Мир, сшитый из лоскутков

Начать хочется с притчи о лоскутном шитье. Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: «Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом — полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!» Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица — и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез — ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.


Справка «УЦ». Пэчворк – лоскутная техника аппликации, или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work – работа). В отличие от моделирования одежды, при создании предметов интерьера, например панно или покрывала, здесь возможно применение тканей любого вида, фактуры, расцветки.

Квилтинг – более широкое понятие, чем пэчворк (quilting – сшивание, простёгивание). Он включил в себя несколько видов техник рукоделия, включая лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия, – квилтерами.


Кировоградка Людмила Кривенко – мастер лоскутного шитья. Она рисует лоскутками ткани. Именно рисует, а не сшивает подходящие по цвету и размеру кусочки полотен. То, что она творит, нужно видеть, этим надо изумляться, этому надо по-доброму завидовать. Хотя, когда вы увидите работы мастерицы, вас обязательно будут переполнять все эти чувства. При разнообразии ее творений по замыслу, стилю, технике зрители испытывают одни и те же эмоции, главная из которых – восхищение.

Людмила Ивановна по натуре человек творческий, всегда что-то «творила»: рисовала, шила, вышивала, плела, декорировала. Пять лет назад отправилась в магазин покупать швейную машину и там на прилавке увидела книгу, посвященную пэчворку. Полистала и купила, решив, что это именно то, чему хочется посвящать свободное время. В результате получилось так, что лоскутное шитье оказалось не просто занятием для досуга, оно заполнило жизнь, став одной из основных составляющих бытия.

Тому, что делает Людмила Кривенко, нельзя научить. Нет, можно, конечно, рассказать и показать, как сшиваются лоскутки, как соединяются детали, как простегивается цельное полотно, но это будет обучение ремеслу. Благодаря этому можно будет сшить прихватку или сумку, только и всего. Для создания же завершенного шедевра необходимо какое-то особое вдохновение, уникальное видение окружающего мира, чувство гармонии, которому научить невозможно.

Людмиле Ивановне, достигшей вершин мастерства, сегодня интересен арт-квилт. Это изделие, предназначенное не для бытовых целей, а для красоты, выставки. Это, как правило, трудоемкая, оригинальная, сложная работа. Для Людмилы Кривенко, скорее, определяющим в этом является красота. Но без выставок обойтись невозможно. Когда квилтинг переполняет душу, а произведения – квартиру, возникает необходимость выйти за рамки просто шитья. Так получилось довольно успешное участие во всероссийском фестивале «Лоскутные узоры России», который проходил во Владимире. На фестиваль привезли работы 280 человек, а выставлялось всего 250 работ. То есть у некоторых мастеров вообще не взяли произведения. У Людмилы Кривенко на выставку взяли три – все, которые привезла.

Там, во Владимире, познакомилась с представителями харьковского городского клуба лоскутного шитья «Чарівна скринька», с которыми завязалась дружба и началось сотрудничество. Это вылилось в участие в выставке «Барви України». Потом были Львов и его рождественская выставка. Ну и, конечно, Кировоград – персональная выставка в областной библиотеке. И всегда – только восхищенные отзывы посетителей, имевших желание и возможность созерцать чудесные творения рук и мироощущения художницы.

Каждая очередная выставка – это не просто скопление разнообразных работ. Квилтеры делают их тематическими, это вдохновляет мастеров на совершенствование искусства лоскутного шитья. Сейчас Людмила Кривенко готовится к участию в большом проекте «Щелкунчик», который организовывают Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина (Россия), Российская ассоциация мастеров лоскутного шитья и Харьковский городской клуб лоскутного шитья «Чарівна скринька». Для вдохновения Людмила Ивановна приобрела диски с балетом «Щелкунчик», с одноименным мультфильмом, с музыкой Чайковского, а также либретто Петипа и сказку Гофмана о Щелкунчике и Мышином короле. Конечно, можно было найти иллюстрацию к сказке и воплотить это в лоскутках, но это не то, это уже не авторство. Людмила Ивановна должна окунуться в атмосферу этой сказки, а затем создать уникальный шедевр.

Поражает техника исполнения работ. Она разнообразна, в зависимости от замысла произведения. Это может быть витраж, крейзи, синель, барджелло, художественная стежка, конвергенция полос. Объяснить суть этих техник «на пальцах» невозможно. Опять же, это надо видеть. А когда видишь, хочется дотронуться, так как зачастую не верится, что это ткань, что кусочки сшиты, а не просто разукрашено сплошное полотно, что эффект дымки над морем достигнут тоже благодаря фактуре ткани.

