Дороги, которые мы не выбираем

И снова в центре внимания «УЦ» – форменное безобразие, ежедневно наблюдаемое на улицах областного центра. Критическая загруженность транспортом центральной части Кировограда, спорное расположение знаков и разметки, «убитое» состояние дорожного покрытия, неадекватное поведение отдельных водителей и возможности милиции для урегулирования сложившейся на дорогах города непростой ситуации – эти темы были главными в первом интервью нашему еженедельнику новоназначенного главы областного УМВД Виктора Пащенко.

Так как по своему профилю Виктор Пащенко гораздо ближе к службе уголовного розыска, чем к Госавтоинспекции, то выглядит вполне логично, что руководитель УМВД в области пригласил принять участие в интервью старшего инспектора отдела организации дорожного движения управления ГАИ Валерия Лысоконя.

– Проблемы дорожного движения, характерные для Кировограда, давно стали темой злословия для всей Украины. Например, в центре города водители позволяют себе постоянно игнорировать знаки «стоянка запрещена», оставляют свои автомобили у обочин, из-за чего возникают заторы, затруднены подъезды к остановкам общественного транспорта, в часы пик вообще ни проехать, ни протолкнуться. Первый вопрос, который приходит в голову: куда смотрит ГАИ? Кто главный на дорогах: водители или Госавтоинспекция?

В.П.: – Милиция всюду остается крайней. А вы задайтесь вопросом: в последние годы кто-то интересовался мнением милиции при разработке схем движения по областному центру? Хоть кто-то просчитывал пропускную способность наших дорог, высчитывал, какое количество автомобилей может вместить город? На сегодня в областном центре зарегистрировано свыше 60 тысяч транспортных средств. А многие дороги в Кировограде практически не менялись, не расширялись со времен своего строительства. Улицы города просто не предусмотрены для такого потока автомобилей.

Другой фактор – из структуры ГАИ вывели Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие (СМЭП), обслуживающее техническое оборудование дорожного движения. Когда дорожная служба находилась в подразделениях ГАИ, наши люди действительно отвечали за состояние технических средств обеспечения движения, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. После того как службу СМЭП передали в коммунальную собственность — в подчинение горисполкому, у нас стали возникать проблемы в совместной работе. Милиция может оказывать влияние лишь путем составления предписаний по устранению недочетов. Однако практически все материалы по нашим предписаниям «гасятся» в судах. Как правило, организации, отвечающие за состояние дорог (за несвоевременную расчистку улиц, несвоевременную установку знаков и нанесение разметки, несвоевременную расчистку зеленых насаждений, необходимую для обеспечения видимости знаков и т.д.), когда их вызывают в суд по материалам, составленным сотрудниками отдела организации дорожного движения, подают справку об отсутствии средств, после чего разбирательство в рамках Административного кодекса закрывается, и виновные не несут никакой ответственности.

Далее обратите внимание, как работают светофоры областного центра. Горит зеленый мигающий сигнал, затем на секунду вспыхивает желтый и сразу же зажигается красный. Даже опытный, подготовленный водитель не всегда успевает среагировать на смену сигналов. У нас в городе светофоры, отвечающие современным стандартам, можно пересчитать по пальцам одной руки. Один такой установлен на перекрестке Шевченко-Луначарского. Остальное оборудование устарело… А в каком состоянии дорожные знаки? Например, если зимой установили на обочине дороги знак ограничения скорости до 40 км/час, то весной он теряется в листьях деревьев, и его уже не видно…

– Хорошо, давайте рассмотрим другой пример. Центр города, улица Карла Маркса. Деревьев уже нет, и знаки «стоянка запрещена» видны отчетливо. Тем не менее, там под знаками в любое время суток стоят машины, в том числе чиновников горисполкома. ГАИ не в силах заставить хотя бы в этом случае соблюдать требования знаков?

В.П.: – Когда местные органы власти выдавали разрешение на размещение по улице Карла Маркса магазинов, банков, никто не предусмотрел необходимость обустройства подъездов и стоянок. Согласно правилам дорожного движения, автомобиль может находиться в зоне действия запрещающего знака при погрузке-выгрузке. Все равно, со стороны дворов подъезда к магазинам нет. Можно ограничить подвозку товаров строго в определенное время, например в ранние утренние часы, когда нет пешеходов и препятствия вдоль обочин не мешают потоку машин. Но введение любых ограничительных норм – воля местных органов власти.

