«Пролiсок»: 40 лет весны

Если бы в далеком 1970 году Анатолию Короткову, тогда еще всего лишь перспективному хореографу, который ходил по кировоградским школам и обещал золотые горы всем, кто захочет записаться в новый ансамбль без собственного зала и даже имени, сказали, что через 40 лет его коллектив будет известен во всем мире, станет желанным гостем на всевозможных международных фестивалях и соберет целую коллекцию наград, получит в подарок путевку на Канарские острова, а французские дипломаты будут ему рукоплескать стоя, он бы, наверное, не поверил. А может быть, и поверил бы – по-другому Анатолий Егорович не может. Все, что он делает, – делает блестяще и сейчас может по праву гордиться своим детищем.

23 апреля лауреат международных конкурсов, народный хореографический ансамбль «Пролісок» отметил свое 40-летие праздничным концертом в областной филармонии. В преддверии юбилея мы поговорили с его основателем, директором гимназии-школы искусств, народным артистом Украины Анатолием Коротковым.

40 лет – целая жизнь. И сложно уместить ее на одной газетной полосе. Тем не менее, мы попробуем. Идея возникновения названия, ставшего сейчас брендом, символом не только Кировоградщины, но и всей Украины, возникла абсолютно случайно. Детский танцевальный коллектив Анатолия Короткова давал тогда свой первый концерт, и родители ребят после выступления буквально усыпали сцену нежными весенними фиалками и подснежниками. И кто-то из них сказал: «Вот вам и название!»… Потом «Проліску» дарили шикарные букеты и целые охапки роз, но те, первые цветы, вошли в историю коллектива и остались в памяти его руководителя навсегда.

– Анатолий Егорович, как все начиналось?

– Я тогда работал в «Ятрани», вел там танцевальную студию. С первого дня я ходил по школам, искал желающих, – рассказывает Коротков.

Поначалу он буквально заманивал к себе детей, чем мог. И дело пошло. Уже через год работы «Пролісок» выступил в столичном Дворце «Украина»… Вроде бы и простенький танец показали, но весь огромный зал рукоплескал стоя. Кировоградский ансамбль сразу же получил диплом лауреата 1 степени. После этого во Дворец пионеров, где Коротков делал набор, протолкнуться было нельзя, стояла огромная очередь из детей и родителей.

– Иногда я сразу определял талант, а иногда он «прорезался» позже. Бывает, смотришь и не понимаешь, как вдруг из такого себе гадкого утенка шикарный лебедь получается…

– За 40 лет у вас выросло несколько поколений танцоров. Расскажите о первом «призыве», кто у вас танцевал, где эти люди сейчас?

– Я набрал первый раз 2 группы, всего 40 человек. Помню очень интересного по характеру мальчика Шилова Юру, он придет на наш юбилейный концерт. Рядом с нами была спортивная школа, его родители там работали и почему-то привели ребенка к нам. Ну такой он разбитной был, просто неуправляемый. А потом остепенился, стал очень прилежным танцовщиком, когда закончил школу, поступил в Харьковский политех, вернулся в Кировоград, танцевал в ансамбле «Ятрань». Юра Сивоконь тоже был солистом, уехал учиться в Москву, в институт культуры, закончил балетмейстерский факультет, вернулся к нам, работает хореографом…

Олег Пивнев, яркий такой. Он сейчас живет в Санкт-Петербурге, сегодня выехал в Кировоград. Как он за нас все время переживает, следит, душой и сердцем остается с «Проліском»! Мы вот были на гастролях в Париже, так он к нам туда прилетал даже. Кто еще? Толя Маленко, он женился на нашей девочке Ире, служил в войсках Северного флота, потом уехал на Кубань, там танцевал, сейчас ведет самостоятельный ансамбль, тоже приедет к нам с женой и детьми. Много вообще союзов у нас складывалось, так получается, все время вместе же, как одна семья…

Мои воспитанники сейчас солисты Красноярского ансамбля танца Сибири, это академический ансамбль, известный во всем мире, смотрите, вот телеграммы прислали, – показывает с гордостью. – А вот поздравление от заслуженного артиста России Андрея Гоцы, а вот – из Запорожья… Это все – первый выпуск, а времени-то сколько прошло…

Мои ученики, я знаю, по всему миру разъехались: многие работают в шоу-группах Германии, Израиля, Японии, Китая, Греции, Таиланда, выступают на шикарных огромных сценах… Все они очень востребованы за границей, многие там жить остались…

Всего за 40 лет существования «Проліска» Анатолий Коротков подготовил 30 выпусков танцовщиков, более 4 тысяч человек прошло его школу.