Есть картины, выполненные в оригинальной технике Людмилы Кривенко. Ну так она увидела тот или иной сюжет, а освоенных методов оказалось мало для его воплощения. Вот и получаются абсолютно уникальные вещи. Как, впрочем, и все, что она делает, определяется словом «уникальность», или «авторство».

Квилтинг очень популярен на Западе. Но там все это осуществляется по-другому, в работы зачастую не вкладывается душа, достаточно только техники рук. В салонах продаются наборы с рисунком, выкройкой, готовыми деталями. Остается сшить, согласно нумерации, – картина готова. Людмила Ивановна не приемлет такого ремесла. Сюжеты ее полотен – воплощение ее видения мира. Увидела черно-белую фотографию, понравился замысел, и она воплотила это в цветных лоскутках. Приглянулась птичка из детской книжки – и вот придуман целый сюжет с участием этой птахи, масштабный и неповторимый. Если задана тема «Рождество» — картины возникают сначала в сознании, потом на полотнах. Если «украинские мотивы» — панно с подсолнухами, мальвами, тыном, домиком и двором создается под руками мастерицы.

На вопрос, смогла бы все это нарисовать красками или карандашами, Людмила Ивановна говорит: «Не знаю, не пробовала». То есть она рисует тканями. Лоскутки – это мазки художника, способные передавать полутона, переход из одного цвета в другой, образующие цельное произведение настоящего искусства.

Кроме квилтинга, Людмила Кривенко в совершенстве владеет эталоном рукоделия (так многие считают) – созданием кукол-мотанок. Тряпичная кукла – это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это история, традиции, философия, особое мастерство. При ее изготовлении нельзя ошибиться даже в маленькой детали, иначе не получится то, ради чего кукла, собственно, делается.

Мотанку изготавливают только из натуральных материалов, без узлов — люди боялись, что иначе «завяжешь судьбу». В куклу могли закладывать зерно, травы. Через мотанки люди искали определенную защиту от высших сил или их поддержку. Основой таких кукол является крест — знак объединения земли и неба. Он также символизирует четыре стороны света, четыре времени года.

Кукла-мотанка испокон веков использовалась как оберег, поэтому она безлика. Считалось, что в доме не должно быть лишних глаз. В противном случае через глаза куклы можно будет воздействовать на человека, которому она принадлежит. А безликая кукла надежнее хранит тайну рода, семьи, хозяина.

Наши пробелы в знаниях традиций предков можно восполнить благодаря мотанкам Людмилы Кривенко. Вы узнаете, что прототипом современных погремушек у наших предков были кувадки. Их делали из ярких тканей и вывешивали над колыбелью после крещения младенца, оберегая его от злых духов. Кукла-мама служила оберегом семьи, воплощала желание женщины иметь здорового ребенка. К кукле-маме ниточкой привязываются ее дети, символически подчеркивая ее связь со всеми членами семьи. А кукла-колокольчик приносит в дом радость и веселье. У такой куколки обязательно должно быть три юбочки, так как считается, что счастье складывается из трех составляющих: если телу хорошо, то и душе радостно, и тогда дух спокоен, а значит, человек счастлив.

Безусловно, сложно описать словами то, что делает Людмила Кривенко. Но у вас есть возможность увидеть ее работы и, может быть, открыть для себя то, чему вы захотите посвятить свою жизнь. Но можно просто созерцать и радоваться миру во всех его проявлениях, в данном случае – воплощенному в лоскутках.

Сегодня открылась персональная выставка Людмилы Кривенко в библиотеке имени Чижевского. Вы обязательно должны туда сходить. Если у вас хорошее настроение – после посещения выставки оно укрепится и сохранится надолго. Если плохое – вам просто необходимо посмотреть работы Людмилы Ивановны, они заряжены ее оптимизмом и имеют способность положительно влиять на окружающих. Энергетика жизнелюбия показана всем без исключения.

Мир, сшитый из лоскутков: 2 комментария

  1. Да, работы просто замечательные. Меня очень заинтересовали куклы-мотанки. Кто-то знает как связаться с Людмилой Ивановной? Спасибо!

  2. Работы Кривенко Людмилы Ивановны просто великолепны.Когда их рассматриваешь,то кажется что все доступно и просто. Но это колосальный труд и талант от Бога. Желаю ,дорогому для меня человеку,новых свершений, замечательных работ.

Добавить комментарий