполнения посадки не хватило бы. Теперь этого можно не опасаться. Набрав высоту круга, майор выключил форсаж и доложил РП о случившейся ситуации. Такой темп падения давления означал разрушение или порыв какого-нибудь трубопровода в гидросистеме. Масло при этом фонтанирует в фюзеляже, создавая пожаро-взрывоопасную обстановку. Недбальский сосредоточился и приготовился к худшему. Действуя по инструкции, Недбальский принял решение выполнять полёт по кругу над аэродромом и выпускать шасси аварийно. На траверсе он выпустил переднюю стойку, а затем повернул и потянул ручку аварийного выпуска. Правая и передняя стойки вышли. Ведомый подтвердил это, подойдя снизу под самолёт ведущего. Зелёная лампочка левой стойки не загоралась. Недбальский отклонил ручку управления самолётом влево, вправо, качнул крылом. Третья зелёная лампочка словно ждала этих действий. Стойка встала на замок. Теперь можно было подумать и о посадке. Как поведёт себя истребитель с убранными закрылками? Обзор из кабины будет хуже, так как самолёт будет висеть на больших углах и его нос закроет ВПП. (…) На снижении после ближнего привода виден был только конец полосы. С высоты 30 метров в поле зрения появился левый край бетонки. (…) Расчёт посадки по-афгански оказался точным. Лётчик чуть подобрал ручку управления, убрал обороты двигателя и тут же коснулся бетона основными колёсами…»

В мае 1984 года на должность командира 190 истребительного авиационного полка был направлен Леонид Фурса. Через два года полк прибыл в Афганистан.

Вот как описывает один из «афганских» эпизодов Леонида Фурсы Борис Чижов: «16 апреля 1987 года полковник Фурса в паре с подполковником Александром Оспишевым выполняли бомбардировку базы боевиков в районе Джавара на востоке Афганистана. При пикировании на цель в самолёт Фурсы попала ракета, выпущенная пакистанским самолётом-истребителем F-16. Повреждённый двигатель и пожар на борту не дали возможности привести самолёт на ближайший аэродром. Пришлось катапультироваться на удалении 30 км от района боевых действий. Приземлился между двух валунов с острой болью в спине…

К месту приземления приближались душманы. Спасли боевые друзья. Метким огнём отгоняли душманов самолёты-истребители подполковника Александра Оспишева, майора Виталия Недбальского и капитана Владимира Тура. Через пятнадцать минут прилетел вертолёт поисково-спасательной команды, находившийся в этом районе, и доставил лётчика в Кабульский военный госпиталь. В августе 1987 года полк из Афганистана вернулся в Кировоград. Все, почти 350 человек, были живы, только командиру целый год не разрешали летать»…

10 июля 1987 года на аэродром Канатово, с которого на войну в Афганистан отбыли две авиационные эскадрильи МиГ-23 190 истребительного авиационного полка, прибыл из Венгрии (Южная группа войск) 727 гвардейский Черкасский ордена Богдана Хмельницкого бомбардировочный авиационный полк на сверхзвуковых самолётах-бомбардировщиках Су-24М. Вот лишь несколько эпизодов боевой «докировоградской» истории полка, описанной Борисом Чижовым: «Полк дорого заплатил за победу. Шесть раз он пополнялся лётным составом. В целом за годы войны полк потерял около 90 лётчиков, штурманов и стрелков-радистов. Из начального состава лётных экипажей в живых осталось всего 13 человек. За время Великой Отечественной войны техническим составом было подготовлено, а лётчиками выполнено более 6800 боевых вылетов, сбросив на головы врага 6000 тонн бомб. Полком было уничтожено и выведено из строя более 30 тысяч человек живой силы противника. Кроме того, уничтожено более 350 единиц танков и другой бронетехники, до 1000 единиц автомашин и другой автомототехники. Уничтожено также 12 паровозов, более 800 железнодорожных вагонов, один бронепоезд, 12 складов, 10 железнодорожных и автомобильных мостов. Уничтожено на аэродромах и сбито в воздушных боях более 100 самолётов противника. За время Великой Отечественной войны высокими государственными наградами награждено 389 человек из лётного и технического состава. Командиру полка майору Гаврилову Владимиру Яковлевичу и командирам звеньев, старшим лейтенантам Данилову Алексею Васильевичу и Тагильцеву Владимиру Михайловичу присвоены звания Героев Советского Союза. Приказами Верховного Главнокомандующего личному составу полка оглашено 30 благодарностей. Особым событием для воинов полка был день, когда в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1942 года полку было вручено Боевое Красное знамя (на фото вверху).

