“Чем хуже, тем лучше, или Нас остановит только лень"

Слова, вынесенные в заголовок этого материала, принадлежат лидеру поклонников мультиспортивных гонок Кировоградщины Сергею Зарубину. Он первым принял участие в этих необычных состязаниях, а затем приобщил к этому занятию своих друзей и коллег. И вот в конце мая в нашей области впервые прошли гонки, от которых захватывает дух, а борьба за победу действительно идет на пределе человеческих сил и возможностей.

Наш рассказ об истории возникновения, развития и сегодняшнем дне самого экстремального из всех видов спорта на планете — приключенческих гонок, или гонок на выживание.

Для начала немного истории. Точную дату появления на свет мультиспорта назвать сложно. Хотя существует версия, что эти гонки придумали рыцари трех качеств — нынешние олимпийцы — триатлонисты, которым хотелось испытать еще более острые ощущения. Впрочем, подобную методику использовали ранее для подготовки подразделений спецназа в разных странах.

Те, кто читал нашумевшее произведение Виктора Суворова “Аквариум”, наверняка вспомнят эпизод, как группа спецназовцев ГРУ в обстановке, максимально приближенной к боевой, в экстремальных условиях должна была выполнить задачу и прийти к указанной точке в строго назначенное время.

Первая спортивная гонка состоялась в 1982 году в Новой Зеландии. Тогда на спор группа триатлонистов, разбив дистанцию на три этапа (бег, гребля, горный велосипед), пересекла весь северный остров Новой Зеландии. Затем об этом развлечении на время забыли. А в 1989 году благодаря инициативе французов — журналиста Жерара Фузиля и горного гида Алена Гемара — в Новой Зеландии родился знаменитый “Рейд Голуаз” — самые престижные и популярные мультиспортивные состязания. В первом старте принимали участие 26 команд со всего мира, и только 16 добрались до финиша.

А теперь предоставим слово нашему герою — Сергею Зарубину:

— В детстве я, как каждый нормальный ребенок, перепробовал себя в различных видах спорта, пока в 1987 году не “заболел” спортивным туризмом. Тогда необычайно популярным было ориентирование, и эта специализация пришлась мне по душе и помогает по сегодняшний день. Конечно, сказывается школа, которую я прошел на Кировоградской станции юных туристов, которая с другим названием и несколько иными целями работает рядом со стадионом “Юность” (бывший “Пионер”) и в настоящий момент.

Что касается непосредственно гонок на выживание, то с ними я познакомился года три назад благодаря энтузиасту и вдохновителю украинского мультиспорта Александру Оливсону. Именно Саша провел в Житомире в 2001 году первую украинскую экстрим-гонку. Если начиналось все 30-километровым кроссом и небольшим туристическим многоборьем, то с каждым годом количество гонок увеличивается, а их сложность и качество повышаются…

Самой непредсказуемой и необычайно трудной остается житомирская гонка, где в поиске контрольных пунктов соревнующиеся в 2003 году не просто ездили на велосипедах, но и по закрепленной между деревьями веревке сползали с двухколесными друзьями на дно оврага и переправлялись с одного склона на другой. А еще были сплав, 2-километровый заплыв и чудеса альпинизма в старой башне. И при этом участники состязаний за трое суток спали всего 2-3 часа (да и то по желанию) и штрафовались за пропущенный или не найденный контрольный пункт.

Помимо Житомира подобные соревнования проводятся еще в Виннице, Киеве, Харькове, Днепропетровске и с этого года — в Кировограде.

— Так получилось, что, приняв участие в паре гонок на выживание, — продолжает свой рассказ Сергей Зарубин, — я втянул в это дело своих товарищей — кировоградца Валерия Геращенко и Сергея Сокура из Светловодска. А они возьми да и выиграй с первой попытки харьковский супермарафон! Но не думайте, что любой неподготовленный человек может спокойно справиться со сложнейшими вело- и пешеходными участками, свободно ориентироваться в водных пещерах и 64 часа находиться в пути, в общей сложности преодолев 370 километров. Наши ребята — великолепные альпинисты, призеры всеукраинских состязаний. Валерий Геращенко к тому же мастер спорта международного класса в “охоте на лис”. И спортивному туризму они посвятили большую часть своей жизни. Да еще не следует забывать, что мультигонки — это командные состязания. И здесь громадную роль играет психологическая совместимость обоих спортсменов. Согласитесь, что, не понимай Валерий и Сергей друг друга с полуслова и не поддерживай они друг друга, им вряд ли удалось бы столь успешно справляться со всеми трудностями на протяжении 64 часов. Ну а поскольку после успеха ребят я был уже не одинок в своих устремлениях, мы решили, что можем провести первую пробу пера и в Кировограде.

Постепенно увлекли этой идеей кировоградских ориентировщиков из клуба “Пеленг”. Кстати, несмотря на все сложности и проблемы переходного периода, спортивное ориентирование и “охота на лис” по-прежнему популярны в нашем городе. Благодаря этому нам удается на базе бывшего ДОСААФ не только готовиться к стартам самим, но и работать с молодым пополнением, которое постоянно вливается в ряды клуба. Благо, тренерскими кадрами мы не обделены.

