«Пектораль»: история успеха

История успеха консалтингового предприятия «Пектораль», возглавляемого Александром Поляновским, — хрестоматийный пример того, как, никого не обманув и ничего не украв, можно даже в самые лихие переломные годы крепко встать на ноги, закрепить результат и тем самым доказать всем и прежде всего самому себе, что честный бизнес вести действительно выгодно. Ведь деньги, как говорил Ротшильд, приходят за минуту, а репутация зарабатывается десятилетиями. И, наверное, основной, как сейчас говорят, мессидж нашего интервью с директором предприятия можно свести к фразе, услышанной именно от героя публикации: «Когда человек не знает, куда плыть, для него нет попутного ветра…»

Когда-то в середине 90-х в офис молодой фирмы заглянули бритоголовые братки. Дань собирать, как тогда было принято. Развалились в кресле, лениво поинтересовались у Александра Алексеевича, чем он тут занимается. «Консалтингом», — невозмутимо ответил директор. Народ призадумался, извилины зашевелились: «Че это такое?» «А вы пойдите, узнайте, а попозже встретимся», — посоветовал Поляновский. Ребятки убрались восвояси — советоваться со старшими. Ушли, да так больше и не приходили.

С тех пор прошло много лет. Новый вид деятельности — независимая оценка движимого и недвижимого имущества — стала набирать обороты. Какое-то особое внутреннее чутье директора не раз спасало фирму от краха, и она уверенно обходила подводные камни. «Бизнес — это как езда на велосипеде. Если ты перестал крутить педали — упал. Мы не бюджетная структура, где кто-то платит за тебя коммунальные услуги, покупает бумагу. Здесь надо постоянно двигаться, иначе свалишься. Многие люди, которые со мной начинали, были как те гребцы в лодке: смотрят в одну сторону, а плывут в другую. Мы же четко видели цель. Вы знаете, можно было поступить, как остальные — “на авось” и даже получить миллионы — сразу. А я словно между каплями дождя прошел, от соблазнов отказался, и сейчас работаю, а их… просто не стало».

25 апреля «Пектораль» празднует юбилей. Ровно 15 лет назад предприятие состоялось как оценочная компания, в тот день был сделан первый отчет, и история успеха начала отсчет времени. 15 лет — много это или мало? Судите сами.

— Вы помните, как все начиналось?

— До прихода в консалтинг чем я только ни занимался. Открывал салоны видеопроката, студии звукозаписи, торговал стеклом, посудой, стройматериалами… Попробовал себя во всем. И понял, что вырос из этих видов бизнеса. Хотелось чего-то более основательного.

Шел 1995 год. Наконец-то и в Кировограде заговорили о приватизации и неотъемлемом её инструменте — независимой экспертной оценке имущества. В общем, назрела необходимость в услугах оценочных компаний. И хотя в Европе институт оценки существует не первое столетие, у нас он вплоть до развала Союза не был востребован, поскольку не было рынка — цены диктовало государство, и ни о какой независимой оценке даже речи быть не могло. И вот в апреле на одном из областных совещаний хозяйственного актива тогдашний начальник Кировоградского регионального Фонда госимущества Леонид Твердоступ проинформировал присутствующих о том, что его ведомством уже подготовлен ряд объектов для приватизации, но в области нет предприятия, у которого были бы и опыт оценки, и генеральное соглашение с Фондом государственного имущества Украины, дающее право на выполнение подобных работ.

Надо сказать, что у нас на тот момент не было ни первого, ни второго. Тогда, честно говоря, вообще ничего не было: ни офиса, ни оргтехники. Одно только название, даже отдалённо не имеющее отношения к оценке, и ничем не подкреплённые оптимизм и вера в то, что если не мы, то кто же? Впрочем, кое-что на тот момент у нас всё же было. И это «кое-что» называлось «Увекон» — одно из первых в Украине консалтинговых предприятий, имеющее и опыт работы, и разрешительные документы на оценку имущества, а самое главное у нас с «Увеконом» и тогда, и сейчас были добрые партнерские отношения, благодаря чему наши первые робкие шаги в совершенно новом бизнесе оказались успешными. И в результате три объекта, шедших на приватизацию, были нами оценены.

