Кировоградщина: полёт длиной в столетие

Продолжение. Начало в №№ 8, 10-16, 18 за 2010 год.

Полвека назад начался принципиально новый этап в истории Кировоградщины авиационной. Уже через несколько лет выпускники основанной в 1960-м Кировоградской школы высшей лётной подготовки ГВФ прославят нашу область далеко за пределами республики и даже Советского Союза. Они первыми будут осваивать новую технику и прокладывать маршруты в Заполярье, летать с международными миссиями и правительственными делегациями над территорией десятков стран мира и писать учебники для авиационных учебных заведений… А аббревиатура КШВЛП станет не только одной из визитных карточек Кировограда, но и накрепко свяжет наш город едва ли не с любой точкой земного шара.

КШВЛП: взлёты и падения

Этот год был годом бурного развития гражданского воздушного флота (ГВФ): на воздушных линиях появились самолёты нового поколения — реактивный Ту-104, турбовинтовые Ил-18, Ан-10, которые превосходили своих предшественников по скорости полета в два-три раза, по грузоподъемности – в три-пять раз, по производительности – на порядок. В том числе и поэтому гражданские самолёты отныне становились популярным и массовым видом транспорта. Понятно, что появление столь прогрессивной техники потребовало подготовки новых кадров и переподготовки уже имевшихся. Как известно, авиационные традиции в Кировограде были более чем крепки, к тому же здесь только расформировали авиационное училище.

Базой для создания в городе школы высшей лётной подготовки стал авиаотряд Краснокутского лётного училища – в июле 60-го 18 самолётов Ли-2 с шестью десятками человек командно-лётного и инженерно-технического состава прибыли в Кировоград…

Первым исполняющим обязанности начальника КШВЛП стал Алексей Федотов.

Уроженец Харьковщины, он прошел войну, до 1948-го был воздушным стрелком в составе советских войск в Северной Корее. Нашему училищу он отдал без малого три десятилетия.

Как пишет в своей книге Борис Чижов, «только с 1987 года он стал настоящим пенсионером, узнавшим все “прелести” периода перестройки и первых лет независимости Украины. Так и не дожив до нормальной пенсии, он умер в материальных лишениях в 2002 году. Похоронен Алексей Васильевич на Ново-Лелековском кладбище города Кировограда».

Не менее печальным был итог жизни командира одного из эскадрилий авиаотряда №1- Ивана Дикого. С лётной работы он ушел на пенсию ещё в 1978 году, но продолжал работать инструктором.

В начале 90-х годов по состоянию здоровья он уже не смог работать и остался одиноким пенсионером, получавшим всего 49 гривен. Заслуженный человек и специалист, пилот 1-го класса вынужден был обратиться к руководству КВЛУ, чтобы его поставили на довольствие в курсантскую столовую. Там он и питался до самой смерти…

1 мая 1961 года. Первый выход колонны Кировоградской ШВЛП на демонстрацию трудящихся. С этим периодом истории кировоградской авиации связаны несколько трагических событий. На 4 апреля 1962 года были запланированы полеты экипажей и слушателей школы. Дальше – рассказ тогдашнего бортмеханика Николая Дементьева, который в тот день едва не погиб в страшной катастрофе.

«С утра выдалась туманная промозглая погода. К тому же на стоянке самолётов Ил-14 страшно выла собака. Никакие увещевания на неё не действовали, даже кусок бутерброда с колбаской не смог остановить этот вой. В конце концов, в погоде появились просветы, и экипаж командира корабля Ивана Тимофеевича Фролова вылетел со слушателями на аэродром Счастливая. Полёты проходили в строго установленном порядке.(…) Слушатели получили необходимое количество контрольных полётов с инструктором. Затем командир оставил экипаж наедине со слушателями. Экипаж в самостоятельном полёте спокойно взлетел, выполнил полёт по кругу. На посадочной прямой выпустил закрылки на 45 градусов. Спереди приближалась широкая, почти трёхкилометровая грунтовая полоса. Слушатели чувствовали себя уверенно и спокойно. Перед самым выравниванием самолёт резко накренило на угол почти 90 градусов. Он крылом коснулся земли, крыло отвалилось, и на скорости около 200 километров в час начало постепенно разваливать фюзеляж, а членов экипажа через разломы выбрасывать на землю. Только чудом все остались живы и невредимы, отделавшись ушибами….»

