Тебя уволят, а ты не хами!

За первые восемь месяцев 2009 года на имя мэра Кировограда от жителей города поступило свыше 160 жалоб на автоперевозчиков. В основном это жалобы пенсионеров на нетактичное поведение водителей маршрутных такси. По результатам рассмотрения обращений граждан 18 водителей потеряли работу, 14 временно отстранены от работы без сохранения зарплаты, 10 человек получили строгие выговоры (последнее «китайское» предупреждение перед увольнением). Скажете, жестоко в нынешнее непростое кризисное время оставить два десятка семей без источника доходов? А не нужно было оскорблять пенсионеров!..

Конечно, водителей увольняют не сразу после первой же жалобы на их поведение. Как правило, меры дисциплинарного взыскания дирекцией предприятия принимаются по нарастающей: сначала предупреждение, затем строгое повторное предупреждение или выговор с лишением премии и только после рецидива грубого обращения с льготниками предприятия расстаются с «неудобными» водителями.

По словам начальника отдела защиты прав потребителей Кировоградского горисполкома Аллы Шерстневой, каждая жалоба на действия водителей рассматривается на специальной комиссии с участием пассажироперевозчиков, ветеранских и пенсионерских организаций. Время от времени, руководство автотранспортных предприятий приводит на комиссию самих водителей, чтобы те лично извинились перед оскорбленным пассажиром. Отдел по защите прав потребителей формирует базу данных «нехороших» водителей, куда заносятся номера маршруток, номера маршрутов и фамилии маршрутчиков, в отношении которых были жалобы по качеству услуги. Таким образом, специалисты отдела имеют возможность выявлять наиболее злостных нарушителей, фигурировавших сразу в нескольких жалобах, и сигнализировать руководству АТП — смотрите, какие «кадры» у вас работают с пассажирами! Работа по воспитанию водителей определенно приносит плоды. Если в прошлом году, по словам Аллы Шерстневой, в отдел по защите прав потребителей поступало по 24 жалобы в неделю, то сейчас — от силы 8-10. Этим летом вообще был зафиксирован своеобразный рекорд — в среднем 4 жалобы за месяц.

Повторюсь, чаще всего жалуются на маршрутчиков люди преклонного возраста. Из уважения к ним мы не станем цитировать тексты жалоб, где пожилые люди дословно пересказывают обороты речи с матерными словосочетаниями, которыми их «награждают» водители маршруток. Люди старшего поколения — фронтовики, дети войны, пенсионеры по возрасту — не заслужили такого к себе обращения…

Одна пенсионерка пишет в жалобе, что 18 июля 2009 года, около 14.00, зашла в маршрутное такси №9 (госномер такой-то), предъявила водителю удостоверение пенсионера и заплатила половину стоимости проезда. После чего женщина натолкнулась на шквал оскорблений со стороны водителя маршрутки. Пенсионерка пишет, что маршрутчик, выражаясь в грубой и бестактной форме, вырвал у нее из рук удостоверение, выкрикивая при этом оскорбления в адрес всех пенсионеров-льготников, что привело пассажиров в шок. На замечание в свой адрес водитель отреагировал просто: остановил маршрутку посреди дороги, крича, чтобы пенсионерка покинула салон. Решив больше не спорить с этим скандалистом, женщина обратилась в мэрию. В ответ на обращение исполкома директор автотранспортного предприятия пишет, что водитель наказан за нарушение правил перевозки пассажиров и хамское поведение: решением руководства он уволен с работы. С остальными водителями проведен внеплановый инструктаж на тему вежливости.

В другой жалобе житель Кировограда рассказывает, что 17 июля водитель маршрутки №11 на остановке «Улица Космонавта Попова» в грубой форме заставил выйти из маршрутки его 82-летнюю маму, ветерана труда, участницу ВОВ. Директор предприятия «Укравтоинвест» сообщает через несколько дней, что водитель такой-то получил строгий выговор, наказание в виде общественных работ по предприятию и предупреждение об отстранении от работы в случае повторной жалобы. Руководство фирмы-перевозчика организовало встречу водителя с потерпевшей (при участии специалиста отдела по защите прав потребителей), чтобы тот лично извинился за нанесенное оскорбление. Бабушка водителя простила…

Просто вопиющий случай описан в жалобе, датированной началом августа (документ подписали сразу три человека). Граждане обращают внимание городских властей, что водитель маршрутного такси №106 нарушал нормы поведения при управлении общественным транспортом: в салоне маршрутки громко играла музыка, водитель курил, а во время движения машины были открыты двери. На неоднократные замечания пассажиров водитель отвечал нецензурной бранью, когда же перепалка стала набирать обороты, резко затормозил, чем вызвал падение пассажиров. В результате таких действий водителя несколько пассажиров получили телесные повреждения, само же происшествие было запротоколировано вызванными на место инцидента нарядами ГАИ и Кировского РУВД.