Удача окрылила и придала уверенности: нам это по плечу. Свою первую лицензию мы получили 31 августа 1995 года, но уже в январе следующего года её утратили. По стране тогда прокатилась показательная порка субъектов оценочной деятельности с аннулированием ранее выданных лицензий. Затронула эта кампания и нас. Это была катастрофа, мы ведь только стали на ноги, только почувствовали вкус нового, еще мало кому известного в стране бизнеса. У нас оставалось два выхода: создать новое предприятие и получить новую лицензию, что, кстати, успешно проделали 99% предприятий, подобно нам, попавших под «раздачу», или предпринять безнадежную, на первый взгляд, попытку доказать незаконность лишения нас права работать. Мы выбрали второй путь и… победили.

Не скрою, не без колоссальной помощи того же «Увекона». Менее чем через три месяца мы вернули свою лицензию, сохранив репутацию и название фирмы. Это был нелегкий период. Не было заказов. С нами опасались иметь дело, не верили в то, что всё разрешится в нашу пользу… Но мы тогда хорошо узнали, кто есть кто. Замечательно о подобном написал И. Губерман: «То время, когда падал и тонул, для многих было столь же непогоже. Я помню, кто мне руку протянул, а кто не протянул, я помню тоже…»

15 лет проработать под одним названием — уже о чем-то говорит. Понимаете, многие мои коллеги уже несколько раз меняли бренд, чтобы таким образом отрезать шлейф прежних сомнительных дел: малая, большая приватизация — там же находиться в правовом поле достаточно сложно. А мы выдержали…

— Научно-исследовательское консалтинговое предприятие — название-то витиеватое… В чем заключается «научность», «исследования» и советы какого рода вы даете?

— Все более чем банально. В 90-е годы у людей появилось негативное совковое отношение к слову «фирма». И в процессе перерегистрации мы написали вот это название, которое вообще мало кто мог понять. Хотя на самом деле все точно. Ведь каждая оценка — это научное исследование, серьезный труд. Только кажется, что все так скучно, но на самом деле без творчества в нашем деле не обойтись. Здесь надо быть и инженером-строителем, и экономистом, и финансистом, и бухгалтером, и аналитиком, нужно иметь жизненный опыт, быть риэлтором, то есть знать рынок…

А советы… Суть консалтинга сводится к тому, что человек приходит к тебе с проблемой, связанной с приватизацией, собственностью, недвижимостью, и ты профессионально эту проблему решаешь, но за деньги клиента. Я абсолютно уверен, что есть вещи, на которых нельзя экономить: на юристах, адвокатах и оценочных специалистах. Можно сэкономить сотню долларов, а потом потерять тысячи. Поэтому, если люди хотят на самом деле получить качественную оценку рыночной стоимости объекта, они обращаются к нам, а не в фирмы-однодневки, которые за сто долларов напишут любую цифру, поставят печать, а потом исчезнут. А за мной иконостас лицензий, которые очень сложно было получить, но очень легко потерять. И мы своей репутацией дорожим, поэтому от любых сомнительных заказов отказываемся без сожаления.

— Откуда взялось такое специфическое название — «Пектораль»?

— Ничего романтического. Я учился в Киевском институте народного хозяйства, и рядом с общежитием находился ресторан «Пектораль», где проходили все наши студенческие застолья, отмечались свадьбы, разводы, дни рождения. И вот когда встал вопрос, как же красиво назвать предприятие, я вспомнил об этом слове. Оно звучное, как колокол, мне понравилось. Потом мы на эмблему уже саму скифскую пектораль поместили, и она людям запомнилась…

— Вообще-то пектораль «она», а ваше предприятие многие называют «он». Потому что директор — мужчина?

— Я даже не знаю, почему так прижилось. Иногда люди даже звонят по телефону и просят Александра Алексеевича Пектораля. Я уже устал поправлять. Как привыкли, пусть называют (смеется. — Авт.)

— И к чему за 15 лет вы пришли?

— Нынешнее состояние дел в стране — не лучшее время для искреннего ответа на этот вопрос. Многие пришли к краху. А я честно скажу: нам есть, чем гордиться. Несмотря ни на что, мы работаем. Да, приходилось оптимизировать, сокращать расходы, но людей и накопленный интеллектуальный потенциал мы не растеряли… Просто на какое-то время затаились, чтобы с новыми силами работать дальше. У нас уже есть 11 филиалов по области, в Киеве, Николаеве, Харькове, Кривом Роге, Евпатории. Все на свете — купля, продажа, дарение, вступление в наследство, приватизация, санация, банкротство, раздел имущества, получение кредитов под залог — по процедуре делается только через оценку не декларируемой, а реальной рыночной стоимости объекта. И на сегодняшний день мы просто захлебываемся от заказов.