А 1 февраля 1963 года на аэродроме Кировоград в сложных метеорологических условиях произошла катастрофа самолёта Ли-2. Тогда погибло три члена экипажа. Бортрадист Михаил Гарнага остался жить, но без одной ноги. По странному совпадению, командиром этого экипажа был…тоже Фролов, но Алексей Никифорович.

В 1966-м, зимой, в КШВЛП активно выполнялись полёты на малых высотах. 30 января погода была особенно неблагоприятной, тем не менее, от запланированных вылетов решили не отказываться. В результате один самолёт под командованием Петра Бреуса не вернулся – зацепился за курган в районе Великой Виски, один слушатель погиб. Был громкий разбор с оргвыводами и перестановкой командного состава. Уже после увольнения с должности командира авиаотряда №1 школы по индивидуальному контракту в Афганистане летал Виталий Сайкин. 24 апреля 2006 года на аэродроме Лашкаргах произошла катастрофа самолёта Ан-32, командиром которого был Виталий Иванович. Известно только то, что на борту воздушного судна находилась комиссия по борьбе с наркотиками. Непосредственно перед посадкой самолёта на полосу вдруг выехал грузовой автомобиль. Избежать столкновения, видимо, можно было, только перепрыгнув через грузовик. Столкновения не произошло, но самолёт рухнул на землю, и Виталий Иванович погиб…

Кировоградское лётное – городу и миру

Понятно, что история КВШЛП – это не только трагические эпизоды, аварии и катастрофы. Все годы школа выпускала высококлассных авиаспецов, развивалась её инфраструктура. Так, например, в книге «Кировоградское летное» под общей редакцией Михаила Ивановича Рубца, долгое время возглавлявшего нынешнюю ГЛАУ, читаем, как методом народной стройки был построен Дом культуры «Авиатор», созданы зона отдыха с искусственным водоёмом, садовое товарищество имени Тимирязева. Построены семь жилых домов, 4 общежития, 4 магазина, водонасосная станция, две котельные, проведена газификация авиагородка… На территории ШВЛП были открыты аптека, хозяйственный и книжный магазины, парикмахерская, сберкасса и пошивочная мастерская. За успехи в труде 17 человек были награждены орденами и 12 — медалями…

В это время выполнял правительственные задания по транспортировке войск Варшавского Договора выпускник первого набора штурманского отделения КШВЛП Юрий Сорокин – заслуженный штурман СССР…

На самолёте Ту-154 открывал трассы по Заполярью Вячеслав Гажур…

Ещё один выпускник школы – Валерий Марков – стал автором учебника для высших лётных учебных заведений «Воздушная навигация»…

Трижды участвовал в высокоширотных экспедициях выпускник второго набора штурманского отделения Валерий Сорокин. Он отмечен за мужество и умелые действия в воздухе в аварийной ситуации: в 1979 году после взлёта на аэродроме Ташкент на самолёте Ту-154 произошёл отказ трёх двигателей. Экипажу удалось запустить их в воздухе и произвести вынужденную посадку на аэродроме Чимкент…

Обучал ливийские экипажи спецприменению самолёта Ан-26 Олег Коршунов. Неоднократно он демонстрировал самолёты «Ан» во Франции, ПНР, НРБ, ФРГ, ЧССР, Сирии, Ираке, Ливане, АРЕ, Марокко, Алжире, Индии, Афганистане, Эфиопии, Чаде, Либерии, Тунисе, Бирме, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах…

Владимир Биркин — участник авиаобеспечения советско-канадской экспедиции через Северный полюс. Обеспечивал работу полярников в Арктике и Антарктиде, а также подтверждение лётно-технических характеристик самолётов Ан-74 и Ан-28 на станциях СП-27, СП-28, СП-29, Земля Франца Иосифа, Новая Земля, остров Жохов, остров Средний; в Антарктиде: Беллинсгаузен, Новолазаревская, Молодёжная, Мирный, Мак-Мердо, Комсомольская, Дружба, Союз-3, Бангер, посадки на куполе и на айсберге. В 1994 году участвовал в тушении пожаров в Португалии и Испании…

