Дети войны?.. Ну повоюйте!

В этой истории есть одновременно привкус детектива и первоапрельского розыгрыша. «Розыгрыш» связан с одним из ключевых положений (конкретно — со статьей 6) Закона Украины «О социальной защите детей войны», принятого Верховной Радой еще в ноябре 2004 года и вступившего в силу с 1 января 2006 года, вот только никому от этого не смешно. Детям войны — в особенности. «Детектив» — со слухами, которые распространялись в Кировограде в последние месяцы. Якобы есть у детей войны возможность «отвоевать» свои права, урезанные сильно заботливым государством. Правда, через суды. Зато есть организация, которая им в этом поможет. В то же время пенсионеры, не раз уже наученные горьким опытом в других начинаниях, сомневались: поможет?.. Или только деньги возьмет?.. А отдельной, третьей темой можно обозначить новую поправку к закону о детях войны, принятую Верховной Радой 16 февраля этого года и подписанную новым Президентом Украины 12 марта.

Дети войны — это те, кому 2 сентября 1945 года, в момент завершения Второй мировой войны, было менее 18 лет, и названный закон, как заявлено в его декларирующей части, имеет целью «визнання на державному рівні важкого життєвого шляху громадян України, чиє дитинство збіглося з роками Другої світової війни» и «надання дітям війни соціальної підтримки». Сказано более чем серьезно. А что на деле?

Начнем, однако, тоже серьезно: с самой свежей поправки, информация о которой промелькнула в СМИ 12-13 марта, но продолжения так и не получила. Причина проста: новая редакция закона касается исключительно статьи 5 («Льготы детям войны»), а перечисление этих льгот укладывается в одну страничку. Вот они. Первые три подпункта статьи связаны с правом на труд: преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращениях штата или численности работающих; использование очередного отпуска в удобное время; дополнительный (неоплачиваемый) отпуск до двух недель в течение года; оплата временной нетрудоспособности (больничного листа) в размере 100% средней зарплаты независимо от стажа работы. Следующие льготы — это право на первоочередной отвод земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества; бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, железнодорожным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов в пределах области по месту жительства; плюс право на 25-процентные скидки при плате за пользование коммунальными услугами (в том числе газом, электроэнергией) в пределах средних норм потребления. И, наконец, дети войны, которые являются инвалидами, имеют право на стационарную медицинскую помощь в госпиталях ветеранов войны и в военных госпиталях — при соответствующих показаниях и наличии свободных мест.

Большинство этих льгот закон предусматривал и раньше. Связавшись, в частности, с «Кировоградоблэнерго», редакция получила подтверждение. Льгота на 25-процентную скидку — в пределах потребления 75 киловатт-часов в месяц — как действовала, так и действует, и с оформлением этой льготы у детей войны проблем не было. Словом — и вопросов нет.

Иная ситуация со статьей 6, которая как раз и является в законе ключевой, — о размере прибавки к пенсии. Именно ее реализация и превращалась постоянно в «первоапрельскую» игру государства с детьми войны. Во что-то вроде «эй, у вас вся спина белая». А какого «цвета» «спина» на самом деле — это зависело то от Кабмина и все той же ВР, то от Конституционного суда.

Дело в том, что статья 6 предусматривала повышение пенсий детям войны на 30% от размера минимальной пенсии по возрасту. В 2006 году этот минимум равнялся 332 грн., соответственно, размер прибавки должен был составлять тогда 99,6 грн. Теперь, поскольку этот минимум рос из года в год, речь должна была бы идти о прибавке уже порядка 200 грн. (ежемесячно!). По данным минтруда, в Украине сейчас около 6,1 млн детей войны-льготников (это 13,2% от численности населения Украины). Значит, бюджету только в 2010 году придется изыскать более 15 млрд грн. на выплату надбавок детям войны.

