Незапрещенные барабанщики

Почти целую вечнось — четырнадцать веков подряд — в Японии существует традиция — встречать восход солнца под бой ритуальных барабанов. И если раньше своей музыкой приветствовали небесное светило только избранные, то теперь — те, кто старается сохранить народные обычаи, а заодно и заработать на хлеб насущный.

Всего в Японии на барабанах играет около пяти тысяч профессиональных коллективов. Один из самых популярных — Taikoshu Ikki — в рамках всеукраинского гастрольного тура на минувшей неделе посетил и наш город. На сцене Кировоградской областной филармонии музыканты выступили со своим шоу “Барабаны восходящего солнца”.

Как выяснилось, группа путешествует с барабанами, среди которых есть уникальные, единственные в мире инструменты. Их название “вайдако” в переводе означает “пузатый барабан”. Сделаны они по традиции из цельных кусков дерева. А поскольку для изготовления корпуса вайдако необходимы куски большого диаметра, то возраст таких деревьев составляет не менее двухсот лет. По преданию, обтягивать такие барабаны нужно только шкурой коровы, родившей не менее трех телят. Что же касается нот, то они для каждого бой-инструмента пишутся на своем, особом языке.

Считается, что в эти инструменты музыканты вкладывают собственную душу, благодаря чему издаваемые ими магические звуки имеют такую силу, которая помогает людям бороться со своими недугами, а растениям — пробиваться из-под земли. Когда-то с помощью чудотворного звучания вызывали дожди, вдохновляли войска на победу и устрашали полчища противников во время битвы. Барабанный бой призывал на вече и сопровождал молитвы. А еще говорят, что звуки японских барабанов передают нам послания древних мудрецов. А мудрецы, оказывается, имели в виду следующее: “Барабанный бой, как биение Вселенной, является пульсом самой жизни”.

Однако, как выяснилось, кировоградская публика в большинстве своем еще не готова к подобного рода экспериментам. Отсюда отсутствие большого спроса на билеты и, как следствие, — немногим более половины заполненных мест в зале. Но те, кто не пожалел денег и пришли на выступление Taikoshu Ikki, получили возможность насладиться феерическим музыкально-театральным представлением, наполненным неповторимым обаянием восточного мистицизма. Немало тому способствовала и хорошая акустика зала. Шоу сопровождалось ультрасовременным световым оборудованием и масштабными декорациями.

Примерно полтора часа кряду стены филармонии вынуждены были сопротивляться натиску энергии, извлекаемой из пустоты, заключенной в деревянный цилиндр. Зрители не скрывали своих эмоций, даже солидные на вид кировоградские дамы резво подергивали плечами и притопывали каблучками в такт барабанной дроби. Музыканты исполняли древнюю ритуальную музыку в соременной обработке и, наоборот, современные мотивы, стилизованные под старину. Причем барабанщики продемонстрировали зрителям не только высокий профессионализм владения инструментом, но и отличную физическую подготовку. Минут через десять беспрерывной ритмичной барабанной дроби к микрофону подошел лидер группы Икки Хино и начал что-то говорить на ломаном русском. Было это достаточно забавно, особенно когда в конце он подытожил: “Это все, что я знаю по-русски”.

Кроме четко согласованного движения барабанных палочек горячую поддержку собравшихся в зале поклонников японской культуры вызвали мелодии, исполнитель которых находился в позе лотоса, а также шоу с самурайскими плясками, где молодой горячий парень пытался уложить мечом сразу нескольких своих виртуальных врагов. Еще игра на барабанах сопровождалась акробатическими прыжками и боевыми выкриками. Когда красочное шоу уже близилось к завершению, пройдя через весь зал, на сцену вышла очаровательная японская девушка и вызвала бурный восторг зрителей тонким исполнением на японской арфе — кото — композиции “Реве та стогне Днiпр широкий”. Этот инструмент чем-то напоминает наши гусли, только гораздо больше и выше. Растрогавшаяся публика еще минут пятнадцать не хотела отпускать экзотических исполнителей за кулисы и стоя, под бурные аплодисменты, еще раз прослушала несколько полюбившихся барабанных мелодий. Когда же музыканты в десятый раз отбили прощальный поклон, к ним обратилась группа кировоградских журналистов, в том числе и журналист “УЦ”, с просьбой поделиться своими впечатлениями об Украине, а также рассказать о тонкостях игры на барабане. На вопросы ответил лидер коллектива Икки Хино.

— Когда начался ваш тур по Украине и какое мнение о нашей стране у вас сложилось за это время?

— Наши гастроли по украинским городам начались еще в начале ноября. Мы были невероятно рады узнать о том, что нам предстоит поездка в вашу страну. Ведь я и мои коллеги были наслышаны о красоте украинских женщин и хотели в этом убедиться воочию. Кроме того, хотелось попробовать и оценить ваши национальные блюда. Вынужден признаться, у вас действительно очень вкусная кухня, особенно нам полюбились борщ, солянка и пирожки. Но самое большое впечатление на нас, конечно же, произвело то, что сейчас происходит в вашей стране, я имею в виду политическую ситуацию. Мы, когда к вам ехали, даже не подозревали о том, с чем нам придется здесь столкнуться.

— Говорят, что исполняемая вами музыка выполняет не только эстетическую и ритуальную функции, но также предназначена для медитаций. Вы можете это подтвердить?

— Да, действительно. Люди, которые постоянно слушают звуки японских барабанов, практически никогда не болеют.

— В таком случае, предшествуют ли вашим выступлениям какие-то специальные ритуалы?

— Время подготовки к концерту, по традиции, является личным временем каждого музыканта. Я же, например, всякий раз перед выходом на сцену пытаюсь расслабиться и сосредоточиться.

— Среди солистов Taikoshu Ikki одна девушка. Как часто, вообще, ваши женщины играют на барабанах, ведь, сомневаться не приходится, такой труд требует хорошей физической подготовки?

— Первоначально добывать барабанные звуки было исключительно уделом сильного пола, но сейчас все больше этим занимаются и женщины. Скажу даже больше — почему-то чаще всего сделанные из хинного дерева барабанные палочки во время удара ломаются именно в руках хрупких женщин.

— На первый взгляд кажется, что овладеть техникой игры на бой-инструменте весьма несложно — имей только силу в руках. А как в действительности, сколько лет нужно учиться профессиональной игре на барабане?

— Как минимум, 5 лет.

— Насколько сегодня искусство вайдако актуально у себя на родине? И какова особенность восприятия вашего шоу кировоградским зрителем?

— В настоящее время в Японии и некоторых соседних странах игра на барабанах без преувеличения в большой моде, иначе говоря, переживает самый настоящий бум. А кировоградскому зрителю душевное спасибо, приняли нас очень тепло.

Кстати, говорят, что у знаменитых барабанщиков существует хорошая традиция — приезжая в незнакомый город с ночевкой, они выбирают в нем самое энергетически чистое место и там встречают рассвет, сопровождая восход солнца барабанным боем. Интересно, а какое бы место они выбрали у нас?..

Добавить комментарий