Выполнял полёты на острова и дрейфующие льдины в Северном Ледовитом океане Виталий Мартынюк…

Вместе с экипажами МААК «УРГА» выполнял полёты по линии ООН в Сомали, Западной Сахаре, Мавритании и Анголе выпускник 4-го набора штурманского отделения Александр Стасюк. С 1969 года он четырежды избирался депутатом Кировоградского городского совета…

Настоящим артистом-самородком был штурман-инструктор Валерий Явич — концерты самодеятельного коллектива, в котором Валерий Павлович был бессменным ведущим и солистом, проходили с большим успехом не только в Доме культуры, но и в других клубах города Кировограда. Гастролировал коллектив и в других учебных заведениях гражданской авиации — в Риге, Ульяновске, Сасово…

В авиасалонах США, Таиланда, Ля Бурже, Дубай, Фарнборо, Дели тогда неоднократно звучало имя Сергея Слипченко. Также он с 1980 по 1983 год летал в президентском экипаже самолёта Як-40 в Малагасийской Республике на острове Мадагаскар. Начиная с 1989 года Слипченко был в составе экипажей ОКБ Ильюшина, Сухого и Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова.

Выпускник нашей «лётки» Николай Селянко ещё несколько лет назад возглавлял Киевскую службу обслуживания воздушного движения аэропорта «Жуляны»…

Выпускник КШВЛП 1970 года Геннадий Губарев – Герой Экваториальной Гвинеи. Одним из первых в Советском Союзе был переучен на самолет Ан-32 и на таком же воздушном судне многие годы служил штурманом личного самолета президента этой республики.

Вячеслав Водопьянов стал одним из зачинателей создания «Украероруха» — единой гражданской и военной системы управления воздушным движением, которая действует во многих европейских странах. Осенью 1993 года он стал помощником генерального директора этой, рождённой с его участием организации, затем – административным директором этого же предприятия…

Конечно же, рассказывая о выпускниках КШВЛП, нельзя не упомянуть об известном в Кировограде и далеко за его пределами Леониде Шмаевиче (на фото). В отличие от большинства бывших курсантов, чьи имена хорошо известны в основном в лётных кругах, имя Шмаевича у кировоградцев на слуху..

В 1968 году он был зачислен курсантом на диспетчерское отделение КШВЛП. 15 сентября 1970 года окончил полный курс обучения с отличием по самолётовождению. Получив квалификацию диспетчера службы движения, был оставлен в КШВЛП (затем – Кировоградское лётно-штурманское училище гражданской авиации). На протяжении 1971 года он окончил отделение навигации КЛШУ и с февраля 1972 года был переведен на лётную работу в экипажи самолётов АН-24УШ в качестве штурмана-инструктора. В декабре 1979 года в его послужном списке появилась благодарность за правильно принятое решение в экстремальной ситуации в полёте.

После прекращения деятельности КЛШУ он вместе со всем лётным составом был с 6 января 1986 года переведен в третий лётный отряд Кировоградского высшего лётного училища гражданской авиации и продолжал летать в экипажах самолётов Ан-24 и Ан-26 в том же качестве — штурмана-инструктора. В январе 1992 года его назначили штурманом авиационного отряда. На счету Леонида Израилевича – 11 тысяч часов безаварийного налета. По окончании лётной карьеры Леонид Шмаевич предложил основать на базе КВЛУ международную авиационную компанию, 51% акций которой должны принадлежать Украине за счёт передачи ей основных фондов на эту сумму. В то же время Шмаевич говорил о необходимости расширять международные связи для привлечения иностранных слушателей, оплата за обучение которых помогла бы существенно вывести лётный ВУЗ из создавшихся в первое постсоветское время затруднений. С 1 ноября 1992 года он стал коммерческим директором КВЛУ ГА, работая над созданием авиакомпании, которая, кроме всего прочего, могла ещё и кардинально разрешить вопрос создания рабочих мест для лётного и инженерно-технического состава и дополнительного налёта на воздушных судах для курсантов и слушателей КВЛУ. А 15 июля 1993 года Леонид Израилевич Шмаевич был назначен генеральным директором вновь созданной авиационной компании «УРГА».

Но «УРГА» – это, как говорится, уже совсем другая история…

Продолжение следует.