Если же вернуться к идее проведения экстремальной гонки в Кировограде, то понятно, что на голом энтузиазме и желании подобную махину потащить не удалось бы. Поэтому на подготовку состязаний ушло более месяца. Основную финансовую нагрузку взвалило на себя частное предприятие “Куртаж”, специализирующееся на производстве специальной и форменной одежды для авиационных подразделений, а также туристического и спортивного снаряжения. Директор предприятия (Сергей работает здесь менеджером) Николай Ковалев настолько загорелся этой идеей, что впоследствии и сам испытал свои силы в гонке.

Громадную помощь нам оказало руководство ГЛАУ, предоставившее на время соревнований свою базу в Обозновке. Кстати, на этой базе работает СК “Экстрималь” кафедры спасения ГЛАУ (заведующий А.Куценко), который выставил для участия в гонке сразу две команды. На обозновской базе размещались автомобили, судейская коллегия и вещи участников. Хотя наш спорт настолько демократичен, что, обладая автомобилем “Газель” с крытым тентом, можно проводить старт и в чистом поле. Но надежная крыша над головой (не для участников) все же лучше.

Желающих преодолеть 140 километров с контрольным временем 25 часов мы созывали в основном по Интернету. Опирались и на личные связи, поскольку все новое всегда воспринимается с определенной опаской. В результате принять участие в гонке изъявили 15 команд. Приятно, что к нам приехали гости из Житомира, Харькова, Киева, Белой Церкви. Перед началом соревнований участники прошли обязательный инструктаж и подписали декларацию об ответственности за собственную жизнь.

Подобные меры безопасности предпринимаются не случайно. Это у нас гонка длилась лишь сутки, а, к примеру, на прошлогоднем “Рейде Голуаз” в Киргизии участники были в пути 6 суток. За это время они преодолели 828 километров с общим набором высоты 13000 метров (полтора Эвереста). При этом победители — американцы из команды Montrail — спали всего 11 часов. На этих состязаниях произошла страшная трагедия. Погибла опытнейшая 46-летняя француженка Доминик Робер. Каноэ победительницы “Рейда” в Коста-Рике в начале 90-х на сей раз перевернулось, и мощный горный поток бросил спортсменку на камни. А затем Доминик замыло под коряги у берега. К сожалению, спасатели уже ничем помочь не смогли. Но, несмотря на весь ужас случившегося, большинство команд решило продолжить гонку. Всего же на старт вышло 35 коллективов из 16 стран.

Далее снова рассказывает Сергей Зарубин:

— Итак, в субботу, 22 мая, в 15.00, был дан старт первой кировоградской гонке на выживание. Все без исключения участники первый отрезок в 50 метров для мужчин и 30 для женщин преодолевали вплавь. Температура воды не превышала 16 градусов. Ну а далее, оседлав велосипеды, участники по топографической карте должны были отыскать контрольные пункты и зафиксировать свое присутствие. При этом пропуск простого контрольного пункта наказывался двумя часами штрафа, а неявка на технической пункт и пункт с судьей автоматически добавляла к контрольному времени 4 часа. Преодолев очередной отрезок пути, спортсмены-экстремалы оставляли велосипеды, и их ждало классическое спортивное ориентирование. А впереди еще были трекинг (пешеходный туризм с преодолением препятствий), два сложных подъема — спортивным способом по 20-километровому склону с велосипедом на плече и по вертикально закрепленной веревке, поиск КП на плоту в водоеме и сюрприз в виде “охоты на лис”. И всего лишь один 2-часовой привал, где можно было пополнить запасы еды и питья и обновить снаряжение.

Финишировать лидеры начали с 10 часов утра в воскресенье, а последние счастливчики, кому все же удалось пройти путь до конца, пересекли заветную черту поздно вечером. При этом в контрольное время уложились только три команды: “Хроники-Вересня” (Геращенко-Сокур) — 22 часа 20 мин., житомирский X-Drive (Александр Оливсон и Алексей Титкин) — 24.16, SCOTTREK (Сергей Зарубин и харьковчанин Андрей Литвин) — 24.52. Правда, была близка к успеху и четвертая — киевский “Фарм Ресурс” (Константин Марченко и Григорий Закария). Но незадолго до финиша у одного из спортсменов произошел прокол велокамеры, и времени на ремонт не хватило. Помимо победителей и призеров еще 7 команд преодолели от 66 до 100 процентов дистанции. А пяти коллективам не покорилась и половина нашего, на первый взгляд, не очень сложного пути.

Особого уважения заслуживает команда девушек. Они мужественно сражались, пока хватало сил, и на момент, когда сошли с дистанции, даже занимали третье место. И поэтому “Ци-Фра” (Оксана Цимбал и Инесса Французан) заслуживают самых лестных слов. Но главное, те, кто стартовал впервые, смогли проверить себя и в следующий раз обязательно постараются пройти дистанцию до финиша. Поверьте, мультигонки — это невероятно захватывающая штука.

Нас же на проведение новых состязаний вдохновляет оценка Александра Оливсона, которому понравились динамизм и спортивность наших соревнований. В планах — проведение зимней гонки. А в августе, если обстоятельства сложатся благоприятно, мы проведем еще один старт, в Светловодске. Причем постараемся несколько видоизменить форму, ввести в программу длинное плавание со снаряжением и усилить технически сложные этапы. Верю, что у нас все получится…

Безусловно, многим из нас не понять этих увлечений и фанатично преданных своему хобби людей. Но, согласитесь, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Поэтому остается лишь завидовать тем, кто смог познать возможности собственного организма, и пожелать им удачи.

Добавить комментарий