Что сказал Зайчук?

5 ноября, находясь в Кировограде, председатель Пенсионного фонда Украины Борис Зайчук во время встречи с журналистами признал, что летом этого года пенсии пилотов (членов летных экипажей) гражданской авиации были урезаны, но пояснил: “Эти потери им будут возмещены”. Прошло более месяца после этого заявления, а пилоты-пенсионеры по-прежнему пребывают в недоумении — когда же наконец это будет сделано?

С пенсиями пилотов действительно произошла этим летом “маленькая закавыка”. Тогда как в отношении всех других категорий пенсионеров предпринимались, без преувеличения, лихорадочные усилия, чтобы увеличить если не пенсии, то пенсионные выплаты (что не есть одно и то же), летные пенсии были в очередной раз снижены — и вновь значительно.

Механизм, как свидетельствует официальное письмо профкома авиаработников Государственной летной академии Украины (Кировоград), был прост и незатейлив, как грабли, наступать на которые наше правительство оказалось большим мастером. После введения в действие с 1 января этого года нового закона о пенсионном обеспечении (“Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”) пенсии за выслугу лет членам летных экипажей были перерассчитаны как пенсии по возрасту. Причем это было лишь первым шагом. Выслуга лет у пилотов, летавших в советское время, могла быть, мягко говоря, не маленькой — до 70-80 лет (в 2003-м “УЦ” писала о пилоте, который имел выслугу лет — с учетом коэффициентов сложности — 94 года, и это не было пределом). В зависимости от категории сложности полетов и налета часов один календарный месяц работы членам летных экипажей мог засчитываться с коэффициентами 1-1,5 либо 2-3 и так далее. И никогда никто не считал это несправедливым или неправильным. Как рассказывал автору этих строк один из пилотов старой школы:

— Мы зачастую даже отдохнуть не успевали. Вернулся из полета перед полуночью, а в 4 утра — новый вылет. И формально все правильно: ведь предыдущие календарные сутки уже закончились…

А к лету этого года какой-то “светлой голове” пришла на ум не менее “светлая идея”, что стоило бы найти способ, как бы сделать так, чтобы “страховой стаж” (термин нового закона) стал меньше трудового стажа (выслуги лет). Не вдаваясь в подробности — способ был найден. Результат не заставил себя ждать: на места пошло разъяснительное письмо ПФУ, а пенсии подверглись “редакции” в меньшую сторону.

Вопрос, за что незаслуженно обидели пилотов-пенсионеров, и прозвучал на встрече журналистов с Б.Зайчуком. А ответ на него услышала, естественно, не только “Украина-Центр” (дословно):

— Что касается летчиков. […] После пересчета по новому закону у них были потери — но сейчас отработан механизм, есть письмо с разъяснениями, и эти потери им будут возмещены…

Казалось бы, просто и ясно: глава ПФУ разъяснил — пенсионные органы выполнили. Но, как сообщили представители профкома авиаработников ГЛАУ, обратившиеся в редакцию, никто до сих пор ничего не выполнил.

Небезынтересен еще один вопрос: а почему такое произошло, когда для всех других пенсионеров пенсионные выплаты увеличивали? У пилотов есть своя версия: их слишком мало. То есть поднять пенсионные выплаты для 15 миллионов пенсионеров — это в преддверии выборов великое дело: можно надеяться, что эти люди теперь проголосуют “правильно”. А голоса двух-трех тысяч обиженных пилотов, даже если они проголосуют “неправильно”, на этом фоне своей роли не сыграют. С другой стороны, если пилотов-пенсионеров так мало, “сэкономит” ли заметно на их пенсиях Пенсионный фонд? Но эта проблема, похоже, стала уже делом принципа: если забрали, то обратно уже не вернем. Во всяком случае все обращения — как профкома, так и самих бывших авиаработников — в Главное управление Пенсионного фонда Украины в Кировоградской области на тот момент, когда пишутся эти строки, остаются без ответа и разъяснений.

А теперь дадим так называемое оценочное суждение.

На самом деле, по информации, которой располагает профком, разъяснительных писем по поводу пенсий бывших членов летных экипажей было… два. Так, может быть, Борис Зайчук, общаясь с журналистами и ссылаясь на “разъяснительное письмо”, подразумевает одно из них — то, согласно которому пенсии должны выплачиваться без изъятий из страхового стажа, а общаясь со “своими” — другое, разрешающее такие изъятия? Хотя оно, как утверждают бывшие авиаработники, не соответствует ни букве, ни духу закона.

Возможно, теперь пенсионные органы на местах ждут от своего главы какого-то третьего разъяснительного письма? Но бывшие пилоты убеждены, что ничего ждать не надо: допущенное нарушение закона нужно устранить, а не ждать, когда поступит указание “перестать нарушать”.

Добавить комментарий