P.S. Мы ни в коей мере не претендуем на полное и исчерпывающее повествование о славной истории одного из самых престижных вузов области и страны. Увы, не имеем мы и технических возможностей подробно рассказать обо всех эпизодах биографий кировоградских лётчиков этого периода, и площадей для того, чтобы даже назвать всех без исключения поименно. Всех, причастных к воздушной истории Кировоградщины и её непосредственных участников, по-прежнему отсылаем к летописцу кировоградской авиации – неизменному нашему соавтору Борису Игнатьевичу Чижову и его книге «В небе Кировоградщины».

Кировоградщина: полёт длиной в столетие: 12 комментариев

  1. Юрий Павлович привет!В 69г окончил ШВЛП д-р 32 к/о 12 рота ком.Вишневский.69-84 Кишинев,84-07 Мыс-Каменный.07 на пенсии.Выходи на "Скайп"логин (george20565),буду рад общению.С ув.Катеринич.

  2. Влад привет!Дай наколку.Твой "Скайп" уменя не прошел.Мой "Скайп" (george20565).Выходи на связь.Буду рад общению.С ув.Катеринич.

  3. приветствую всех,кто читает эти строчки.Я окончил КШВЛП в 1968 г. 9-я рота,23кл.отделение.Работал в Душанбе,Ленинабаде,Ленинграде,где сей/час и живу на пенсии с 2002 года.Случайно увидел моего приятеля детства Катеринича Жору.Если увидишь моё сообщение,прошу откликнуться.Или по Скайпу:palych0755

  4. кто помнит напишите,буду признателен.

  5. Кто помнит выпуск штурманов 1967 года прошу откликнуться. Буду рад в переписке.

  6. В 1969 году я окончил ШВЛП по спец.диспетчер.12 рота 32 кл. отделение.2007 на пенсии.Стаж 37 лет.Если ответишь,буду рад.С ув.КАТЕРИНИЧ.

  7. Случайно увидел этот рассказ о моём КШВЛП ГА.
    Такое не забывается.Помню всех из нашего 7-го
    взвода,3-ей роты.Учились с удовольствием.В 2005 году специально заехал в Кировоград пос-
    мотреть на памятные места через 40 лет.Иногда
    во сне продолжаю летать,и думаю не я один.

  8. Кстати здесь есть мой дед. видели какой он был в то время когда взяли интервью.

  9. В 1970 году я окончил ШВЛП по специальности диспетчер.14 рота,7 отделение.В 2010 году стаж моей работы в г.Ижевске 40 лет,продолжаю работать.Откликнитесь,давайте организуем встречу.
    Баранов Ю.П.

  10. Я Шамиль Халитов поступил в 1967г. сначала 15 рота, а затем 1 рота к-р роты Снежко А.П.

  11. В 1970 году я окончил отделение диспетчеров Кировоградской ШВЛП, 14 рота, 10 отделение. Распределился в Якутск, где проработал до 1974 года. Ушёл в армию. Летал штурманом до 1984 года. В 1977 году стал штурманом ! класса. В марте 1984 года списали по здоровью с лётной работы. Перешёл на военный сектор РАС УВД » СТРЕЛА » в Ростове-на Дону. В 1991 году перешёл начальником Командного пункта в авиацию Внутренних войск. Ушёл на пенсию по состоянию здоровья в декабре 1999 года в звании майора. Живу в Ростове. Откликнитесь однокашники! Знаю, что Володя Нагорный живёт в Челябинске, а старшина нашей роты — Толя Серветник был в Борисполе, Сергей Москалёв — в Кольцове, а больше ни о ком не слышал, хотя у меня есть полный список всей нашей роты — » роты махновцев «, как нас называли по прозвищу нашего командира роты. Откликнитесь дорогие друзья-однокашники !

  12. Здравствуйте.Анатолий! Я Людмила Качалова.разыскиваю человека.Вашего тезку по имени и фамилии.в 1970 году он тоже работал диспетчером в Якутске.Родился в Кустанае,срочную службу проходил в Бобруйске, БССР.потом училище и работа.да, родился он 23 декабря. больше ничего о нем не знаю. Если Вы встречали его -отзовитесь,расскажите! А может быть Вы и есть он? Это будет чудо! С благодарностью и уважением. Людмила.

Добавить комментарий