В торжественной обстановке 22 июня 1943 года Боевое Красное знамя полку, выстроившемуся у своих самолётов Пе-2, вручал командир 1-го бомбардировочного авиационного корпуса Герой Советского Союза Иван Семёнович Полбин. 14 декабря 1943 года за блестящие боевые действия в операции по разгрому врага и при освобождении города Черкассы приказом главнокомандующего 804 бомбардировочному авиационному полку 293 БАД 1-го БАК, базировавшемуся в то время на аэродроме Миргород, было присвоено почётное личное наименование “Черкасский”».

После перебазирования на аэродром Канатово полк принимал участие в 1996 году в показательных лётно-тактических учениях на авиационном полигоне Киево-Александрийский под Николаевом, где под руководством Президента Украины — Верховного Главнокомандующего Вооружённых сил Украины и министра обороны Украины были продемонстрированы боевые возможности авиации. Основной ударной силой были самолёты полка Су-24м.

В 1997-1998 годах полк принимал участие в командно-штабных учениях под руководством министра обороны Украины «Чумацкий путь», «Чистое небо», «Казацкая степь», в первом воздушном параде над аэродромом «Чайка» под Киевом, в командно-штабных учениях «Осень-98» и в международных военных учениях «Си-Бриз-98».

Всего за несколько лет до прекращения своего существования гарнизон Канатово, включающий в себя в том числе батальон аэродромного обеспечения и целый ряд обеспечивающих полёты служб, превратился в Авиационную бригаду Украины №22, исполняющим обязанности командира которой стал Александр Ветров.

В ряду заслуженных, опытнейших и высококлассных летчиков здесь можно упомянуть Владимира Мимохода, который в начале 80-х обучал летать на Су-24 в Ираке пилотов Саддама Хусейна, несколько лет прослужил в Венгрии, на аэродроме Дебрецен, затем в Канатово прибыл в составе 727-го гвардейского бомбардировочного авиаполка…

История легендарного подразделения закончилась на Кировоградщине: 16 апреля 2004 года последний самолёт Су-24 покинул аэродром Канатово. На этом полк прекратил своё существование. Последним «канатовским» командиром стал Александр Жибров.

На аэродром Канатово (Кировоград) он прибыл в 1990 году на должность заместителя командира авиационной эскадрильи 44 гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Последовательно прошёл все ступеньки (командир авиационной эскадрильи, заместитель командира полка) и в 2001 году был назначен командиром 44-го гвардейского. Именно на его плечи легла тяжкая ноша расформирования полка в 2004 году. Александр Жибров награждён медалями СССР, Демократической Республики Афганистан и Украины – в общей сложности десять наград. После расформирования полка Александр Владимирович занялся педагогической работой — стал старшим преподавателем кафедры авиационной безопасности Государственной лётной академии Украины. О своем полке Жибров снял документальный фильм, в котором от своего имени ведет рассказ о его славной истории.

Продолжение следует.

Кировоградщина: полёт длиной в столетие: 5 комментариев

  1. Спасибо Вам, Оксана, за то, что храните память о наших отцах, а нам даете возможность узнать много нового о ветеранах нашего родного 190 полка. Мой отец, Петр Иванович Капустин, служил в полку с 66 по 69 год и с 75 по 85 год. Мы с сестрой Леной очень хорошо помним многих сослуживцев отца. С некоторыми из них Петр Иванович служил в Новороссийском авиационном полку Барановичской авиационной дивизии.

  2. где можно посмотреть док фильм снятый А Жибровым? Сам в 95-96м служил в Канатово.

  3. Спасибо всем кто помнит. Мой дед служил в 190 полку. Леонов Владимир Федорович.Фронтовик. Исам служил в 727 полку. Друзья, не будем теряться в этой жизни.

  4. Последняя пара Су-24 прошла над центром города, очень низко. Ведомый шел строго над ул. К. Маркса, ведущий — немного правее, над "Сбербанком". Перед гостиницей "Турист" они с набором высоты ушли вправо. Было очень эффектно и красиво, но лично у меня на глаза навернулись слезы, поскольку я знал (хоть и не имею отношения к Канатово), что этот полет закрывает еще одну страницу в истории кировоградской авиации…

  5. Передаю Вам, Оксана, благодарность от своего дедушки Николая Батурина и его однополчан — канатовских авиаторов, за статью. Честно говоря, благодаря Вам, я впервые узнал много чего нового, в принципе, и о деде.

Добавить комментарий