– Я их всех помню. Иногда заходят уже взрослые люди, лет под 50, и я всех узнаю: Витя, Саша, Миша…

Снова переносимся в прошлое. «Пролісок» тогда не имел своего помещения, они кочевали по всему городу, из зала в зал, то там арендовали помещение, то тут, кто где примет… Ансамбль, на то время насчитывающий 500 человек, уже узнали, полюбили, оценили, стали приглашать в разные регионы Советского Союза на гастроли, много раз коллектив ездил в Болгарию, побывал на Всемирном фестивале молодежи в Москве, получил республиканскую премию им. Островского и высшую награду – премию Ленинского комсомола. Наш ансамбль, кстати, был единственным детским, кто удостоился такой почетной награды.

Именно тогда Анатолий Коротков решил создать самостоятельную школу искусств – коллектив рос, а помещения своего не было даже в перспективе. И в середине 80-х он выступил с таким предложением. Областная власть одобрила, и при помощи родителей, преподавателей буквально за 10 месяцев подготовили шикарное помещение – 3 балетных зала, костюмерная, классы, раздевалки. «Когда к нам на республиканский семинар люди съехались, все мне завидовали», – улыбается Анатолий Егорович.

И по сей день по материальной базе с гимназией Анатолия Короткова никто не может сравниться.

Маэстро вспоминает, как в Москве, на Шаболовке, на Центральном телевидении, о нашем ансамбле сняли фильм, его показали на весь Советский Союз. Тогда Анатолию Егоровичу передали целых два мешка писем от людей, которые стали поклонниками его таланта. После выхода фильма в эфир в Кировоград откуда только ни съезжались коллеги Короткова на «Пролісок» посмотреть: из Прибалтики, Средней Азии, Белоруссии, Сибири. 4 раза на базе своей школы он проводил всесоюзные фестивали «В кругу друзей». По тысяче человек принимали – морока, конечно, но как же почетно!

– В 1989 году я открыл кафедру хореографии, тогда это было ноу-хау в системе образования СССР, а на данный момент в 21 университете Украины занимаются по моим программам. И сейчас наша гимназия – номер 1 в Украине, с нами никто не может соревноваться, – имея все на то основания, утверждает Коротков.

– Ваш коллектив славится жесткой дисциплиной, определенной корпоративной этикой. Вы же не только учили танцевать, но еще и воспитывали просто хороших, правильных людей…

– Я знаю семью каждого своего ученика. Все под моим контролем, никого не обойду вниманием, за каждого переживаю. Особенно за ребят, у которых неполадки дома. Вот, например, один мальчик в 7-8 классе пережил развод родителей. Очень тяжело ему было, никак в голове у ребенка не укладывалось, что папа ушел из семьи, он стал пропускать занятия в гимназии, перестал ходить на репетиции. И мне надо было его отчаяние «сломать». Я заменил ему тогда и отца, и мать, был и директором, и родным человеком. И переубедил все-таки! Но на это понадобился целый год… Сейчас это прекрасный юноша, студент 3 курса киевского института культуры.

У меня курить нельзя, я за этим жестко слежу, даже студентами они становятся, а от меня с сигаретами бегают. У нас формируется определенный стиль поведения, культура – в помещении гимназии никто не ходит в зимней обуви, все переобуваются, переодеваются. Все у нас одеты скромно, с иголочки, аккуратные прически: никаких челок на глаза, косметики. Девочки даже не возмущаются – они так привыкли с детства и другого просто не знают.

– Расскажите, а как вас в советское время выпускали за рубеж? Проблем не было?

– Ну Болгария, где мы были 12 раз, не считается. Чехия, Венгрия тоже… Помню первую поездку в страну капиталистического лагеря – ФРГ. Выпустили нас нормально, визы оформили через Москву. Нам доверяли, я был проверенным руководителем. Все прошло без проблем, единственное – мы ехали автобусом, красным таким «Икарусом». Немцы уже тогда на него смотрели, как на вчерашний день, в Германии уже давно были более современные модели. Наш автобус они все время фотографировали, как диковинку…

«Пролісок» объездил тогда много немецких городов, собирал многотысячные площадки… Так же, впрочем, как и во Франции, где ансамбль был на двухнедельных гастролях, центральной частью которых стало выступление для членов дипломатического корпуса в одном из парижских театров. Тогда французский импресарио так консулам и заявил: «Искусство начинается на востоке…» После той первой поездки французы приглашали кировоградцев еще раза четыре – так им понравилось!

Возить такое количество детей – это огромная ответственность. Одна такая поездка стоила Анатолию Короткову преждевременной седины. И именно ее он привел как ответ на вопрос – «Какой эпизод за 40 лет работы вам больше всего запомнился?»