Ответ директора ООО Агентство «БиКОР» на эту жалобу приводим практически в оригинале: «Факты, изложенные в заявлении граждан в отношении водителя Дениса Панфилова, обговорены на производственном совещании со всеми водителями, которые работают на нашем предприятии. Водители предприятия осудили недостойное поведение Панфилова Д.В. и поддержали решение руководства отстранить его от работы на маршруте. С 10 августа водитель Панфилов Д.В. уволен и на предприятии не работает. Руководство предприятия и водители таксомоторов приносят извинения гражданам-заявителям за совершенный водителем Панфиловым проступок».

Судя по всему, не все водители этого автотранспортного предприятия прониклись осуждением недостойного поступка коллеги, потому что в базе данных отдела по защите прав потребителей 27-м августа числится еще одна жалоба на сотрудника ООО «Агентство “БиКОР”» (маршрутка №14, номер ВА06-14АА). Причем на водителя машины с таким же номером уже поступала жалоба 10 июня 2009 года…

Наверное, наивно будет полагать, что воспитательные беседы, выговоры и устные предупреждения смогут приструнить некультурных водителей, пока существуют предпосылки конфликта по линии водитель-пенсионер. Одна же из основных причин хамского отношения некоторых маршрутчиков к пожилым людям (так же, как и многих других низких, бесчеловечных поступков, не связанных с пассажироперевозками) — деньги. Не секрет, что подавляющее большинство частных автоперевозчиков Кировограда не получают бюджетные субсидии за перевозку льготных категорий пассажиров, так что транспортники возят льготников за свой счет. Каждый водитель обязан сдать хозяину ежедневный «план», соответственно, в понимании маршрутчика, взять в салон льготника означает залезть к себе в карман. Владельцев маршрутов проблемы ни водителей, ни пенсионеров, мягко говоря, не колышут. В первую очередь их интересует выручка. А там, где балом правят деньги, общечеловеческие вопросы морали, увы, вторичны. И такой подход автоматически сталкивает лбами водителей и ветеранов, пенсионеров. Может быть, если бы владельцы маршрутных предприятий повернулись лицом к пенсионерам, например, уменьшили планку ежедневных сборов на определенную сумму для перевозки льготных категорий пассажиров, в Кировограде удалось бы снизить градус напряженности социального конфликта между пенсионерами и водителями маршруток…

Тебя уволят, а ты не хами!: 14 комментариев

  1. Злые Вы все: и писатели и читатели этой газетки! За что ж Вы так не любите работников городского пассажирского транспорта?! В каждой семье дети бывают разные. Уже припомнили известную поговорку!? В большей степени работники указанных предприятий (водители , диспетчера, руководители)- это добросовестные,воспитанные люди, не нарушающие трудовую и транспортную дисциплину, а также Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, Законы Украины. Мое мнение — льготами еще надо уметь пользоваться. Если льготные места в маршрутном такси заняты, надо воспользоваться следующей маршруткой (если хочешь бесплатно), а не кричать на весь салон о своих льготах, а еще хуже — бить дверью, выходя из транспортного средства! Спешить то нам уже некуда! Уважаемые льготчики! Примерно такую же разъяснительную работу должна вести с населением и Шерстнева А. при выпонении своих функциональных обязанностей, а не требовать необоснованного увольнения водителей! Вы, писатели (журналисты) поездите в маршрутках в течение дня, послушайте "монологи" льготчиков, когда 2 места уже заняты такими же льготчиками. Вывод будет верным — маршруток много, надо подождать!. Самое интересное мое наблюдение было сделано на остановке "Крытый рынок" (в направлении центра города). На остановке стоит загруженый по местам для сидения на 50% троллейбус по маршруту №10, а льготчики берут штурмом маршрутное такси №1, следующее в том же направлении, с той же конечной остановкой "Ул. Лесопарковая". У кого еще есть вопросы?! Спасибо водителям за их работу и внимательное отношение к людям, в том числе и пассажирам, имеющим льготы в соответствии с действующим законодательством Украины.