В.Л.: – Допустим, патруль ГАИ станет дежурить в центре города и даже составит несколько протоколов за стоянку в неположенном месте. До тех пор, пока пост дежурит в районе действия знаков, водители не будут там останавливаться. Но как только патрульный автомобиль сменит дислокацию, возле тротуаров снова выстроятся машины. Не может же инспектор ГАИ находиться круглые сутки на одном и том же месте. И вы же знаете, как это, составить протокол на чиновников исполкома. Тот – депутат, тот – еще кто-то…

Когда не так давно исполком принял решение закрыть движение по Карла Маркса, к нам в отдел обратился прокурор города за консультацией, и я ему объяснил, почему такое решение незаконно. Прежде чем закрывать проезд по Карла Маркса, необходимо обеспечить условия для движения транспорта параллельными улицами — Пашутинской, Луначарского, Декабристов, сделать ремонт дорожного покрытия, поставить соответствующие знаки, ограничить стоянку автомобилей у обочин, чтобы не возникало заторов. К тому же, вынося свое решение, исполком не внес изменения в утвержденную дислокацию знаков. Как результат — уже на второй день прокуратура города опротестовала запрет на передвижение улицей Карла Маркса.

– Горисполком разрабатывает новую схему пассажирского транспорта для областного центра. ГАИ привлекают к этому процессу?

В.Л.: – Мы измеряли интенсивность движения в центре Кировограда. При нормативной пропускной способности двухполосной проезжей части 600 единиц в час (чтобы соблюсти безопасные и комфортные условия движения), мы насчитали 760 единиц в час. У нас в городе почти весь общественный транспорт, маршрут которого пролегает через центр, едет именно по Карла Маркса. Года три назад мы сами составили и подали городским властям схему распределения движения транспорта, предложив по Карла Маркса пустить крупный транспорт, а маршрутки-«Газели» развести по ближайшим параллельным улицам. Наши предложения остались без движения, и я вам скажу почему. Когда в исполкоме люди, которым принадлежат маршруты, познакомились с нашей схемой, то их не устроила идея распределить маршрутки в объезд Карла Маркса. Владельцам маршрутов это невыгодно. Вот и получается, что ГАИ предлагает схему регулирования транспортного потока в центральной части города, а нас никто не слушает. Пока владельцы маршрутов будут лоббировать в исполкоме свои интересы, милиция в этом вопросе ничего не сможет сделать, и все попытки рассредоточить движение транспорта по другим улицам ни к чему не приведут.

– Одна из причин аварийности – неудовлетворительное состояние дорожного покрытия. У нас в городе дорожные службы, например, могут срезать слой асфальта, готовя покрытие к ямочному ремонту, и оставить дорогу в таком состоянии на несколько дней. В силах ГАИ повлиять на оперативность восстановления дорожного покрытия?

В.П.: – Милиция не может скомандовать, какой объем работы и в какие сроки выполнять. Мы лишь оказываем помощь в регулировке движения вокруг ремонтируемых участков и расставляем инспекторов там, где нужно перенаправить транспортный поток.

В.Л.: – Согласно нормативам, при ямочном ремонте дорожное покрытие должно быть вырезано и тут же, без промедления, заасфальтировано. Место ремонта необходимо оградить и обеспечить объезд – чтобы не заставлять водителей «прыгать» по ямам. Но, опять же, нарушение технологии объясняется нехваткой средств. Например, срезать слой покрытия могут сегодня – потому что фрезу заказали на определенные дни, а восстановить покрытие только тогда, когда в распоряжении появится асфальт. Я рекомендую водителям, попавшим в ДТП по вине неудовлетворительного качества дорожного покрытия, обращаться в судебные инстанции для компенсации ущерба. Просто у нас люди предпочитают не связываться с судами и органами местного самоуправления. А если бы простые водители выиграли бы несколько судов у коммунальных служб и те были вынуждены оплатить ремонт транспорта, городским властям было бы дешевле латать дороги оперативнее.

– А вам не кажется, что первопричина бардака на дорогах – нигилизм многих водителей, сознательное пренебрежение ими правилами дорожного движения? Выросло целое поколение водителей, которые уверены, что они могут спокойно нарушать правила, и им за это ничего не будет. Даже если попадутся, на месте откупятся от протокола…

В.П.: – Такая ситуация сложилась из-за того, что раньше были низкие штрафы за нарушение правил дорожного движения. Тех же, кто привык нарушать, никакими новыми штрафами не остановишь. Но, я считаю, недобросовестных водителей в процентном отношении – максимум 5%. Эта категория просто не желает понимать, что правила дорожного движения написаны кровью. Взять хотя бы недавнее ДТП, случившееся между Малой Виской и Оникеево. Инспектор ГАИ остановил водителя БМВ за превышение скорости. Составил протокол, предупредил о недопустимости такого поведения на дороге. Водитель иномарки не признал своей вины и заявил, что будет обжаловать протокол в суде. Отъехал с места происшествия и через три минуты снова превысил скорость. Совершая обгон, он выехал на встречную полосу (понадеялся на скорость своей БМВ) и столкнулся лоб в лоб с «десяткой». Итог – пять трупов. Вот такой результат неуважения правил.