Но именно поэтому в прежние годы статья 6 закона летала в правовом поле Украины туда-сюда, словно мячик на футбольном поле. То ВР (с подачи Кабмина) приостанавливала действие статьи при формировании госбюджета на очередной год, то затем восстанавливала ее действие, то меняла ее редакцию, а то вмешивался Конституционный суд и выносил решение, что какое-то там по счету попрание прав детей войны является антиконституционным.

Вся эта законодательная неразбериха дает детям войны право «отвоевать» у государства пенсию, недоплаченную в предыдущие годы. А помощь в этом, насколько они слышали, оказывает какая-то организация, имеющая отношение к Социалистической партии Украины. И не одна она…

Николай Садовой, первый секретарь обкома СПУ, с которым мы связались по телефону, подтвердил: да, такая работа ведется с 2008 года, причем не только в Кировограде, но и в каждом районе области. Дети войны получают помощь в составлении судебных исков, а тем из них, кто уже прошел через судебную процедуру, пенсионный фонд якобы возмещает недоплаченные деньги.

Помощь в подготовке исков оказывает, как выяснилось далее, общественная организация по защите детей войны. В Кировограде, в частности, место для работы ей предоставил расположенный на улице Калинина горком СПУ. Помещение, откровенно говоря, тесное. Каждый день набиваются туда десятки и десятки людей. Многие возмущаются — очередями, теснотой и духотой, «не догадываясь», что это возмущение стоило бы адресовать государству. Не за тесноту и духоту, а за «футбол» со статьей 6. Не будь его — не нужно было бы и в суды обращаться.

Напротив, активисты общественной организации по защите детей войны считают место своей работы — в двух шагах от площади Богдана Хмельницкого — так сказать, «стратегически выгодным». Рядом — управление Пенсионного фонда Ленинского района (а необходимые справки дети войны должны получать и в органах ПФУ), банк, где можно внести деньги на оплату судебных издержек, пункт ксерокопирования — с умеренной стоимостью услуг. Они благодарны горкому СПУ за предоставленную «жилплощадь»: ведь сама организация с детей войны денег не берет — в отличие от появившихся «конкурентов», а потому ей не за что арендовать какой-нибудь роскошный офис со всеми удобствами…

А что получат дети войны, обратившись в суд?

По оценке юристов, которыми составлена заготовка для искового заявления, истцы должны получить компенсацию за следующие периоды: с 9 июля по 31 декабря 2007 года, с 22 мая по 31 декабря 2008 года и за 2009 год — целиком. Только за 2007 и 2008 гг. это выливается в сумму более 2,6 тыс. грн. (сумма называется на основании исков, которые уже выиграны в судах).

Уместен, конечно, и такой вопрос: не слишком ли расщедрился украинский парламент в 2004 году (в самый напряженный период тех еще президентских выборов!), пообещав — явно в борьбе за электорат — детям войны 30-процентную надбавку к пенсиям, тогда как для участников войны такая же надбавка составляет лишь 10%? Не дискриминация ли это? Нет, считают сами дети войны: ведь для участников войны льгота на коммунальные услуги равна 50%, а для детей войны — 25%.

Однако следующее испытание ждет детей войны уже в Кировском суде Кировограда — единственном суде в областном центре, рассматривающем эти иски: такие же тесные коридоры, такие же очереди, чтобы сдать исковое заявление. Тем не менее, активисты общественной организации, которые работают в горкоме СПУ, адресуют председателю Кировского суда Драному самые теплые слова благодарности: человек понимает проблемы детей войны, а решения в суде выносятся в их пользу. Зато его бывшего коллегу, снявшего мантию несколько лет назад, они характеризуют совсем другими словами: якобы в его нынешней общественной организации с детей войны сдирают по полсотни гривен только за консультацию. А за оформление иска вроде бы все 150!..

Вот, пожалуй, и все. И «детектив» разгадан, и, у кого «спина белая», тоже стало ясно. И только один вопрос так и остался без ответа: как заставить государство выполнять свои обещания добровольно? Начиная с 2010 года хотя бы.

Добавить комментарий