О перспективах я бы сказал так: мы очень правильно поступили, что не складывали яйца в одну корзину. Оценка — это хорошо, но делать упор только на нее нельзя. Поэтому мы постоянно что-то новое придумываем: есть оценка недвижимости, а давайте еще займемся оценкой земли, а после — землеустройством? Хорошо. Но как же оно без геодезии? Получили соответствующие лицензии. А из оценки недвижимости плавно вытекло направление ее реализации под тем же названием «Пектораль». И эти новые смежные виды деятельности помогли выжить в сложное время. В будущем мы их и планируем развивать. И, конечно же, работать по уже наработанным направлениям.

— Как у такого показательного предприятия строятся отношения с местной властью, проверяющими органами?

— Я избегаю этих отношений. Честно признаюсь, не люблю чиновников за хамство, чванство. (Бог любит человека, который заслуживает свою жизнь, но он безжалостен к тем, кто ест с чужого стола.) Ну не воспринимаю я категорию людей, которые не только ничего не создают, а еще и презирают тех, кто создает. Они живут за наш счет и, по идее, должны нас холить и лелеять. Но не дай Господь мне или вам часов в 5 вечера зайти в тот же горисполком и попасть им под ноги — снесут же, так домой спешат, что дверью припечатают.

— Сейчас председателем комитета госкомпредпринимательства стал Михаил Бродский. Если бы вы могли к нему обратиться, что бы вы попросили для бизнесменов?

— Знаете, единственное, чего бы я хотел от всех этих структур, могу выразить одной фразой «мне не надо помогать, просто не мешайте». Да выработайте, наконец, уже какие-то единые правила игры, которые бы работали, и люди могли спрогнозировать свои действия! А помощь… Ну надоела уже теневая экономика, хотелось бы утверждения нормальных налогов, которые бы люди честно платили и не шарахались от инспекторов.

— И напоследок поделитесь своей формулой успеха.

— Никогда не надо бояться выглядеть смешным, и тогда рано или поздно настоящий успех придет. Не надо бояться рисковать, потому что если вы боитесь, то уже можете считать себя битым, рано или поздно вас таки побьют.

Если вы считаете, что вы проиграете, — вы уже проиграли, потому что успех на самом деле начинается с воли человека, все зависит от его настроя, от состояния ума.

И еще — тот, кто сильнее, и тот, кто быстрее, не всегда побеждает в жизненных битвах. Рано или поздно победа достанется тому, кто уверен, что ему это по силам.

У фирмы «Пектораль» есть свои традиции и принципы, через которые мы никогда не переступим. Это наша этика, наш, можно сказать, кодекс чести. Нельзя поддаваться соблазнам сомнительных сделок, нельзя хамить клиенту, надо просто в людях видеть людей… Они уже слышали, как на них орут чиновники в госучреждениях, показывают пальцем на двери, относятся, как к пыли, ничего людям не объясняют толком… Хватит. Здесь человека усаживают, все по полочкам раскладывают, и он впервые понимает, что надо делать и как, а то, чем он занимался весь предыдущий год, оказывается, было без толку.

Мы просто честно работаем. Я не люблю выделяться. Здесь вспоминается одна восточная пословица, что самого толстого барана в первую очередь съедают. Мы по-прежнему — в обойме, фирма «Пектораль» состоялась, у нас хорошая репутация в городе, мне не стыдно смотреть людям в глаза, прежде всего — своим детям. А всех денег все равно не заработаешь…

«Пектораль»: история успеха: 4 комментария

  1. Нормально. Жду с нетерпением истории успеха других спонсоров.
    Josie, а можно cформулировать Ваш вопрос по-другому? (Задайте вопрос полегче).

  2. нормальная статья, не так много на Украине фирм, зарабатывающих своим умом, а не о принципу: купил подешевле, продал подороже. ptupturkevich, а если пишут интервью с Биллом Гейтсом, то разве косвенно не рекламируется Майкрософт и ее продукция?
    Ворчун, а что жадным детям не дает покоя, что кто-то в интернете не прав (по мнению жадных детей)?

  3. Понятно, что газете надо выживать. И без рекламы никак. Вы бы, уважаемый господин главный редактор, на это место еще и шилентин поместили. Разница не слишком велика.

  4. Ай да Пушкин, ай да сукин сын! Сократ, если это не плод рекламного трюкачества журналюг.

Добавить комментарий