Полвека в кадре и за ним

Юбилеи разной степени эпохальности мы отмечаем практически каждый год. В этом апреле один из них отмечает Кировоградщина, и особенно значима эта дата для нас, журналистов. Ровно полвека назад в Кировограде появилось местное телевидение. Причем в дома здешних счастливых обладателей телевизоров, которых в 1960-м было не так уж много, оно пришло раньше киевского и даже московского, или, как тогда говорили, центрального телеканалов. К слову, еще через четверть века — в 1976-м, к нам первым — после столичных жителей — в дома пришла и цветная телевизионная «картинка» — выпуск аппаратуры для цветного телевещания тогда наладил, опять-таки, наш, кировоградский радиозавод.

Просто ограничиваться банальным перечислением вех, достижений и регалий славной областной государственной телерадиокомпании по поводу, если честно, нам не хотелось бы. Ведь кировоградское телевидение — это прежде всего живые люди, делающие его для нас, телезрителей. О том, как все начиналось и как продолжается, наверное, лучше всех может рассказать человек, проработавший в телекомпании с тех пор, как она была основана, и до сегодняшнего дня. Именно к таким — действительно мэтрам — людям, преданным своему делу всей душой и посвятившим ему всю жизнь, относится Людмила Ефимовна Евдокимова, в девичестве Ляхова — именно под этой фамилией ее помнят первые кировоградские телезрители. Разговор с ней, как нам кажется, получился действительно интересным, а главное — именно живым…

Людмила Евдокимова работала на кировоградском телевидении со дня его официального создания в 1960 году. Она была первым «живым» человеком, обратившимся с голубых экранов к первым кировоградским телезрителям, предлагая им «просмотреть кинофильм». Ведь ничего другого тогда, 50 лет назад, она им предложить просто не могла — собственные телепередачи появились в эфире намного позже.

Окончив одесское училище культпросвета, режиссерский факультет, Людмила Ефимовна приехала в Кировоград, где объявили конкурс на дикторов радио, который она прошла, и начала работать. Но уже через несколько месяцев туда вернулись старые дикторы, и она осталась без работы. А весной, в апреле, к ней домой приехал редактор и отвез на первые пробы в качестве телеведущей…

— В то время в Кировограде было только любительское телевидение, — вспоминает Людмила Ефимовна. — Им занимались энтузиасты с завода «Красная звезда» под руководством инженера Владимира Яковлевича Чоломбитько. На момент, о котором мы говорим, они уже некоторое время показывали на город какие-то кинофильмы. И вот при помощи руководства «Красной звезды» появляется наше государственное телевидение. В одном из старых выставочных павильонов в Городском саду была организована студия с первой телевышкой — метров пятьдесят в высоту. По сути, это была крошечная комнатушка, в которой поверх обычной железной бочки была положена обычная же деревянная доска, а на ней установлена камера — где ее добыл Чоломбитько, я даже не догадываюсь. Там же стоял большой прожектор из аэропорта, который бил мне в глаза так, что, сказав в камеру «Добрий вечір, подивіться кінофільм», потом до самого вечера я видела перед собой желтые пятна. Так все и начиналось — Чоломбитько сам был и режиссером, и осветителем, и оператором — наводил на меня камеру, включал, сам бежал за пульт.

Тем не менее, появление телевидения для города было настоящим событием — тогда в Кировограде не было ретрансляторов, люди не могли смотреть ни Киев, ни Москву, а тут — появилось свое телевидение! Тем более что телевизоров тогда было очень мало, и дома у тех, у кого они были, к 7 часам вечера, когда мы начинали вещание, собирались соседи чуть не со всей улицы. И когда я шла по улицам, то это было как в басне, «по улицам слона водили…», я была для всех первым человеком с экрана.

Позже, в 1960-м, когда пополнился редакторский состав, а меня послали в Киев на дикторские курсы, мы начали передавать в эфир информационные программы, по сути — десяти-пятнадцатиминутные выпуски новостей, которые я читала перед камерой…

О чем были эти выпуски, Людмила Ефимовна сейчас уже не может доподлинно вспомнить — скорее всего, о «посевах и надоях», достижениях пятилетки и т.п. Но вряд ли сегодняшний молодой, да что там — даже не очень молодой человек может себе представить, каким информационным бумом тогда стали эти первые теленовости для жителей Кировограда. А еще в этой же крошечной студии после появления в коллективе режиссера русского театра Леонида Демешко пионеры кировоградского телевидения начали снимать концерты профессиональных и самодеятельных коллективов, спектакли, в том числе Калининского театра, приезжавшего на гастроли…

