Зачем платить больше, или Кому АМКУ «хвост прижал»?

Территориальное отделение Антимонопольного комитета в Кировоградской области достаточно громко «засветилось» в ходе скандала с повышением цены на пассажирские перевозки в областном центре, жестко выступив единым фронтом с «ценовой» инспекцией и прокуратурой. Во многом именно благодаря этому мы и ездим сейчас в общественном транспорте не по гривне семьдесят пять, а по гривне пятьдесят. Хотя и к этой цене вопросов немало. Впрочем, обо всем по порядку. О ходе «маршруточного дела» — а оно все еще идет, и других, не менее значимых для потребителей области антимонопольных расследований, рассказал нашему изданию руководитель областного АМКУ Александр Корнюша.

«Ударим по автопробегу»

Прежде чем говорить о развитии дела, связанного с пассажирскими перевозками в Кировограде, напомним — сразу после тех февральских событий областное отделение АМКУ вынесло решение, которым к ответственности привлечены все субъекты, осуществляющие пассажирские перевозки на территории города Кировограда. Единственным среди них, кто не признал факта допущения нарушений, стала супруга Александра Варванского, значащаяся хозяйкой известного транспортного предприятия «Автолегион». Впрочем, об этом мы уже писали.

По словам Александра Корнюши, именно тогда имели место антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка, пресловутый «картельный сговор».

— Все проведенные нами отработки говорили о том, что оснований для повышения цены на перевозки в режиме маршрутного такси не было. Субъекты хозяйствования подали в исполком необъективные расчеты. Более того, подали их всего 6 предприятий-перевозчиков, а тариф был утвержден для всех, которых в городе полтора десятка. Спрашивается: на каком основании? Понятно, что за всем этим кто-то стоял — осуществлял «кураторство» этого вопроса, было, к слову, и сотрудничество с органами местного самоуправления. К сожалению, структуры исполкома, которые должны были урегулировать вопрос, этого не сделали. Они должны были, в частности, определять пассажиропоток на разных маршрутах, который закладывается в структуру тарифа, но не сделали этого — а ведь протяженность всех маршрутов разная, и людей на них ездит разное количество. Мало того, некая фирма «Дункан аудит» определила, что тариф в 1,75 грн. — обоснованный, хотя потом нам ее представители отчитались, что аудиторская проверка вообще не проводилась. Все это имело вид, мягко говоря, «полупрофессиональный». Кстати, теперешний тариф в 1,50 грн. точно так же ничем не обоснован, — отмечает Корнюша.

Ко всем перевозчикам тогда были применены штрафные санкции — небольшие, по 2-6 тысяч гривен, в зависимости от оборота, учитывая, что они признали факты нарушений и согласились их устранить, поясняет руководитель. По его словам, некоторым комитет даже пошел навстречу, предоставив рассрочку на несколько месяцев.

— Все-таки, мне кажется, всем госорганам — и нам, и инспекции по ценам, и прокуратуре, силовикам — удалось тогда показать им, что такого произвольного, «по желанию», поднятия цен мы не допустим, — говорит Корнюша.

Сегодня же, по его информации, это дело все еще рассматривается в судах, потому что «тот самый» единственный субъект решение АМКУ оспорил. Причем иск «Автолегиона» рассматривается в окружном административном суде, а иск комитета — по поводу взимания штрафа и пени — в хозяйственном. Так что ничего еще не закончено.

Более того, в связи с тем, что Кировоградский исполком утвердил тот тариф, создав условия для нарушения законодательства о защите конкуренции, территориальное отделение АМКУ вынесло решение также и по нему, которое он на сегодня не выполнил. Поэтому судебный иск готовится и против исполкома. К слову, по разным прецедентам комитетом в отношении местных исполкомов на сегодняшний день в целом по области возбуждено еще 8 дел….

Черное золото

Тех жителей Кировоградщины, которые ездят на собственном транспорте, вопросы платы «за проезд» тоже беспокоят. Речь, естественно, о ценах на бензин, с которыми в области тоже «чудят». Поэтому Александру Корнюше есть что рассказать и по этому поводу.

— У нас было возбуждено дело по четырем субъектам хозяйствования: «Лукойл», «Шелл», «Вог» и «Окко» — по так называемым схожим действиям на рынке. С января текущего года начала прослеживаться такая ситуация: в один день или через день цены этими субъектами поднимаются до одного уровня, через месяц — еще раз, и так на протяжении четырех месяцев. Мы возбудили дело, и центральный аппарат АМКУ поручил нам, и не только нам — такая же ситуация наблюдалась во многих регионах, выйти к этим предприятиям с рекомендациями. До 4 июня их обязали снизить цену под угрозой санкций. Все они признали свое поведение неправомерным и цены снизили — незначительно, но снизили. Сейчас у нас в работе есть еще одно схожее дело — в Александрии, по предприятиям «УТН-Восток» и тому же «Окко». Ситуация интересна тем, что две заправки этих фирм находятся в райцентре по соседству, и цены точно так же синхронно поднимались в течение нескольких месяцев. В то же время поставщики нефтепродуктов у предприятий разные, торговые надбавки — тоже разные, а цены — одинаковые. Думаю, на конец августа — начало сентября мы выйдем на завершение этого дела. Еще одно дело — по предприятию «Ятрань», работающему на отрезке трассы Киев-Одесса в Ульяновском районе. С января цены на этой заправке почему-то были значительно выше, чем у других субъектов хозяйствования по соседству, по состоянию на май 2009 — на 60-75 копеек за литр по разным видам топлива. Мы определили, что это предприятие имеет монопольное положение в районе, занимая больше 35% рынка. Сегодня ведем работу с трейдером и надеемся закончить в те же сроки, что и по Александрии, — рассказывает руководитель теротделения АМКУ.

