С танцем по жизни

24 июля на Хутор «Надия», в родовое имение Тобилевичей, приехала делегация творческого бомонда Украины, чтобы посетить недавно открывшийся здесь музей Украинского хореографического искусства. Среди гостей был и александриец, а ныне руководитель школы народного танца города Губкинский Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа Российской Федерации Александр Гулак. Он привез в подарок музею настенный экран «Самсунг» и домашний кинотеатр, приобретенный за средства от концерта образцового хореографического коллектива «Северное сияние» — детища Александра на далеком Севере.

Тропинку в хореографию Саша Гулак, как и многие другие александрийские девчонки и мальчишки, проложил через танцевальный кружок Дворца пионеров. Руководил им тогда Петр Петрович Афанасьев, о котором и сегодня по-доброму помнят в Александрии. Именно благодаря ему многие дети уверенно переходили со сцены самодеятельной на профессиональную и на всю жизнь связали себя с танцами. Саша Гулак был среди них. После 8 класса он стал студентом местного училища культуры. Именно тогда начинающих хореографов привезли на репетицию в прославленный ансамбль «Ятрань», где Саша впервые увидел его руководителя, Анатолия Кривохижу, и получил от этой встречи заряд на всю жизнь. Он заболел хореографией, и эта болезнь неизлечима до сих пор, хотя со времени его поступления в училище культуры прошло 40 лет.

Дальнейшим после училища рубежом его становления как хореографа явилась служба в Краснознаменном Одесском военном округе, в ансамбле песни и пляски: 2 года он служил в нем артистом балета. А после демобилизации, в 1974 году, возвратился в родной город. Ему доверили народный хореографический ансамбль «Веночек» — и целых 18 лет Александр руководил им, каждые четыре года подтверждая звание «народного». О, это был знаменательный период в жизни «Веночка»: поддерживаемый руководством крупнейшего в городе электромеханического завода, при котором работал и этот, и другие художественные коллективы, хореограф Гулак творил чудеса! Сейчас сложно подсчитать, сколько было поставлено танцев народов Украины, Белоруссии, России, Молдавии, других братских республик. И надо справедливо отметить, что большинство постановок Гулака живы до сих пор, до сих пор срывают аплодисменты благодарной публики, до сих пор являются стержнем творческого репертуара «Веночка». Представители старшего поколения александрийцев помнят, как вихрем врывался на сцену городского театра поставленный им «Гопак» в исполнении 18 пар. И, да простят меня столичные хореографы, исполнительское мастерство «Веночка» было ничуть не хуже «Ятрани» или киевского ансамбля Вирского. В крайнем случае, нам, александрийцам, так тогда казалось.

В работе Гулака всегда прослеживалось желание создать систему. И делал он это одновременно с приобретением костюмов, с постоянным накоплением сценических номеров, работой над новыми программами, воспитанием юных танцоров. Создавая массу образов и номеров, идейным содержанием программ «Веночка» Гулак считал именно украинский народный танец. Саша живо интересовался фольклором, часто посещал концерты ансамбля Вирского, встречался с кумиром и старшим товарищем Анатолием Кривохижей, активно возил свой коллектив на конкурсы и фестивали. Уже через три года «Веночек» стал дипломантом второй премии всесоюзного и первой – республиканского фестиваля, затем — вторым среди заслуженных и народных коллективов, объездил с концертами всю Европу и даже успел заработать валюту. Для тех закрытых времен это было огромным достижением. Вместе с танцорами всегда гастролировали аккомпанирующая группа, народный инструментальный ансамбль «Камертон» и 2-3 вокалиста. Все это позволяло давать полноценную концертную программу, не утомляя зрителя однообразием. В 1987 году Александру Гулаку присвоили звание заслуженного работника культуры.