– В течение месяца в Кировограде произошли две аварии с человеческими жертвами в районе Лесопарковой-Лелековки. Какие меры планирует предпринять милиция для недопущения повторения кровавых аварий на этом участке дороги?

В.П.: – Там установлено достаточное количество знаков, в дополнение мы выставляем пост ГАИ. Когда в этом районе неделю-две поработает экипаж ГАИ, мы на какой-то месяц приучим водителей соблюдать бдительность.

В.Л.: – Не нужно забывать, что законодатель установил скорость движения в населенном пункте 60 км/час. Плюс допускается превышение на 20 км/час, плюс 1-2 км/час – погрешность радара. Получается 82 км/час. Для нашего города – это огромная скорость!!! А если плохие погодные условия? Мокрый асфальт, обледенение или песочек попадет под колеса? Снизить риск возникновения ДТП и уменьшить количество погибших можно только снижением скорости движения.

В.Л.: – Понятно, что для злостных нарушителей и знак – не указ…

– Могут ли стать альтернативой знаков, ограничивающих скорость, лежачие полицейские? ГАИ располагает возможностью разместить эти приспособления в потенциально опасных местах?

В.П.: – Мы сами не устанавливаем лежачих полицейских, в нашей компетенции – только согласовывать их размещение. Но это не панацея. Возле каждой школы, возле каждого детского садика, оживленного пешеходного перехода преграды не поставишь. Взять аварию на Лесопарковой: инцидент произошел через 50 метров после лежачего полицейского. Здесь, вероятнее всего, сказался фактор водителя.

В этой связи мы запланировали масштабную проверку предприятий общественного транспорта. Мы проверим законность документов водителей, удостоверяющих право перевозить пассажиров, выясним, как водители проходят медицинское освидетельствование перед выездом в рейс, установим, сколько смен они работают без отдыха. 12 часов подряд? 16 часов? Участвовать в операции будут не только инспектора ГАИ, но и сотрудники ОБЭП, которые займутся проверкой, как выигрываются тендеры на маршрутные перевозки, как формируются маршруты движения и т.д.

В.Л.: – Устройства принудительного ограничения скорости (лежачие полицейские) запрещается размещать на магистральных улицах общегородского значения. В Кировограде в двух случаях ГАИ выдавало разрешение на установку этих устройств в виде исключения, из-за особой ситуации. Речь идет о лежачих полицейских по улице Короленко, возле госпиталя, и по проспекту Университетскому, возле КНТУ. На Николаевке это было сделано по просьбе ветеранов. Там действительно опасно переходить дорогу, не каждый водитель сбросит скорость, пропуская старика на костылях. После размещения устройств ограничения скорости возле КНТУ снизилась тяжесть последствий ДТП. Сейчас там нет (трижды стучим по дереву. – Авт.) раненых и погибших, а раньше ежегодно гибло по четыре-пять человек. Может быть, при установке лежачих полицейских и были в чем-то нарушены нормативы их расположения, но ведь сделали лучше!..

Дороги, которые мы не выбираем: 4 комментария

  1. и все "гайцы" как один переквалифицировались в фотографов…

  2. Возле Лианы гаишники вообще устроили пастбище. В часы пик они лишь дежурят, а когда транспорта становится поменьше — регулировщик тут как тут и могут тебя держать на перекрестке 5-7 минут, в то время, когда там всего 5 машин.На себе это испытал. Уж очень долго надо ждать милости "женглера", чтобы с города повернуть на лево. А со знаком "стоянка запрещена" Закон должен быть один для всех. Когда в Добровеличковке спрашиваещь работника ГАИ почему этим ам можна стоять в запрещенной ПДД зоне, а мне нельзя — ответ анекдотический: " А это автомобили работников милиции, суда, прокуратуры и прочих ". Рядом в 50 — 100 метрах автостоянка, но где вы видели, чтобы рукодящее лицо пешком преодолело эту дистанцию. Многое зависит от эфективности работы и авторитета работников ГАИ. А если начальник ГАИ свой джип ставит на тротуаре возле РОВД — то какой уж тут авторитет. Вопрос другой: Откуда джип взялся???

  3. А я то думаю, кому выгоден неработающий сфетофор и не оновленная дорожная разметка на перекрёстке возле "Лианы" — оказывается горисполкому. А добрые гаишники исключительно из альтруистических побуждений и заботы о ближнем там каждый день пасутся Вот ведь какой широты души люди.

  4. …Тот – депутат, тот – еще кто-то…

    Ёлки-палки, а я думал, что все равны перед законом…

Добавить комментарий