— С появлением режиссера Бориса Копылова мы начали делать и какие-то художественные передачи, к тому времени и меня уговорили перейти в ассистенты режиссера, позже стала режиссером. Одной из вех в истории кировоградского телевидения стала передача «Павлиські казки», которую делали мы с Нилой Ивановной Березовской (она редактор, журналист, я — режиссер), в ней дети из пятой школы в кадре рассказывали сказки учеников из школы Сухомлинского. Там были замечательные заставки, иллюстрации, которые рисовал Василий Остапенко, сейчас он работает художником в кукольном театре. Десять лет эта передача выходила в эфир, десять лет была визитной карточкой Кировоградщины на Украинском телевидении, — вспоминает первый диктор кировоградского телевидения. — А самое главное — тогда ведь не было видеозаписи, все шло в прямом эфире. То есть мы репетировали сцены, готовили три площадки, и, пока работала одна площадка, на цыпочках готовилась вторая, потом переводилась камера, и так далее. Так мы делали и те же сказки, и спектакли, и концерты. И сейчас, когда я вижу любую передачу, которая идет «живьем», я буквально «прикипаю» к экрану — потому что чувствую дыхание, я вижу, как это все рождается у тебя на глазах. Понятно, когда все можно «вылизать», смонтировать, спору нет, проще сделать очень хорошую передачу, но этого живого дыхания уже нет…

Конечно, это самое живое дыхание не могло постоянно оставаться ровным — когда все делается одним дублем, точнее, вообще без дублей, как сейчас говорят, «наживо», без казусов — никуда. Хотя о некоторых из них и по сей день помнят только сами работники телевидения. Об одном из таких эпизодов Людмила Ефимовна вспомнила во время нашей беседы:

— Был у нас забавный эпизод с диктором Любовью Сохранной, когда я уже была режиссером. С утра мы работали, потом перерыв, или вообще с четырех начинали работать — и если приходили раньше, а дело было летом, то часто шли купаться. Ведь телецентр прямо в Горсаду. И вот как-то раз выходим с ней из воды в купальниках — одежды нет. А нам работать. Приходим на работу, я беру у кого-то из инженеров халат, сажусь за пульт, Люда у кого-то берет сорочку, надевает и в плавках и сорочке ведет новости…

Хотя бывало и по-другому, когда прямой эфир играл с телевизионщиками злую шутку, смеялись над которой в основном телезрители. Вспоминает Людмила Евдокимова:

— Снимали Героя Соцтруда Василия Моторного — накрыли столы прямо в студии (мы ведь далеко тогда не могли выезжать), пригласили победителей соцсоревнования, Героев Труда, все сидят за столом, встают, выступают, и все в прямом эфире, идет передача. И вот Василий Моторный в кадре — конечно, его готовили, но вдруг он понимает, что говорит не то, сбивается, хватается за голову и восклицает: «Ой Боже ж мій, Боже…» Конечно, тогда на помощь пришел редактор, как-то спасли ситуацию…

Людмила Ефимовна работает на областном телевидении по сей день — режиссером, постоянно участвуя в съемке разнообразных передач, в том числе детских. Конечно, на сегодняшнем уровне развития телевизионных технологий трудно даже представить себе телестудию, где диктора снимали при свете позаимствованного у гражданской авиации прожектора единственной камерой, установленной на железной бочке. Но то было счастливое время молодости, романтики и энтузиазма — вот как об этом говорит первый диктор кировоградского телевидения Людмила Евдокимова:

— Все это было в какой-то мере примитивно, как рисунки первоклассника. Но первоклассник учится, и так же учились мы — хотя учиться, по сути, было еще не у кого. Нигде еще не готовили ни телережиссеров, ни телеоператоров, никого. Мы работали душой, сердцем, для нас телевидение стало группой крови. Конечно, сказать, что сейчас телевидению чего-то не хватает, нельзя. Тогда было намного труднее — мы не могли сделать несколько дублей, выбрать лучший, все нужно было просчитать и прочувствовать заранее и сделать сразу «начисто». Творчество ведь состоит в том, что ты пишешь и вычеркиваешь, пишешь и вычеркиваешь, а мы не могли этого делать. И все-таки оно рождалось у нас одним вздохом. И я по сей день люблю вот это, живое…

Добавить комментарий