Коммунальные горе-монополисты

Как выяснилось, в поле зрения АМКУ попадают не только разнокалиберные «акулы» бизнеса, но и наши «родные» и нежно любимые ЖЭКи с КРЭПами. Ведь они — монополисты в сфере оказания коммунальных услуг.

— Сейчас в суде рассматривается дело — наши действия оспорил кировоградский КРЭП №3, которому мы в конце марта выставили штраф в размере 8 тысяч гривен, там уже и пеня накопилась примерно в тех же размерах. Причиной для возбуждения этого дела стало обращение группы жителей дома №9 по улице Беляева — по поводу бездеятельности и ненадлежащего выполнения своих обязательств КРЭПом, — рассказывает Корнюша. — По сообщению жильцов, несмотря на их неоднократные обращения в контору с требованиями выполнить профилактический ремонт коммуникаций, кровли, ливневых водостоков, на протяжении 15 лет КРЭПом никаких действий не предпринималось, что привело к приведению дома в аварийное состояние, затоплению подъезда и квартир жильцов. Подвал дома и вовсе постоянно заполнен канализационными стоками. В результате из строя вышли водопроводные коммуникации и сети теплоснабжения. Вместо замены поврежденных труб работники КРЭПа просто… отрезали стояки отопления лестничных площадок. Хотя ремонт и замена сетей, естественно, входят в обязанности предприятия и внесены в утвержденный исполкомом перечень услуг, которые должен оказывать КРЭП. Должен, но не оказывает. Была создана комиссия, вместе с представителем Кировского райисполкома мы выезжали на место, фиксировали все то, о чем сообщали жильцы, представители же коммунального предприятия свою ответственность по-прежнему отрицают. Поэтому и были применены столь суровые санкции.

Кроме того, в местном АМКУ возбуждено дело и по КРЭПу №10 — тоже по жалобе жительницы одного из домов, на этот раз — по улице Пацаева, над квартирой которой предприятие упорно отказывается ремонтировать кровлю. Выяснив, что никаких текущих ремонтов КРЭП действительно не проводит, хотя 10% квартплаты закладывается именно на текущие ремонты кровель, комитет возбудили дело. Более того, на предприятии специалистам АМКУ сообщили, что какой-то ремонт якобы проводился в ноябре прошлого года, но документы с расчетами, поданные в подтверждение этого, почему-то датированы июлем года текущего. Сейчас расследование продолжается.

Хитрые кабельщики

Последнее дело, о котором мы поговорили с начальником кировоградских антимонопольщиков, касается повышения цены на услуги кабельного телевидения, предоставляемые ООО «Трик КАБС», в начале года. Подробнее — в прямой речи Александра Корнюши:

— Произошло повышение цены, мы возбудили дело, по этому делу сегодня набираем доказательную базу. В ходе этой работы мы выявили, что предприятие предоставляет услугу, арендуя многоканальную кабельную сеть, принадлежащую киевскому ООО «Телесвіт», которое существенно повысило стоимость этой аренды, что и легло в основу повышения цены услуг кировоградского предприятия. Но выявили мы также и то, что оба этих предприятия — и киевское, и кировоградское — принадлежат одной и той же кипрской компании, что наталкивает на определенные размышления по поводу отношений арендатора и арендодателя между ними. Причем подобная ситуация с провайдерами кабельного телевидения — не только на Кировоградщине. Дело сейчас находится на личном контроле руководителя АМКУ Александра Мельниченко, который хочет лично проехать по регионам и поучаствовать в принятии решений. У нас разработан план действий, и, думаю, точку в этом деле, имеющем признаки злоупотребления монопольным положением, мы поставим уже к октябрю.

Зачем платить больше, или Кому АМКУ «хвост прижал»?: 2 комментария

  1. "Авто-легион"закон не нарушал.Просто Корнюша отрабатывает гос.заказ перед выборами.И чего в очередной раз жевать эту тему если по этому поводу нет решения суда.

  2. Корнюша,как и многие другие чиновники занимаються популизмом,а соответственно все их действия направленны на развал экономики.Проезд в маршрутках,стоимость топлива на заправках,комуналку и даже кабельщиков он заметил,а беспридел в сети аптек в упор не наблюдает.Что слабо на Хильченко пасть открыть или подобных ему спекулянтов? Впрочем Корнюша человек системы,а систему нужно менять,так что гудбай Корнюша.

Добавить комментарий