  2. Если решат монетизировать льготы, то все это обстряпают таким образом, что у льготчиков не будет ни денег, ни льгот. Все это будет напоминать историю про пеликана, который по недоразумению проглотил вместо вкусной рыбы пружину от дивана.

  3. Афина, позвольте с Вами не согласиться.
    Инвалид І группы имеет право на бесплатный проезд? Имеет. А может он им воспользоваться? Практически нет. Старики которым по 80-90 лет, имеют право на бесплатный проезд? имеют. А вопрос от том, что сколько из них может воспользоваться этой льготой — риторический. А чем плохо, если эти люди воспользуются деньгами на свое усмотрение.
    Человек должен иметь право выбора — дайте ему денег и пусть решает, что купить — хлеб, лекарство, пойти в кино, покататься в транспорте или положить под матрас.
    А для господина "???" — этот не тот фактор, благодаря которому повысяться цены. Это не такие уж заоблачные суммы.

  4. + к этому ещё и цены на продукты подскочат….

  5. 2 Инга и Виталий:
    ни в коем случае нельзя монетизировать льготы!!! Это тупик, говорю вам как финансист.
    Потому как, получая на руки доп.сумму наличными, на проезд их потратит максимум 20% льготников.

  6. Они конечно не правы. Но сколько раз видел, стоит на остановке пустой троллейбус и маршрутка. Так пенсионеру нужно сесть в маршрутку чтобы проехать пару-тройку остановок и повозмущятся ещё. Дома наверное кучно. А детей войны, то вообще отдекльный разговор. В общем наплодили льготников.

  7. Когда водитель маршрутного такси видит, как в его машину садится участник войны или инвалид, у него такое сердечное выражение лица, как у человека, у которого вы задушили жену, изнасиловали дочь, изуродовали машину, украли все его состояние и при этом оставили ему тещу.

  8. У маршруточников нужно отобрать мобилки и вырвать с корнями магнитолы, что б шансон и блатняк не слушали…

  9. Инга! Стопроцентно с Вами согласен.Правительство руками водителей прокладывает себе путь к сердцам избирателей,к пенсионерам.Сейчас самая мощная сила это они, бедные с мизерными пенсиями,им дадут маленькую льготочку старики и проголосуют как надо,а благодетель к корыту.Только вот оплачивают это все водители маршруток,продавцы и железнодорожники и пенсионеру не докажиш за чей счет он ездит, мне правительство дало льготы а ты выполняй.Нужна адрессная помощ,тогда пенсионер не будет ездить за пачкой сигарет из Знаменки в Кировоград на электричке бо безплатно,как они говорят.

  10. А чему тут удивляться? В старые времена чтобы сесть за руль автобуса нужно было лет десять поработать на грузовике. Получить первый класс. А сейчас за рулем сидит, в основном, пацанва. Болтают по мобилкам, хихикают с девчатами, сидящими рядом. Летают наперегонки. Вот в Севастополе, в салонах маршруток вывешен номер мобильного телефона и написано — "Звонить, если водитель говорит по мобилке, ведет себя невежливо и т.п." Так там водители и ведут себя прилично. А у нас набегаешься, пока приструнишь хама.

  11. Полностью согласен с Ингой и Виталием. Льготы нужно давать не удостоверениями, а деньгами.
    Не защищая водителей-хамов, хочу сказать что и среди ветеранов такие хамы попадаются, что приходилось пассажирам и водителей защищать.

  12. Это унизительно-показывать удостоверение и чувствовать недовольно-презрительное отношение, которое все равно останется. Правильно в России стали доплачивать деньгами и убрали льготы.

  13. А еще было бы неплохо поднимать общую культуру. А она все катится и катится…

  14. Привентивными мерами эту проблему не решишь. Натурализировать льготы — вот единственный выход из ситуации. А пока будет война между льготчиками и перевозчиками.
    Но это же какое количество людей нужно оторвать от бюджетной кормушки! А так можно создавать видимость радения за интересы пожилых людей, имитировать полезную деятельность, выступать защитником обиженных и зарабатывать на этом политический капитал.

Добавить комментарий