– Мы работали во Дворце «Украина» на новогодней елке. Два выступления днем, вечером… Помню, было 13 января, зима лютая, снегом все замело. А мы должны были вечерним поездом домой возвращаться, сотню детей привезли на железнодорожный вокзал. Но никто же не предупредил, что поезда ходить из-за заносов перестали. Народу – тьма! И мы с ребятами попадаем в человеческую лавину. Масса людей движется хаотично, и среди них мои дети – с костюмными чемоданами, подарками… Они просто растворились в толпе, собрать, отыскать их было просто невозможно. Они пропали… Не знаю, как я прорвался к замначальника вокзала, взял громкую связь и стал звать: «Дети из Кировограда, это я, Анатолий Егорович! Услышьте меня, пожалуйста, подойдите все туда-то… Люди, помогите им собраться…» И я потом лезу, проталкиваюсь к тому месту, которое назвал, и тут слышу – кто-то рядом плачет. Откуда только силы взялись, я растолкал всех, кто был рядом, разметал буквально толпу… Одну группку нашел – отправил на второй этаж, другую… Часа три я их собирал. Когда все уселись в вагон запоздавшего поезда, и я их пересчитал – все до единого на месте, – то сел рядышком без сил, и руки опустились…

И еще один случай запомнился Короткову. Он приключился с Олегом Пивневым. Человек 80 из ансамбля тогда поехали на гастроли в Ленинград. На фестивале они заняли призовое место, и организаторы наградили «Пролісок» трехдневным туром по озерам – аж до Карелии.

– Уже возвращаемся на корабле обратно и тут видим – Пивнева нет. Садился на борт? Садился. Но куда-то пропал! Все до единой каюты обшарили, уже 12 часов ночи… Иду к капитану, думаю, надо объявлять SOS, а что делать? Поднимаюсь в отчаянии наверх – а тут наш Олег сидит с двумя девочками-официантками, они его угощают, развлекают. У меня дар речи пропал. В голове одно пронеслось: слава Богу, жив…

Он хочет еще много рассказать о своих детях, а вот о кубках, наградах, призах не говорит ни слова. Хотя все полки в директорском кабинете уставлены блестящими статуэтками и рамками. Каждая их них имеет свою историю, в каждую из побед вложена душа.

– Какая самая дорогая?

Анатолий Егорович теряется.

– Премия Ленинского комсомола… Это был еще 1986 год … В 1997 году у нас было очень значимое событие – сольный концерт, премьера на сцене Национального оперного театра Украины. Никому еще из детских коллективов не удавалось здесь выступить. Театр был битком набит. После триумфального окончания ко мне подошла одна очень известная в мире балета женщина, народная артистка, и говорит: «То, что я сейчас видела на сцене, – глоток свежего воздуха», обняла меня, поцеловала. В тот же год как раз после этого концерта «Пролісок» отправили в Витебск, защищать честь Украины на «Славянском базаре». Ансамбль там завоевал гран-при за лучшую шоу-программу.

А в 2002 году был уже успех на мировом конкурсе хореографического искусства, который проходил в Италии. 2 серебряных и один золотой кубок увезли кировоградцы с собой – собственно, всю коллекцию «дельфинов». Они купались в лучах славы, их стали наперебой приглашать на фестивали – то в Португалию, то в Испанию. И здесь – блестящая победа. Как подарок – неделя отдыха на Канарах, на острове Тенерифе.

– Гостиница буквально «стояла ногами в океане», мы даже не выходили на берег, а из отеля в воду прыгали, – вспоминает отдых Анатолий Егорович. В этом году он тоже попытает счастья в Испании – «Пролісок» опять приглашен на фестиваль, в числе победителей последних 25 лет.

А следующий диплом особенно дорог сердцу бессменного руководителя – победа на Всеукраинском фестивале народной хореографии имени Вирского. Кировоградский ансамбль в честной борьбе обошел целых 1458 украинских коллективов и получил долгожданный гран-при.

– Вы же, как тренер у бортика. Наверняка волнуетесь во время выступления за своих подопечных?

– От меня уже ничего не зависит. Это просто показатель результата многолетней работы. Каждый раз сжимаю кулаки, каждый раз думаю: «Гори оно все пропадом, в последний раз тут переживаю…» А потом проходит пара дней, треволнения забываются, и все начинается сначала… 40 лет из своих 66-ти я на одном месте. Я даже не воспринимаю свой возраст, вот 50-летие «Проліска» отметим, тогда и посмотрим. И если меня спрашивают: «Ну когда ж ты, наконец, успокоишься?», я отвечаю: «Я просто об этом не думаю!»


Редакция «Украины-Центр» присоединяется ко всем поздравлениям в адрес коллектива и желает «Проліску» дальнейших творческих побед.

«Пролiсок»: 40 лет весны: 1 комментарий

  1. На улице Володарского расположен один из корпусов "Пролиска".В советское время и первые годы "незалежности" ,его украшало панно-мальчик и девочка в пионерской форме и они же,но в национальных украинских костюмах.После ремонта,лет семь-восемь назад,осталось изображение последних.На мой взгляд, знаковое решение,характеризующее современное отношение к советскому прошлому.

Добавить комментарий