В 1991-м ему пришлось уехать из города, как говорят, по семейным обстоятельствам. Его пристанью стал город Губкинский Тюменской области. Кстати, за Александром на далекий Север потянулись и до сих пор тянутся лучшие специалисты в области культуры нашего города. Там, в соседнем государстве, с легкой руки Гулака образовалась целая автономия александрийцев, талант и творчество которых, к сожалению, не смогли достойно оценить ни родной город, ни родная Украина. Надо отдать им должное, они хорошо помнят народные традиции, культуру, свои александрийские корни. Александр Гулак всегда норовит подчеркнуть, что его создала Украина, и безгранична к ней его сыновняя любовь.

Приехав 18 лет назад в незнакомый далекий город, он был с радостью встречен руководством Губкинского и в первый же день получил ключи от квартиры и должность руководителя хореографического ансамбля. Вскоре его избрали директором культурно-спортивного комплекса, а затем назначили начальником отдела социального развития нефтегазодобывающего управления. Встав на чиновничью стезю, он даже подумал, что с хореографией покончено. Но не смог долго продержаться. И уже в 1993-м откликнулся на приглашение возглавить танцевальный кружок в одной из школ городка. Правда, пригласивший его директор школы пообещал зарплату, не меньшую чиновничьей. И сдержал свое слово. А Александр со страхом переступил порог обычной школы, чтобы уже через два года «Северное сияние» (так назвали коллектив) вошел в разряд лучших хореографических коллективов России. И опять наравне с ежедневной рутинной работой Александр создает систему хореографического воспитания от самых маленьких до выпускников школы.

В 1999 году решением администрации города на базе его коллектива было создано отдельное структурное подразделение «Школа народного танца», а ансамбль «Северное сияние» удостоен звания «Образцовый». 255 девчонок и мальчишек (кстати, мальчишек гораздо больше) с 6 лет поступают в эту школу. До 6 класса обучение в ней платное, а дальше департамент берет финансирование на себя. Выпускники Школы народного танца получают свидетельство «руководитель хореографического коллектива», что дает им право работать артистами в театрах и ансамблях, руководить танцевальными коллективами или продолжать обучение в ВУЗах страны, минуя училища. Ежегодно воспитанники школы Гулака выступают с концертами на лучших площадках России, участвуют в творческих отчетах в одних концертах с прославленной «Березкой» или ансамблем песни и пляски имени Александрова. В этой же школе балетмейстером работает сын Александра, Андрей, инженером-информатиком — дочь Анна, а младшая дочь Татьяна в этом году поступила в Московский университет культуры на факультет хореографии. Разделила профессию мужа и жена Татьяна: она учит танцам в детском саду самых маленьких губкинцев. За прошедшие годы успел заработать славу в России и сам маэстро: в 2001 году Александр стал заслуженным работником культуры Российской Федерации, «человеком года в области культуры и искусства» в Губкинском, удостоен Почетной грамоты Министерства образования Российской Федерации и Министерства культуры.

Когда три года назад Анатолий Михайлович Кривохижа, народный артист Украины, доцент кафедры хореографии Кировоградского педагогического университета имени Винниченко, инициатор создания в Кировограде музея хореографического искусства, предложил Александру предоставить в музей материалы по его «Северному сиянию», наш земляк счел это за большую честь, выпавшую лишь одному зарубежному коллективу. Вместе с педагогическим и ученическим коллективом школы и ансамбля они не только прислали материалы, но и поддержали единственный в мире музей хореографии материально.

Встрече в музее 24 июля предшествовал выпуск фильма, созданного творческой группой кировоградцев «Перший і єдиний у світі». И снова инициатором этого фильма выступил патриарх хореографии Центральной Украины, все тот же Анатолий Кривохижа, до сих пор с болью переживающий развал и утрату ведущего хореографического коллектива Кировоградщины. Увы, к огромному стыду, область не смогла сохранить «Ятрань». Правда, на Кировоградщине есть немало других творческих коллективов, деятельность которых достойна того, чтобы быть представленными в музее хореографического искусства. Лишь бы хватило мудрости и внутренней культуры власть имущим поддержать их, чтобы выстоять в тяжелом водовороте кризиса…

Добавить комментарий